Автором трактата «Пастырь Ерма» был Ерм, брат папы Римского св. Пия I. Древнейшая часть «Пастыря» написана еще при жизни св. Климента, а целая книга в ее нынешнем виде – только около 130–140 г.
Трактат по объему равняется почти всем произведениям периода мужей апостольских, вместе взятым. Это апокалиптическая книга: автор говорит, что пишет по откровению как вдохновляемый Божественным Духом пророк.
Некоторые древнейшие отцы относили книгу к канону Нового Завета. Она вошла и в знаменитый Синайский кодекс вместе с каноническими библейскими книгами.
«Пастырь Ерма» содержит пять видений, двенадцать заповедей и десять притчей. Откровения даются Ерму Церковью, являющейся в образе старицы, и Ангелом, являющемся в образе пастыря, откуда происходит название произведения. Все откровения, которые получил Ерм, содержат увещания к покаянию.
В третьем видении Ерм увидел постройку на воде великой башни из блестящих квадратных камней. Строили башню шесть юношей, а тысячи других мужей приносили камни. По объяснению, башня есть Церковь на земле; шесть юношей – шесть первозданных ангелов, которым Господь вверил Свое творение; другие мужи – низшие ангелы. Башня строится на воде, чтобы показать, что жизнь через воду (т.е. таинство Крещения) спасена и спасется. Семь женщин, стоящих вокруг башни и поддерживающих башню, – это семь христианских добродетелей: вера, воздержание, простота, невинность, скромность, знание, любовь. Постройка башни еще не доведена до конца, но скоро завершится, и тогда наступит конец.
Пятое видение представляет введение к заповедям и притчам. Заповеди простым языком излагают христианское нравственное учение. Так, вторая заповедь предписывает жить в простоте и незлобии, творить милостыню, а в десятой – пастырь повелевает удалять от себя печаль, уныние и облечься в радость.
Окончив изложение заповедей, пастырь переходит к десяти притчам. Первая из них основана на уподоблении христиан гражданам небесного града, а в пятой притче пастырь научает, что совершенный и угодный Богу пост состоит в воздержании от греха. Десятая притча представляет собой заключение всей книги: «Не медлите, чтобы не окончилось строение башни... Если не поспешите исправиться, окончится башня, и вы не попадете в нее».
Заповедь первая
Пролог17
Когда я помолился дома и сидел на ложе, вошел ко мне человек почтенного вида, в пастушеской одежде: на нем был белый плащ, сума за плечами и посох в руке. Он приветствовал меня, и я ответил ему также приветствием. Тотчас же он сел подле меня и говорит:
– Я послан от достопоклоняемого ангела,18 чтобы жить с тобою остальные дни твоей жизни.
Мне показалось, что он искушает меня, и сказал я ему:
– Кто же ты? Я знаю того, кому препоручен я.
– Не узнаешь меня?
– Нет.
– Я тот самый пастырь, которому препоручен ты. Пока он говорил, вид его изменился, и я узнал, что это тот, которому я препоручен. Тотчас я смешался, объял меня страх, и весь я разрывался от скорби, что отвечал ему так лукаво и неразумно. Он же сказал мне:
– Не смущайся, но укрепись заповедями, которые услышишь от меня. Ибо я послан для того, чтобы снова показать тебе все, что видел ты прежде, и особенно то, что полезно для вас. Итак, я приказываю тебе сперва записать заповеди мои и притчи, чтобы перечитывать их время от времени, – так удобнее будет тебе выполнять их.
Поэтому я записал заповеди и притчи так, как повелел он мне. Если, услышав их, вы будете поступать по ним и исполните их с чистым сердцем, то получите от Господа то, что обещал Он вам. Если же, услышав их, не покаетесь, но обратитесь к грехам вашим, то воспримите от Господа наказание. Все это повелел мне записать этот пастырь, ангел покаяния.
О вере в единого Бога
Прежде всего веруй, что един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет, Сам будучи необъятен, и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут. Итак, веруй в Него, бойся Его и, боясь, соблюдай воздержание. Храни это и отринешь от себя всякую похоть и беззаконие, и облечешься во всякую добродетель и правду, и будешь жить с Богом, если сохранишь эту заповедь.
* * *
Примечания
В греческом тексте этот пролог отнесен к Книге первой. Видения (видение пятое).
Не вполне ясно, кого автор подразумевает под достопоклоняемым ангелом. Некоторые исследователи считают, что это – Христос, другие относят это словосочетание к архангелу Михаилу.
