Азбука веры Православная библиотека схиархимандрит Эмилиан (Вафидис) Отрывки из устава священного общежительного Благовещенского монастыря в Ормилии

Отрывки из устава священного общежительного Благовещенского монастыря в Ормилии

Содержание

Цель и служение Внутреннее устроение Заключение

 

Цель и служение

Целью образования священно-общежительного сестричества из проживающих здесь сестер является боговосприятие и сотрудничество Ему через точное подражание во плоти жившему Господу, через страдания многие и немалое упражнение; постоянное изучение заповедей Его; спасение душ и возводящее ввысь боголюбивое совершенство и блаженное обожение.

Так, сему святому намерению необходимо содействуют следующие условия:

1) Глубокая внутренняя и литургическая жизнь. Монахини священного общежития «в усердии всяческом и пламенном рвении» стремятся к осуществлению воли Божией через любовь ко Господу нашему Иисусу Христу, Его же радостно алчут.

В особой радости пребывают в храме, где прикровенно, в богослужении, постигают Церковь, которая, являясь по сути Телом Христовым, есть Сам Христос, к Которому в радости неизреченной и неизмеримом чаянии прибегают и становятся участниками свойств Божественной Главы.

Поскольку «житию ангельскому воистину поревновали», то продолжают богослужебное общение с Богом в храмине своей души, где удалением от забот, в тишине, чтением и чистой непрестанной молитвой становятся, насколько это возможно, «ангелам вторящими», поющими с ними в сердце своем. Разумом непреклонные, «Божественный лик бесконечно созерцающие» и услаждаемые, всегда видят пред собою Господа, соединенные с Ним нравственно, умозрительно и в таинствах.

2) Общение в любви и служении. Священное общежитие представляет собой рассеянных чад Божиих, собранных воедино (Ин. 11:52) и под его крылом мирно пребывающих в согласии. Это есть «Небо на земле», которое призывает к «Богоначальному общению» и радостному причастию благ Царствия Божия.

Это не есть равнодушное соседство индивидуумов, но сближение душ, заботливое сотрудничество лиц, объединенных в единое тело, «любовно сорадующихся между собой Божественной радостью», едиными устами и единым сердцем поклоняющихся Господу, Который всть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою мер? каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4:15–16).

Живя таким образом, монашеская община трудится по существу в Церкви и для Церкви, как сердце и части одного тела и не оценивается по признаку разрастания деятельности, но, главным образом, по ревностному исканию Бога. Так, монахини исполняются богоподобия, увлекая тем самым других к божественной жизни.

Внутреннее устроение

Священное общежитие, следуя православной монашеской традиции, исповедует веру в Единую, Соборную и Апостольскую Церковь, в божественные и священные каноны и священный ее Символ веры, в Святых отцов, в духе и традиции которых оно живет, ни в чем не имея им противоречия.

Монахини изучают, знают, живут и любят вероучения и догматы, но ни в коем случае среди них не культивируется дух спора, нарушающий и приводящий в смущение святость и благочестие общежития, дух, разрушающий и уничтожающий всякую возможность духовной жизни.

Мужественно все приносят в жертву и самую жизнь свою за веру, но ничто не совершают суетное или недолжное, не забегают вперед Церкви, находятся в смиренном ей послушании как матери спасения. Изшедше из мира, живут в молчании, «подвизаясь в подвиге совершенной монашеской жизни, внимающие лишь самим себе и Богу», пасомые и руководимые созидающей силой Духа Святого.

Для всех насельниц един Бог, едино начало спасения, все общее. Однако без попрания общежительной традиции принимаются во внимание различные обстоятельства, интересы единства, нужда каждой монахини, возраст, место рождения, годы монашеской жизни, здоровье, темперамент, образование, умственные способности, психическое состояние до монашества и в течение его. Игуменья регулирует личную программу каждой сестры со справедливостью и со всякой мудростью, в духе понимания и свободы, чтобы помочь развитию личной жизни, обновляемой согласно внутреннему человеку. Особая нежность и забота требуются для престарелых и болящих сестер. Питание, сон, постель, одежда, мера воздержания и аскезы – все регулируется игуменьей «каждой сестре, в меру ее сообразное». Однако эта свобода не должна нарушать ни четкую работу общежития, ни равенство по существу всех сестер.

Доказательством подлинности отношений сестер является их любовь друг к другу, которую прежде всего требует Господь. Сердце каждой из них открыто, исполнено простоты, искренности и нежности, вмещает всякое другое с любовью глубокой и сильной, мужественной и духовной. Невозможна никакая особая, исключительная или обособленная дружба, или покровительственный интерес, или заступничество и защита другого лица, так как это затемняет ум, расчленяет волю, комкает душу и сеет плевелы в сестричестве.

Заключение

Итак, свидетельство и справедливость слов Божиих устанавливаю пред вами, о чада церковные, облеченные в развевающиеся кукули и светлокрылые одежды, возрадуйтесь в слушании их и украсьтесь их смыслом, источающим жизнь. Предваряйте утро и вечер в познании судеб Божиих. Вложите в сердца ваши наслаждение общением Святого Духа, наполненные Его дыханием и словом. Предайте ум ваш Закону

Его и приступите к блаженному Ястию и Питию, дабы насытиться. Все совершайте согласно принципам священного общежития, ублажая Бога и ублажаемые, дышащие одним воздухом и проходя закалку в одном общем доме, который собрал Бог.

И вновь славьте человеколюбивого Бога, по отдельности и вместе, тайнозряще Его и святых Его, славных учеников Его и честных Отцов наших, предначертавших путь и уготовавших место для избравших монашество.

Оставайтесь твердо вверенными Небесной Руководительнице и Всеславнорождшей Матери нашей и Госпоже, Ее же, Богоматерь, Ангел предстатель достойно почтил и благовествовал. Ей мы вас, возлюбленные чада наши, и предаем. Скудные молитвы же наши, удостоившихся долготерпеливой благосклонностью Бога Отца руководить и врачевать вас, да станут вам благослойением и силою, дабы совершать волю Господню, святую, совершенную и спасительную.

Комментарии для сайта Cackle