Источник

Глава четырнадцатая

О помыслах, мечтании и рассеянии

1

Пост не только в пище, но прежде всего строгий пост чувств. Чувства, питаемые внешними предметами, передают от них яд уму и сердцу, и от этого яда бедная душа умирает для Бога. Наши святые отцы чего только не сказали о святом посте чувств! Все их учение обращено главным образом на очищение ума от греховных мечтаний и помыслов и на очищение сердца от скверных чувств. Также они учат тому, что мы должны попирать любое нравственное зло еще в зачатке, чтобы сохранить душу чистой. Совершенно необходимо, как только хоть немного приблизится какой бы то ни было дурной помысл, изгонять его, творя одновременно молитву ко Господу. И если мы будем так отражать помыслы, происходящие от чувств или от диавола, то очень скоро ощутим радость и пользу от воздержания чувств.

Ева, если бы хранила свое зрение, то не отравила бы порождений своего чрева, то есть всех людей, родившихся от нее. Одним словом, воздержание чувств спасает человека от геенны.

2

Желаю, чадо мое, чтобы ты сражался с эгоистическими и гордыми помыслами, ибо от сего происходят все иные злые страсти и подталкивают бедного человека к бездне погибели.

Страстным помыслам не придавай значения. Презирай их совершенно, поскольку их образы отвратительны.

Презрение к подбрасываемым диаволом помыслам спасительно. Смирение – прекраснейшее искусство, ибо научает уклоняться от встречи с ними и препирательства и притекать ко Христу через молитву.

Отбрасывать их можно и возражая им, но это трудный подвиг, и подвижник Христов должен быть очень опытным, чтобы выйти из подвига без потерь, ведь и сатана сведущ в Писании и представляет свои доводы, стараясь подставить сражающемуся подножку.

А потому, что бы ни внушал он тебе посредством помыслов – будь то гордость, тщеславие, или осуждение, или иное что, ты поступай так, чтобы в одно ухо влетало, а в другое вылетало. Раз это страстные помыслы, беседовать с ними нечего. Я против того, чтобы ты беседовал и с еретическими помыслами, но твердо пребывай в молитве.

3

Не придавай значения тому, что говорит тебе враг. Как только он приготовится что-нибудь прошептать тебе на ухо, ты тотчас: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или «спаси мя» – быстро и без остановки, и вскоре увидишь, что обессилел помысл или давление его ослабло, и ты уже не будешь помнить точно, о чем он собирался сказать тебе.

Этот способ проще возражения, то есть противоречия всеваемому помыслу, и более эффективен, потому что после ухода демона и того, что он хотел сказать, ничего не остается, даже тени. А в результате противоречия демон, даже если он будет побежден и уйдет, оставляет после себя мусор и тени того, что он подсовывал душе, то есть легкие воспоминания о том, против чего сражался человек.

Первый способ – тотчас прибегать к молитве – легок, и душа сразу успокаивается. А второй способ – противоречие – более труден. И если душа не выдержит его, то, возможно, получит раны от опытности демона в искусстве убеждения человека.

4

Убегай греховных мыслей, отсекай мечтание – всякий смущающий образ, потому что «всеведущий» сатана старается отлучить тебя от Творца Бога, ибо когда он через сосложение с помыслом возложит вину на человека, тогда благодать Святаго Духа уходит, как пчела улетает от дыма, и остается душа без благодати, без радости, полная уныния и печали. Но когда мы противодействуем лукавому мечтанию, лишь только появится оно в уме, уничтожая его или отталкивая, и тотчас с усердием и ревностью беремся за меч духовный – святую молитву Иисусову, тогда сразу видим, как вор – лукавый помысл – убегает, отдавая победу разуму, укрепленному благодатью и милостью Божией.

Хитроумный враг не выносит и вида святого Ангела, хранителя нашей души, пребывающего рядом с нами. Он старается удалить его, чтобы застать нас без «телохранителя» и обрушиться на нас, подобно страшной буре, чтобы поглотил нас глубинный змей. Он ведает, что Ангела отгоняют лишь нецеломудренные помыслы, и поднимает тучу постыдных помыслов и мечтаний, дабы осквернить и ум, и сердце, и тело. Но когда подвижник знает о его злобе, то сразу берется за оружие Христово и разрушает его козни.

5

Чадо мое, будь осторожен с мечтанием. От мечтания – все грехи, это корень греха. Поэтому смотри, как только придет мечтание о лице или деле, о чем-либо, что ты видел или слышал, сразу гневом и молитвой изгоняй его из своего ума. Твори краткую и сильную молитву. Тотчас мысленно умоляй Богородицу помочь тебе. Уповаю на Бога, что ты сподобишься победы.

Ты погордился, и потому диавол поднял против тебя войну. Теперь смиряйся, уничижай, ругай себя в душе, и Бог, видя твое смирение, поможет тебе.

Как ты убегаешь от огня, чтобы он не опалил тебя, и от змеи, чтобы она тебя не ужалила, так, и даже более, убегай мечтаний диавольских!

Будь осторожен, говорю, с постыдными мечтаниями. От них великие духовные мужи пали и погибли.

6

Изгоняй, чадо мое, постыдный помысл, как только он придет. Безжалостно бей постыдные мечтания о лицах и злых делах, ибо все зло исходит от мечтания: оно умеет посредством пяти чувств напоминать каждому о том, что он видел, что слышал и так далее, и вновь подает нам это «с пылу с жару», чтобы осквернить душу.

Итак, с гневом изгоняй постыдные помыслы и оружием молитвы по благодати Христовой победишь любую диавольскую брань.

7

Следи за умом, чтобы он не убегал от тебя то туда, то сюда, но хорошенько прилепись им к имени Христову. И, как будто Сам Христос перед тобой, умоляй Его, призывая Его святое имя с болью души, и тогда увидишь, какую получишь пользу.

Дурные помыслы тут же гони «пинками». «Вон, негодяи,– кричи,– вон из храма Божия, из моей души!».

Изгоняй злые помыслы тотчас, как только они придут, не оставляй их в себе, потому что иначе подвергаешься опасности получить рану, и потом нужны будут слезы и стенания.

Терпи, чадо мое, помыслов бегай, как огня, ибо они опустошают душу, охлаждают и убивают ее! Но если мы гневом, внимательностью и молитвой изгоняем их, то они становятся для нас виновниками великой пользы.

Посему подвизайся, не бойся. Призывай готового прийти на помощь нашего Врача. Не нужно много просьб, Он не требует денег, не гнушается ранами, Он принимает слезы и, как добрый самарянин, ухаживает и заботится об ураненном мысленными врагами. Итак, поспешим к Нему.

8

Что же до постыдных помыслов, то они исходят из мечтательной части души, то есть приходят на ум лица, вещи, песни, поступки, которые собрали пять телесных чувств и по своим каналам переправили в хранилище воображения. И в нужное время диавол представляет нам всё, что накопили чувства, и возбуждает страстные помыслы, дабы захватить град Божий, то есть сердце, и осквернить его.

Посему искусство состоит в том, чтобы изгонять мечтания, представления и так далее, как только они изобразятся в нашем уме. И если мы, по благодати Божией, достигаем этого, то зло подавляется в самом зачатке и мы побеждаем его с небольшим трудом.

Если же помыслы будут настойчивы, то мы, призывая имя Христово, с гневом противостанем им.

Будем же стараться, когда видим лица, которые нас соблазняют, не пускать их образы внутрь себя, но тотчас изгонять, иначе образы эти будут переправлены в мечтательную часть души, и в нужный момент диавол использует их в брани против нас.

9

Чадо мое, о хульных помыслах, которые влагает тебе диавол, говорю тебе: не бойся. Это зависть злого сеятеля. Такие помыслы стараются задушить душу христианина той мыслью, что он сам хулит, и таким образом отравить его сердце!

В одно ухо пусть они влетают, а из другого вылетают – такое покажи безразличие. И так поступай потому, что это не твои помыслы.

Говорю тебе, чадо мое: не бойся. Я беру ответственность за них на себя. Когда приходят эти помыслы, то говори сатане: «Приноси что хочешь. Теперь мне все равно, что бы ты ни говорил, потому что это изобретения твоей злобы!».

Несмотря на то что хульные помыслы происхождения чисто диавольского, кое-что питает их и с нашей стороны. Что же? Тайное возношение нашего ума, мнение, что мы что-то из себя представляем. И оно открывается благодаря хульным помыслам. Также они происходят и от нашего гнева, раздражения, ненависти и тому подобного.

Посему вместе с презрением этих помыслов позаботимся о внутреннем самоосуждении, будем сражаться с каждым гордым помыслом. Также примиримся и с каждым человеком, даже если кто и делает нам зло.

10

Много не разговаривайте, убегайте прекословия, споров, многословия и всего, что происходит от невнимательности к языку. Лишь только появятся злые помыслы, изгоняйте их из своего ума, а также и постыдные мечтания, ибо они, оставаясь на долгое время в уме и сердце, создают болезненное состояние. Но когда мы бдительны с самого начала появления постыдного мечтания и после него – постыдного помысла, то пребываем в мире и наслаждаемся чистотой.

Посему, чада мои, будем внимательны к самим себе всякий раз, когда подступают разнообразные злые помыслы, потому что любой такой помысл, обретя ум невнимательным, входит и создает, в соответствии со страстью, нравственно нездоровое состояние.

Итак, раз монах обуревается главным образом помыслами, то спасает его трезвение! Слово «трезвение» производится от глагола «трезвиться», то есть быть внимательным, бдительным, бодрым. И если мы внимательны, бдительны, бодры, если мы следим за собой, то дом нашей души будет хорошо огражден и мы спасем свои души, ради которых подвизаемся на протяжении всей своей жизни.

11

Когда человек юн, невозможно ему не обуреваться постыдными помыслами и мечтаниями. Он должен тотчас изгонять их и творить молитву Иисусову. Тогда они удаляются. Но придут снова. Снова человек изгоняет их молитвой и трезвением, то есть внимательностью и бдительностью ума.

Нужно быть внимательным, чтобы не позволять искушению образовывать мечтание, ибо сначала бывает мечтание, потом – помысл, а потом – постыдное наслаждение. Итак, когда мы трезвением не позволяем образовываться злому мечтанию и одновременно творим молитву, тогда освобождаемся от беспокойства и вместе с тем получаем от Бога венцы за свое благое произволение,

за то, что мы желаем угодить Ему.

12

Что бы ни говорил тебе помысл, всегда знай, чадо мое, что это все от диавола: он хочет привести тебя в отчаяние и посмеяться над тобой. Потому и ты смейся над ним и не придавай никакого значения его глупым словам. Никогда не произойдет с тобой зла, если будешь презирать его. Смотри, не придавай значения тому, что он говорит тебе, и ты спасен.

Если будешь хранить сказанное выше, то не будешь ничем уязвлен. Поверивший своим помыслам претерпел зло. Посему презрение к помыслу вкупе с молитвой творят чудеса.

Не огорчайся, чадо мое, не отчаивайся, не теряй мужества. Чего бы ни нашептывал тебе в уме диавол, все это ложь и обман. Не верь ему нисколько! Он радуется, когда видит, что люди огорчаются и верят ему, и страшно опечаливается, когда ему не верят и проводят мирную жизнь!

Я, когда мой Старец сказал мне, что эти помыслы побеждаются презрением к ним, тотчас поверил совершенно и воплотил это на деле. Отчего и пришло исцеление.

Да, лучшее лекарство от них – это совершенное презрение, и исцеление бывает совершенным. Раз и навсегда узнай, что вот оно, лекарство! Смотри, не небреги о сем, бей зло без остановки. Все твое старание пусть будет направлено на то, чтобы не принимать помыслов, всеваемых сатаной, не придавать им значения и не огорчаться.

13

Юности не скрыться от законов естества, поэтому и посылает диавол свирепые волны постыдных помыслов против оплотов храма Божия, чтобы соделать их обиталищем безрассудных помыслов и нечистот.

Убегайте постыдного мечтания. Уничтожая его мечом духовным – молитвой, умертвите вавилонские помыслы, чтобы стать блаженными в тот день, когда будет явлено сокровенное человеков.

14

Не удивляйся, чадо мое, помыслам блуда. Лишь научись изгонять их, и это умение уменьшит помыслы наполовину и увенчает победой твою главу.

Как только появится в мечтании лицо, которое вызывает постыдные помыслы, тотчас, без малейшего промедления изгоняй его так, как ты закрываешь глаза, когда не желаешь что-то увидеть, и, гневаясь на диавола, быстро проговаривай молитву, с болью и слезами, и тотчас увидишь, как злой помысл отступит.

Если же мечтание усиливается, тогда воображаемое лицо разорви на части, изуродуй его, и «брезгливость» изгонит наслаждение, возникшее от появившегося лица.

Смотри хорошенько, чтобы не потерять тебе мужества и не замедлить в каком-либо помысле, потому что тогда эта маленькая невнимательность вызовет у тебя великую брань. Смотри, чтобы сладость постыдного мечтания не привлекла тебя и душа не стала собеседовать с воображаемым лицом, потому что потом сложно выпутаться. После такого опыта увидишь, насколько необходимо хранение помыслов.

15

Чадо мое, раз с диаволом идет война, то, безусловно, будут у нас и помыслы. Поскольку живет в нас ветхий человек, будут и симптомы болезни! Но, когда человек болен, ему необходимо терпение, а не отчаяние. Ты же, чадо мое, почему отчаиваешься? Понуждай себя, вспоминай смерть, Страшный Суд и ад. Смиряйся, ибо беды происходят с тобой от гордости. Не бойся нисколько, мужайся, благодать Божия поможет тебе, если смиришься.

16

Когда мы подвизаемся против демонских помыслов, подвиг вменяется нам в мученичество, потому что человек сильно страдает от злых помыслов, и Бог, видя труд и боль души, вменяет это в мученичество.

Причина помыслов неверия кроется в возношении и эгоизме. Итак, изгоняй, чадо мое, эгоистические помыслы, мысли о себе очень смиренно, не осуждай, смотри только на свои собственные грехи, следи за своими словами и не огорчай людей.

Помыслы неверия презирай совершенно, как помыслы диавольские, цель которых – выкрасть у тебя боевой дух и предать потом плотскому демону, а затем – душевной смерти.

Но как только ты начнешь подвиг, к тебе сразу придут помыслы гордыни, что ты подвизаешься и так далее, а помыслы неверия исчезнут, чтобы узнал ты, как издеваются над нами демоны.

Помыслам не придавай никакого значения. Необходимо совершенное презрение. Возьмись за молитву и память смертную и увидишь, как диавол изменит тактику.

17

Будем постоянно иметь в уме духовные и полезные мысли, чтобы лукавый диавол не находил возможности приносить нам тысячи греховных помыслов, оскверняющих душу и делающих нас виновными и нечистыми пред Богом.

Будем внимательны, чадо мое, ко всякой своей мысли, а также и к любому нашему слову и делу, чтобы не огорчить сладчайшего Иисуса, Который за нас, виновных, претерпел жестокую и мучительную смерть.

Чадо мое, будь осторожен с помыслами, будь подвижником, всегда готовым к отражению помыслов. Не отступай, потому что каждое отступление будет стоить нам очень дорого.

18

Чадо мое, крепко сражайся с разнообразными лукавыми помыслами. Не давай им места в своем сердце, ибо они, будучи нечистыми, что хорошего могут в нем оставить? Гневайся на них и, молясь, сподобишься покоя.

Изгоняй, доброе мое чадо, постыдные мечтания. Не позволяй им представляться живо, ибо отсюда начинается в душе нравственное падение. Это корень всех зол.

Без жалости бей постыдное мечтание гневом, страхом Божиим, обоюдоострым мечом молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Громко зови, вопи, и вот Иисус невидимо предстоит, чтобы помочь тебе: Близ Господь всем призывающим Его530.

19

Получил твое письмо, где ты пишешь мне о помыслах хулы. Такие помыслы рождаются от гордости. Ты, говоря о том, что искушения изгнали из души твоей гордость, заблуждаешься. Плод показывает, от какого он дерева, а результат – от какого начала.

Старец пишет, что сколько у нас искушений, столько и гордости. Если бы мы имели подлинное смиренномудрие, то мир Божий разливался бы в нашем сердце и все было бы спокойно и мирно. Но, если мир в городе возмущается,– значит, появились какие-то мятежники, партизаны, отсюда и беспорядки среди граждан – помыслов.

Лечение здесь такое: отказ от чтения еретических книг, совершенное презрение хульных помыслов, как чуждых и посторонних, как лающих собак и порождений диавольских. Смиренная молитва. Примирение, если, как человек, ты поссорился с кем-нибудь. Бодрствование, если навалилось нерадение.

Это излечивает болезнь, особенно совершенное презрение хульных помыслов, как «извержений» диавола.

Когда авва Памво искушался духом хулы, он молился, говоря:

– Господи, как мне спастись от этих помыслов?

Ангел же ответил:

– Памво, Памво, оставь заботу о чужом (то есть о помыслах хулы) и попекись о своих грехах.

Что же касается истины Православия, то здесь нет места ни для какого сомнения. На Соборах председательствовал Дух Святый. И что говорили святые, говорили Духом Божиим: об этом свидетельствует освящение их святых мощей.

20

Не унывай нисколько, чадо мое. Это благотворное лекарство – искушение, которое восставляет и тормошит нас.

Изгоняй любой помысл и любое дело, которое беспокоит тебя и вводит в искушение. Мечтательную часть ума освободи от всех образов и твори молитву, как машина, устами и тотчас познаешь пользу этого приема.

Постарайся, чтобы похотение или чей-либо образ не завладели твоим сердцем и умом.

Обычно вначале диавол приводит нам на память дорогие лица, чтобы ослабить силу души и ее подвиг и добиться поражения, которое неизвестно чем для нас закончится.

Поэтому здесь нельзя проявлять пренебрежения, но нужно мужественно противостать с самого начала, изгоняя из воображения образы лиц, творя молитву и немного воздерживаясь в пище. Если будешь укрепляться чистой и регулярной исповедью в союзе с благодатью Божией, то, полагаю, враг отступит.

21

Получил, чадо мое, твое письмо. Я увидел, как поиграл с тобой диавол. В таких случаях не печалься, но просто признай его ловкость, то есть, когда он принесет тебе помыслы неверия, хулы, чего-нибудь еще, ничего иного не делай, а возьми четки и начни напряженную молитву, как машина, и в короткое время увидишь, как покинут тебя печаль и помыслы. В этих случаях не противоречь ему! Только молитва, никакого иного помысла или мечтания, и увидишь, как все исчезнет, подобно паутине. Никакое волнение пусть не нарушает твоего спокойствия.

22

Для преуспеяния в духовной жизни необходимо еще и изгонять разнообразные злые помыслы и подобные им злые мечтания, возбуждающие нас, желающие осквернить нашу душу.

Нельзя нам бездействовать в отношении плохих помыслов и мечтаний, потому что любой грех начинается с мечтания и мысли. Значит, если мы будем искоренять плохие мысли и мечтания, усердно отгоняя их, то тем самым будем неуклонно добиваться очищения от страстей. И потом человек становится свободным от душевных и мысленных смущений. И напротив, когда мы нерадим о совершении этого подвига очищения ума, то, как следствие, в нас господствуют бесчестные страсти и правят нами уже демоны и грехи.

23

С мечтанием будь очень осторожен. Не принимай никакого образа, иначе он станет твоим идолом, которому будешь поклоняться. Бесстыдная птица – блуждающая мысль делает самые сумасбродные зарисовки, изображая тайное и сокровенное ближнего. Молитвой разрушь образ, лишь только он начнет составляться. Чем более медлишь, тем больше потом будешь трудиться и страдать.

24

Каждый пусть следит за собой, за своим послушанием, особенно же за своим сердцем, имеет ли он память Божию, память смерти, геенны, рая или любую другую полезную и божественную память. Тем, что нет у нас душевного утешения, мы обязаны тому, что ведем рассеянную жизнь и не имеем обращенности внутрь и памяти Божией. Обратитесь внутрь себя, дайте своему уму духовное делание и не позволяйте ему блуждать то там, то здесь. Понудьте себя немного, молчите, не говорите лишних слов. Молитесь непрестанно, внутренне осуждайте себя, а не оправдывайте. Наконец, без понуждения и утеснения себя не бывает ничего духовного.

* * *


Источник: Отеческие советы / архимандрит Ефрем Святогорец ; перевод с новогреческого [иерея Василия Петрова]. - Изд. 2-е. - Саратов : Изд-во Саратовской митрополии, 2017. - 517 с. ISBN 978-5-98599-181-9

Комментарии для сайта Cackle