«Сокращенное изложение Божественных догматов» является 5-й книгой сочинения блж. Феодорита Кирского «Краткое изложение еретических вымыслов», написанного около 453 г. Блж. Феодорит пытается систематически изложить христианскую догматику и предлагает сопоставить православное учение с еретическими заблуждениями, которые он привел в предыдущих 4-х книгах.
Трактат состоит из 29 глав. Первые главы посвящены триадологии. В главе 1 излагается учение о Боге. В главах 2-3 блж. Феодорит отстаивает равенство и совечность Сына и Святого Духа Отцу.
В главах 4-9 говорится о творении, духовных сущностях и антропологии. Все создано Пресвятой Троицей, а не является результатом взаимодействия эонов, чему учили гностики. Сотворенные Богом разумные существа подразделяются на 2 вида: бестелесные духи (ангелы и демоны) и человек. Природа человека имеет 2 составляющие: бессмертную душу и тело, составленное из 4 элементов. Блж. Феодорит отвергает учение о предсуществовании и переселении душ.
В главе 10 речь идет о Божественном Промысле. Автор критикует учение, что Бог не промышляет о Своем творении, что Промысл Божий ограничен подлунной сферой.
Главы 11-15 посвящены христологии и сотериологии. Блж. Феодорит обличает ереси манихеев, гностиков, ариан и др. Он подчеркивает, что Церковь Одного и Того же именует Сыном, Единородным, Логосом и Иисусом Христом, прилагая последнее именование к Господу после вочеловечения, а прочие - и до, и после него.
В главах 16-17 говорится о благости и праведности Божией, о единстве двух Заветов. Блж. Феодорит критикует 2 основных заблуждения Маркиона: противопоставления справедливого Демиурга и благого Бога и отрицания того, что Ветхий и Новый Заветы восходят к Одному и Тому же Законодателю.
В главе 18 речь идет о крещении, которое не только дарует оставление прежних грехов, но и дает верным образ будущего воскресения, приобщение к страданиям Христа и причастие Его Воскресению (гл. 18).
В главах 19-23 речь идет об эсхатологии. Бессмертная душа не воскресает, а возвращается в тело. Второму Пришествию Христа будет предшествовать явление антихриста. Каждый человек получит по справедливости либо награду, либо наказание. Царство праведников будет не земным и ограниченным во времени, как учат сторонники хилиазма, а вечным и нетленным (главы 19-23).
Главы 24-29 посвящены вопросам нравственности и изложению православного учения о браке.
19. О Воскресении
Так, совершая таинство крещения, приемлем упование воскресения, ожидаем же воскресения тел. Сие дает видеть самое наименование. Ибо воскресение (άνάστασις) есть восстановление в прежнее состояние; тело же истлевает, разрушается и превращается в прах. Сказано: «изыдет дух его, и возвратится в землю свою» (Пс. 145, 4); и еще: «отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся» (Пс. 103, 29). И сам Творец изрек Адаму: «яко земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). Посему приведение тела в прежний состав справедливо называется воскресением, потому что бессмертная душа не воскресает при сем, а возвращается в тело.
А Маркион, Кердон, Манес и все, не допускавшие воскресения тела, отрицали вовсе будущую жизнь, как нечто невозможное. Они думали, что Бог не может созидать без готового вещества; и еще менее возможным для Него признавали привести опять в первоначальный вид [то], что однажды разрушилось, обратилось в мелкий прах и с продолжением времени утратилось.
Однако же и они говорят, что Бог, взяв из земли одну глыбу, создал человека. Надлежало же понять, что как тогда Бог всяческих оную глыбу удобно превратил в тело, сделал из нее многие и различные части тела, так не трудно Богу из малых сих останков уготовать сущность тела. Ибо и ныне видим, по образу древнего созидания, совершающимся сие в матерней утробе, где из малого вещества семени происходят кости, перепонки, нервы, биющиеся и кровоносные жилы, кожа, тук, плоть и все прочее, из чего состоит тело; потому что Божию уставу следует природа и, подобно некоему ваятелю, созидает одушевленный истукан; малость вещества, теснота места, окружающая тьма не препятствуют сему созиданию. Посему крайнее неразумие – не верить видимому, и особливо, когда обещает Бог.
Сам Христос сказал, что «сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Ин. 5, 28–29). Но никто из здравомыслящих не скажет, что в гробах живут души; напротив того, в них лежат тела. И вразумляя Саддукеев, не приемлющих учения о воскресении, Господь сказал следующее: «о воскресении мертвых несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль». И присовокупил: «несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых» (Мф. 22, 31–32). И Марфе сказал: «воскреснет брат твой» (Ин. 11, 23). Она же, наученная сему ветхозаветным писанием, отвечала: «вем, яко воскреснет» брат мой «в воскрешение в последний день» (Ин. 11,24). Потом, продолжая речь, Господь сказал: «Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет» (Ин. 11,25). Посему, как тогда, сказав: «востанет брат твой», не одну Лазареву душу воскресил, но душу возвратил, воскресил же тело смердящее и разрушающееся, так, обещав общее воскресение, распавшиеся тела, и снова приведенные в их состав, возвратит душам, соделав свободными от смерти и тления. И сему ясно научает божественный Апостол: «подобает бо тленному сему облещися в нетление» (1Кор. 15, 53) и еще: «пожерто будет мертвенное животом» (2Кор. 5, 4); и также: «сеется в тление, востает в нетлении: сеется в немощи, востает в силе: сеется не в честь, востает в славе: сеется тело душевное, востает тело духовное» (1Кор. 15, 42–44); и еще: «вострубит бо, и мертвии востанут нетлении» (1Кор. 15, 52).
Апостол представил и возражение неверующих: «но речет некто: како востанут мертвии? коим же телом приидут?» (1Кор. 15, 35) И прежде всего назвал их безумными, потому что образ воскресения видят в семенах и сим не приводятся к заключению о воскресении тел. Ибо сказал: «безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих» (1Кор. 15, 36–37). Посмотри, говорит, на то, что совершается ежедневно: борозды ничем не отличаются от гробов, потому что в них, как в гробах, погребаются семена; но Зиждитель всяческих, ниспосылая дождь, устрояет, что производят они корень, листы, стебель, ости, колосья, и когда землевладельцы ничего более не делают, как только погребают семена, определение все Соорудившего совершает прочее. Ибо сие сказал и божественный Апостол: «Бог же дает ему тело, якоже восхощет» (1Кор. 15,38). И чтобы не подумал кто, будто бы созидается иное тело, Апостол по необходимости присовокупил: «и коемуждо семени свое тело».
И пиша к филиппийцам, взывает он: «наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» (Флп. 3, 20–21). Преображением же назвал не изменение в иной вид, но преложение из тления в нетление. И утешая фессалоникиан, которые крайне скорбели об умерших, предложил им учение о воскресении. Ибо говорит: «не хощу вас, братие, не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако Бог и умершия в Иисусе приведет с Ним» (1Сол. 4:13–14). И чтобы не подумал кто, будто бы говорит сие от себя собственными словами, присовокупил: «сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших» (1Сол.4:15). Можно же найти тысячи и других о сем свидетельств, ясно проповедующих воскресение. И Иерусалимлянам, обвиняемый в преступлении закона, Апостол взывает: «о воскресении мертвых аз суд приемлю днесь» (Деян. 24, 21). И что говорю об Апостолах, приявших от Господа яснейшее учение о воскресении? И богомудрые Пророки жили в сем же уповании. Ибо слышим, как божественный Давид глаголет к Богу: «отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103, 29–30). Слышим же, и богомудрый Исаия взывает: «воскреснут мертвии и востанут иже во гробех» (Ис. 26, 19); а треблаженный Иезекииль говорил, что видел он самый образ воскресения. Ибо, имея пред очами множество костей, получил повеление приказать им произвести плоти, жилы и кожи. "И бысть, – говорит, – внегда ми пророчествовати, и се трус, и совокупляхуся кости, кость к кости каяждо к составу своему: и видех, и се быша им жилы, и плоть растяше, и восхождаше на них, и протяжеся им кожа верху» (Иез. 37, 7–8). Потом извещает, как, получив повеление, отвсюду собирались духи и как, по соединении их с костями, начертался образ будущего воскресения. Если и до пришествия Спасителева предсказали о сем Пророки, то какое наказание справедливо потерпеть тем, которые по Воскресении Спасителя, после апостольской проповеди не веруют учению о воскресении?
