8. О диаволе и о демонах
О диаволе же и подчиненных ему демонах не утверждаем, по баснословию Маркиона, Кердона и Манеса, что они не сотворены. Ибо если не созданы, то равночестны с Богом всяческих. Если же равночестны, то и равномощны. А если равномощны, то как же говорим, что они наказываются Богом всяческих? И законно ли было бы подлежать наказанию изначала получившим такое естество? А что будут они наказаны, о сем ясно сказал Господь стоящим ошуюю: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25, 41). И сами демоны ясно знают это, почему и вопияли: «что нама и Тебе,... Сыне» Бога Вышняго? «Пришел еси... прежде времене мучити нас» (Мф. 8, 29); и еще: «заклинаю Тя..., не мучи мене» (Мк. 5, 7). Посему вполне дознали мы, что демоны будут мучиться.
Рассмотрим же наконец, справедливо ли подвергнуться мучению приявшим такое естество от Сотворшего? Справедливо ли называться благим творцу злобы? Справедлив ли наказывающий естество, не имеющее сил сделать что-либо доброе, но связанное узами злобы? Напротив того, знаем, что Бог всяческих справедлив и что Он источник правды. Посему не несправедливо будет мучить Ему демонов и вождя их. И знаем, что благой Бог у всех благомыслящих именуется Создателем благих. Поэтому не создал Он такого естества, которое не в силах делать что-либо доброе, но невольно порождает из себя одну злобу. Если же Бог не создавал лукавого естества, потому что, как благой, Он – Творец благих и не станет наказывать несправедливо, потому что справедлив и Законоположник правды, наказывает же диавола и подчиненных ему, то следует, что по произволению лукавы и диавол и полчище его. Как человека благой Бог в начале создал добрым, по собственному же произволению одни принятое ими естество сохранили неповрежденным, а другие уклонились в худшее, растлили в себе божественные черты и из боговидных стали зверонравными, так диавол и полчище демонов, будучи сотворены с прочими бесплотными, не поревновали их преданности к Владыке Богу, но, допустив в себе страсть кичливости и высокомерия, обратились на худшее и ниспали из первоначального своего жребия. И сию мысль подает нам божественный Апостол, законополагая о епископском рукоположении не поставлять новокрещенного, «да не разгордевся в суд впадет диаволь» (1Тим. 3, 6). Ибо сими словами дает разуметь, что диавола довела до падения его кичливость. И пиша к ефесеям, выразил Апостол ту мысль, что диаволу, прежде нежели обратился он в худшее, вверено было смотрение над воздухом. Ибо говорит: «по князю власти воздушныя: духа, иже ныне действует в сынех противления» (Еф. 2, 2). Ниспав же из первоначального чина, диавол служителями у себя имеет прекословящих Богу. И Господь сказал в Священном Евангелии: «видех сатану яко молнию с небесе спадша» (Лк. 10, 18). И в другом месте говорит: «он человекоубийца бе искони и во истине не стоит» (Ин. 8, 44); а сие значит, что, уклонившись от истины, избрал противное истине. И блаженные пророки, Исаия и Иезекииль, делают подобные намеки. Ибо таково значение слов: «выше звезд поставлю престол,... буду подобен Вышнему» (Ис. 14, 13–14); «вселенную обыму яко гнездо, и яко оставленая яица возму» (Ис. 10, 14). И Иезекииль под князем тирским дает разуметь действовавшего посредством него князя отступника; говорит же так: «ты еси печать уподобления, исполнен премудрости, и венец доброты. В сладости рая Божия был еси, всяким камением украсился еси» (Иез. 28, 12–13). Потом, перечислив виды камней, присовокупил: «от него же дне» устроен и с Херувимами помазан ты вселяющимся Богом, «и вчиних тя в горе святей Божии, был еси среде каменей огненных». Ходил «непорочен во днех твоих, от негоже дне создан еси, дóндеже обретошася неправды в тебе. От множества бо обхождения твоего наполнил еси сокровища твоя беззакония, и согрешил еси, и уязвлен еси от горы Божия: и сведе тя Херувим осеняяй от среды камыков огненных. Вознесеся сердце твое в доброте твоей, истле хитрость твоя с добротою твоею: множества ради грехов твоих на землю повергох тя, пред цари дах тя во обличение. Множества ради беззаконий твоих, и неправд купли твоея», осквернил святыню твою, «и изведу огнь от среды твоея, сей снесть тя» (Иез. 28, 14–18). Сие пророческое слово показывает нам, что диавол в начале был добрым, но произвольно допустил в себе наклонность к худшему и злоухищрениями увеличил в себе лукавство. «Обхождением» же и «куплею» Пророк назвал лукавые замыслы. Его-то Бог обличил, обнаружив его бессилие, и повелел покорить его тем, которые прежде кланялись ему, потому что Господне это слово: «се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк. 10, 19). Но можно найти весьма много и других мест, из которых нетрудно дознать, что диавол, будучи создан добрым, произвольно уклонился в лукавство. Да и то мучение, каким угрожает ему Бог, достаточно доказывает самопроизвольность его злобы, потому что правдивому Богу несвойственно наказывать ставшего лукавым по необходимости.