Беседа 16. Таинство Покаяния209
Дорогие мои дети!
Как все мы знаем, благой Бог даровал нам великое Таинство – Таинство Святой Исповеди – это второе Крещение, в котором человек омывается душой, делается светлым, новым во Христе человеком.
Какую благодарность мы должны непрестанно возносить Богу за это великое благо, которое Он нам даровал! Он открыл нам Своё Сердце, в Которое мы можем свободно входить всякий раз, когда желаем очиститься. Сколько бы ни согрешил человек, сколько бы ни пресмыкался бы в грехе, какой бы чёрной ни была его душа, он может свободно и быстро, во мгновение ока, убелить свою душу, и она станет чистой, как голубь, и белой, как снег. Может ли быть что-либо больше этого, есть ли для человека большее счастье?!
Но одновременно происходит и нечто ещё – бывает великая радость «на Небеси о единем грешнице кающемся». Дело не только в том, что грешник спасается и обретает счастье, но это вызывает радость и торжество среди Ангелов, среди всех чинов Сил Небесных. Они радуются и воспевают пред Богом победную песнь, потому что узнали о покаянии грешного человека.
Ангелы – это наши старшие братья, которые обитают на Небе и молятся обо всех людях. Когда они узнают от Бога, что их молитвами человек приведён в Его Царствие, то радость их бывает невыразима и бесконечна. Покаяние – это дверь, входя которой, всякий человек находит для себя спасение.
Авва Памво210 был великим подвижником, одним из самых известных после Антония Великого211. Он обладал даром прозорливости и видел состояние души каждого человека. Однажды Великим постом на Страстной седмице авва Памво пришёл в церковь, сел рядом со входом и стал смотреть на входящих монахов и мирян. Он видел внутреннее состояние каждого из них, видел, как люди входили в храм светлые, от них исходило благоухание, а сзади их сопровождали Ангелы, от которых исходило разной силы сияние. Последним в храм зашёл человек, у которого душа была чёрная, за ним шли звери и чёрные люди, свидетельствуя о том, что он совершил страшные преступления.
Увидев его, авва Памво сильно огорчился, он отошёл в неприметное место, встал на колени и стал молиться, чтобы Бог помиловал этого человека, просветил и привёл к покаянию. Он так много плакал, что глаза его распухли от слёз, а пол в том месте, где он стоял, стал мокрым. По окончании службы авва опять сел у двери и с трепетом ждал, что же стало с той душой после его молитвы и слёз. Те, кто заходили в храм светлыми, выходили ещё светлее, по ним струилось миро, всё вокруг наполнялось благоуханием, и Ангелы следовали за этими людьми, ещё более радостные – значит, они получили от службы большую пользу. Но и человек, душа которого была чёрной от грехов, теперь выходил из церкви чистый и светлый. Бесы, которые раньше следовали за ним по пятам, теперь исчезли. Ангел Хранитель шёл рядом и ликовал. Велика была радость Святого. Авва Памво не мог её сдержать, залез на большой камень и стал кричать: «Придите и видьте дела Бога нашего, яко они велики и чудны, и славны!» Монахи услышали эти слова и поняли, что случилось нечто чудесное. Они окружили авву и стали расспрашивать:
– Святый угодник Божий, скажи нам, в чём причина твоей великой радости?
– Отцы, позовите сюда того человека, я хочу ему что-то сказать.
Когда тот грешник подошёл, авва спросил его:
– Раскрой нам, человек Божий, состояние твоей души, что заставило тебя прийти в храм Божий?
Он отверз свои уста и поведал следующее:
– Отче, грехам моим нет числа, преступления мои страшны, дела грязны. Сегодня, так как идёт Страстная неделя, все злачные места были закрыты и мне некуда было пойти развлечься. Потому я подумал зайти в храм и хотя бы для вида отстоять службу на Великую Пятницу. Но в церкви я услышал слова пророка Исайи: «Отимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших... и приидите, и истяжимся, глаголет Господь. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю»212. Я подумал так: «До каких же это пор я буду упорствовать во грехе, до каких пор буду отделён от Бога, до каких пор буду вне общения с Ним?! Возьму да попрошу у Господа прощения, изменю свою жизнь, и когда душа моя станет чистой, как снег, как шерсть ягнёнка, тогда и я вновь стану человеком! Сколько ещё откладывать, если Сам Бог призывает меня, говоря: “Приидите!” Я решил послушаться этого гласа Божия, реченного через пророка, решил, что, выйдя из церкви, совершенно изменю свою жизнь. Решение моё – жить в покаянии и приступить к Таинству Святой Исповеди». Тут святой Памво рассказал, что видел в видении, как тот просил Бога со слезами и как потом на самом деле увидел душу этого человека светлой и чистой ещё до того, как тот исповедал свои грехи. То есть Небесный Отец – лишь только человек решил обратиться к Нему – тут же распростёр Свои любвеобильные объятия и даровал ему обручение чистоты, с помощью которого человек достигнет самой Святой Исповеди.
Мы видим, как Бог принимает грешника, как ждёт его обращения, как в этом случае полезны молитвы и Ангелов, и Святых, и какое значение имеет великое Таинство Исповеди.
Если же человек не обратится, то не сможет прийти к Святой Исповеди, пройдя через низкую дверь смирения.
Во времена турецкого владычества жил в изгнании на Афоне один известный патриарх213. Пятнадцатое августа торжественно празднуется на всём Афоне, особенно в столице Карее, в храме Протата – Великой церкви214. Сюда в престольный день сходятся отцы со всей Святой Горы. Приходят и пустынники со своим рукоделием, раскладывают его на земле и продают.
Среди них был и один невысокого роста старец, он, как и остальные, разложил для продажи своё рукоделие. Старец этот был духовником и имел дар прозорливости. Вот подходит к нему патриарх и говорит:
– Отче, я приду к тебе в келью.
А духовник ему отвечает:
– Владыка, патриарх, дверь у меня низкая, тебе не пройти.
– Ничего, нагнусь.
– Нет, не получится, дверь очень низкая, а ты стоишь высоко.
Духовник таким намёком дал понять патриарху, что если он смирится, то дойдёт и до исповеди.
Препятствием для исповеди у нас являются гордость и эгоизм. Как объявить свои грехи? На человека нападает стыд, но стыдиться нужно тогда, когда мы собираемся грешить, тогда стыд уберёг бы нас от совершения грехов. Но, когда впереди нас ждёт спасение, то нужно отбросить всё и бежать к нему.
Если мы больны раком и станет известно, что на Северном Полюсе есть врач, который может нас исцелить, то мы бросим всё, преодолеем все препятствия – только бы добраться до целителя и избавиться от телесного недуга. Нас не испугают ни трудности, ни финансовые затраты: оставляем всё и едем. Смиряем душу ради своего здоровья.
А когда рак греха угрожает смертью нашей душе – тем более нужно бросить всё: работу, зарплату, – и бежать, не взирая на препятствия. Придём, встанем на колени, обнажим свою язву, получим лекарство и исцелимся – и так избежим страшной смерти души!
Будучи людьми, мы не знаем часа, в который придёт Господь. Он сказал нам: «Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет»215. Спешите, откладывать нечего: ведь вы не знаете времени, в какое Господь решит взять вашу жизнь и привести на великий и страшный Суд, которого не избежать никому!
Мы так и не поняли сути: как того, что есть исповедь, так и самой нашей жизни. Как она хрупка, наша жизнь! В любой момент мы можем предстать перед Судом и Судьей!
Сейчас, пока мы живём на земле, мы ещё можем приклонить Христа покаянием и исповедью к милосердию, чтобы потом увидеть Его светлый Лик. В противном случае, – если наши грехи останутся нераскаянными, – не будет нам от Него ни милости, ни прощения.
Вспоминаю отца Варфоломея. Это был старичок, священник, живший в келье Святого Василия в пустыне216 на Афоне. Когда-то и он был послушником у моего Старца217, и мы жили вместе в келье Иоанна Предтечи218.
Сначала отец Варфоломей был послушником и монахом в одном монастыре вне Афона. В том монастыре был духовник, которому исповедовался и отец Варфоломей.
Однажды духовник тяжело заболел. Отец Варфоломей пришёл к нему и говорит:
– Отче, кончина близко. Может быть, позвать тебе священника?
Бог двигал молодым монахом. В его словах, в его вопросе была последняя надежда спасения для духовника. А духовник собрал слюну и плюнул – для того, как оказалось потом, чтобы проверить, есть ли у него ещё силы и не пришло ли время исповедоваться, потому что он хотел отложить исповедь до последнего часа. Перед самым последним вздохом он хотел сказать то, что тяжёлым грузом лежало на его совести, что он подавлял в себе и не давал прорваться обличительным криком: «Исправься!»
Плюнув, он сказал:
– Нет, силы у меня пока ещё есть; не нужно священника.
– Хорошо, – сказал отец Варфоломей и пошёл на послушание.
Но иным был Суд Божий. Не успел о. Варфоломей пройти и десяти шагов, как услышал, что духовник закричал:
– Горе мне, горе! Зовите иерея; мне нельзя было становиться священником!
Отец Варфоломей побежал за священником, но когда вернулся, язык у духовника был уже парализован, исповедоваться он не мог, ибо мозг не работал; так и ушёл тот духовник в иную жизнь без последней исповеди.
Духовник встряхнулся лишь в самый последний момент. Бог по Своему бесконечному милосердию послал перед этим послушника, чтобы напомнить духовнику, который наставлял и исповедовал других, что сам-то он остаётся без необходимой и спасительной исповеди.
Человек не беспокоится, когда совесть у него спокойна, когда грехи уже заглажены насколько возможно и он чист перед Правосудием Божиим. Но кто, спрашивается, в состоянии настолько себя очистить, чтобы безукоризненно стоять пред Богом на Страшном Суде, Который всех нас ожидает?
Все мы люди и во многом виноваты пред Богом, и прежде всего я с моими грехами и винами. Но моё благое попечение об исправлении, заботу о том, чтобы приготовиться к последнему часу, Бог не оставит просто так – обязательно будет результат. Надеюсь, Он не оставит меня Своей милостью. Об одном мне нужно думать и размышлять: как освободить себя от вины греха, как меньше грешить. Почему? Потому что я, к сожалению, не перестану грешить, пока не предам свою несчастную душу Богу! Боже мой, помоги мне меньше грешить, пусть на Суде у меня не будет ни одной даже самой малой вины!
Церковь молится. Диакон возглашает: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем Судищи Христове просим»219. К этому все мы должны стремиться. Искать доброго ответа, мирной кончины, блаженного конца, который имели души, обретшие милость и дерзновение к Богу. Они отошли спокойно и мирно, хотя перед тем имели брань с бесами, болезнями, помыслами. Но кончина их была блаженна и триблаженна! Это извещение о том, что душа была готова и не смутилась, и дала добрый ответ.
Это и есть «единое на потребу»220 – как встретить тот страшный час.
Не знаю, у кого какое понятие о том, насколько тяжёл бывает смертный час для каждого человека, сделанное лишь на основании его собственного опыта, им пережитого!
Когда Антонию Великому221 было извещение, что близится час его исхода, он заплакал. Монахи его спросили:
– И ты, отче, боишься смерти?
– Дети мои, с тех пор как мне было наречено монашеское имя, я ни на мгновение не забывал о том часе; потому и не пренебрегал своими обязанностями.
И святая Ирина Хрисоваланду222 тоже плакала, когда ей было извещение о смерти.
Авва Арсений223, великий подвижник пустыни, человек высочайшей святости, носил на поясе тряпку, которой день и ночь вытирал слёзы. Один святой патриарх224 сказал ему:
– Арсений, Арсений, ты плакал в этой жизни, а в будущей не будешь плакать!
Старец225 постоянно нам говорил об исходе души, потому что это было его непрестанным попечением. Часто по ночам он пел умилительные тропари из заупокойной службы и плакал. Конечно, он привил это и нам: мы часто плакали из-за своих ошибок и умывали лицо не водой, но благодатными слезами. То было наставление старца!
Всё это было добрым основанием, хорошим началом, а хорошее начало, по его словам, определяет и наилучший конец. Он всегда нам говорил о хорошем начале, потому что по себе знал: кто положит доброе начало, в результате получит и доброе окончание. А что значит «доброе»? Это значит встретить смерть как можно более приготовленным, потому что абсолютно готовым не бывает никто.
Поэтому нет предела добродетели покаяния: ведь человек может согрешить мыслью и в последний момент. Это очень опасно. Нужно иметь большой опыт, чтобы праведно пережить то, что нас ожидает в последний час.
Искуситель внушает тебе безнадёжность и отчаяние, говоря, что после того, что ты сделал, для тебя нет спасения. Человек ослаблен горем, болью, лежанием на одре болезни, измождены его душа, ум и сердце. Дьявол пользуется этим и «подсовывает» помыслы отчаяния. Так порой человек зависит от одного простого слова, которое может сказать ему оказавшийся рядом брат. Потому мы видим, как люди, стоящие на пороге смерти, полностью вручают себя милости Божией. Видим, как в момент исхода души из глаз человека идут слёзы. Что это означает? Это означает, что человек видит истину, видит рядом светлых и тёмных Ангелов. Видит бесов, а у них в руках – хартии с исчислением грехов, и бесы пугают ими и внушают отчаяние: «Где уж тебе спастись!?»
Среди такого состояния безнадёжности он видит и Ангела, Ангел приближается, человек бежит к нему и умоляет о спасении. Эта просьба и молитва сопровождаются слезами, поэтому мы и видим на глазах умершего слёзы. И всё это непременно случится с каждым из нас без исключения!
Бог да подаст нам покаяние! Да подаст нам прежде пройти суд собственной совести и мужественно посмотреть ей в лицо! Тут на самом деле необходимо мужество: чем глубже зайдёт скальпель, тем лучше очистится наша рана. Конечно, будет больно, но зато взамен мы приобретём чистую и спокойную совесть. Как хорошо знать, что ты сделал то, что должен был сделать.
Конечно, мелкие прегрешения неизбежны, но каждому из нас нужно быть максимально готовым, исправляя главное, ибо возвращаются сторицей и труд, и силы, и напряжение, и боль, которыми сопровождается исповедь. Такой человек «уготовихся и не смутихся»226227.
Господь сказал: «Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет»228229. Будьте готовы, так как не знаете часа, в который придёт Христос. «Аще бы ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдел убо бы и не бы дал подкопати храма своего»230. Вор хватает хозяина дома, связывает его по рукам и ногам, и потом обворовывает.
Чтобы стать чистыми, свободными от страстей, нужно исповедоваться постоянно, а не только в последний момент. Святые плакали, а нам, а мне, всё равно! Мы думаем о чём угодно, но тем, что есть «едино на потребу», что важнее всего – памятью и подготовкой к своему исходу пренебрегаем.
Я думаю об этом днём, ночью во сне, просыпаюсь и опять думаю о смерти, об исходе души, представляю свои грехи, и мне становится страшно. Даже бесы придут в изумление: они не смогут пересчитать всех моих разнообразных грехов – какой на мне долг, сколько ошибок, которые допускаю как смертный человек и в которых каюсь! Я грешен, братья, настолько, что сомневаюсь в своём спасении.
Бог да подаст нам исправление, чтобы быть готовыми в назначенный час! Будем как можно ответственнее подходить к вопросу исповеди! Не станем скрывать своих прегрешений и помыслов, потому что через это происходит наше падение. Наш блаженный Старец231 говорил: «Видел ли ты падшего монаха, оставившего монашество? Знай, что так с ним случилось из-за того, что он скрывал свои помыслы. Видел прельщённого человека? Это потому, что он принимал помыслы».
Чего только ни случалось тогда на Каруле232! Старец рассказывал нам о людях, которые скрывали помыслы и впали в прелесть; некоторые погибли, думали, что видят Ангелов, а на самом деле это были бесы. А прелесть была: «Не говори старцу!»
Поэтому не нужно ничего скрывать, надо преодолевать это затруднение, ведь все мы чувствуем стыд, и я первый. «Как-де я об этом скажу?» А по сути ведь нет ничего страшного. Проходит буквально минута, одно мгновение – и человек свободен, а потом думает: «Почему же было так трудно, что мне мешало?» А мешал бес, который не хочет, чтобы ты видел свет священной и очистительной исповеди, получил прощение и просвещение. Бес всегда радуется неискренности. Воры не крадут днём, но почти всегда крадут ночью. Так и бесы прячутся под покровом неискренности, нападают оттуда и приносят вред.
Я уже рассказывал, как исповедовал человека на пороге смерти. Было особое милосердие Божие, что Он просветил нас и тому человеку в последний момент были заданы важные вопросы, и он исповедал тяжкие, смертные грехи.
Я хочу сказать, что мы часто ждём последнего момента, чтобы исповедовать то, что нас отягощает. А нужно готовиться заранее! Вот ты ложишься спать, а ты уверен, что проснёшься? А вдруг землетрясение или рухнет потолок и тебя раздавит? Идёшь по улице – и вдруг теряешь сознание, падаешь, случайно ударяешься головой и уже не можешь подняться. А сколько аварий, и всё время гибнут люди! У кого-то может произойти разрыв сердца – и всё! Разве сможет человек в этих условиях позвать священника, чтобы поисповедоваться?
Нас ослепляет тёмное искушение, заволакивает ум, совесть, мысль, накрывает тьмой неведения, страшным забвением, заставляет забывать о спасении души, мы теряем сам смысл жизни. Все мы, и я в первую очередь, очень хорошо знаем, что жизнь наша ничтожна и неустойчива. Мы видим людей, видим, как они умирают, как их хоронят, бываем на кладбищах и прекрасно знаем, что и сами там окажемся. Хорошо знаем из Священного Писания, что лицом к лицу столкнёмся с Евангельской истиной, но упорно удаляемся от Бога!
У Святых отцов в одном из наставлений человеку, который в последний момент просит о прощении, Ангел отвечает так: «Где ты был, когда солнце стояло в зените? А теперь, когда время пришло к закату и ты переходишь в другой мир, ты решил позаботиться о душе?! А всё время жизни чем ты занимался? На что тратил драгоценное время?»
К сожалению, мы тратим свою жизнь на разные временные заботы и попечения. Но нет, так мы ни к чему хорошему не придём. Когда кто-то учит других, пусть сам сначала научится тому, чему учит. «Не мнози учителие бывайте, – говорит апостол Иаков, – яко болшее осуждение приимем»233234. Так и со мной: мало мне моих грехов, так я ещё и других учу!
Благой Бог да подаст нам милость и просвещение, пробудимся, пока ещё есть время, пока в нас ещё есть дыхание жизни, чтобы потом не раскаиваться напрасно и бесплодно! Потому что потом будет поздно, и запоздалое раскаяние не принесёт никакого результата. Тогда мы возопием: «Я готов всё отдать – лишь бы вернуться назад, чтобы Бог даровал мне ещё несколько мгновений жизни на покаяние и обращение!» Человек будет готов отдать всё ради всего лишь нескольких мгновений, чтобы примириться с Богом. А теперь у нас столько свободного времени – целые года, – но мы ничего не делаем. В наших руках такие «деньги», на которые мы могли бы купить целое Царствие Божие. Но нам их жалко, жалко уделить их Богу, собственной душе; и мы только тратим это своё время на разные занятия, на грехи, на тленные вещи, на ад, а на Царствие Божие, которое нужно нам же самим, нам оказывается жалко!
В этом-то и состоит победа дьявола! Теперь он нас отвлекает, выигрывая наше время, а завтра, когда придёт час, он всё откроет, всё нам покажет в настоящем свете, и мы увидим тогда реальное положение дел и ужаснёмся перед лицом истины, но будет уже поздно что-либо исправлять. Теперь, пока у нас есть время, сделаем же то, что в наших силах. Не станем тратить время впустую. Нужно ведь немногое. Бог ничего сверхмерного от нас не требует: он не требует ни труда, ни денег – ничего затратного абсолютно. Он хочет только, чтобы мы уделили немного времени своему спасению, чтобы открыли свои грехи и получили прощение, а потом следовали по правильному пути, который и есть путь счастья. Этот путь – не путь горечи, отчаяния или несчастий. Нет. Путь Божий светел: он приносит радость, здоровье души и тела, приносит мир, тишину, счастье, потому что Христос есть бесконечное счастье!
А дьявол нищ, несчастен, ничего в нём нет доброго, и тому, кто следует его путём, следует его наставлениям, он приносит одно несчастье.
Когда мы находимся в послушании Богу, Он даёт нам то, что имеет Сам. Бог есть свет – даёт нам свет, Бог есть Рай – даёт нам Рай, Он – прощение, подаёт нам прощение, Бог есть жизнь, и Он даёт нам жизнь, Бог есть вечное счастье, и Он дарит нам вечное счастье абсолютно даром. Зачем же нам отказываться от всех этих благ, зачем ненавидеть себя и делать себя несчастным?
Ничего ведь особого не нужно – только малое просвещение, небольшое усилие, чтобы изменить образ жизни, вступить на путь, в конце которого Золотые Врата под названием Царствие Небесное. А Царствие Небесное – это сердце Христово. И если у души есть признаки родства с Небесным Отцом, то, как чадо Божие, она беспрепятственно войдёт в сердце Божие, в великое, беспредельное и неописуемое счастье.
Поможем же сами себе в своём обращении и будем рады тому, что у нас в любой момент есть возможность духовного очищения, что мы можем постоянно пребывать в чистоте; и когда Бог призовёт нас, мы, чистые, предстанем пред Престолом Божиим.
Но просвещение налагает на нас обязательства перед Богом и ближними – обязанность помогать брату, привести и его к покаянию, к обращению и к Святой Исповеди. Это достойно великого воздаяния. Большое дело – привести своего брата к покаянию, к исповеди!
Будем же молиться за наших братьев, христиан, чтобы и они нашли путь спасения. Кроме как о себе будем молиться и о людях, которые не знают Бога. Это и есть свидетельство нашей деятельной любви к ближнему. А если мы и впрямь любим своих братьев, значит, творим дело Божие, потому что «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает»235.
Давайте пробудимся, засветим наши светильники и в покаянии и терпении будем ожидать Пришествия Господа, чтобы войти с Ним в Светлейший чертог Его Царствия! Аминь.
* * *
Произнесено на встрече с верующими в Канаде.
Преподобный Памво Нитрийский (IV в.) подвизался в пустыне Нижнего Египта, скончался в возрасте 70 лет. Житие св. Памвы известно по рукописи хранящегося на Афоне Египетского Патерика (гл. «Как достичь совершенства») и приводится в «Четьях-Минеях» свт. Димитрия Ростовского. Память совершается 18 июля по ст. ст.
Преподобный Антоний Великий, Антоний Фивский (Αντώνιος ό Μέγας, ок. 251–356) – раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Сведения о Святом содержатся, главным образом, в «Житии», написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в «Лавсаике» и «Истории монахов». Из творений Преподобного до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. Память –17 января по ст. ст.
Ср.: Пс.33:15; Ис.43:25,44:22; 1Пет.3:11.
Патриарх Константинопольский Иоаким III (18 января 1834 – 13 ноября 1912) – предстоятель Константинопольского Патриархата с титулом Святейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх; на престоле был дважды: 4.10.1878– 30.03.1884 и 25.05.1901–13.11.1912). Пользовался поддержкой российского правительства и большим уважением в среде российской иерархии; греками именовался «корифеем патриархов». Почётный член Санкт-Петербургской Духовной академии (1905). На Святой Горе проживал в 1887–1901 гг. в келье св. Евстафия Плакиды в местности Милопотам, на земле Великой Лавры, основанной св. Афанасием. Находясь на Афоне, реконструировал ветхий храм Преображения Господня на Вершине Святой Горы, воздвигнув на её месте новую из белого мрамора, которую и освятил 6 августа 1896 г.
Успенский собор Протата является самым ранним из всех сохранившихся на Святой Горе храмов и расположен в центре Кареи – столицы Афона [см. 62]. Второе название собора – церковь Протата, Великая церковь – связано со званием прота, который впервые упоминается в источниках в 908 году. Уже в первом Уставе Святой Горы, утверждённом имп. Иоанном Цимисхием в 972 г., прот [см. 85] признан главой всего Афона. По этому Уставу в престольный праздник главного храма – на Успение Пресвятой Богородицы – в столице Афона проходил ежегодный собор настоятелей всех святогорских обителей. В 964–969 гг. первое здание собора Протата было перестроено в большую по размерам базилику. В 1274 г. Успенский собор в Карее разрушен латинянами. Его восстановление было завершено в нач. XIV в. Росписи Успенского собора выполнены Мануилом Панселиносом (XIV в.). Протат или Священный Кинот (Ιερά Κοινώτης) – центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон, в который входят представители (антипросопы) всех монастырей Афона. Располагается в Карее, действует постоянно, заседает три раза в неделю. Каждый антипросоп избирается своим монастырём сроком на один год.
Ср.: Мк.13:33; 1Кор.16:13.
Имеется в виду келья св. Василия Великого в Катунаках [см. 91]. В некоторых источниках именуется скитом.
Преподобный старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.
Келья в скиту Малая Святая Анна (см. иллюстрации (pdf-вариант)).
Из Просительной ектеньи.
Преподобный Антоний Великий, Антоний Фивский (Αντώνιος ό Μέγας, ок. 251–356) – раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Сведения о Святом содержатся, главным образом, в «Житии», написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в «Лавсаике» и «Истории монахов». Из творений Преподобного до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям – о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам. Память –17 января по ст. ст.
Преподобная Ирина Каппадокийская, Ирина Хрисоволанская (Ειρήνη Χρυσοβαλάντου, † 921) – подвижница, родом из Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). В 15 лет Ирина стала монахиней и шесть лет спустя – игуменьей м-ря Хрисоваланду (Константинополь). Придавала очень большое значение исповеди. Прожила праведно 104 года. Удостоилась особой иконографии: всегда изображается в одеждах игуменьи, держащей в правой руке три райских яблока, перед ней находится Ангел, держит в руках свиток, где написано: «Радуйся, раба Всевышнего, Ирина...», рядом изображены два согнутых кипариса, верхушки которых были перевязанны белыми платками, а с другой стороны изображён сам монастырь Хрисоваланду. Память – 28 июля по ст. ст.
Преподобный Арсений Великий (Αρσένιος Ερημίτης, V в.) – египетский подвижник, насельник Скитской пустыни, ученик Иоанна Колова. Прославился своей святостью и запечатлелся как образец подлинного молчальника (исихаста). Память – 8 мая по ст. ст.
Кирилл, патриарх Александрийский (Κύριλλος Á Αλεξανδρείας, 376–444) – Отец Церкви, христианский египетский экзегет и полемист, возглавивший оппозицию несторианству. Представитель Александрийской богословской школы. Память –18 января, 9 июня по ст. ст.
Преподобный старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.
Ср.: Мк.13:33; 1Кор.16:13.
Преподобный старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.
Каруля, Карулия (τά Καρούλια) – пустынная местность на обрывистых скалах в южной части Святой Горы Афон, недалеко от Катунакий [см. 91]. Отдалённые пещеры, куда можно добраться только по цепям, называются Внутренними, или Страшными Карулиями (в отличие от Внешних). Название καρούλι происходит от тур. karauli – наблюдательный пункт или от лат. carrulus – тележка, т.е. подъёмное устройство, при помощи которого отшельники могли выменивать у рыбаков продукты на своё рукоделие. Первые подвижники приходят в Карулии в XVIII в. В XIX в. здесь образовалось поселение, большинство монахов составляли русские. Небольшой кириакон был освящён во имя вмч. Георгия. В 1866 г. Великая Лавра предоставила Карулиям статус скита, первым дикеем был избран русский монах Иннокентий (†1901). Из русских старцев известны: схим. Феодосий (†1937), иером. Никон (†1961), схим. Никодим, телохранитель имп. Николая II, пришедший на Афон из России пешком и подвизавшийся здесь до своей кончины (†1984). Ныне здесь живут 4 монаха в отдельных келлиях.