Послание 275(463). Чаду Клидонию
Только сейчас я нашел время ответить тебе, чадо возлюбленное. Я рад, что ты здоров. Но мне не нравится, что ты уединился, хотя это и произошло не по твоей воле, а потому, что брат Нил задержан. Пожалуйста, постарайся сблизиться с одним из братьев и, по возможности, с рассудительным. Ты знаешь, что каждому угрожает враг, и поэтому требуется душевная безопасность. Как это тебе пришло в голову отправиться к авве Леонтию? Хорошо было бы, если бы ты заранее узнал, что он огражден от ереси. Этому и я был бы рад, как раньше советовал блаженному Феодулу. А так как он примкнул к еретикам, дав подписку и приняв общение, почему и отступил от него тот блаженный, то твое отшествие к нему означало только то, что ты уподобился ему и погубил все: и послушание, и исповедание Христово.
Стой же, чадо мое, в обладании истиной. Не переходи с места на место беспорядочно, без нужды. Конечно, Бог, Сказавший: «не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Нав.1:5), – не презрит тебя, если ты будешь ходить в чистоте сердца, будет покрывать тебя, питать и всячески промышлять о тебе.
Однако теперь – время печали, и нужно быть терпеливым. Блаженны изгнанные ради Христа. Пусть это тебя радует и облегчает твои страдания. А брат твой по плоти, будучи сам плотью, желает, чтобы и ты стал плотью. Зачем пишешь мне о таких вещах? Взирай на подвизающихся братьев твоих по духу и стремись подражать им, чтобы стать венценосцем. Бог да сохранит тебя, чадо мое. Молись и обо мне, грешном.