Память во святых отца нашего Агапита, папы Римского
Память 17 апреля
Святой Агапит, папа римский2608, был послан готским царем Теодорихом Великим2609, владевшим тогда Италиею, в Константинополь к императору Юстиниану2610 для переговоров о мире. Отправившись, он встретил на пути человека, страдавшего двумя недугами, – немого языком и хромого ногами. Взяв его за руку, святой Агапит исцелил его от хромоты; причастив же его Святых Тайн Тела и Крови Христовых, разрешил язык его.
Пребывая в Константинополе, святой Агапит увидел там слепого, сидевшего у так называемых Золотых ворот и просившего милостыню. Сжалившись над ним, святой Агапит возложил ему на глаза свою правую руку, после чего слепой прозрел.
Во время пребывания святого Агапита в Константинополе здесь, по повелению императора Юстиниана, собрался Поместный собор2611, на котором был низложен патриарх Анфим2612, возведенный на патриарший престол незаконно, противно церковным правилам2613. На место низложенного Анфима был возведен некоторый пресвитер, по имени Мина, проводивший жизнь святую и строго подвижническую. Вместе с тем на этом же соборе была предана осуждению ересь Северова2614.
Вскоре после этого святой Агапит преставился ко Господу2615 и был погребен в Константинополе.
* * *
Святой Агапит был папою римским с 535 по 536 г.
Теодорих Великий, король ост-готов, царствовал с 485 по 536 г. Ост-готы жили между реками Днепром и Доном и составляли восточную ветвь готского народа, распавшегося в IV столетии на остготов и вестготов.
Император римский Юстиниан I царствовал с 527 по 565 г.
Это было в 536 г.
Анфим I патриаршествовал с 535 по 536 г.
Анфим был убежденным монофизитом и лицемерно принял православие для того только, чтобы получить Константинопольский патриарший престол. Монофизиты неправильно учили о соединении в Иисусе Христе двух естеств; именно они говорили, что Божеское естество в Иисусе Христе поглотило человеческое. Ересь монофизитов называется еще евтихианством, по имени своего основателя – Константинопольского архимандрита Евтихия. Эта ересь была осуждена на IV Вселенском соборе, происходившем в 451 г. в Халкидоне.
Север, патриарх Антиохийский (с 512 по 519 г.) принадлежал к числу «умеренных» монофизитов; отличием его учения от учения других монофизитов было то, что он признавал тело Иисуса Христа «подобосущным» нашему и подверженным тлению.
Кончина святого Агапита последовала в 536 г.