Страдание святого мученика Каллиопия
Память 7 апреля
В Памфилийской Перги2455 жила благочестивая и богобоязненная женщина Феоклия; как она, так и ее семейство были проникнуты страхом Божиим; ведя добродетельную жизнь, Феоклия раздавала щедрую милостыню. Находясь в супружестве за почетным, происходившим из сенаторского и патрицианского рода2456, человеком, Феоклия в течение многих лет не рождала детей. Прилежными молитвами испросив у Бога разрешение своему неплодству, она, спустя долгое время по выходе замуж, зачала. В это время скончался муж ее, оставивши ее наследницею огромного состояния. Родивши сына, она назвала его Каллиопий2457. Обучая его наукам, Феоклия главным образом старалась внушить ему страх Божий и научить его премудрости Божественного Писания. В те времена сильно было распространено служение кумирам, истина была скрываема ложью и большинство людей поклонялись и приносили жертвы скверным идолам. Постоянными же спутниками жизни св. Каллиопия были молитва и пост. Когда о святом юноше сообщили судье что он христианин, то его мать блаженная Феоклия, снабдивши своего сына достаточным количеством денег, одеждою, а также послав с ним некоторых слуг, отправила его на корабле в другую страну, чтобы избежать несправедливого осуждения. Таким образом, блаженный Каллиопий отплыл в Помпеопель Киликийский2458. Увидавши здесь, что нечестивый вождь Максим устрояет в честь скверных кумиров жертвы, пение и пляски, святой юноша удивлялся и спросил у кого-то: «что за причина такого вашего ликования?»
– Ныне праздник в честь богов наших, – отвечали они ему, – подойди и ты и присоединись к нашему пиршеству.
– Я христианин, – сказал святой, – и в посте провожу праздники в честь моего Христа, и неприлично чтобы уста, славящие Христа воспринимали оскверненные жертвы нечестивых богов.
Эти слова святого дошли до слуха военачальника Максима и последний, пылая гневом, приказал схватить и представить святого юношу к себе для допроса.
– Как зовут тебя? – спросил военачальник св. Каллиопия, когда его привели на суд.
– Я христианин – отвечал святой, – а имя мое Каллиопий.
– Ныне когда вся вселенная, – сказал военачальник, – устрояет пиршество по случаю праздника богов, почему ты один, не желая разделить с нами праздника, пребываешь в каком-то заблуждении?
– Вот вы-то, – ответил святой Каллиопий, – и суть те самые, которые ходят во тьме и обольщении, так как вы оставили живого Бога, создателя неба и земли, всё сотворившего Своим словом, и поклоняетесь произведению рук человеческих, – бесчувственному дереву и растрескавшемуся камню.
– Твоя юность делает тебя дерзким, – возразил военачальник, – подвергая тебя самого опасности испытать немалочисленные мучения! Ответь нам, из какой ты страны и чьего рода?
– Я из Памфильской Пергии, – ответил святой, – сенаторского и патрицийского рода, но больше всего и почетнее всего для меня то, что я христианин.
– Есть ли у тебя родители? – спросил военачальник.
– Да, у меня есть мать, – отвечал святой, – а отец мой давно умер.
– Клянусь великим солнцем и всеми божествами, – отвечал военачальник, – что если ты поклонишься богам, то я выдам за тебя замуж единственную дочь, которую имею.
– Если бы я захотел жениться, – отвечал святой, – то мог бы взять за себя твою дочь и ввести ее во владение матери моей. Но знай, что я обещался Богу моему Христу, создавшему меня по Своему образу, соблюсти бренное сие тело в чистом девстве и представить его непорочным пред праведным судом Его. Ты поступай, как тебе угодно, но я христианин.
– Скверный и злобный, – закричал военачальник, – ты вероятно думаешь этими речами возбудить во мне бешенство, чтобы я скорее убил тебя? Так знай же, что я буду мучить тебя в течение долгого времени, раздробляя на части твое тело, а остаток его предам огню для сожжения.
– Чем более продолжительно, – отвечал святой, – будут мои мучения, тем более светлый венец сплетется мне Христом за мои страдания. Ведь и Писание говорит, что никто не увенчается, если не будет замучен по закону (2Тим.2:5).
– Разложите его, – обратился военачальник к палачам, – и оловянными прутьями переломайте ему все кости!
Во время побоев святой Каллиопий произнес: «благодарю Тебя, Христе, что Ты сподобил меня ради прославления Твоего имени претерпеть мучения».
– Принеси жертву богам, – продолжал военачальник, – чтобы увидать тебе твое отечество и не лишаться твоего имущества. Видишь, сколь жестоко мучат тебя!
– Я созерцаю сладость обещанного мне Христом будущего покоя и не ощущаю мучений, – сказал святой. – И хотя я в настоящее время нахожусь и в чужой стране, но я тем не менее знаю, что «Господня земля и что наполняет ее» (Пс.23:1). И здесь я вижу матерь мою и свое отечество. Матерь моя – православная Христова Церковь, а отечество Небесный Иерусалим, согласно слову апостольскому. «Наше же жительство – на небесах» (Фил.3:20). Если же ты напоминаешь мне о моей плотской матери, то есть Божественный голос, утверждающий: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Я ни во что не ставлю изобилие богатств и почитаю за лучшее страдать со Христом распятым, чем со грехом иметь кратковременное удовлетворение безумного мира.
– Так как он уже положен, – сказал военачальник слугам, – то поверните его и бейте по животу сырыми жилами, приговаривая: нечестивец, не отвечай ни то, ни сё, но – на вопрос!
– Лишенный благ небесных и более свирепый, чем зверь, безумец! – сказал святой мученик военачальнику: – я и говорю тебе слова истины, а ты, имея ослепленные душевные очи и закрытые уши, чтобы не слыхать слов Господних, несправедливо подвергаешь меня мучениям, убивая как разбойника!
– Поставьте, – приказал тогда военачальник палачам, – мучительское колесо с острыми железами и разведите под ним сильный огонь и туго, хотя бы даже до разрыва суставов, растянувши на колесе Каллиопия, в таком виде привяжите его к колесу и повертывайте, чтобы он погиб, разрезаемый железом и поджигаемый огнём.
Когда таким образом начали мучить святого юношу, он, в тяжких страданиях возопил ко Господу, говоря: «Прийди, Христе мой, на помощь рабу Твоему, – да прежде конца прославится через меня Твое святое имя, и дабы все знали, что уповающие на Тебя не посрамятся вовеки». И вот немедленно предстал Ангел Господень, погасил огонь, остановил колесо и сделал его неподвижимым и палачи не могли его повернуть. Молодое тело мученика обливалось на колесе кровью и сквозь глубокие раны заметны были кости, так как колесо имело на себе обоюдоострые, пилообразные мечи. Военачальник приказал развязать мученика и снять его с колеса. Зрелище страданий умилило всех смотревших и народ возопил, говоря: «О несправедливый судья! И какой юноша гибнет жестоко!»
– Не говорил ли я тебе, – сказал военачальник святому, – что молодость твоя делает тебя дерзким, подвергая тебя через это жестоким мучениям?
– Бесстыдный пёс, – отвечал святой, – ужели ты думаешь, что я испугался твоих мучений?
– Ты, окаянный, – заметил военачальник, – оскорбляешь меня, чтобы я скорее погубил тебя, но того не будет! Итак, подойди и принеси жертву богам для избежания еще более жестоких мучений!
– Я уповаю, – отвечал святой мученик, – на Христа моего, и ты не в состоянии осквернить во мне исповедание Божие. Тело мое предоставляется тебе: мучь его, как хочешь, получишь за это отмщение от Бога в день Страшного Суда, «ибо... какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:2).
– Сковавши его железными веригами, – приказал военачальник палачам относительно святого Каллиопия, – стерегите его во внутренней темнице, не имейте о нем никакого попечения и не допускайте никого из близких к нему христиан входить к нему, чтобы кто-нибудь не восхвалил его за его терпение. Палачи немедленно сковали святого страдальца и бросили его во внутреннюю темницу.
Блаженная Феоклия, узнавши о таком страдании за Христа своего единородного сына, святого Каллиопия, написала завещание относительно своего дома и всего своего имущества: она освободила своих рабов и рабынь, – числом двести пятьдесят человек и раздала нищим всё золото и серебро и драгоценное одеяние, которое имела. Всё же остальное имущество и недвижимое имение, селения, поля, виноградники отдала святейшей церкви и, покинувши свое отечество, отправилась в Киликию к своему страждущему за Христа сыну. Заплативши деньги темничным сторожам, она вошла во внутреннюю темницу и увидавши сына, припавши, поклонилась ему и обтирала гной его струпьев. Святой же Каллиопий, будучи весь скован железом, и отекший от бесчислен ран, не мог встать пред своею матерью и только проговорил:
– Хорошо сделала, что пришла ты, мать моя и свидетельница моих страданий за Христа!
Феоклия видя тело сына истерзанное ранами, говорила к нему:
– Блажен и благословен плод чрева моего, потому что я представила тебя, как Анна Самуила освященным сосудом для Бога, и как Сарра Исаака предоставила тебя Христу в благоприятную жертву!
Всю ту ночь мать пробыла в темнице, сидя при ногах сына, воспевала и славословила вместе с ним Бога. В полночь же заблистал в темнице яркий свет и слышен был голос, восклицавший:
– Вы – святые исповедники Христовы, истребители идолов, оставившие отечество и имущество для страданий со Христом!
С наступлением утра военачальник Максим, севши на судилище, вывел из темницы для допроса святого мученика Каллиопия. Поставивши его пред собою, он спросил:
– Оставил ли ты свое безумие и соглашаешься ли для сохранения жизни исполнить царское повеление и поклониться богам? Или же, напротив, ты желаешь покорно погибнуть, как и учитель твой Христос?
– Я удивляюсь, – отвечал святой, – твоему бесстыдству! Ты много раз слышал от меня один и тот же ответ: я христианин и умру за Христа; снова теперь о том же спрашиваешь меня и не стыдишься ополчаться против истины. Я горячо желаю пострадать подобно Учителю моему Христу и стремлюсь беззаветно умереть за Него!
Выслушавши это и понявши непреклонное намерение мученика и убедившись в его непоколебимой душевной крепости, военачальник приказал распять его подобно Христу на кресте. Тогда был великий четверток, когда совершается воспоминание святой тайной Христовой вечери. Святая Феоклия, видя ведомого своего сына, дала воинам пять золотых монет, умоляя их, чтобы они распяли Каллиопия не как Христа, но вниз головой. Это она сделала по смирению, считая недостойным делом, чтобы сын ее в образе распятия был подобен своему Господу Христу. Итак, святой Каллиопий был распят за Христа вниз головой, в четверток спасительный вечери. В великий же пяток в третий час дня он предал дух свой в руки Божии, при сошествии к нему с неба Божественного голоса, «войди Христов согражданин и сонаследник святых»2459.
Когда мертвое тело святого Каллиопия было снято со креста, блаженная мать его, прославляя Христа, обняла за шею сына, а затем немедленно предала и свою душу. Братия христиане пришедши взяли тела обоих и похоронили их в почетном месте в одной могиле, восхваляя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
* * *
Памфилия – в древности часть малоазийского побережья, заключенная Ликией и Киликией и пролегавшая вдоль Памфильского моря (ныне залив Адалия). Разделяя исторические судьбы всей Малой Азии, Памфилия быда последовательно под Персидским, Македонским и Сирийским владычеством, затем вошла в состав Персидского царства и в 120 г. до Р. X. сделалась Римской провинцией. Население, представлявшее смесь туземцев с пришльми киликийцами и греками, нравами и обычаями напоминало киликийцев и в широких размерах промышляло морским разбоем. Важнейшие города этой гористой по преимуществу страны, наполненной системою Тавра: Аталейя (Адалие), Сиде, (Эски-Адалии), Кибира, Аспеид, Пергия, Солион.
Патриции были в Риме лица знатного происхождения; сенатор – должностное лицо, замещавшее высшее служебное место в государстве.
Каллиопий – слово греческое и в переводе на русский язык значит – миловидный, с хорошим взглядом.
Киликия – Малоазийская провинция.
Святой мученик Каллиопий скончался 7 апреля 304 г., в пятницу, в Киликийском (в малой Азии) городе Помпеоцоле.