Послание 142(330). К Григорию сыну
Возлюбленный сын и единодушный брат, настало время писать тебе отдельно, так как за имя Христово ты заключен в одиночную тюрьму. Что может быть лучше, блаженнее страдания за Христа, за святую Его икону, за Богородицу, за каждого из святых, образы которых неотделимы от первообразов? Брат мой, ты поистине удостоился великих дарований. Епископы пали, игумены поскользнулись, а ты, будучи еще послушником, присужден к заключению за истину наравне с избранными иерархами и учителями! Радуйся, ибо никто из простых монахов не прославился в такой степени, кроме твоих братьев по общежитию. Новым исповеданием прославь Бога, призвавшего тебя к общению в страданиях Его.
От нас отпали жалкие Орест и Афрат. Да они и не принадлежали к нашим, в противном случае, остались бы с нами. Не поверхностна ли вера во Христа того, чья прежняя жизнь не внушала надежд на послушание? Я даже удивляюсь тому, что они оказали хотя малое сопротивление.
А ты, чадо мое, укрепляйся в силе твоей веры, мужественно перенося настоящее бедствие, изо дня в день ожидая Бога, «спасающего» тебя «от малодушия и от бури» (Пс.59:9), ибо «близок Господь ко всем призывающим Его» (Пс.144:18). Из любви к Богу будь готов и к дальнейшим испытаниям.
Молись обо мне, грешном, чтобы мне спастись о Господе. Приветствует тебя брат Николай. Благодать Господа да будет с тобою, увенчанный брат.