Воспоминание VI Вселенского собора
Память 23 января
VI Вселенский собор был в 680 году при императоре Константине Погонате941 в Константинополе, против монофелитов, которые, для примирения монофизитского учения с православным, признавали в Иисусе Христе два естества подобно православным, но, подобно монофизитам, допускали в Нем лишь одну волю – Божественную942. Распространение этого учения вызвало большие смуты в Церкви и вызвало со стороны православных ревностных защитников православия, которые открыто выступили против монофелитства, видя в нем лишь прикрытое монофизитство943. Эдикты государей, явно признававшие во Христе одну волю, но в то же время для прекращения смут предписывавшие избегать выражений и об «единой» и о «двух волях» во Христе944 и даже наистрожайше повелевавшие прекратить безусловно все прения о спорном вопросе, под опасением гражданского преследования ослушников945, дали только повод к большему раздражению и произвели со стороны доблестных защитников православия даже мучеников946. При этом восточные и западные отцы и представители церквей разделились, так как среди первых было много монофелитов, а западная Церковь открыто заявила себя против ереси и выступила в защиту православного учения. Это и побудило, наконец, императора Константина Погоната к созванию Вселенского собора, который и был открыт в 680 году, по предварительном сношении с Римом. На соборе присутствовало 170 отцов, среди которых лично присутствовали два восточных патриарха: Георгий Константинопольский947 и Макарий Антиохийский948, оба монофелита; папа же римский Агафон прислал от себя легатов. Император сам присутствовал при заседаниях собора, который продолжался около года. Изуверство монофелитов дошло до такой степени исступления, что один из фракийских монахов, по имени Полихроний, вызвался пред собором в доказательство правомыслия монофелитов воскресить мертвеца, но при дозволенном ему всенародном опыте был жестоко посрамлен. После многих жарких прений собором определено было признавать две воли в Иисусе Христе, Божественную и человеческую, соответствующие двум естествам. Георгий, патриарх Константинопольский, сознался в заблуждении и был принят в общение с Церковью. Но Антиохийский патриарх Макарий остался упорно при монофелитской ереси, вследствие чего и был предан анафеме со всеми предшествовавшими монофелитами. Собор, начавшийся 7 ноября 680 года, окончился 16 сентября 681 года.
* * *
Император византийский Константин IV Погонат царствовал с 688 по 695 г.
В Александрии, где особенно сильно было монофизитство, представителем этого неправославного учения явился Кир, патриарх Александрийский (патриаршествовал с 630 по 640 г.). Константинопольский патриарх Сергий (610–638 гг.) и папа Римский Гонорий (625–638 гг.) также не нашли в учении монофелитов ничего неправославного и явились его последователями, хотя для предотвращения новых смущений в Церкви положили воздерживаться от всякого решительного выражения относительно этого предмета, еще не определенного Церковью.
Во главе их стали святой Софроний, патриарх Иерусалимский (634–644 гг.) и преподобный Максим Исповедник, о которых см. подробнее в житии последнего 20 января.
Таков экфесис, т.е. изложение веры, императора Ираклия, где в то же время признавалось безусловной истиной, что во Христе одна воля.
Разумеется т. н. Типос веры, изданный преемником Ираклия, императором Констансом.
Между ними особенно замечательны преподобный Максим Исповедник и папа Римский Мартин I (занимал кафедру с 649 по 653 г.). См. Об этом подробнее в житии преподобного Максима 20 января.
Георгий I, патриарх Константинопольский, занимал кафедру с 678 по 683 г.
Макарий Антиохийский патриаршествовал с 653 по 680 г.