Страдание святого великомученика Меркурия
Память 24 ноября
Нечестивые цари Римские, Декий и Валериан7681, созвав своих князей и вельмож, имели совещание с ними о распространении чествования своих лживых богов, и истреблении и уничтожении святой христианской веры. И единодушно, с общего согласия, они издали в Капитолии7682 следующий указ:
– Римские цари, непобедимые победители, присночестные, великие, верные, Декий и Валериан с вельможами: так как мы испытали благодеяния и дары наших богов и, вместе с тем, насладились победами, которые они подают нам на врагов, так как, к тому же, мы изобильно получаем от них всякого рода плоды, через благорастворение воздухов, и считаем их своими благодетелями и устроителями общего благополучия; то, поэтому, по совещании с вельможами, единодушно повелеваем, чтобы люди всякого звания, свободные и рабы, военные и не военные, – приносили жертвы богам, припадая и усердно молясь им. Если же кто осмелится нарушить наше царское повеление, изданное нами на общем совещании, того мы повелеваем, связав, бросить в темницу, потом предать различным мучениям. Если, раскаявшись, он подчинится повелению, то будет удостоен нами не меньшей почести; если же будет противиться, то, после многих мучений, пусть будет казнен через усечение мечом, или пусть будет брошен в море, или отдан на съедение птицам и псам. В особенности же так должны быть казнены христиане, если найдется кто-либо из их веры; повинующиеся же нашему повелению получат великие почести и подарки. Желаем благополучно здравствовать.
Когда был издан такой царский указ, то весь Рим пришел в смятение, ибо это безбожное повеление было объявлено по всему городу и послано в окрестные города и страны. В то время на римское государство восстали варвары7683; цари приготовляли своих воинов и приказали воинским полкам из всех городов сходиться в Рим. Тогда пришел и тот полк, в котором Меркурий был воином; этот полк назывался Мартенсес, из первой Армении7684, под начальством трибуна7685 Сатурнина. По отбытии царя Декия на войну, Валериан остался в Риме.
Когда, во время войны римлян с варварами, между ними произошла продолжительная битва, Меркурию явился Ангел Господень в образе великого человека. Одетый в белые одежды и держа в своей руке меч, он сказал ему:
– Не бойся, Меркурий, и не страшись, ибо я послан на помощь тебе, чтобы сделать тебя победителем. Приими сей меч и устремись на варваров; и когда победишь их, не забудь Господа Бога твоего.
Находясь как бы в состоянии исступления, он принял явившегося ему за одного из римских князей; взяв подаваемый ему меч, он устремился с великим мужеством на врагов и посекал их как стебли растения. Пройдя сквозь варварские полки, он достиг до самого варварского царя, убил его мечом и поразил вместе с ним великое множество храбрых воинов, так что меч прилип от крови к руке его; так варвары были побеждены и обращены в бегство римлянами.
Тогда Декий, узнав о великой храбрости Меркурия, призвал его к себе и, почтив великими дарами, поставил его начальником над всем войском. Декий, думая, что враги были побеждены с помощью богов, был весьма рад и, раздав воинам много золота, отпустил каждого к себе домой; сам же, идя с Меркурием к Риму, устраивал по городам большие пиры. Однажды ночью, когда военачальник Меркурий спал, пришел к нему Ангел таким же образом, как и в первый раз, и, толкнув его в бок, разбудил. Поднявшись и увидев явившегося, он как бы онемел от ужаса. Ангел сказал ему:
– Меркурий! Не помнишь ли – что я сказал тебе на войне? – Смотри, не забывай Господа Бога твоего, ибо тебе надлежит пострадать за Него и получить венец победы в преславном Царствии Его, со всеми святыми.
Сказав это, Ангел сделался невидим. Он же, придя в себя, начал благодарить Бога и вспомнил о христианской вере, о которой слышал от деда и от своего отца. Отец его, по имени Гордиан, состоя воином в том же полку, в котором впоследствии числился и он, часто говорил:
– Блажен – кто состоит воином Царя Небесного, потому что получит от Него награду в Небесном Царствии. Ибо Сей Царь сотворил словом всяческая, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его.
Вспоминая эти слова своего отца и размышляя умом о явлении Ангела, Меркурий умилился сердцем и начал плакать и рыдать, говоря:
– Увы мне грешному! Будучи как бы ветвью зеленого дерева, я засох, – не имея ныне корня познания Бога7686.
Когда он так говорил с рыданиями, царские слуги пришли звать Меркурия к царю на некоторое совещание. Меркурий отказался, сказавшись больным, и царь отложил совещание на другой день, ибо не хотел совещаться без Меркурия ни о чем, – так он любил и почитал его. Поутру, пригласив с почётом к себе Меркурия, царь совещался с ним о том, что относилось к пользе римского царства. По окончании совещания, царь сказал Меркурию:
– Пойдемте вместе в храм Артемиды, чтобы принести жертвы ей.
Святой, тайно уклонившись от царя, пошел в свое жилище. Некто же из вельмож оклеветал его пред царем, говоря:
– Великий царь, непобедимый победитель, избранный богами для обладания царством! благоволи с кротостью выслушать меня. Тот, который получил почести от вашей царской десницы, которого ваша держава прославила и возвеличила, – вот он не пришел в храм великой богини принести жертву за вашу державу.
Царь спросил:
– Кто это не хочет приносить, в единомыслии с нами, жертвы досточтимой Артемиде?
Советник Катул отвечал:
– Меркурий, которого возвеличила ваша царская милость, – он отказывается от поклонения нашим богам.
Царь сказал:
– Не по зависти ли какой вы клевещете на него? – не поверю вам, пока сам не испытаю его и не удостоверюсь твёрдо. И если не окажется того, что вы говорите, то примите много казней за свою клевету; если же это окажется истиной, то за верность богам и нашему царству будете удостоены почести от нас.
Сказав это, царь тотчас послал пригласить Меркурия с честью, и когда он явился, Декий сказал:
– Не я ли оказал тебе почесть, поставив тебя начальником над всеми моими князьями, по той причине, что, с помощью богов, ты победил врагов? Зачем же ты оказываешься неблагодарным за такие мои благодеяния тебе и презираешь власть и повеление мое, не воздавая подобающей чести нашим богам, как мы слышали от некоторых верных нам людей.
Доблестный воин Христов, совлекшись, по Апостольскому слову, ветхого человека с деяниями его и облекшись через крещение в нового, созданного по Богу7687, с дерзновением отвечал:
– Почесть твоя пусть будет с тобою, ибо я победил врагов не с помощью ваших немощных богов, но – силою Христа Бога моего; (однако) возьми от меня то, что ты дал мне, ибо наг я вышел из чрева матери моей, наг и отойду7688.
Сказав это, он снял воинский пояс и начальническую одежду и бросил к ногам царя с громким восклицанием:
– Я – христианин! Слышите все, что – я христианин.
Тогда Декий пришел в ужас и, в молчании смотря на святого, удивлялся его смелому слову и делу, дивился еще и красоте тела его, ибо святой был высок ростом, румян лицом, и в самом взоре его светилось мужество. Потом он повелел заключить его в темницу, говоря:
– Этот человек не оценил своей чести, но когда он испытает бесчестие и огорчение, думаю, что обратится к благочестивой мысли.
Святой, когда отвели его в темницу, славил и благодарил Бога. Ночью ему снова явился Ангел Господень, говоря:
– Будь мужествен, Меркурий, и не бойся; веруй в Господа, Которого ты исповедал, и Он избавит тебя от всякой печали.
Меркурий был весьма укреплен этим Ангельским явлением. Поутру на другой день царь Декий сидел на судилище, и когда Меркурий предстал пред ним, сказал ему:
– через свое безумие ты заслужил такую честь7689, что стоишь, как осужденный, на суде.
Святой отвечал:
– Поистине мне приличествует такая честь7690 ради моего Господа. Ты взял то, что вскоре погибает7691, я же получу то, что пребывает во век7692.
Царь сказал:
– Поведай нам, какого ты рода и отечества.
Святой отвечал:
– О роде моем и отечестве, если хочешь узнать, я скажу тебе. Отца моего звали Гордианом, по происхождению он скифянин7693 и был воином в полку Мартенсов; отечество же мое, к которому я с ревностью иду, есть горний Иерусалим – город Царя Небесного7694. Царь сказал:
– Почему ты не повинуешься нашей воле, почему не исполняешь заповеди, данной нами для всех? Почему не хочешь поклониться богам, чтобы получить свой прежний сан! Или хочешь умереть в мучениях? – отвечай скорее, потому что ты для этого призван.
Святой Меркурий сказал:
– Я пришел (сюда) для того, чтобы победить тебя и твоего отца диавола, виновника всякого зла, и получить венец победы от Подвигоположника7695 Иисуса Христа, моего Господа. Исполняй надо мною без отлагательства то, что замышляешь, ибо у меня есть броня и щит, которым преодолею все измышляемые тобою против меня мучения.
Тогда царь, разгневавшись, сказал:
– Так как ты говоришь, что имеешь броню и щит веры, то повелеваю повесить тебя нагим, растянув между четырьмя столбами.
Когда это было сделано, мучитель сказал:
– Где (у тебя) ныне орудия для борьбы твоей?
Святой же Меркурий, воззрев на небо, сказал:
– Господи Иисусе Христе, помоги мне, рабу Твоему!
Царь повелел, принеся острые ножи и мечи, резать тело святого, а на земле под ним развести огонь, чтобы, израненный сверху ножами и мечами, а снизу опаляемый огнем, он жестоко страдал. Когда стали делать это, из тела его кровь потекла ручьями, так что даже огонь погас от крови, а святой всё терпел доблестно.
После этого Декий повелел отвязать его, – чтобы он не умер (слишком) скоро, – и крепко запереть в некотором помещении. Слуги, взяв его, понесли, ибо он не мог сам идти, будучи еле жив, и бросили его в тюрьме, думая, что он тотчас умрет. И святой лежал как мертвый, только чуть дыша, по причине жестоких ран. С наступлением ночи, Ангел Господень пришел к нему и сказал:
– Мир тебе, добрый страдалец! – и исцелил его от ран. Святой, ощутив в себе силу, встал здоровым и благодарил Бога, посетившего его через Своего Ангела.
Поутру царь снова повелел представить к нему Меркурия. Воины, пойдя за ним, нашли его здоровым и, взяв, повели его к царю. Царь, увидев, что он здоров и ходит без нужной помощи, сказал:
– Тот, которого вчера унесли от нас мертвым, ныне ходит сам, – как будто бы не имел на себе никакой раны, – и повелел воинам осмотреть раны его.
Осмотрев тело мученика, они сказали царю:
– Клянемся целостью твоей державы, – у Меркурия всё тело невредимо, без всякого порока, как будто бы никогда никакое мучение не прикасалось к нему.
Царь сказал:
– Он непременно станет говорить, что его исцелил Христос, – не приводили ли вы к нему в темницу какого-либо врача?
Они отвечали:
– Клянемся вашею державою, управляющею всем миром, что никто не осматривал его, ибо мы думали, что он тотчас умрет; а как он исцелился и стоит ныне здоровым, мы не знаем.
Царь сказал:
– Посмотрите на христианское колдовство: тот, который вчера казался мёртвым, сегодня стоит здоровым пред нами, – и с яростью сказал святому:
– Кто тебя исцелил, скажи нам по правде? Ибо я не считаю возможным для тебя исцелиться иначе как через колдовство.
Святой отвечал:
– Как ты сам первоначально сказал, против своей воли, так и есть: Господь наш Иисус Христос, истинный Врач душ и телес, исцелил меня, – Он, Который, связав нерушимыми узами всех колдунов и чародеев, вместе с поклоняющимися идолам, предаст их геенскому огню за то, что они не познали истинного Бога, создавшего их.
Царь сказал:
– Я снова рассеку твое тело ранами и посмотрю, исцелит ли тебя Христос, Которого ты исповедуешь.
Святой отвечал:
– Верую в Господа моего Иисуса Христа, что ты не победишь меня всеми своими, измышляемыми против меня, мучениями, ибо я нисколько не боюсь их, будучи укреплен словами моего Владыки, Который сказал «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). По умерщвлении, Он воскресит меня снова в Страшный день праведного Суда.
Царь повелел снова мучить его огнем и ранами. Когда святого били и жгли огнем, то от опаляемого тела его, вместо смрада, исходило великое благоухание. Мученик терпел так доблестно, что не испустил крика, ни стона, ни вздоха, так что все дивились терпению его. Царь сказал ему, насмехаясь:
– Где ныне твой Врач? – пусть придет сюда и исцелит тебя ведь ты говорил, что Он может и по смерти воскресить тебя.
Святой Меркурий отвечал:
– Делай, что хочешь, ты имеешь власть над телом моим, над душою же – Бог: хотя бы ты и умертвил мое тело, однако, душа пребудет нетленной вовеки.
Царь повелел повесить его вниз головой, на шею же его привязать большой камень, чтобы, давимый тяжестью камня, он умер. Мученик же, укрепляемый благодатью Божиею, в продолжение многих часов претерпевал это мучение, оставаясь живым. Потом, отвязав камень, царь повелел бить его бичами, концы которых были окованы медью; и били его так жестоко, что даже земля обагрилась кровью его. Он же, твердый как адамант, мужественно терпел, говоря:
– Благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня пострадать за имя Твое.
Царь, видя, что мученика никак нельзя склонить к воле его, и, не имея более времени мучить его, ибо спешил идти скорее в Рим, – постановил над ним такой окончательный приговор:
– Меркурия, который вменил наших богов в ничто и презрел честное постановление нашей кротости, наша держава повелевает вести в Каппадокийскую страну7696 и там отрубить ему главу, для вразумления многих, – ибо всякий противящийся царю будет казнен мечом после многих мучений».
Воины, взяв святого, положили его на животное7697 и, крепко привязав его (ибо он был весьма расслаблен телом по причине многих мучений), повезли в Каппадокию. Когда они были в Кесарии7698, Господь явился святому и сказал:
– Меркурий! Приди ко Мне и успокойся; течение ты совершил, веру соблюл, – приими же венец подвига твоего7699, ибо здесь тебе должно скончаться.
Мученик, весьма укрепленный этим видением Спаса и желая скорее разрешиться от тела и жить со Христом7700, сказал бывшим с ним воинам:
– Совершите то, что приказано вам, не откладывая более. Господь же, призывающий всех к покаянию, да подаст вам Свою благодать; богатый милостью, Он преизобильно подает Свои дары приходящим к Нему.
После того как он это сказал, глава его была усечена, при исповедании им Спаса нашего Иисуса Христа, месяца ноября 24 дня. На второй день по кончине святого, тело его оказалось белым как снег и от него исходило благоухание драгоценного мира и фимиама, и по причине такого чуда многие уверовали во Христа.
Святое тело его было с честью положено на славном месте, подавая больным много исцелений. Сего воина, святого великомученика Меркурия, душою уже торжествующего на небе, возбранная Воевода, Пресвятая Богородица, употребила, спустя значительное время, на следующую свою воинскую службу.
Когда святой Василий Великий7701 молился пред иконою Пресвятой Богородицы, – при которой было изображение и святого великомученика Меркурия с копьем, как воина, – чтобы злочестивый царь Юлиан Отступник7702, великий гонитель и истребитель правоверных христиан, не возвратился из Персидской войны7703 для истребления христианской веры, то увидел, что там, при иконе Пресвятой Богородицы, образ святого Меркурия сделался на некоторое время невидимым, потом показался с окровавленным копьем. А в то самое время Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, который тотчас после того сделался невидим. Окаянный Юлиан, извергнув вверх хлынувшую из раны кровь, обращаясь к небу с такими хульными словами на Христа:
– Ты победил, Галилеянин! – умер со злобой на устах.
Это чудо сделалось тогда явным, ибо, по молитвам святого Василия Великого, сама Пресвятая Богородица послала сего угодника Божия и своего, святого победоносного великомученика Меркурия, от церкви торжествующей к церкви воинствующей, на казнь богопротивного отступника Юлиана, на защиту святой веры и православных христиан. Его святым предстательством и защитою пусть будем и мы сохранены от богопротивных врагов, побеждаемых с помощью его и будем вместе с ним славить Бога и Богородицу, во веки веков, аминь.
Кондак, глас 4:
Во бранех непобедимаго воина, и в бедах непостыдна заступника, песньми Меркурия ублажим славяще: празднующыя бо память его весело, от бед избавляет и скорбей.
* * *
Декий царствовал с 249 по 251 г. Валериан единолично царствовал несколько позднее (253–260 гг.). Настоящее житие представляет его принимавшим участие в управлении империей еще при Декии.
Капитолий – храм верховного бога Юпитера и богинь Юноны и Минервы, на одном из холмов, на которых был раскинут древний Рим, столица Римской империи. Холм этот, вместе с храмом, был главным святилищем и назывался Капитолийским.
Варварами греки и римляне называли иноплеменников. Самое название указывает на людей с непонятною речью. Здесь разумеются, вероятно, Готы, на войне с которыми Декий, несколько позднее, был убит.
Собственно Армения граничила на севере с Колхидою, Иберией и Албанией, на западе с Малой Азией, на юге-востоке и востоке с Мидиею и Ассириею. Первоначально она находилась в зависимости от Ассириян, Мидян и Персов, потом служила предметом раздора между парфянами и римлянами, затем, между римлянами и персами, и попеременно зависела то от тех, то от других. Армения первая лежала близ восточной части южного берега Понта Евксинского (Черного Моря), Армения вторая и третья на юго-запад, четвертая – на юг от первой.
Трибун – римское название начальника войсковой части, среднее между нашим полковником и ротным командиром.
Образ речи заимствован из Евангелия (ср. Лк.23:31, Иоан. 15:1–6). В этих словах святой Меркурий выражает ту мысль, что хотя отец его был христианином, сам он оставался, однако, же, до этих пор язычником, не заботившимся о просвещении христианскою верою.
Еф.4:24. Это выражение указывает на совершившуюся в святом Меркурии, через крещение, силою благодати Христовой, перемену мыслей и чувств. Вместо прежнего пристрастия к языческому образу жизни, он был преисполнен теперь готовности к совершению подвигов христианского самоотвержения.
Здесь святой Меркурий выражается словами многострадального Иова (Иов. 1:21), в которых тот выразил свою преданность воле Божией, после того как диавол, по попущению Божию, лишил праведника всего имущества. Смысл слов такой: не имеющим ничего я родился в мире, ничего из мирских благ мне не нужно будет, когда я буду умирать.
В смысле насмешки, выражение: «честь» употреблено вместо – бесчестия».
Святой, пользуясь вышеприведенным выражением мучителя, утверждает ту мысль, что в мучениях за имя Христово заключается для него не бесчестие, а, напротив, великая честь.
Т. е. – что имеет значение для человека только на время его краткой земной жизни, каковы: богатства, слава, почести и т. п. Всё это оставляет человека, погибает для него, при наступлении смерти.
Т. е. – духовные, небесные блага. Образ речи заимствован из Мф. 6:19–20.
Скифы – древний народ, который жил частью в северных пределах западной Азии, до Каспийского моря, преимущественно же по северным берегам Черного моря, причем северные границы расселения скифов были неизвестны древним.
Т. е. – Царство Небесное. Выражение заимствовано из Посл. к Евр. 12:22.
Так Христос называется потому, что Он через Свою земную жизнь, в особенности через крестные страдания и смерть, дал на все времена высочайший пример подвига послушания воле Божией и самоотверженного служения людям.
Каппадокия – восточная область Малой Азии.
Здесь нужно разуметь мула или осла, на которых ездили и перевозили небольшие тяжести. Для перевозки более значительных тяжестей служили верблюды.
Имя Кесарии носили несколько римских городов. Здесь разумеется Кесария- столица Каппадокии, названная так императором Тиверием (ранее называлась Мазана).
Выражение 2Тим. 4:8. Течение – путь земной жизни, в особенности – мученических страданий и смерти; венец подвига – венец славы в Небесном Царстве, заслуженный мученическим подвигом.
Выражение заимствовано из Филип. 1:23. Апостол выражал желание скорее умереть, чтобы, освободившись от тела, теснее соединиться душою со Христом в Его Небесном Царствии.
Св. Василий Великий родился в 330 г., в благочестивом семействе, в Каппадокии, получил обширное светское и духовное образование. Первоначально, вместе со своим другом св. Григорием Богословом, проводил отшельническую жизнь, потом был поставлен сначала пресвитером, а затем в 370 г. епископом Кесарийским. Подобно св. Афанасию Александрийскому, был ревностным защитником православия в эпоху арианских смут и написал для защиты и раскрытия православного учения много замечательных сочинений, за что Церковь и дала ему название Великого. Умер в 379 году.
Император Юлиан царствовал с 361 по 363 г. Сделавшись императором, он отступил от христианской веры и поставил задачею своей жизни восстановление язычества. Поэтому он и называется Отступником.
Персы жили в Азии, близ Персидского залива. В разное время границы страны были разные. С воцарением среди них династии Сассанидов (в 226 г. по Р. Хр.), вели неоднократно войны с римлянами. Персидская война, во время которой был убит Юлиан, относится к царствованию персидского царя Сапореса II.