Изъяснение псалма 14-го.
«Псалом Давиду». поскольку предыдущий псалом предрек спасение живущим во Иерусалиме, и предвозвестил возвращение взятым уже в плен, то в настоящем псалме Пророк кстати предлагает увещание и представляет образ жизни, какую должны вести благопокорные Богу и сподобившиеся такой от Него помощи; располагает же речь свою в виде вопроса и ответа.
Пс.14:1. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
«Господи, кто обитает в жилищи Твоем? и кто вселится во святую гору Твою?» Кто достоин, Владыка, всегда быть при храме Твоем? Каким надлежит ему быть? и в каких занятиях проводить время? Ибо жилищем Божиим Пророк называет храм, а святою горою – Иерусалим; и предложив этот вопрос, получает он ответ:
Пс.14:2. Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем.
Пс.14:3. кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего.
«Ходяй непорочен, и делаяй правду», то есть, таковому должно быть далеким от порока и свободным от всякой укоризны и прилежно упражняться во всякой добродетели; потому что правдою Пророк именует здесь совершенную добродетель, и изсчисляет ея виды:
«Глаголяй истину в сердце своем».
«Иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла». Надобно, чтобы у него не только язык, но и самый ум свободны были от лжи, совершенно далеки от льсти и двоедушия, так чтобы от сего не могло быть никакого вреда ближнему. Соблюдая же строгую последовательность, Пророк упомянул сперва о сердце, потом об языке и за тем уже о самом действии; потому что делу предшествует слово, а слову мысль.
«И поношения не прият на ближния своя». Если иные и впадут в какое-либо бедстие, должно не посмеваться и ругаться над ними, но паче принимать участие в их печали, по апостольскому закону, которым повелевается «плакати с плачущими» (Рим. 12, 15).
Пс.14:4. Тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет.
Пс.14:5. кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
«Уничижен есть пред ним всяк лукавнуяй». Если же кто избрал беззаконую жизнь, да почитает его самым жалким, хотя бы он и во всем успевал, наслаждаясь высочайшим благоденствием. А поскольку Пророк запретил порицать, то весьма кстати, показывая различие между людьми добрыми и худыми, присовокупил и сие:
«Боящыя же ся Господа славит». Справедливо же чествовать и удостоивать всякаго уважения и почести всех тех, которые сами уважают божественное.
«Кленыйся искреннему своему и не отметаяся»:
«сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинных не прият». Клятвы да подтверждает самая действительность, и богатства да не оскверняет лихоимство; один же из видов его есть взимание роста. Кто судит, тот да будет немздоимен, и да произносит приговор не купленный дарами, потому что приятие даров искажает справедливость.
«Творяй сия не подвижится во век». А наградою за сию добродетель то, что человек постоянно пользуется Божественною помощию, живет в изобилии многих благ и ожидает жизни вечной. Сие идет и к нам не менее, как и к древним; потому что, сверх древняго законоположения, прияли мы новое, и сподобились большей благодати.