Азбука веры Православная библиотека протопресвитер Евгений Аквилонов Речь при отпевании почетного члена СПбДА, заслуженного профессора Федора Герасимовича Елеонского

Речь при отпевании почетного члена СПбДА, заслуженного профессора Федора Герасимовича Елеонского

Источник

Пред последним прощанием с дорогим усопшим рождается естественное желание чем-либо увековечить в душе добрую о нем память.

Как каждый из нас, в смысле определенной личности, обыкновенно служит выражением какой-либо одной черты запечатленного в ней богоподобия или исполнителем какой-либо одной, преимущественно пред другими, заповеди Божией, так и почивший ваш собрат, в конце пройденного им поприща, более чем достаточно, определился в личном смысле, чтобы вам не безмолвствовать при его гробе.

И, действительно, воспоминая не краткую трудовую жизнь, упокоившегося от дел своих, Феодора Герасимовича, невольно останавливаешься на одной заповеди Закона Божия и думается, не безосновательно прилагаешь ее к тому, который был, так сказать, ее живым воплощением.

«Шесть дней делай», изрек Сам Господь человеку и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седьмой, суббота Господу Богу Твоему» (Исх.20:9–10). Такова заповедь, данная всеблагим Богом не столько в наказание, сколько для воспитания человека, и для забвения им о неразлучных с земной жизнью печалях и болезнях. И почивший профессор, – так следует сказать по совести, – всем сердцем воспринял эту спасительную заповедь и трудился сплошь, в продолжение всех шести дней определенной ему жизни, «сотворяя в них вся дела своя».

Эти дни упорного и неослабного труда, более, чем кому-либо другому, ведомы были не обеспеченному материальными средствами юному питомцу духовной школы. В то время, как дети состоятельных классов все еще потешаются своими играми и развлечениями, сын бедного священнослужителя уже вкушает в ней горький корень ученья и таким образом, вступает на свое трудовое поприще в близко знакомых всем нам моральных и материальных условиях: «изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» (Пс.103:23). – Пройдет день, – и утомленный труженик спешит на покой, но только для того, чтобы, вместе с зарей нового дня, опять взяться за тяжелое «рало» и не озираясь вспять, проводить далее свою житейскую борозду (Лк.9:62).

Кому из нас не приходилось любоваться красивыми цветами, приветливо ласкающими взор и насыщающими воздух приятным благоуханием? Но далеко не все мы догадаемся подумать о кропотливом труде незримого садовника: как последний копал и удобрял землю, как проводил на ней борозды и бросал в них семя, как он ухаживал за нежными злаками, как поливал их и укрывал от холода, пока они не возросли и не обнаружили пленительной своей красоты. Нечто подобное можно наблюдать и в научном вертограде. И, что касается положения в нем почившего, то Феодор Герасимович был не из тех, которые увлекаются внешними эффектами или ищут себе шумных похвал. Совсем наоборот. Он смотрел на свое призвание в Божием вертограде, как на свыше предопределенный долг и только в кропотливом и терпеливом, но всегда неослабном труде, видел могучую воспитательную силу и в личном, и в общественном смысле, и не только не роптал на труд, но, даже и благословлял его, всегда и для всех служа достойным почтения и подражания примером.

Почивший профессор всего себя отдал «исследованию писаний», ибо «мнил», – твердо веровал «обрести в них вечную жизнь» (Ин.5:39). Не зарывая в землю богоданных талантов, он трудолюбиво приумножал их, как верный раб. В продолжение целой жизни, он неустанно работал все шесть из предназначенных ему дней, пока, наконец, Сам Господь не отозвал его в покой седьмого дня.

Не забудем при этом об исключительном характере профессорских занятий. Подобно тому, как пред вооруженным глазом астронома все, более и более, открываются в небесных сферах дотоле незаметные солнца и созвездия, так и с постепенным ростом научных познаний, пред внутренним взором профессора открывались отдаленные перспективы, и приобретенное во времени, по естественному порядку вещей, манило пытливый ум к обладанию такими сокровищами, которыми обогащает человека только одна вечность. Оглядываясь на проходимое им поприще, почивший, быть может, не один раз повторял слова премудрого: «тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем!» (Ек.1:13)…

– Господь зовет нас на труд, заповедуя нам «сотворить все дела в шесть дней». Относительно говоря, да, мы исполним, если только пожелаем, эти дела в определенный срок. Но если судить более строго, то кто же может по совести исповедать, что с шестым днем кончаются и все дела его? Ведь мы живем во времени, несущем на своих быстрых волнах всех нас, вместе с нашими делами, прекращение, но только не окончание которых наступит лишь с последним вздохом умирающего. С точки зрения вечности, мы остаемся неоплатными должниками пред Богом. Однако, несомненно и другое. Верно слово, что сама вечность зачинается для человека здесь, на земле (Ин.5:12) и возрастает, повитая пеленами времени. Но, в таком случае, лежащий в сем гробе «праведен пред Богом» и как верный раб, получит от нелицеприятного Судии венцы нетления. Час блаженного упокоения от земных трудов, веруем, будет для почившего восхождением от силы в силу и от славы в славу, к уразумению божественной Премудрости, на служение Которой он отдал всю свою жизнь (Апок.2:10). Неясное здесь станет ясным там и покровенное явится открытым…

При последнем взгляде на задумчивое лицо дорогого профессора, мне представляется, что, отходя в вечность, он преподает нам и особенно, вам, юные искатели богословского просвещения, полезный урок неослабного трудолюбия, неподкупной честности и самоотверженного служения Христовой истине. «Трудитесь», как бы так говорит он, не покладая рук, на церковной ниве. Теперь чувствуется особая нужда в добрых делателях. Дорожите каждым часом времени. Не увлекайтесь никакими, вредящими богословской науке, занятиями. Твердо стойте «на божественной страже» православия. «Шесть дней делайте и сотворите в них вся дела своя», чтобы и для вас взошла в свое время заря блаженной Субботы, – той радостной вечности, тихих берегов которой теперь достиг в Бозе почивший профессор.

Да будет же блаженной его новая жизнь; да «поставит» его праведный Судия «над многими» за то, что он «был верен в малом» и да «внидет он в радость Господа своего» (Мф.25:21).

Проф. – прот. Е. Аквилонов


Источник: Аквилонов Е., прот. Речь при отпевании почетного члена СПбДА, заслуженного профессора Федора Герасимовича Елеонского // Церковные Ведомости. 1906. № 46. С. 1505-1507.

Комментарии для сайта Cackle