Азбука веры Православная библиотека Евстафий Николаевич Воронец Жизнеописание вероисповедницы христианства святой Поликсении

Жизнеописание вероисповедницы христианства святой Поликсении

Источник

Посвящается Поликсении Иоанновне Воронец

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Посл. Ап. Павла к Евр. 13:7)

Жизнеописание Святой Поликсении

Святая Поликсения родом была из Испании. Жила она во времена Святых Апостолов, то есть в первом веке по Рождеству Христову, и была их ученицею. От рождения и в юности Поликсения была язычницею. Вместе со старшею сестрою своею, которую звали Ксантиппою и которая была женою Прова, правителя страны, где они жили, девица Поликсения слышала о Божественном учении Христа Спасителя от Святого Апостола Павла, когда он проповедовал в Испании. Ксантиппа и Пров тогда же приняли христианство, а Поликсения осталась еще язычницею.

После этого Поликсению постигли несчастья. Поликсения была очень красивой наружности; прельстясь ее красотою, один бесчестный человек насильственно похитил Поликсению и увез ее в Грецию. Но, Милосердый и Всесильный заступник невинных, Господь сохранил юную девицу невредимою и не попустил исполниться преступным замыслам нечестивого похитителя. Злой умысел нечестивца Господь обратил даже на пользу истинную и спасительную для Поликсении. На пути в Грецию, на одном из кораблей, Поликсения еще раз получила случай слышать проповедь о христианстве другого великого ученика Христова Святого Апостола Петра. Благорасположенная к высокому Божественному учению Христа Спасителя, с живым доверием обратилась она, по прибытии в Грецию, к покровительству и защите христиан. Проповедовавший там в это время, Святой Апостол Христов Филипп поручил скрыть Поликсению от ее преступного похитителя одному благочестивому христианскому семейству. С большими затруднениями и препятствиями удалось этим добродетельным христианам скрыть Поликсению в греческий же город Патры, или Патрас, Ахайской области, где большинство жителей в это время было уже обращено в христианство проповедью Святого Апостола Андрея, Первозванного ученика Христа Спасителя.

В Патрах Поликсения, ранее уже подготовленная благовестием Святых Апостолов Христовых Павла, Петра и Филиппа, и на самой себе испытавшая теперь деятельную благотворительность христиан, – с живою верою в Божественность учения Христа Спасителя приняла христианство и крещена была самим Святым Апостолом Андреем Первозванным. Тут же Поликсения была свидетельницею славных чудес, совершенных Святым Апостолом Андреем, кроткого перенесения им, тогда уже престарелым старцем, тяжких истязаний и мучений, и великой крестной смерти Апостола Андрея за не желание его отречься от Господа Иисуса Христа и за смелое заступничество его за христиан, – «Уверуй сам во Христа» – говорил гневному язычнику-губернатору города и области Святой Апостол на его настойчивое с угрозою смерти требование, чтобы Святой Андрей отрекся от Христа, поклонился богам языческим и совершил в честь их жертвоприношение, – «Я более скорблю о твоей гибели, нежели о своих страданиях, – продолжал Святой Апостол, – мои страдания продолжатся день, два, а твои мучения будут длиться вечно». Но, не обращая внимания на кроткие увещания Святого Андрея, злобный губернатор присудил его сначала к жестоким истязаниям, а. потом и к крестной смерти, и чтобы продлить мучения сколько можно долее, он велел не пригвоздить, но привязать его к кресту.

Когда вели Апостола Божия на место распятия, народ, среди которого была и Поликсения, толпился во множестве вокруг него, громогласно восклицая: «чем согрешил этот праведник, этот друг Божий, что его ведут на самую позорную у нас казнь, на которую осуждаются лишь злейшие преступники!» – Но Святой Андрей, как и прежде, усмирял народ и шел с радостью на место мучения.

Не покидали Святого Андрея преданные его ученики, в числе которых была также и Поликсения, и тогда, когда его распяли и повесили на кресте. Около двадцати тысяч человек толпились близ невинно распятого Святого Андрея, негодуя на решение правителя и с возрастающим недовольством восклицая: «Напрасно страдает этот Святой муж!» Апостол же старался успокоить волнующихся и продолжал учить их слову Божию: «Люди, здесь стоящие, – говорил он, – жены и дети, старики и молодые, рабы и свободные! Послушайте слова моего и не думайте более о суете временной жизни, но посмотрите на меня, висящего на кресте ради Христа и уже готового выйти из сего тела. Не должно страшиться смерти тем, которые подвергаются ей за истину в этом мире: они достигают блаженного успокоения. Очистите себя, не забывайте моего учения; возлюбите искренно веру в Отца и Сына и Святого Духа. Храните заповеди Господа нашего Иисуса Христа и тем явите себя достойными вечного блаженства, которое уготовал Господь любящим Его!»

Дни и ночи проходили таким образом: Святой Старец и в мучениях не переставал поучительно беседовать с народом. И эта кроткая, но полная жизни и истинной любви проповедь с креста потрясающим образом действовала на юную Поликсению. В эти несколько суток она пережила целую жизнь и христианство утвердилось в ней непоколебимо, проникло все ее молодое существо.

Между тем продолжительное страдание Святого Андрея до того усилило ропот и негодование народа, что толпа с криком окружила жилище губернатора Егеата, требуя освобождения Святого Андрея, уже третий день висевшего на кресте без пищи. «Напрасно страдает этот кроткий, Святой и мирный человек» – говорил народ. – «Вот уже более двух суток, как он висит на кресте и не перестает учить нас правде; надо его снять!»

Егеат, устрашась волнения, согласился на желание народа и сам пошел на место казни, чтобы при себе велеть снять Святого Андрея с креста. Первозванный Апостол, увидя его, сказал: «Для чего пришел ты, Егать? Если для того, чтобы исповедать веру в Иисуса Христа, то прощение, обещанное мною тебе, несомненно; но если для того, чтобы отвязать меня от древа, на котором я почиваю, то напрасно ты теперь старался бы об этом, – я уже наслаждаюсь зрением Царя небес, уже поклоняюсь Ему, уже стою пред Ним! Ты же не готовь себе вечных мук, позаботься о душе своей, пока еще имеешь на то время». – По повелению губернатора воины хотели было отвязывать Святого Андрея от креста, но Апостол, подняв очи к небу, воскликнул: «Не допусти, Господи, снять меня со креста и не лиши меня подобия с Тобою образом таинственной Твоей смерти! Не дай поколебаться тем, которые познали и возлюбили Тебя чрез мое благовестие; сохрани их и утверди в Святой Твоей вере и даруй им прославлять Тебя, истинного Бога.... прими и меня с миром!» И действительно тщетно исполнители казни старались приблизиться к распятому, чтобы отвязать его от креста, – невидимая сила останавливала их. Блестящий свет, более яркий, чем солнечный, окружил совершенно Святого Андрея, и почти в продолжение получаса скрывал его от предстоящих. Когда же этот свет исчез, оказалось, что Святой Апостол Андрей уже предал дух свой Богу, и только лицо его сияло небесным светом. – Это было в 70 году.

Как Воскресение Иисуса Христа сильно подвигло святых Апостолов на проповедь Его Божественного учения всем народами по всей земле, подобно тому и светлая кончина в Патрах Святого Апостола Андрея плодотворно, возбудительно подействовала на Святую Поликсению. Принявшая христианство от такого высокоблагодатного Светила Христовой Церкви, каким был Святой Первозванный Апостол Андрей, упражнявшаяся и укреплявшаяся в Божественном вероучении Спасителя под его же руководством, и свидетельница глубокотрогательной крестной проповеди и чудодейственной светлой кончины Первозванного Апостола Христова, – Святая Поликсения сама воспламенилась желанием проповедания Божественного учения Христа Спасителя. И, когда она узнала, что, посетивший город Патры вскоре после смерти Святого Апостола Андрея, Святой Онисим, бывший раб Филимона и ученик Святого Апостола Павла, отправляется на проповедь в Испанию, – Святая Поликсения с радостью сопутствовала ему на свою родину для благовестнических трудов. Желая навсегда остаться девственницею и горячо любя свою родину, Святая Поликсения хотела образовать Богу чад и себе духовную семью искренно близких из не просвещенных еще светом Христовым своих соплеменников, которые были бы «рождены не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога через веру в Бога-Слово»1, в Христа Спасителя мира.

Возвратясь в Испанию со Святым Онисимом и с подругою своею Ревеккою. Вместе с нею крещенною, Святая Поликсения ревностно предалась деятельному распространению христианства среди ее единоплеменников. Сестра ее Ксантиппа также присоединилась к ее благовестническим трудам. Сохранилось сказание, что особенно часто проповедовали они в многолюдном городе Толедо.

И так всю остальную жизнь свою, почти сорок лет, Святая Поликсения посвятила благотворному обращению язычников-испанцев к Христу Спасителю, и укреплению уверовавших наставлениями и примерами добродетельной жизни. Плодом этого благочестивого апостольского служения ее было то, что весьма многие язычники в Испании были обращены и утверждены ею в христианстве.

Около 109 года по Рождеству Христову Святая Поликсения мирно скончалась, до конца земной жизни сохранив девство. Памяти Святой Поликсении и в Православной Восточной и в западной Католической церкви посвящено 23-е Сентября.

Таковы главные общеосновные черты земной жизни и деятельности христианско-апотольского служения обществу Святой Поликсении, сохранившееся до нас в Греческих Великих Минеях и древних календарях, в Сирлетеанском и Базилианском месяцесловах, в Римском сказании о мучениках и также в Испанском сказании о мучениках Томайя Салаксария, и в записях одного из первых Испанских Епископов Юлиана Петра и праведного Флавия Люция.2

По словам древних Греческих Великих Миней, то есть церковных книг, содержащих службы Святым или праздникам на каждый день всякого месяца, – многие до того почитали Святую Поликсению, что считали ее помощницею и непрестанною собеседницею Ангелов. Поэтому естественно, что облагодетельствованные, обращенные ею в христианство, ученики ее составляли, по обыкновению того времени, подробные описания ее земной жизни и деятельности. К сожалению записи такие для нас утратились от множества случайных причин с тех отдаленных времен. А сохранившиеся отрывочные подробности, незанесенные в вышеизложенное жизнеописание, имеют характер неточности, несвязности и легендарности, почему и опущены, не помещены в настоящем жизнеописании Святой Поликсении. Но и вообще, во всяком случае, не столько важно для нас, христиан церкви земной, знание всех частностей благотворной жизни Святых угодников Божиих, сколько напротив важно знать то: зачем полагается нам называться именами именно Святых; зачем установлено торжественное празднование дней памяти Святых, по отношению к носящим их имена называемых именинами; зачем сохраняются церковью и предлагаются нашему внимание жизнеописания Святых!.. 3

Прежде всего, здесь следует заметить то обстоятельство, что многие миряне у нас обыкновенно смешивают Святых людей, именами которых мы называемся, с нашими Ангелами Хранителями. Смешение это особенно ясно из того, что «день именин» известного человека, то есть день, посвященный памяти Святого, имя которого он носит, называют часто «днем ангела» этого человека. Но это неверно. Ангелы-Хранители по учению Священного Писания приставляются к христианам в невидимые наставники, охранители, защитники и молитвенники Самим Богом, почему частного имени каждого Ангела-Хранителя в отдельности мы не знаем. И так как Ангел-Хранитель есть добрый дух, не живший человеческою, земною жизнью, то православная церковь не может назначать всякому Ангелу-Хранителю отдельного дня воспоминания его святой и благотворной жизни, но обязывает нас обращаться к его покровительству и защите в наших к нему молитвах.

Святые же люди, сделавшиеся небожителями, имеют к нам более очевидное и еще более тесное отношение. Они имеют вполне тождественную с нами духовнотелесную природу, подобно нам жили на земле, и по отшествии своем к Богу продолжают принимать живое участие в земных своих собратьях, ходатайствуя за нас пред Господом. Сознавая слабость естественных сил человеческих, православная церковь всякого крещаемого человека поручает таинственному наставлению, защите и молитвам одного из Святых, именем, которого и называет присоединяемого к обществу христианскому. Таким именем Святого, описанием его благотворительной земной жизни и торжественным церковно-религиозным празднеством в день, посвященный памяти соименного нам Святого, церковь указывает нам в Святом угоднике Божием пример для подражания святой и спасительной жизни на земле. Должны мы подражать такой жизни Святых, потому что, по слову Божию, без этого подражания самое внешнее почитание наше Святых не угодно ни им, ни Господу Богу, и нам не приносит ни какой пользы. И имеем мы полную возможность подражать добродетельной и спасительной земной жизни Святых. потому что всем и нам Бог милостиво предлагает ту же всемогущую Своей благодати силу, которая содействовала спасению Святых, а также еще и потому, что Святые были совершенно такие же создания, как и мы, и подвержены были на земле таким же немощам, препятствиям и искушениям плоти, мирa и дьявола, как и мы.

При всем этом, однако, не все частные подвиги высокой земной жизни соименного нам Святого обязательны для каждого из нас. Так, например, подражательницам жизни Святой Поликсении необязательно непременно девственное состояние, сохраненное Святою. О состоянии этом Сам Господь сказал: «не все вмещают (состояние) сие, но кому дано»4, т. е. кто хочет избрать подвиг девства, тот, кроме своего желания и стремления к нему имеет великую нужду и в особой Божественной помощи, чтобы этот подвиг вынести, выполнить истинно. Другие же черты земной жизни Святой Поликсении, например веропроповедничество, обязательны без исключения для всех христиан и следовательно тем более для всякого соименного Святой Поликсении человека. В Апостольской церкви, как свидетельствует, между прочим, и жизнь Святой Поликсении, каждый, даже малый член, пользовался правом веропроповедничества, наставления других в христианстве. И в истинно-православной церкви Христовой никто из истинных христиан, хотя бы и пребывающих в миру и необлеченных званием учителя церкви, не лишен права просвещать собратий Словом Божиим. Только вероучительство мирянина, не облеченное правом власти, а внушаемое только любовью, должно строго и точно сообразоваться со Словом Божиим, выраженным в священных христианских книгах, и по преимуществу ограничиваться кругом домашней, частной жизни. Поэтому то и ныне не снята обязанность, например, с родителей – учить своих детей Слову Божию, – с начальников – учить тому же подчиненных; не снята ни с кого обязанность ревновать о спасении ближнего и о Славе Господа Иисуса.5 «Слово Христово, – боговдохновенно научает нас великий Апостол Божий Павел, – да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями… Увещевайте и назидайте один другого... Наставляйте друг друга каждый день, пока можно говорить».6

Вообще подражать Святым отнюдь не значит равняться с ними. Полного равенства с великими Апостолами и равноапостольными, с мучениками и святителями Христовыми, не требуется от всех нас и не должно допускать такого притязания наше собственное смирение. Боговдохновенные Евангелисты и Апостолы Божии неоднократно свидетельствуют нам, что Сам Господь Спаситель не ко всем высоким подвигам обязывает всех Своих последователей. По этому, не требуя от христиан непременного оставления звания, в котором они находятся, – и церковь православная заповедует нам подражать не каким-либо чрезвычайным и особенным подвигам или чудесам, и не частному званию известных Святых, но непоколебимой вере и спасительному, истиннохристианскому духу их земной жизни. «Если, – поучает авторитетно об этом один из великих Святителей-учителей нашей церкви,7 – если ты искренним сердцем содержишь веру в единого триипостастного Бога и в единородного Сына Божия Иисуса Христа, Спасителя мира, как ее словом и писанием предали нам Святые Апостолы, как ее, охраняя от лжемудрия, с точностью определили богомудрые отцы; если ты, по учению и примеру духовных наставников, подвизаешься, чтобы сия вера была в тебе всегда живою, чтобы одушевляла всю твою жизнь, и приносила плоды добрых дел и благоугождения Богу; если сердцем веруя и устами исповедуя (Рим. 10:10.) православную веру, ты радуешься о сем, и готовь понести скорбь, чтобы не изменить сему исповеданию: то ты уже подражатель тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования Божия.8 Что же касается до особенных подвигов, благочестивых упражнений и духовных опытов, которые встречаем в житиях Святых, в их обилии и разнообразии мы можем и должны находить и усвоить, каждый для себя то, что может послужить нам руководством, применительно к состоянию нашей души и к обстоятельствам нашей жизни, а зрелищем высоких подвигов частью смирять свои помыслы, частью поощрять себя к ревности в наших посильных упражнениях благочестия и благоделания.» – Так призываемся мы подражать непременно хотя бы вообще только духу и вере Святых угодников Божиих потому, что хотя дела и частные состояния Святых многоразличные по виду, но дух у всех у них всегда был и есть один9 и тот же – дух Христов, и все они искренно стремились к одному и тому же нашему Господу Богу и к деятельному, живому соблюдению Его Божественных заповедей.

И так, христиане, взирая на добродетельную земную жизнь Святых Божиих, в особенности соименных нам, будем всеми силами стараться идти по следам их, подражать их вере и духу! Внимая наставлениям и примеру их, будем подражать спасительному духу слова и дела их земной жизни, и в каком бы состоянии и звании мы ни были, станем подобно Святым преуспевать в деятельной любви к Богу и ближним нашим, в ревности к соблюдении заповедей Бога-Любви! А для содействия сему чаще и чаще будем вспоминать и размышлять о краткости земной нашей жизни; о скоротечности и тленности земных благ и удовольствий; о всеведущем и всеправедном Суде Божием, о нескончаемости мучений нераскаянных грешников и о вечном блаженстве праведников. Будем помнить и смиренно призывать Бога, Ангелов и Святых Его за каждым делом, стараясь с любовью по Слову Божию исполнять все наши христианские обязанности, как в уединении, так и пред людьми, как дома, так и в обществе. Пойдем так за Святыми Божиими, – и, каким бы частным путем жизни ни шли мы с верою и духом их и при помощи благодати Христовой, будем идти мы истинным путем спасения. Пойдем так до конца земного нашего странствия, – и, по примеру Святых христиан, уже сделавшихся небожителями, наверно придем и мы туда, где блаженствуют Ангелы и Святые Божии, и, участвуя с ними в светлых вечных радостях небесных, с ними же в полном нескончаемом счастье вечно будем славить Святую Единосущную и Животворящую Троицу, Единого истинного Бога нашего Отца и Сына и Святого Духа.

* * *

2

В книге Житий Святых, или Четеи Минеи Святого Димитрия Митрополита Ростовского, 5-го издания Московск. Синод. типографии 1864 года, жизнеописания Святой Поликсении нет, а сказано только: «Месяца Септемврия в 23 день память святых и преподобных жен Ксанфиппы и Поликсении, учениц апостольских в Испании, яже от святых апостол бывше просвещены, много о имени Христовом чудодействоваху и многия увериша c миром ко Господу отидоша.» – В Великих Минеях Четьи, собранных в XVI веке Всероссийским Митрополитом Макарием, издания С.-Петербур. Археографической комиссии и типографии Импер. Академии Наук в 1869 году, Сентябрь, дни 14–24, на странице 1354, очень кратко говорится: «Месяца Септевриa в 23 день память святых жен Ксантипы и Поликсiи. Ти беста при царстве Клавдia Кесаря, града Испаниа. Ксантипа жена бе Провова, мужа имуща власть на стране той; а Поликсiа дева бяше и пребываше тако до конца. Научена бе Ксантипа была Павлом апостоломъ, в Испанiю пришедшю, и бысть повинен мужеви ея спасению вере. А Полуксия первие слыша Павла апостола глаголюща, посем Филиппа, потом Андрея, от негоже оглашена бысть, в Ахаи обретшися, и въсхыщьшу ю некоему на бракъ, по нерастлевшю, Божиею благодатию, възвратиcя паки в Испанию со девою некоею (622 г.) именем Ревекою и обрете свою сестру Ксантипу сиaющу в добродетелех. И обе многи научивши Христове вере, и скончастася.» – В известнейшем англо-французско-немецком жизнеописании святых: «Leben der Väter und Märtyrer nebst anderer vorzüglichen Heiligen, ursprünglich in englischer Sprache verfaszt von A. Butler; nach der französischen Uebersetzung von Godescard für Deutschland bearbeitet und sehr vermehrt von D-r Räsz und D-r Weis» – вовсе нет жизнеописания Святой Поликсении. – Сущность же изложенного выше жизнеописания Святой Поликсении заимствована из громадного, весьма дорогого и редкого ученого сборника Болландистов на латинском языке, описывающего Деяния всех святых и носящего название: Асtа Sаnсtоrum quotquot tote orbe coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur quae ex latinis et graecis, aliarumque gentium antiquis monumentis colegerunt ac digesserunt, servata primigenia scriptorium phrasi et variis observationibus illustrarunt, Ioannes Bollandus, G. Heuschenius, societatis Jesu theologi. Editio novissima M. DCCCLXIY, Parisiis et Romae. Februarii, tomus secundus. XVI Februarii, De St: Onesimo Apostolo episcopo Ephesino, p: 857–858; Septembris tomus sextus,editio 1867 an., collecta, digésta, illustrata a J. Stiltingo, C. Suyskeno, J. Periero, J. Cleo e societate Jesu. Dies 23 Septemb, p. 535–536.

3

Подробно обо всем этом и об Ангелах-Хранителях смотр. в статье «Об Ангелах-Хранителях и о Подражании Святым, именами которых мы называемся». Составл. Е.Н. Воронец.

5

Правосл. Догматичк. Богословие, сост. Филаретом, архиеп. Черниговск., издан. 1865 г. Часть 2-я стр. 512–415.

6

Послан. К Колос. гл. 3. ст. 16; 1-е к Фесалон. 5, 11; к Евр. 3:13.

7

Беседа на память святителя Алексия, говор. Филаретот Митр. Моск., в Прибавл. К издан. Творен. Св. Отцов, 1858 г. часть 17, стр. 6.

9

1 к Кор. 12:4–7.


Источник: Жизнеописание вероисповедницы христианства святой Поликсении / Сост. и изд. Е.Н. Воронец. - Орел : Тип. князя Оболенскаго, 1875. - 26 с.

Комментарии для сайта Cackle