Источник

Страдание святого священномученика Иринея, епископа Сирмийского

Память 27 марта

В царствование нечестивых римских царей Диоклетиана и Максимиана2137, во время воздвигнутого ими на христиан жестокого гонения, верующие, подъемля на себя различные подвиги, с усердием принимали налагаемые на них за Христа мучителями страдания, взирая на вечное воздаяние. В сие время в Сирмии2138, городе Паннонии2139, епископом был муж молодых лет, но совершенный в православной вере и в законе Господнем. Имя ему было – Ириней. Ради любви ко Христу претерпевая множество гонений, он за исповедание Христово сподобился получить заслуженный венец победы.

Захваченный в Сирмии воинами, Ириней был приведен в Паннонию к игемону2140 Пробу. Обратившись к нему, Проб сказал:

– Повинуясь законам царским, принеси жертву богам нашим.

Святой епископ Ириней отвечал:

– Тот, кто приносит жертву ложным богам, а не Единому истинному Богу, истребится из среды людей своих.

Игемон снова сказал:

– Всемилостивейшие цари всем повелели: или принести жертву богам, или быть подверженным мучениям.

– Мне заповедано, – отвечал святой, – скорее принять тягчайшие мучения, нежели, отвергшись истинного Бога, принести жертву бесам.

Игемон еще раз повторил:

– Или принеси жертвы богам, или немедленно повелю мучить тебя.

– Я возрадуюсь, – отвечал святой, – если ты сделаешь это со мною, ибо тогда и я буду причастником страданий Господа моего.

Тогда игемон тотчас же повелел воинам предать святого мучениям. Во время жестоких мучений игемон спросил его:

– Что скажешь, Ириней, – принесешь ли теперь жертву богам?

Святой на сие отвечал:

– Я приношу жертву добрым исповеданием Богу моему, Которому всегда и приносил.

Пришли родители святого и все его домашние и, увидев, что его беспощадно мучат, обнимая ноги его, умоляли пожалеть молодость свою и повиноваться царским повелениям. С одной стороны рыдали его отец и мать, с другой – все ближние, друзья и родственники громко плакали о нем, и все в один голос восклицали:

– Пожалей, Ириней, цветущую красоту твоей молодости.

Но святой, объятый высшим желанием к Богу и имея пред своим духовным взором Его заповедь, всем отвечал:

– Слова Господа моего Иисуса Христа таковы: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф.10:33). Итак, знайте, возлюбленные, что ни мольбами вашими, ни царскими угрозами и никаким другим образом вы не в состоянии будете отвратить меня от Бога и от закона Его: я всею мыслию стремлюсь к надежде горняго2141 звания.

Проб, снова призвав к себе блаженного Иринея, убеждал его, говоря:

– Тронься хотя слезами скорбящих о тебе, и оставь свое безумие, и, щадя юность свою, принеси жертву богам.

На это святой отвечал:

– Я пощажу себя навеки, если не принесу такой жертвы.

Тогда игемон повелел отвести Иринея в темницу, пока он решит, как с ним поступить.

Между тем святой, находясь в темнице в продолжение многих дней, от тяжести темничного заключения постигнут был различными болезнями. Но вот однажды в полночь областеначальник Проб приказал опять привести его к себе и сказал ему:

– Довольно с тебя уже и этих мучений, коим ты был в продолжение долгого времени подвергаем. Приступи лучше и принеси жертву богам нашим.

– Если ты решил, что делать со мною, – отвечал святой Иринеи, – то делай скорее, не отлагая. Знай, что я остаюсь при том же исповедании имени Христова, при котором я до этих пор был; я и ныне есмь и пребуду до конца твердым и неизменным.

Тогда игемон, в гневе, повелел в продолжение долгого времени бить его палками. Он же среди мучений взывал:

– Я имею Бога, Которого от самых юных лет научился чтить: Ему я поклоняюсь, Ему и жертву приношу; но рукотворенным богам поклоняться не могу.

– Удовольствуйся уже и теми мучениями, – говорил ему Проб, – кои подъял на себя; не желай смерти.

Святой отвечал:

– Я и не умру, ибо мне принадлежит жизнь, и мук, кои ты причиняешь мне ради имени Господа моего Иисуса Христа, я не чувствую. Я скажу тебе даже гораздо более: через них надеюсь я получить не смерть, но жизнь вечную.

– Имеешь ли ты жену? – спросил Проб.

Святой отвечал, что не имеет. Тогда Проб еще спросил:

– Имеешь ли ты родителей?

– Не имею, – отвечал святой. Проб снова спросил:

– Имеешь ли ты сыновей или дочерей?

Святой и на это отвечал, что не имеет.

– Кто же, – спросил Проб, – были те, кои рыдали и плакали о тебе на суде?

Святой Ириней отвечал:

– Я исполняю заповеди Господа моего Иисуса Христа, Который сказал: если кто не отвержется родителей своих и не отречется от всего своего имения, «не может быть Моим учеником» (Лк.14:26), «и кто любит отца или мать, сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Итак, кто воистину любит Бога и на Него одного уповает, тот презирает земную суету, и никого не исповедует отцом своим, кроме Бога.

– Но я слышал, – сказал Проб, – что ты имеешь сыновей: итак, хотя ради любви к ним принеси жертву богам, чтобы они не погубили в лице твоем отца.

Святой Ириней отвечал:

– Сыновья мои имеют отцом Бога, Которого и я имею отцом и поклоняюсь Ему, ибо Он может и их, и меня спасти. Поэтому мы на Него истинно и совершенно уповаем, и вручили Ему души наши для того, чтобы не погибнуть. Твори же то, что повелено тебе твоими царями.

– Пощади себя и родителей своих, – убеждал Проб, – принеси жертву богам и подчинись царским повелениям, иначе я посредством различных мучений предам тебя гибели.

– Я уже сказал тебе, – сказал Ириней, – чтобы ты делал со мною, что хочешь, ибо ты хорошо знаешь, что я никогда не принесу жертвы твоим скверным богам. И вот смотри, сколь великое терпение дал мне Господь мой Иисус Христос против твоих и диавольских козней, через каковые он уготовал мучения святым Божиим.

– Вот я произнесу тебе смертный приговор, если ты не принесешь жертвы богам, – сказал Проб. Святой Ириней отвечал:

– Этим ты сделаешь мне приятное, ибо смертный приговор приведет меня к вечному блаженству.

Тогда Проб изрек святому следующий смертный приговор:

– Иринея, не повинующегося указам царским, повелеваю бросить в реку.

Святой Ириней сказал на сие:

– А я ожидал от тебя многообразных и жесточайших мучений, дабы ты познал, как христиане, ради веры в Бога, привыкли презирать смерть. Но так как ты совсем не приговорил меня к ним, то я радуюсь, что хотя сей приговор ты изрек мне.

Игемон, раздраженный таким дерзновением блаженного мужа, повелел усечь мечом главу его, и потом тело его бросить в реку. Святой же, как бы получая другой венец победный, услыхав на сие таковой ответ, благодарил Бога, говоря:

– Благодарю Тебя, Господи Иисусе, за то, что Ты даровал мне такое непреоборимое терпение в исповедании святого Твоего имени, чтобы мне сподобиться быть причастником вечной Твоей славы.

Когда он еще говорил сие, его повели на мост, называвшийся «Артемис», построенный в честь скверной богини их Артемиды2142, с которого он долженствовал быть сброшенным. Там, сняв с себя одежды свои и воздев руки к небу, святой Ириней с умилением молился, говоря:

– Господи Иисусе Христе, изволивший пострадать для спасения мира! Да отверзутся небеса Твои для принятия души верного раба Твоего Иринея, который, ради имени Твоего святого, взят на страдание из православной Сирмийской церкви. Не отрекаюсь от приятия смерти. Но умоляю, Господи, Твое неизреченное милосердие, чтобы Ты сохранил и соблюл народ Твоей церкви Сирмийской от всяких прилучающихся бед и зол, и от врагов видимых и невидимых, и благоизволил утвердить его в вере Твоей святой.

По совершении молитвы, святой был усечен мечом во главу и сброшен в реку, называвшуюся Савой. Святой Ириней, епископ Сирмийский, был замучен 26 марта, во время управления Паннонией областеначальника Проба, в царствование же над нами Господа нашего Иисуса Христа, Которому – слава во веки веков. Аминь.

* * *

2137

В 284 г. Римская империя разделилась на восточную и западную: первою управлял Диоклетиан, а второю друг его Максимиан; царствовали с 284 по 305 г.

2138

Сирмий – древний город в Нижней Паннонии, на Саве. Ныне существуют его значительные развалины у Митровицы.

2139

Паннония – одна из значительных южнодунайских областей Римской империи.

2140

Игемон – ἠγεμων областной правитель, начальник.

2141

Горний – вышний, небесный (Иез.41:7; Кол.3:3).

2142

Артемида – иначе Диана – богиня, олицетворявшая собою луну и считавшаяся покровительницею лесов и охоты.


Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

Комментарии для сайта Cackle