Каноны на Успение Пресвятой Богородицы

Источник

В праздник Успения Пресвятой Богородицы опять соединяют свои хвалебные гласы оба знаменитые Церковные Песнописцы – св. Козьма Маиумский и св. Иоанн Дамаскин, для прославления блаженной кончины Богоматери.

Смерть сама по себе есть скорбное событие; но кончина Той, которой вся жизнь была непрерывным рядом чудесь, от самаго Ея зачатия, также необыкновенна и непохожа на кончину других смертных; смерть Матери Божией поистине была блаженным Успением и Преставлением от земли на небо, и сопровождалась, как гласит предание1, многими чудесами, безпримерными и свойственными одной только Матери Бога-Слова. Посему св. Козьма, приступая к прославлению кончины Пресвятой Богородицы, торжественно взывает ко всем верующим: πανηγυριζέτωσαν οἱ θεόϕρονες (да торжествуют богомудрые!), и с чувством искренней духовной радости изображает преславныя обстоятельства сего события. Из красноречивых уст его слышатся и умилительныя слова Богоматери, взывавшей к возлюбленному Сыну Своему о скорейшем и блаженнейшем преселении ея в обители небесныя, и любвеобильныя вещания самого Господа Иисуса Христа, нисшедшаго с Ангелами и Святыми взять пречистую душу Родившей Его по плоти и собственными руками отнести к Отцу Своему, и надгробныя песни св. Апостолов, нарочито и чудесно собранных в Сион с концев вселенной – почтить достойным погребением пречистое тело, которое впрочем и по смерти осталось нетленным и вскоре потом таинственным и неизъяснимым образом также преставлено было на небо. Св. Дамаскин, радостно подтверждая в своем каноне священныя предания о чудесах Успения, прибавляет, что при самом погребении Богородицы находился вместе с Апостолами Боговдохновенный муж и песнотворец (св. Иерофей, Епископ Афинский), и с восторгом превозносил святейшую Матерь Ѵ40;постасной Жизни, Которая и по преставлении от земли на небо не престает молитвами своими избавлять от смерти души наши2.

Оба канона писаны прозою; но первый из них – св. Козьмы – расположен приспособительно к вышеозначенному изречению: πανηγυριζέτωσαν οἱ θεόϕρονες, составляющему шестистопный ямбический стих и служащему для канона акростихом. Как в нем заключается всего 26 букв, так и всех тропарей с ирмосами в каноне – 26. Вторый же канон писан без акростиха и содержит в себе 28 песнопений, т. е. 8 ирмосов и 20 тропарей.

По напеву своему первый из сих канонов принадлежит к 1-му, а последний к 4-му, – гласам, располагающим душу к торжественной радости и высокому духовному восторгу.

1-й канон на Успение Пресвятой Богородицы (Преп. Космы, еп. Маиумскаго)

2-й канон на Успение Пресвятыя Богородицы (Преп. Иоанна Дамаскина)

* * *

1

См. Чет. Мин. 15-й день Августа.

2

См. Чет. Мин. Октября 4-й и Августа 15-й день.


Источник: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, переведенные на русский язык ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии Евграфом Ловягиным. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : В Синод. тип., 1875. - [4], IV, 242 с. / Каноны на Успение Пресвятой Богородицы. 98-110 с.

Комментарии для сайта Cackle