Поучение 4956. В первую неделю Православия. О том, чтобы сверх силы не подвизаться в Божественных подвигах, и чтобы питать душу духовными созерцаниями57.
Братия и Отцы! Как всякое доброе дело сначала бывает тяжело, так и начало Св. Четыредесятницы принесло нам некоторое отягощение, по причине перемены пищи и церковных служб. Но с течением времени, от навыка это дело, при помощи Божией, сделается для нас легким, как и Божественное Писание говорит: «всяко... наказание в настоящее время... приносит печаль, последи же воздает и плод правды и мира» (Евр. 12, 11). Так и теперь труд кажется для нас тяжелым, но труд идет и проходит; после же, когда узнаем, какую пользу душе нашей доставило воздержание, мы исполнимся великой радости. И так как мы, при помощи и благодати Божией, сподобились провести одну неделю поста, то приложим еще больше усердия и тщательности и об остальном времени четыредесятницы, зная, что усердие подает силу душе и телу, тяжелое делает легким и неудобное удобным; как напротив леность и нерадение легкое делает тяжелым, и удобное неудобным. Впрочем в деле подвижничества и трудах будем иметь меру и рассуждение, чтобы сохранять и телесное здоровье. Ибо какая польза сначала подвизаться выше своих сил, потом понемногу утомляясь, оставлять свой подвиг? Посему и отцы сказали, что лучше малое и всегдашнее, нежели многое и маловременное. Таковы должны быть и наши по Богу труды и подвиги. Но так как день долготою своею наводит на человека тягость и малодушие, то будем проводить дневное время, содержа в уме и мыслях помышления и размышления духовные, чем питается и утешается душа, и не дадим уму нашему заниматься мирскими делами, которые все исполнены смущения и горечи; но будем размышлять о Божественном, в котором заключается сладость и веселие.
Пусть ум наш, братия, всегда пребывает в Боге, в небесных созерцаниях, в райских красотах, в вечных обителях, в ангельских чинах, в оном пребывании. Будем размышлять о том, где теперь находятся души праведников, и где грешников; каков будет страх и трепет, когда настанет оное второе пришествие Христово, в которое, по словам Божественного Писания, «небеса сии с шумом и воплем великим мимо идут, четыре стихии... разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят» (2Петр. 3, 10); и море сие иссохнет от великого и страшного оного пламени; как потом каждая душа опять соединится сь своим телом, с которым жила в мире сем, и какое множество тогда будет людей, бывших от Адама до конца мира. И еще, как страшно будет прославленное лице Господа, и просияет как семь солнц, и прольет лучи обильнее солнечных; и какой услышим от Него глас, кроткий, сладчайший оный и радостный: «приидите, благословеннии Отца Моего, – или страшный оный: отыдите от Мене, проклятии» (Мф.25, 34, 41). После же всего каков будет оный конец, когда праведники с великою честию и славою будут призваны в небесное царство, а грешники окаянные с великим бесчестием и горестию будут посланы в вечную казнь и муку.
Вот о чем братия, нам должно иметь заботу и попечение, и вот о чем должно размышлять нам, как странникам в мире сем, – ибо жительство наше на небеси, – и удаленным от плотских и миролюбивых людей. От этих благих размышлений происходят слезы и просвещение души, и с того времени человек проводит жизнь в мире и без смущения, имея духовную радость и упование на получение будущих и небесных благ, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
* * *
См. Патрол. том. 99-й, стр. 584.
В слав. духовными видении.