Страдание святого мученика Иулиана
Память 28 июля
В царствование императора Антонина4923 язычники принуждали христиан приносить жертвы богам; в противном случае язычники угрожали христианам лютыми муками и самою смертью. В провинции Кампании4924 тогда игемоном был некто Флавиан, человек весьма жестокий; сей игемон ненавидел имя Христово.
Игемон Флавиан послал по всей провинции Кампании своих нечестивых слуг, приказав им забирать всех христиан, каких они встретят, и привести их в город Атину, в коем он сам находился в то время.
В это время в Кампанию прибыл из Далмации4925 некоторый муж, юный летами, но старый по поведению и мудрости христианской; прекрасный и самым телом, но еще более прекраснейший благодатию и святостью; честный по происхождению, но еще более честнейший по вере. Имя мужу тому было Иулиан. В то время как Иулиан проходил около города Анагния, случайно натолкнулся он на воинов игемоновых. Иулиан воздал им христианское приветствие, сказав:
– Мир вам, братия!
Воины же, догадавшись по этим словам и по всему кроткому поведению святого, что это был христианин, начали спрашивать его, – кто он и откуда? Каково его имя и какую веру он исповедовал.
Раб же Божий Иулиан, желая пострадать и умереть за имя Христово, бесстрашно отвечал:
– Я христианин; имя мое – Иулиан; происхожу я из Далмации; направляюсь же в эти страны, всюду увещевая людей отвергнуть поклонение идолам и уверовать в единого истинного Бога, и Сына Его Господа Иисуса Христа; я увещеваю людей почтить Того, о Котором я проповедую и ради Которого я готов положить жизнь свою.
Воины весьма удивились столь мужественному ответу святого, однако, взяли его, крепко связали и повели, ударяя палками и оружием и говоря:
– Посмотрим, насколько справедливы будут слова твои о том, что ты желаешь умереть за Распятого!
Перенося побои, святой молился Богу, прося дать ему силу до конца претерпеть страдания за святое имя Его. И молитва святого Иулиана была услышана Богом, ибо нисшел голос, укрепивший святого и говоривший:
– Не бойся, Иулиан! Я буду с тобою и дам тебе силы и мужество.
Тогда святой юноша принес благодарение милосердому Богу, после чего был отведен к игемону и по повелению его был заключен в страшной темнице, называвшейся «Холодным рвом». В этой темнице святого содержали семь дней без пищи и пития, думая погубить его голодом и жаждою.
Но Бог не оставил раба Своего, ибо послал к нему святого Ангела. Узник Христов наслаждался лицезрением и беседою с сим Ангелом, принимая небесную пищу из рук его.
Спустя семь дней игемон вышел на публичное судилище (здесь потом была построена церковь во имя Пречистой Богородицы) и воссел на судилищном месте в присутствии множества собравшегося народа; потом приказал представить себе мученика для допроса. Когда святой был приведен к игемону, то сей последний спросил его:
– Не стыдно ли тебе, столь красивому и честному юноше, поклоняться малоизвестному назарянину, распятому на кресте? Разве не лучше было бы, если бы ты отрекся от этой дурной веры? Поклонись богам нашим, тогда царь будет милостив к тебе.
Мученик отвечал:
– Моя слава и похвала – распятый Христос, Бог мой; и я не желаю сам ничем иным хвалиться кроме Креста Господа моего; а за святую веру, которую ты называешь дурною, я готов умереть. Но твои боги поистине мерзки; ибо они бесы; пусть стыдятся их все те, кто поклоняется им.
После этих слов святого, игемон пришел в ярость, и повелел бить святого по устам, а также мучить его, растянув на мучилищном дереве.
Святой же, принимая побои, молился Богу, говоря так:
– На Тебя, я, Господи, уповаю; силою Твоею спаси меня. Ты мой Бог, помощник мой, прибежище и избавитель мой; пусть устыдятся все, поклоняющиеся идолам и замыслившие сделать мне зло. К Тебе, Господи, взываю я: не отдай меня во власть врагов моих.
И снова послан был святому голос с неба, укрепивший святого и говоривший:
– Не бойся! Подвизайся мужественно!
Тогда мученик Христов, обратившись к народу, сказал:
– Внимайте, окаянные! Не надейтесь на богов, коих вы сделали сами себе своими руками; познайте Того Бога, Который создал из ничего небо и землю.
Увещевая народ в таковых словах, святой Иулиан обратил ко Христу более тридцати мужей; потом снова был отведен в темницу.
Утром следующего дня святой снова был выведен на судилище. Игемон сказал ему такие слова:
– Я хотел бы пощадить тебя, не щадящего самого себя и не хотящего поклониться богам непобедимым.
На эти слова святой мученик отвечал:
– Напрасно ты говоришь мне это; ты уже не изменишь моих мыслей. Я поклоняюсь Тому Богу, Которому должны все поклоняться. Этот Бог сотворил небо и землю.
Игемон Флавиан пришел в гнев от этих слов святого и приказал повесить Иулиана на мучилищном дереве и терзать святого побоями и строганием железом. Но по силе Бога, дивного во святых Своих, руки мучителей ослабели и разболелись, так что они не только не могли коснуться святого, но даже не могли держать в руках орудий мучения, и вообще не могли ничего делать.
В то время как игемон весьма удивлялся этому, прибыл вестник, возвестивший, что храм бога их, называемого Сераписом4926, упал и идол того бога вместе с прочими идолами превратился в прах.
Игемон и его бесовские слуги пришли в великое изумление от сего известия, и преисполнились стыдом; христиане же, находившиеся среди народа и исповедовавшие втайне святую веру, возрадовались душою и прославили Христа Бога.
Потом язычники, стоявшие близ места того, воскликнули во всеуслышание:
– Да будет погублен сей волхв как можно скорее!
Игемон, преисполненный гнева и злобы, тотчас же изъявил согласие на требование народа и предал мученика на смерть, высказав свое решение в таких словах:
– Повелеваем усечь мечом во главу Иулиана, наученного христианами волшебной хитрости, хулителя богов, ослушника царского приказания; усечь же повелеваем на том месте, где разрушился храм, дабы отомстить за бесчестие, нанесенное богам нашим.
И поведен был святой к тому месту.
Придя туда, святой преклонил колена и помолился Богу в таких словах:
– О бесконечная благость Божия! Благодарю, Тебя, Боже за то, что Ты сподобил меня, недостойного, такой честной смерти, как смерть за святое имя Твое. Молю же Тебя, омой меня сим самым пролитием крови моей, очисти меня от грехов моих и введи меня в благословенное Царство Твое. Приими дух мой в мире. Не забудь милосердием Своим и всех тех, кто пожелает во славу пресвятого имени твоего почтить память моего страдания.
После того как святой помолился в таких словах, с неба послышался голос, удостоверявший, что молитва его была услышана, и призывавший святого в места горние. И усечен был во главу святой мученик Иулиан4927. Святая душа его, отрешившись от плоти, взошла на небеса, ко Христу Богу нашему, царствующему со Отцом и Святым Духом, Коему воссылается слава, ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь.
* * *
Антонин Пий управлял римскою империею с 138 г. по 161 г.
Кампания – провинция в древней Италии, ограниченная на западе Лациумом, на севере Самниумом, на востоке Луканиею, на юге и юго-западе Тирренским морем. Древние авторы хвалят ее благодатный климат, так и плодородие почвы, дозволявшее трижды в год сеять и собирать жатву. Здесь было много виноградников, маслин и строевого леса. Жители Кампании (язычники) были известны своею изнеженностью и любовью к роскоши.
Далмация – в древности римская провинция. Далмация расположена узкой полосой по берегу Средиземного моря; граничит на севере с Хорватией, на востоке с Боснией и Герцеговиной, на юге – с Черногорией. Далмация подчинена была римскому владычеству в 6 г. по Р. Х.; с этих пор она, вместе с Иллириком, стала императорской провинцией. Жители Далмации принадлежали к иллирийскому племени и занимались охотою, земледелием и скотоводством.
Серапис – собственно божество египтян. Серапис считался у египтян верховным богом подобно тому, как Зевс считался главным богом у греков и римлян. Поклонение Серапису не ограничивалось Египтом; во II в. до Р. Х. культ (поклонение) Сераписа проник в Грецию и Рим. Культу Сераписа особенно покровительствовал император Нерон и Антонин Пий, упоминаемый в житии. В Риме существовало несколько храмов, посвященных Серапису, было также много надписей и памятников с именем этого бога.
С точностью год кончины Иулиана неизвестен. Время кончины святого следует относить к половине II в.