Азбука веры Православная библиотека протоиерей Феодор Титов Научные труды протоиерея Феодора Ивановича Титова в сербских богословских журналах
В. Пузович

Научные труды протоиерея Феодора Ивановича Титова в сербских богословских журналах

Источник

Работа посвящена научным трудам протоиерея Федора Ивановича Титова, которые были опубликованы в сербских богословских журналах в период с 1920 по 1935 гг. Сделан анализ его произведений, посвященных истории Русской и Сербской Православных Церквей. В приложении дается библиография трудов прот. Ф.И. Титова в упомянутый период.

Содержание

Научные труды протоиерея Феодора Ивановича Титова в сербских богословских журналах Приложение 1. Библиография трудов доктора протоиерея Феодора Ивановича Титова, опубликованных в сербских журналах Приложение 2. Труды о протоиерее Феодоре Ивановиче Титове в сербских журналах  

 

Научные труды протоиерея Феодора Ивановича Титова в сербских богословских журналах

Научные труды выдающегося русского историка Церкви протоиерея Федора Ивановича Титова1, многолетнего преподавателя Киевской духовной академии и Православного богословского факультета белградского университета, которые были опубликованы в сербских богословских журналах в 20-е и 30-е гг. XX в., до сих пор не были предметом подробного анализа2.

После прибытия из Киева в Белград (1920) и вплоть до своей кончины (1935) профессор Титов опубликовал 30 научных работ и более 50 отзывов и рецензий в журналах, сделав значительный вклад в развитие сербского богословия. Он сотрудничал на постоянной основе с научным журналом белградского Православного богословского факультета «Богословље» (1 объемная работа и 25 отзывов и рецензий), с журналом студентов того же факультета «Светосавље» (6 работ) и с официальным печатным органом Нишской епархии «Преглед Цркве Епархије Нишке» (13 работ и 27 отзывов и рецензий). Кроме того, профессор Титов сотрудничал и с официальным печатным органом Сербского Патриархата «Гласник Српске православне патријаршије», с официальным печатным органом сербского Священнического союза «Весник Српске Цркве», с официальным печатным органом Добробоснийской Епархии «Нови источник»3.

Темы, на которые профессор Титов писал в сербских богословских журналах, можно отнести к нескольким областям богословской науки. Продолжая начатые еще в Киеве исследования по истории Церкви, он публикует несколько работ по данной тематике. Эти работы можно разделить на две группы. В первую из них входят исследования, посвященные новой истории Русской Церкви. Их он печатал в течение начального периода своей эмиграции. По большей части данные работы имели своей целью ознакомить сербскую научную и более широкую общественность с положением Русской Церкви в канун революционного переворота и в первые годы большевистской власти. Работы, относящиеся ко второй группе, посвящены истории Сербской Церкви. Титов интересовался ею будучи еще преподавателем Киевской духовной академии, но тогда вопросы истории Сербской Церкви по своей значимости были, так сказать, вопросами второго плана по отношению к главному интересу Титова – истории Церкви Русской4. На сербской территории история Сербской Церкви становится в центре его научных интересов. Отдельной группой стоят работы Титова, написанные в начале 30-х гг. и касающиеся святителя Саввы Сербского.

Профессор Титов также касался в своих работах других богословских дисциплин, преимущественно догматического богословия и библеистики5. Он постоянно писал рецензии и отчеты на работы сербских и зарубежных авторов, способствуя, таким образом, сербской научной общественности в ознакомлении с актуальными тенденциями в богословии. Некоторые его рецензии перепечатывались в других журналах6.

В данной работе мы представим работы Ф.И. Титова по истории Церкви. Первую группу составляют четыре работы, напечатанные в журналах «Гласник Српске православне патријаршије» и «Весник Српске Цркве», в которых он представил положение Русской Церкви накануне октябрьского переворота, а также и сложившуюся в Советской России ситуацию. Это следующие работы: «Руска Православна Црква пред револуцијом и за време револуције»7, «Пређашња и садашња руска патријаршија»8, «Савремени исповедник Православља»9 и «Савремено стање Руске Православне Цркве»10.

В упомянутых работах профессор Титов говорит о ключевых моментах церковной жизни в синодальный период русской церковной истории: об устройстве Церкви и Святейшего Правительствующего Cинода, оберпрокурорской власти в Церкви, обстановке в русском клире, священстве и монашестве, организации и ситуации в русских духовных академиях, отношении простого народа к Церкви и жизни приходов, а также об отношении русской интеллигенции к Церкви. Он очень подробно пишет о положении Церкви при советской власти, подкрепляя сказанное подлинным документальным материалом. В одном месте он подчеркивает: «Что до меня, я попытаюсь, исходя из обширного и разнообразного материала, собранного мною в течение нескольких лет и критически проработанного и тщательно изученного, изобразить как можно более реальную картину актуального и весьма сложного, чрезвычайного и запутанного положения Русской Православной Церкви. Чтобы быть объективным, я всюду буду приводить документальные факты, ссылаться чаще всего на всем известные произведения русской литературы и приводить слова авторитетных деятелей русской Церкви»11.

Одной из основополагающих установок, выдвигаемых профессором Титовым в данных работах, является установка об ответственности русского дореволюционного епископата за положение, в котором Русская Церковь оказалась в начале 20-х гг. ХХ в. Чрезмерное низкопоклонство епископата по отношению к официальным оказалась, как и недостаток заботы о церковных интересах, являются источником трагедии Русской Церкви. Мы здесь процитируем его мысли, высказанные в статье «Савремено стање Руске Православне Цркве»: «Самая характерная черта обстановки в России накануне мировой войны и революции 1917 года – это чрезмерная зависимость церкви, вернее, руководства церкви, от государства, вернее, от государственной администрации»12.

Профессор Титов, критикуя дореволюционный епископат Русской Церкви, старается не упоминать имена архиереев, но во многих местах можно догадаться, что, во-первых, он имеет в виду митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого), который в эмиграции был председателем Архиерейского синода Русской Заграничной Церкви. В работе «Руска Православна Црква пред револуцијом и за време револуције», говоря о недостаточном внимании архиереев по отношению к монастырям и монахам, Титов подчеркивает, что славная Киевско-Печерская лавра, которая когда-то была «центром всей жизни Древней Руси, за последнее время превратилась всего-навсего во дворец одного из архиерев, у которого в том же Киеве, помимо кафедрального собора, был еще один дворец, более значительный и богатый, который обычно пустовал. Несчастная Россия, несчастная Русская Православная Церковь»13. В другом месте, изображая давление, которое архиереи оказывали на преподавателей русских духовных академий в течение сложного первого десятилетия XX в., Титов пишет об известной ревизии всех русских духовных академий, проведенной в 1908 г., после которой был составлен «стыдный и обидный отчет ревизора-архиерея об академиях (особенно о Киевской, которая на отчет ревизора сразу же ответила книгой под заглавием “Правда о Киевской академии”), и их преподавателях, в результате чего даже последовали и отставки самых свободомыслящих преподавателей»14. Здесь очень важным является тот факт, что ревизором в Киевскую академию был назначен именно архиепископ Антоний (Храповицкий).

В статье «Савремени исповедник Православља», приуроченной к первой годовщине смерти русского патриарха Тихона, профессор Титов сохраняет свое критическое отношение к митрополиту Антонию (здесь он тоже не упоминает его имени), но теперь он критикует и других архиереев Русской Заграничной Церкви. Недвусмысленные намеки на митрополита Антония читаются в той части статьи, в которой Титов пишет об избрании Тихона патриархом на Поместном соборе в 1917 г.: «Великая милость Божья оказана сформировавшемуся русскому патриархату избранием патриархом московского митрополита и председателя всерусского церковного собора Тихона, и то не большинством голосов человеческих, часто необъективных, партизанских, обдуманных, а голосом одного Господа Бога»15. Титов считает, что эмигрировавшие русские архиереи своей деятельностью отягощали положение патриарха Тихона в России. В связи с этим он пишет: «Они на своих собраниях, называемых ими совсем неоправданно “соборами”, временами принимали совсем политические решения. Но дело не только в этом, а в том, что они свои политические решения принимали и публиковали якобы “по благословению святейшего патриарха Тихона”. Помимо этого, они свои решения и просьбы, целенаправленные против большевистской власти, отправляли разным заграничным учреждениям и отдельным личностям, также с надписью “по благословению святейшего патриарха Тихона”»16. Весь труд И.Ф. Титова о патриархе Тихоне отличается критичным отношением к русскому клиру в эмиграции, который, с его точки зрения, не был в состоянии следовать патриарху-исповеднику.

Статьи профессора Титова рассматривались русским заграничным церковным управлением во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). А именно, обсуждались статьи, опубликованные в журнале «Гласник Српске православне патријаршије». Несмотря на открытое неодобрение статей Титова со стороны отдельных членов вышеупомянутого управления, было принято решение публично не реагировать, так как статьи эти были опубликованы в официальном печатном органе Сербской Церкви и любая реакция могла быть воспринята как вмешательство в редакторскую политику издательства Церкви, приютившей эмигрировавших русских архиереев17. Видно, что разногласия между митрополитом Антонием и профессором Титовым, существовавшие еще в России, остались актуальными и в эмиграции.

В упомянутых статьях Титов публикует многочисленные факты того времени, из которых мы здесь выделим один. В статье «Савремени исповедник Православља» говорится о визите первого декана Православного богословского факультета в Белграде Стевы Димитриевича (кстати, воспитанника Киевской духовной академии и ученика Федора Титова) к патриарху Тихону в Москву, в 1924 г. Вот как об этом пишет Титов: «В то же самое время к патриарху Тихону приехал один сербский профессор. Он собственными глазами, испытывая волнение в душе, удостоверился, какой прискорбной и бедной жизнью живет русский патриарх». За этими словами следует несколько предложений, в которых словами упомянутого профессора передается мнение патриарха относительно отдельных вопросов из церковной жизни18.

В трудах, составляющих вторую нами выделенную группу и касающихся вопросов истории Церкви, профессор Титов пишет на темы из истории Сербской Церкви. Особой тематической подгруппой в рамках данного круга работ стоят те, которые посвящены святому Савве Сербскому19. Время написания данных работ совпало с периодом усиленного внимания сербской науки ко временам жизни первого сербского архиепископа, в результате чего в свет вышел ряд научных статей, с разных точек зрения освещающих данный период и роль святого Саввы. Помимо этих святосаввских трудов, очень важным является следующий факт: в межвоенный период идеал святосаввия имел особую значимость для борьбы Сербской Церкви за сохранение духовных ценностей сербского народа перед лицом быстрого развития атеистическо-материалистических идей. Именно в этот период появляется само слово святосаввие, которое должно было отразить многовековой опыт народа и восприятие веры христианской, а также стать своеобразным паролем в защите от набирающих обороты антихристианских тенденций. В свет начал выходить целый ряд богословских журналов, важную часть которых составляли работы на святосввскую тему. Именно в этих журналах профессор Титов и публиковал свои работы, внося таким образом свою лепту и помогая Сербской Церкви и ее богословам приблизить святосаввский идеал к как можно большему числу людей. Здесь мы укажем на некоторые самые важные моменты в этих работах профессора Титова.

Понятие святосаввие И.Ф. Титов определяет как «единое sui generis в истории христианства духовное христианско-общественное движение, ... зиждущееся на образе жизни и деятельности сербского святого и просветителя Саввы Неманича». Суть святосаввия – «это величественное проявление животворящего духа и деятельности православного христианства»20. В святосаввии Титов выделяет следующие идеалы: самоотверженность во имя Христово, путь христианского самосовершенствования, проявление христианской любви, воплощение истинного православного иночества, духовное всеславянство, всеправославие, всехристианство, краеугольный камень Сербской Церкви, государства и культуры, а также и принцип устройства современного единого Сербского патриархата21. Для Титова cвятой Савва и есть живой образец для сербской молодежи, находящейся под угрозой усвоения антихристианских идей22. Для Титова cвятой Савва – всеобщий учитель веры, истинный патриот, учитель Православия, всеславянский учитель, всеправославный учитель и святой, идеальная личность вселенской значимости, учредитель сербского монашества и исторического сербского православного пастырства.

Характерной чертой святосаввских статей профессора Титова является утверждение всеславянской значимости святого Саввы и сопряжение святого Саввы с идеей славянофильства. Титов пишет, что св. Савва был «настоящий сторонник идеи славянства»23. К выводу о славянофильстве24 святого Саввы ученый приходит на основании некоторых фактов из жизнеописания святого. Титов указывает на то, что на Афоне святой Савва совершал богослужения на славянском языке, что он был очень привязан к русским монахам из Свято-Пантелеимонова монастыря, поддерживал тесные связи и с болгарами. Как особую заслугу святого Саввы в установлении всеславянских связей Титов выделяет написание им славянского Законоправила, положившего начало устройству Сербской, Болгарской и Русской Церквей25. С другой стороны, очень интересным кажется наблюдение Титова, что именно славянская идея была причиной ухода с кафедры некоторых греческих архиереев во время формирования самостоятельной Сербской Церкви26.

Следующая особенность, отличающая труды профессора Титова по святосаввской тематике, – это попытка привести в смысловую связь тему святосаввия и актуальные церковные и общественно-политические процессы в Королевстве Югославия. Титов затрагивает вопрос взаимоотношений между Православной и Римско-Католической Церквами в Королевстве на фоне идеи святосаввия. Толчком к этому были все более и более напряженные отношения между данными Церквами, кульминацией которых стал запрет со стороны Римско-Католической Церкви на участие верующих принимать участие в торжествах, приуроченных к году святого Саввы Сербского (1935). Титов подчеркивает, что данный запрет «вполне противоречит хорошей хорватско-католической церковной традиции»27. В качестве контрпримеров Титов приводит поступки двух римокатолических монахов, которые жили в Далмации в XVII и XVIII вв. Речь идет о переводе Жития святого Савы на латинский язык, автором которого является Иван Томко Мрнявич, и о святосаввских стихах Андрии Качича Миошича28. Титов особо выделяет, что в жизни святого Саввы нельзя заметить антиримокатолических настроений, и делает следующий вывод: «Римско-Католическая Церковь, не только хорватская, а в целостности своей, должна была бы прославлять святого Савву, как это она в прежние времена делала, не только как своего святого, а еще по той важной причине, что святой Савва в католиках, которые жили в одно с ним время, видел в первую очередь друзей, а не противников, с которыми ему надо бороться»29.

И.Ф. Титов был склонен поставить идею святосаввия на службу актуальной власти в Королевстве Югославия. Примером тому может служить панегирик королю Александру I Карагеорговичу, написанный к годовщине покушения в Марселе. В этом панегирике Титов сравнивает первого югославского короля с первым сербским архиепископом30. Панегирик переисполнен романтического восторга, в нем подчеркивается, что святой Савва и король Александр – «два великих представителя истинного Православия»31, что король «довел до конца спасительную идею Св. Саввы»32, что они вдвоем являются «самыми самоотверженными сербскими патриотами»33.

Научные труды протоиерея Федора Ивановича Титова, опубликованные в сербских богословских журналах, обогатили сербскую богословскую науку. Для сербской богословской общественности особо важными являются те его труды, в которых Титов указал на причины сложной ситуации в Русской Церкви. Исходя из своего личного опыта, а также и имеющихся при нем многочисленных документов, профессор Титов ознакомил сербскую научную общественность с ситуацией, сложившейся в Русской Церкви в синодальный период и в первые годы большевистской власти. Эти труды, вместе с трудами о святом Савве Сербском, представляют собой ядро белградской научной деятельности профессора Титова, который был связующим звеном между Киевской духовной академией и белградским Православным богословским факультетом, а также и между русской и сербской церковно-историческими науками.

Приложение 1. Библиография трудов доктора протоиерея Феодора Ивановича Титова, опубликованных в сербских журналах

1) Научные труды

1. Руска Православна Црква пред револуцијом и за време револуције // Гласник Српске православне патријаршије. 1920. № 2. С. 26–28; № 3. С. 43– 45; № 4. С. 57–58; № 5. С. 76–77; № 6. С. 93–94; № 7. С. 108–110; № 8. С. 126–127; № 9. С. 137–138; № 10. С. 154–156; № 11. С. 167–169; № 12. С. 188–189; 1921. № 13. С. 202–205; № 14. С. 220–223; № 15. С. 239–241; № 16. С. 259–261; № 17. С. 279–280; № 18. С. 294–296; № 19. С. 313–315; № 20. С. 330–331; № 21. С. 347–349; № 22. С. 370–371; № 23. С. 391–392; № 24. С. 419–421; 1922. № 1–2. С. 11–13.

2. Пређашња и садашња руска патријаршија // Гласник Српске православне патријаршије. 1920. № 8. С. 124–126; № 9. С. 137–139; № 10. С. 157–158; № 11. С. 170–172; № 12. С. 185–187.

3. Одбациге лаж, и говорите истину сваки са својим ближњим // Весник, недељни црквенополитички лист. 1922. № 4. С. 4–5.

4. Пут ка Богу и јединству хришћанског света // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1925. № 1. С. 8–16.

5. Слободно зидарство – франк-масонство // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1925. № 2. С. 1–7.

6. Савремено стање Руске Православне Цркве // Весник Српске Цркве. 1926. № 7–8. С. 478–501.

7. Савремени исповедник православља-патријарх Тихон // Весник Српске Цркве. 1926. № 4. С. 253–259; № 5. С. 328–334; № 6. С. 386–398.

8. Православна васељенска црква и вера // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1926. № 7–8. С. 250–262.

9. По манастирима нишке епархије // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1926. № 10–11. С. 384–392; 1927. № 4–5. С. 142–150; № 6–7. С. 205–216.

10. Догматика и наука // Богословље. 1926. № 1. С. 15–24; № 2. С. 140–152; № 3. С. 207–218; № 4. С. 309–332; 1927. № 1. С. 3–12; № 2. С. 92–102.

11. Погановски манастир св. Јована Богослова // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1927. № 10. С. 343–354.

12. Сабор св. архангела Гаврила (13. јула) // Гласник Српске православне патријаршије. 1930. № 11. С. 217–219.

13. Велики успех и велика одговорност // Гласник Српске православне патријаршије. 1930. № 15. С. 237–240.

14. Је ли тачан српски превод Вука Стеф. Караџића // Гласник Српске православне патријаршије. 1930. № 19. С. 296–299.

15. Савремена мистика са православног гледишта // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1930. № 9. С. 274–278; № 10. С. 307–314; № 11. С. 339–347; № 12. С. 377–383; 1931. № 1. С. 3–9; № 2–3. С. 35–43; № 4. С. 84–91; № 5. С. 113– 121; № 6–7. С. 147–155; № 8. С. 194–202; № 9. С. 227–234; № 10–11. С. 266–283; № 12. С. 322–330.

16. Догматски значај православног богослужења // Светосавље. 1932. № 1. С. 3–12.

17. Православна кенотека, у вези са питањем: је ли тачан српски превод Филипљанима 2, 5–11? // Светосавље. 1932. № 1. С. 56–62.

18. Палингенеза у вези с питањем да ли је тачан српски превод Мат. 19, 28 // Светосавље. 1933. № 1. С. 14–20.

19. Уједињење православних студената // Светосавље. 1933. № 2. С. 49–50.

20. Светосавље // Светосавље. 1935. № 3–5. С. 97–104.

21. Суштина православља // Недеља православља. 1934. № 1. С. 2.

22. Исус непознати // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 1. С. 1–10.

23. Пост или глад? // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 2–3. С. 49–59; № 5. С. 139–144.

24. Лажна верска сношљивост // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 4. С. 97–107; № 6–7. С. 185–198; № 8. С. 249–261; № 9. С. 289–298.

25. Верска настава у средњој школи // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 9. С. 301–307; № 10. С. 332–341, № 11–12. С. 370–376.

26. Светосавска година // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 1. С. 14– 19; № 2. С. 41–47; № 3. С. 73–80; № 4. С. 105–112; № 5. С. 137–145; № 6–7. С. 173–180; № 8. С. 221–226; № 9. С. 257–266; № 10. С. 297–306; № 11–12. С. 337–359.

27. Св. Сава као живи узор за српску православну богословску омладину // Светосавље. 1935. № 4. С. 15–23.

28. Свети Сава Немањић и краљ Александар // Нови источник. 1935. № 10– 11. С. 298–306.

29. Адвентизам // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 3. С. 89–91; № 4. С. 114–118; № 5. С. 148–154; № 6–7. С. 190–198; № 8. С. 231–236.

30. Баптизам // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 1. С. 21–25; № 2. С. 50–57.

2) Отзывы и рецензии34

2.1) Отзывы и рецензии в журнале «Богословље»

1. Christlische Dogmatik von Reinhold Seeberg. Erster Band. Religionsphilosophisch-apologetische und erkenntnistheoretische Grundlegung – Allgemeiner Teill: Lehren von Gott, dem Menschen und der Geschichte. Erlangen-Leipzig. 1924. Ss. XII. 580 // Богословље. 1926. № 1. С. 90–99.

2. Свящ. Ј. Бускэ, Греческий раскол. С предисловием епископа Альфреда Бодриляра, члена Французcкой Академии и ректора Парижского Католического Института. Перевод с французского Б.Н. Костылева и П.П. Ганскаго. Париж 1925. стр. VI+176 // Богословље. 1926. № 4. С. 368–378.

3. Reinhold Seeberg. Christlische Dogmatik. Zweiter Band. Die specielle christliche Dogmatik: Das Böse und die sündige Menschheit, der Erlöser und sein Werk, die Erneuerung der Menschheit und die Gnadenordnung, die Vollendung der Menschheit und das ewige Gottesreich, 1925. ErlangenLeipzig. A Deichertsche Verlagsbuchhandlung Dr. Werner Sholl. SS. XV. + 690. 8˚ // Богословље. 1927. № 1. С. 70–74.

4. Prof. Georg Hofmann. Rom und Athosklöster, Roma, 1926, стр. 40 // Богословље. 1927. № 1. С. 74–76.

5. Дюлгеровъ Д.В. Исусъ Христосъ – новозаветенъ първосвещеникъ искупитель. Догматическо осветление на искупителното дело Христово. София, 1926 // Богословље. 1927. № 3. С. 234–237.

6. Л.П. Карсавин. О началах (Опыт христианской метафизики). I: Бог и тварный мир, Берлин, 1926 // Богословље. 1927. № 4. С. 318–322.

7. Das orthodoxe Christentum des Ostens. Sein Wesen und seine gegenwärtige Gestalt. Gastvoträge, gehalten an der Berliner Universität von Stefan Zankow. Dr theol. et juris, Professor an der Universität zu Sofia. Erschienen im FurcheVerlag. Berlin, 1928. Ss. 148 // Богословље. 1928. № 3. С. 232–239.

8. Душан Н. Јакшић. Лично својство Светог Духа по учењу Православне Цркве са обзиром на римски догмат «Филиокве». Сремски Карловци, 1931 // Богословље. 1932. № 4. С. 352–353.

9. Јакшић, Д.Н. Письма Василия Васильевича Болотова Александру Алексеевичу Кирееву. Ср. Карловци, 1931 // Богословље. 1932. № 4. С. 354.

10. Цанковъ Стефанъю Положението и уредбата на найновите православни църкви. Die lаge und die Verfassung der neuesten orthodoxen Kirchen. София, 1929. // Богословље. 1932. № 4. С. 354–356.

11. D’Herbigny Michel, – Deubner Alexandre. Evêques Russes en Exil. Douze ans D’Epreuves (1918–1930). Roma, 1931 // Богословље. 1932. № 4. С. 357– 359.

12. Јакшић Д.Н. Поводом енциклике папе Пија XI о васељенском сабору ефеском – Посвећује се 1500-годишњици III васељенског сабора. Ср. Карловци, 1932 // Богословље. 1933. № 1. С. 79–80.

13. Mihailovici Paul. Legaturi culturalebisericesti, dintre romini si rusi in secolul XV–XX. Schita istorica. Chisinǎu, 1932 // Богословље. 1933. № 1. С. 81–82.

14. Рамачарака Йог. Жизнь Иисуса Христа в оккультном освещении. Мистическое христианство. Рига (Латвия), 1932 // Богословље. 1933. № 1. С. 82– 87.

15. Пашевъ Ј. Ст. Нравственото учение на Исуса Христа. София, 1932 // Богословље. 1933. № 1. С. 87–92.

16. La Confession Orthodoxe de Pierre Mogila, métropolite de Kiev (1633–1646), approuvée par les patriarches grecs, au XVII siècle. Texte latin inedit, publié avec introduction et notes critiques par Antoine Malvy et Marcel Viller de la Companie de fésus. Paris, 1928. P.p. CXXXI + 223. B. 8 // Богословље. 1933. № 2. С. 165–184.

17. Jugie Martino. Theologia dogmatica christianorum orientalium ab ecclesia catholica dissidentium I, III, IV, Paris, 1926, 1930, 1931 // Богословље. 1933. № 4. С. 362–373.

18. Χρυσόστομου Παπαδοπούλου, Αρχιεπισκόπου Αθηνών και πάσης Ελλάδος. Το πρωτείον του επισκόπου Ρώμης: ιστορική και κριτική μελέτη. Αθήνησι, 1933 // Богословље. 1934. № 1. С. 76–86.

19. N. de Baumgarten. De Saint Vladimir et la conversion de la Russie. Roma, 1932 // Богословље. 1934. № 1. С. 87–92.

20. Пашевъ Г.С. Современи социални задачи на Българската православна църква. София, 1934 // Богословље. 1934. № 1. С. 93–95.

21. Špáčil Theophilus. Doctrina theologiae orientis separati de revelatione, fide, dogmate. I: Doctrina theologiae orientis separati exponitur. Roma, 1933 // Богословље. 1934. № 3. С. 273–281.

22. Χρυσόστομου, Αρχιεπισκόπου Αθηνών και πάσης Ελλάδος. Η Γ’ Οικουμενική Σύνοδος και το πρωτείον του Επισκόπου Ρώμης. Αθήναι, 1932 // Богословље. 1934. № 3. С. 281–284.

23. Mihailovici Paul. 1) Opt documente moldovaneşti dinainte de Stefan cel Mare, Jasi, 1933. 2) Mǎraturii Romîneşti di№ Bulgaria şi Grecia (1468–1866). Chisinău, 1933 // Богословље. 1934. № 3. С. 285–286.

24. Душан Н. Јакшић. Живот и учење Св. Јована Златоуста. Ср. Карловци, 1934 // Богословље. 1934. № 4. С. 383–393.

25. Булгаков Сергий. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Часть I. Париж, 1934 // Богословље. 1935. № 1. С. 90–104.

2.2) Отзывы и рецензии в журнале «Преглед Цркве Епархије Нишке»

1. Лично својство Светог Духа по учењу Православне Цркве са обзиром на римски догмат „Filioque“, написао dr. phil. и магистар богословља Душан Н. Јакшић, хонор. проф. Богословског факултета. Срмески Карловци. Српска манастирска штампарија, 1931 год. Стр. 112 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1931. № 5. С. 135–137.

2. Письма Василiя Васильевича Болотова Александру Алексѣевичу Кирѣеву издалъ съ предисловiемъ и примѣчанiями прот. Dr. Д.Н. Якшичъ, магистръ богословiя Импер. С. П. Б. Дух. Академiи. Ср. Карловци, 1931 г. Cтр. 36 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1932. № 1–2. С. 23.

3. Јогъ Рамачарака. Жизнь Iисуса Христа вь оккультномъ освѣщенiи. Мистическое Христiанство. Рига (Латвия), 1932. Cтр. 176 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1932. № 5–7. С. 134–136.

4. Д.С. Мережковскiй. Јисусъ Неизвѣстный. Т. 1. Стр 367. Бѣлградъ, 1932 г. // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1932. № 11–12. С. 275–277.

5. Богословiе отцевъ церкви. Священника Г.В. Флоровскаго. Византiйскiе отци V–VIII вв. из чтенiй въ Православномъ Богословскомъ Институтѣ въ Парижъ. Парижъ, 1933 г. Cтр. 260 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 2–3. С. 83–84.

6. Прот. Сергiй Булгаковъ. Икона и иконопочитанiе. Догматическiй очеркъ. YMCA Press. Paris, 1931. Str. 166. // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 4. С. 127–128.

7. Свящ. Г. Цебрикова. Восточный обрядъ во Вселенской Церкви. Париж, 1934. Стр. 62 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 6–7. С. 229–234.

8. Живот и учење св. Јована Златоуста. Написао прот. Душан Н. Јакшић, магистар богословља. Издање Светог архијерејског синода. Сремски Карловци, 1934 г. Стр 312. // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 8. С. 276–277.

9. Прот. Сергiй Булгаковъ. Агнецъ Божiй. О Богочеловѣчествѣ. Часть 1. Парижъ. YMCA Press, 1934 г. Cтр. 473 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 8. С. 277–278.

10. Ing. С. Смирнов и архит Ђ. Бошковић. Најновији археолошки проналасци. Необјављене фреске XIII века у ризници манастира Студенице. Београд, 1934 г. // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 9. С. 317.

11. Свящ. Кн. А. Волконскiй. Католичество и священное преданiе Востока. II. О Папи. Парижъ, 1933 г. Cтр. 49–338. // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 10. С. 361–363.

12. Николај Арсењевъ. Православiе, католичество, протестантизмъ. YMCA– Press. Paris, 1930 год. Стр 176. 8 т. // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 11–12. С. 405–407.

13. Архимандрит Киприан: О. Антонин Капустин, архимандрит и начельник Русской Духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894 г.), Белград, 1934 г. Cтр. 210 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 1. С. 33–34.

14. Свящ. Кн. А. Волконский. Католичество и священное предание Востока. I. Христианство и национализм. Париж, 1933 г. Cтр. 8–48 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 2. С. 65–66.

15. Ἐλπίς. Czasopismo teologiczne, wydawane przet ks. Metrodolite Djonizego, przy wspetudziale professorov studium teologji prawoslawnej universytetu Warszawskiego. Warszawa, 1933. Ss 328, CLXVI // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 3. С. 97–98.

16. Свети Сава у народним причама. Из збирке народних приповједака Новице Шаулића. Књ. 1 св. 4. Издавачко предузеће „Привредник“ Жив. Д. Благојевића. Београд, 1935 г. Cтр. 40 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 4. С. 134–135.

17. Свети Сава у народним и уметничким песмама. Прикупио и средио Урош Џонић. Издање друштва св. Саве из задужбине Ленке Бељинице. Књига четврта. Београд, 1935 г. Cтр. 376 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 5. С. 165–167.

18. Архиепископа Нестора. Очерки Югославии (впечатления путешествия). Харбин 1935 г. Стр. 67 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 6–7. С. 210–211.

19. Др Александар Соловјев. Српска црквена правила из XIV века. Скопље, 1935 год. Cтр. 33–42 (сепарат из Гласника скопског научног друштва. Књ. XIV, 2, бр. 8, Скопље 1934 г.) // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 9. С. 293–294.

20. Др Драгомир Марић, професор. Христологија св. Атанасија Великог. Једна студија догматских списа св. Атанасија Великог у светлости савремене историје. Дисертација, на основу које је писац 1921 г. добио научни степен Bacheler of hetters на богословском факултету у Оксфорду. Београд, 1935 год. Cтр. 88 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 10. С. 328.

21. На својој бразди, III књ. – Таса Урошевић, протојереј-ставрофор // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 10. С. 328–329.

22. Свети Сава, Ст. Станојевић, Београд, 1935 г. Cтр. 123 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 11–12. С. 392–393.

23. Др Филарет Гранић. Одредбе Хиландарског типика св. Саве о ступању у манастирску заједницу и о делокругу братског сабора. Посебан отисак из Гласника Скопског научног друштва, Скопље 1935 г. Књ. XV. Д. Н 9. Стр. 59–60 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 11–12. С. 393–394.

24. Свети Сава Милоша Црњанског Београд, 1934 год. Cтр. 154 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 11–12. С. 394–395.

25. Свети Сава у нашем народном и уметничком песништву. Антологија. Сабрао и средио Вој. Ј. Илић–Млађи. Београд, 1935. Cтр. 64 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 11–12. С. 395–396.

26. Царството Божие (Опитъ да се изясни учението на Исуса Христа за царството Божие и да се установи отношенiето на това ичение къмь устройството на живота). Часть първа. Царството Божие въ ветхия и новия заветъ. Отъ Г. Ст. Пашевъ, редовенъ професоръ. Отпечаъкь отъ „Годишника на Софийскиа Университетъ“. Богословски факултетъ, томь XII, 1934/1935 год. София, 1935. Cтр. 116 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1936. № 1. С. 42–43 (Постхумно објављен приказ).

27. Откровенные разсказы старнника духовному своему отцу. Подъ редакцiею и съ предисловiемъ професора Б.П. Вышеславцева. Второе изданiе. YMCA Press. Paris, 1934 г. Cтр. 183 // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1936. № 2–3. С. 91–92. (Постхумно објављен приказ).

Приложение 2. Труды о протоиерее Феодоре Ивановиче Титове в сербских журналах

2.1) Труды биобиблиографического характера

1. Казимировић Р. Др Теодор Титов, митроносни протојереј и професор београдског универзитета (поводом његове 60-тогодишњице) // Весник Српске Цркве. 1928. № 1. С. 53–58.

2. Гошевић С. Др Теодор Титов // Богословље. 1980. № 1–2. С. 189–190.

2.2) Отзывы и рецензии на труды протоиерея Федора Ивановича Титова

1. Протојереј Теодор Титов, професор Универзитета. Савремена мистика са догматског гледишта. Ниш 1932 г. // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1932. № 5–7. С. 136–138.

2. Бановић Ал. Проф. др Т. Титов: савремена мистика са догматског гледишта, Ниш 1932, Издање Прегледа Цркве епархије, стр. 114. // Светосавље. 1932. № 5. С. 247–248.

3. Писарев Б. Prof. Protoiereiu T. Titov: Stuatia bisericii ortodoxe orientale prezent. (Данашње стање православне цркве). Chisinau, 1933 // Светосавље. 1933. № 2. С. 94–95.

4. Малахов Н. Протојереј Теодор Титов, проф. Универзитета „Савремена мистика са догматског гледишта“. 1–108. Издање. „Прегледа Цркве епархије нишке“. Ниш, 1932 године // Гласник Српске православне патријаршије. 1933. № 5. С. 85–86. 5. Др Теодор Титов, проф. Универзитета у Београду, Верска настава у средњој школи, Ниш 1934 г. Cтр. 27. Издање Прегледа Епархије нишке // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1934. № 11–12. С. 407.

2.3) Некрологи Феодору Ивановичу Титову

1. Др Теодор Титов: редовни професор Православног богословског факултета и сарадник часописа «Богословље» // Богословље. 1935. № 4. С. 448.

2. Др Теодор Титов // Нови источник. 1935. № 12. С. 399.

3. Митроносни протојереј др Теодор Титов // Светосавље. 1936. № 1. С. 53– 55.

4. Митроносни протојереј др Теодор Титов – редовни професор Богословског факултета у Београду // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1936. № 1. С. 8–11.

5. Др Теодор Титов // Гласник Српске православне патријаршије. 1936. № 1– 2. С. 22.

Источники и литература

1. Архив Православног богословског факултета (Београд). Записници седница I.

2. ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 1 Выписки из журналов и протоколов белоэмигрантского высшего церковного управления – Синода, переписка с церковнослужителями и другие материалы по вопросу о созыве Собора белоэмигрантской церкви, август 1921 – март 1922.

3. Протоколы заседаний Совета Киевской духовной академии, Отчеты о состоянии Киевской духовной академии // Труды Киевской духовной академии. 1891–1917.

4. Гошевић С. Др Теодор Титов // Богословље. 1980. № 1–2. С. 189–190.

5. Димитријевић С. Митрополит Михаило Архиепископ Београдски и Митрополит Србије као православни јерарх, Србин, Словен и неимар Југословенства // Весник Српске Цркве. 1933. № 2. С. 63–100.

6. Казимировић Р. Др Теодор Титов, митроносни протојереј и професор београдског универзитета (поводом његове 60-тогодишњице) // Весник Српске Цркве. 1928. № 1. С. 53–58.

7. Слијепчевић Ђ. Михаило, архиепископ београдски и митрополит Србије. Минхен. 1980.

8. Титов Ф.И. Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, Митрополит Сербский (19 августа 1826 г. – 5 февраля 1898 г.) // Труды Киевской духовной академии. Т. I. 1898. С. 390–411; С. 466–482; Т. III. 1898. С. 3–23.

9. Титов Т. Руска Православна Црква пред револуцијом и за време револуције // Гласник Српске православне патријаршије. 1920. № 2. С. 26–28; № 3. С. 43–45; № 4. С. 57–58; № 5. С. 76–77; № 6. С. 93–94; № 7. С. 108– 110; № 8. С. 126–127; № 9. С. 137–138; № 10. С. 154–156; № 11. С. 167– 169; № 12. С. 188–189; 1921. № 13. С. 202–205; № 14. С. 220–223; № 15. С. 239–241; № 16. С. 259–261; № 17. С. 279–280; № 18. С. 294–296; № 19. С. 313–315; № 20. С. 330–331; № 21. С. 347–349; № 22. С. 370–371; № 23. С. 391–392; № 24. С. 419–421; 1922. № 1–2. С. 11–13.

10. Титов Т. Пређашња и садашња руска патријаршија // Гласник Српске православне патријаршије. 1920. № 8. С. 124–126; № 9. С. 137–139; № 10. С. 157–158; № 11. С. 170–172; № 12. С. 185–187.

11. Титов Т. Савремени исповедник православља // Весник Српске Цркве. 1926. № 4. С. 253–259; № 5. С. 328–334; № 6. С. 386–398.

12. Титов Т. Савремено стање Руске Православне Цркве // Весник Српске Цркве. 1926. № 7–8. С. 478–501.

13. Титов Т. Светосавље // Светосавље. 1933. № 3–5. С. 97–104.

14. Титов Т. Светосавска година // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 1. С. 14–19; № 2. С. 41–47; № 3. С. 73–80; № 4. С. 105–112; № 5. С. 137– 145; № 6–7. С. 173–180; № 8. С. 221–226; № 9. С. 257–266; № 10. С. 297– 306; № 11–12. С. 337–359.

15. Титов Т. Св. Сава као живи узор за српску православну богословску омладину // Светосавље. 1935. № 4. С.15–23.

16. Титов Т. Свети Сава Немањић и краљ Александар // Нови источник. 1935. № 10–11. С. 298–306.

* * *

1

Феодор Иванович Титов (1864–1935) закончил Киевскую духовную академию в 1890 г. В Киевской духовной академии сначала преподавал общую гражданскую историю, а потом историю Русской Церкви. В 1919 г. эмигрировал в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. С 1920 г. стал преподавателем Православного богословского факультета в университете Белграда, где и трудился до своей кончины. Профессор Титов опубликовал больше 100 научных работ, касающихся преимущественно церковно-исторической тематики.

2

В сербской историографии XX в. нет работ, в которых бы был оценен научный вклад профессора Титова в сербское богословие, который он внес в виде своих научных статей, опубликованных в сербских богословских журналах. Немногочисленные работы о профессоре Титове носят в первую очередь прикладной, а не научный характер. См.: Казимировић Р. Др Теодор Титов, митроносни протојереј и професор београдског универзитета (поводом његове 60-годишњице) // Весник Српске Цркве. 1928. № 1. С. 53–58; Гошевић С. Др Теодор Титов // Богословље. 1980. № 1–2. С. 189–190.

3

В приложении к данной работе мы публикуем полную библиографию трудов профессора Титова, опубликованных в сербских богословских журналах.

4

Профессор Титов был научным руководителем многих сербов, которые учились в Киевской духовной академии и там писали свои кандидатские работы по темам, относящимся преимущественно к истории Сербской Церкви. В частности, Титов был научным руководителем Милоша Анджелковича (Положение Сербской Церкви с времен установления сербского княжества до нынешних времен (1815–1893), 1895), Стевы Димитриевича (Путешествие сербских иерархов и других духовных лиц в Россию в XV–XV III вв. и результаты этих поездок, 1898), Иосифа (Цвийовича) (Участие сербского православного духовенства в войне за освобождение и независимость родины, 1912) (данные по: Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1894/1895 учебный год // Труды Киевской духовной академии. Т. I. 1895. С. 378; Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1897/1898 учебный год // Труды Киевской духовной академии. Т. III. 1898. С. 39; Отчет о состоянии Киевской духовной академии за 1911/1912 учебный год // Труды Киевской духовной академии. Т. IV. 1913. С. 67). Единственная работа Ф.И. Титова по истории Сербской Церкви, написанная в Киеве: Титов Ф. Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, Митрополит Сербский (19 августа 1826 г. – 5 февраля 1898 г.) // Труды Киевской духовной академии. Т. I. 1898. С. 390–411; С. 466–482; Т. III. 1898. С. 3–23. На данную работу ссылались впоследствии известные сербские историки Стева Димитриевич и Джоко Слиепчевич (Димитријевић С. Митрополит Михаило Архиепископ Београдски и Митрополит Србије као православни јерарх, Србин, Словен и неимар Југословенства // Весник Српске Цркве. 1933. № 2. С. 73; Слијепчевић Ђ. Михаило, архиепископ београдски и митрополит Србије. Минхен, 1980. С. 7).

5

Надо учитывать тот факт, что профессор Титов преподавал на белградском Богословском факультете библейскую историю с библейской археологией, а какое-то время и догматическое богословие. См.: Архив Православног богословског факултета (Београд). Записници седница I. С. 209.

6

Рецензия на книгу Д.С. Мережковского «Иисус Неизвестный», которую Титов опубликовал в журнале «Преглед Цркве Епархије Нишке» (Титов Т. Д.С. Мережковскiй. Јисусъ Неизвѣстный. Т. 1. Стр. 367. Бѣлградъ. 1932 г. // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1932. № 11–12. С. 275–277), была заимствована журналом «Гласник Српске православне патријаршије» (Непознати Исус // Гласник Српске православне патријаршије. 1934. № 5–6. С. 99–100).

7

Титов Т. Руска Православна Црква пред револуцијом и за време револуције // Гласник Српске православне патријаршије. 1920. № 2. С. 26–28; № 3. С. 43–45; № 4. С. 57–58; № 5. С. 76–77; № 6. С. 93–94; № 7. С. 108–110; № 8. С. 126–127; № 9. С. 137–138; № 10. С. 154–156; № 11. С. 167–169; № 12. С. 188–189; 1921. № 13. С. 202–205; № 14. С. 220–223; № 15. С. 239–241; № 16. С. 259–261; № 17. С. 279–280; № 18. С. 294–296; № 19. С. 313–315; № 20. С. 330–331; № 21. С. 347–349; № 22. С. 370–371; № 23. С. 391–392; № 24. С. 419–421; 1922. № 1–2. С. 11–13

8

Титов Т. Пређашња и садашња руска патријаршија // Гласник Српске православне патријаршије. 1920. № 8. С. 124–126; № 9. С. 137–139; № 10. С. 157–158; № 11. С. 170–172; № 12. С. 185– 187.

9

Титов Т. Савремени исповедник православља // Весник Српске Цркве. 1926. № 4. С. 253– 259; № 5. С. 328–334; № 6. С. 386–398.

10

Титов Т. Савремено стање Руске Православне Цркве // Весник Српске Цркве. 1926. № 7–8. С. 478–501.

11

Там же. С. 480.

12

Там же. С. 480–481.

13

Титов Т. Руска Православна Црква пред револуцијом и за време револуције… 1920. № 6. С. 93.

14

Там же. № 8. С. 127.

15

Титов Т. Савремени исповдник Православља... 1926. № 4. С. 253. Намек понятен, если знаем, что большинство голосов на Соборе получил именно митрополит Антоний.

16

Там же. № 5. С. 330.

17

Журналъ № 4 утренняго засѣданiя Помѣстнаго Русскаго Православнаго Собранiя въ Королевствѣ С. Х. С. 21 сентября / 4 октября 1921 г. ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 1. Л. 12.

18

Титов Т. Савремени исповедник Православља... 1926. № 6. С. 390–391

19

В 1930-е гг. профессор Титов в разных сербских богословских журналах опубликовал целый ряд работ на святосавскую тематику: Титов Т. Светосавље // Светосавље. 1933. № 3–5. С. 97– 104; Титов Т. Светосавска година // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 1. С. 14–19; № 2. С. 41–47; № 3. С. 73–80; № 4. С. 105–112; № 5. С. 137–145; № 6–7. С. 173–180; № 8. С. 221–226; № 9. С. 257–266; № 10. С. 297–306; № 11–12. С. 337–359; Титов Т. Св. Сава као живи узор за српску православну богословску омладину // Светосавље. 1935. № 4. С. 15–23; Титов Т. Свети Сава Немањић и краљ Александар Карађорђевић // Нови источник. 1935. № 10–11. С. 298–306.

20

Титов Т. Светосавље… 1933. № 3–5. С. 97.

21

Там же. С. 99–104.

22

Титов Т. Св.Сава као живи узор за српску православну богословску омладину… 1935. № 4. С. 15.

23

Титов Т. Свети Сава као велики свесловенски учитељ // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 8. С. 221.

24

В одном месте Титов пишет: «Однако даже такую его преданность к отчизне превосходит силой его славянофильство». См.: Там же. С. 222.

25

Там же. С. 223–225.

26

Там же. С. 222

27

Титов Т. Свети Сава као свехришћански учитељ и светитељ // Преглед Цркве Епархије Нишке. 1935. № 9. С. 264.

28

Там же. С. 260–264

29

Там же. С. 265

30

Титов Т. Свети Сава Немањић и Краљ Александар Карађорђевић... 1935. № 10–11. С. 298– 306

31

Там же. С. 298

32

Там же. С. 300

33

Там же. С. 302

34

Мы приводим отзывы и рецензии, которые проф. прот. И.Ф. Титов печатал в жураналах, где он числился постоянным сотрудником: «Богословље» и «Преглед Цркве Епархије Нишке».


Источник: Пузович В. Научные труды протоиерея Феодора Ивановича Титова в сербских богословских журналах // Христианское чтение. 2015. № 2. С. 158-177.

Комментарии для сайта Cackle