С-в П.

Святой Димитрий Ростовский и Спасо-Яковлевский монастырь

Источник

Святитель Димитрий, митрополит ростовский, принадлежит к числу тех святых, слава коих не меркнет с переменой времен: заслуги его для Церкви Христовой необъятны и могут быть приравнены к заслугам величайших святителей вселенской Церкви. И не напрасно он именуется в церковных песнопениях «Российским Златоустом», «Великим Учителем», «Цевницею Духовною». Св. Димитрий, этот – воистину – русский «Златоуст», подобно Златоусту константинопольскому, вместе с великим даром проповедничества соединил в себе и святость жизни и всестороннее для того времени образование. Поучая вверенную ему паству ростовскую своим словом «благовременне и безвременне», – Св. Димитрий, вместе с тем, нес труды для той же паствы и по занятию сочинениями. «Моему сану, его же несмь достоин, – пишет он Феодору Поликарпову, управляющему печатного московского двора, – надлежит слово Божие проповедати не точию языком, но и пишущею рукою». И если в русской Церкви, среди множества иерархов, справедливо чтутся имена таких администраторов, как Филарет Московский, – историков, как Филарет Черниговский, – проповедников, как Платон Левшин, или Иннокентий Херсонский, – богословов, как святитель Феофан Затворник, – даже знатоков литературы и музыки, как митрополит Евгений или епископ Александр (Светлаков), – наконец, имена целого сонма подвижников: то всю эту разнообразную деятельность умел совместить в своей недолгой жизни один святитель Димитрий.

Своей жизнью св. Димитрий преподал такой же поучительный урок, какой проводил и в своих беседах к пастве. Он до такой степени выполнял проповедуемые им добродетели, что уже при жизни своей был называем современниками «праведным и богоугодным». Ярко сияли добродетели его, как в келье иноческой, так и на кафедре святительской. Молитва, пост, смирение св. Димитрия были постоянными спутниками его жизни; обет нестяжательности соблюден им во всей строгости. Всю свою собственность он употреблял на украшение храмов и на нуждающихся: он был отцом сирот и вдовиц, часто учреждал трапезы для нищих, давал им одежды и оказывал другие пособия, во многом сам себе отказывая. И не напрасно в духовной грамоте, в духовном завещании святителя Димитрия, было сказано в заключении «Если кто начнет старательно искать после меня злата, сребра, то если и много потрудится, ничего не найдет, судить его будет Бог». Венцом же всех добродетелей св. Димитрия была любовь к Бону м милосердие к ближним.

Не долго, однако же, горел и светил миру сей великий светильник Божий на земле. Силы св. Димитрия, изнуренные долговременными подвигами и непрестанными трудами, наконец оскудели… Были последние числа октября 1709 года… пришло известие, что в Ростов прибудет царица Прасковия Феодоровна. Св. Димитрий настолько ослабел уже здоровьем, что не надеялся принять ее, – «вот, идут две гостии, – говорил он казначею Филарету, – Царица Небесная (Толгская икона Богоматери, переносимая в Ростов) и царица земная. Только я уже видеть их не сподоблюсь, а надлежит тебе, казначею, быть готовым принять их». В день своего ангела (26 октября) святитель, не взирая на сильный кашель, сам служил литургию в соборе, но свое поучение на этот день произнести уже не мог, и за него читал певчий по тетрадке, а сам владыка сидел у царских врат. Из церкви он спустился на трапезу, которая была накрыта в крестовой палате, но вкушать так же ничего не мог. 27 октября было последним днем жизни св. Димитрия. Кашель душил его, и святитель думал ослабить его движением; поэтому стал ходить по келье, поддерживаемый двумя служителями под руки, – потом велел позвать певчих, которые по желанию владыки, начали петь канты: «Иисусе Мой прелюбезный», «Надежду мою в Бозе полагаю», «Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радосте». Сам святитель в это время сидел у печки в глубоком кресле. Кончилось пение, и святитель простился с певчими, благословив каждого и оставив при себе лишь особо любимого своего певчего Савву Яковлева, «усерднейшего в трудах ему помощника», еще долго беседовал с ним, рассказывая ему о своей юности, как он жил, как всегда прибегал к молитве. По окончании рассказа, святитель молвил: «Вот и вы, дети, так же молитесь»! Помолчав, он прибавил: «Пора и тебе, дитя; иди домой»! Затем, благословив певчего и проводив его до двери, святитель, вдруг – низко, едва не до земли, поклонился ему, благодаря за всегдашние труды и переписку. Певчий вздрогнул и в недоумении смотрел на владыку. «Благодарю тебя, дитя!» – повторил св. Димитрий. Певчий заплакал, но св. Димитрий уже затворил за собой дверь кельи, – и остался наедине с Богом, к Которому, во время последовавшей затем молитвы, и отлетела его душа в священной тишине полуночного часа. Ранним утром 28 октября вошедшие в келью св. Димитрия, нашли его уже почившим, в склоненном молитвенном положении на коленях, на полу.

Весть о кончине горячо любимого пастыря поразила всех. Царица Прасковия Феодоровна уже не застала в живых глубоко уважаемого ею святителя и горько плакала, слушая панихиды по нему. Погребение почившего отложили: его должен был совершить друг святителя, рязанский митрополит Стефан Яворский. Такова была воля покойного: он уговорился с Яворским, что, кто из них переживет другого, тот должен совершить погребение своего умершего друга. И целый месяц покоилось в Кремлевской церкви Спаса-на-Сенях тело святителя Димитрия, ожидавшее к погребению запоздавшего друга его. Прибывший из Москвы митрополит Стефан плакал над телом своего почившего друга, и в гробу напоминавшего о своей нестяжательности: его облачили в самое скромное архиерейское одеяние из простой материи, на главе была такая же митра со свв. изображениями; под главою святителя покоились его черновые рукописи, как сам он завещал сделать при своей жизни. Погребение происходило в ростовском соборе, в пятницу 25 ноября, после литургии. Митрополит Стефан сказал надгробное слово, где повторял: «Свят Димитрий, свят»! После погребения тело почившего святителя, при плаче ростовцев, из Кремля было перенесено в Зачатиевский Яковлевский монастырь, согласно воле усопшего: ибо еще первого марта 1702 года, когда, въезжая из Москвы в Ростов на митрополию, св. Димитрий заехал на пути в Яковлевский монастырь, то, поклонившись чудотворным мощам св. Иакова, он обратился к предстоящим и, указав на западный угол церкви, в пророческом духе изрек: «Се, покой мой, зде вселюся в век века!».

Почил св. Димитрий Ростовский. Но такой светильник, еще на земле сиявший купно с небожителями, не мог, по благодати, данной ему от Бога, оставаться под спудом, и, по своем блаженном представлении, он скоро был поставлен на свещнице. Сиял соей жизнью и трудами св. Димитрий на земле до своего прославления, сияет прославлением и своими преизобильными чудотворениями сей дивный Угодник Божий и по своем преставлении «во всех странах российской державы».

Избранный самим свят. Димитрием в место его вечного упокоения и особливого благодатного присутсвия и чудотворений, Спасо-Яковлевский монастырь находится на самом берегу озера Неро, омывающего с южной стороны Ростов – и, по архитектуре, по дивному расположению на берегу озера, по великолепию белых стен с башнями и соборов, утопающих в зелени, – является наиболее выдающимся в окрестностях Ростова. Красота обители Спасо-Яковлевской со стороны озера не поддается описанию6 надо самому видеть эту, сверкающую белизной, громаду монастырских храмов и зданий, опоясанную высокими стройными стенами, с причудливыми башенками необычайно легкой архитектуры. Надо видеть всю эту громаду, как в зеркале, отражающуюся в спокойных глубинах ростовского озера до мельчайших подробностей, чтобы составить приблизительно верное понятие о миловидно-нежной красоте этой замечательной обители… Первоначально монастырь назывался Зачатьевским, по имени храма во имя зачатия св. Анны; именовался так же Яковлевским, по имени почивающего здесь угодника Божия, св. Иакова, епископа ростовского; с 1764 года, когда к сему монастырю был приписан находящийся от него в нескольких саженях монастырь Спасский – княжнин, что на Песках, – монастырь Зачатьевский Яковлевский стал именоваться Спасо-Яковлевским Зачатьевским; а с 1836-го года монастырю разрешено было Св. Синодом именоваться Спасо-Яковлевским-Димитриевым.

Монастырь этот основан в конце 14-го века св. Иаковом, епископом ростовским, по следующему случаю. На третий год вступления святителя на ростовскую кафедру, около 1389-го года, одна из ростовских княгинь, Феодора, вооружила против себя ростовского князя, коим, вместе с боярами, как преступница, и была осуждена на смерть. Феодора прибегла к помощи святителя и умоляла спасти ее от казни. Следя примеру Спасителя, св. Иаков велел бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным. Князь, бояре и граждане, недовольные таким судом святителя, нарушившим их приговор, выгнали своего пастыря из города и самовольно лишили его пастырской власти. Св. Иаков вышел из ростовского кремля, подошел к озеру Неро, снял с себя мантию и, бросив ее на воду, встал на нее и, как на лодке, приплыл к берегу, где ныне находится монастырь. Здесь он выстроил первоначально небольшую хижину; но когда стали собираться к нему для жительства многие из преданных ему граждан, тогда он построил деревянные кельи для братии, а после м церковь во имя зачатия св. Анны, и, таким образом, положил основание Ростовскому Зачатиевскому монастырю. В 1392 году 27 ноября святитель Иаков мирно скончался и погребен в северной стороне Зачатиевского храма, где и поныне святые мощи его почивают под спудом.

Соборный Зачатиевский храм монастыря сооружен в 17-м веке, ростовским митрополитом Ионой Сисоевичем. В храме этом, между прочим, достопримечательны: царские врата серебряные, вызолоченные, – а так же поставленная на престоле серебряная позолоченная дарохранительница, в виде храма, весом 1 пуд. 25 фунт. (дар графа Н.И. Шереметева), – обратившая на себя особое внимание императора Александра I-го, во время посещения им этого храма в 1823-м году. Над царскими вратами висит, на ремнях, одна из величайших святынь обители, богато украшенная жемчугом и драгоценными каменьями, келейная св. Димитрия икона Божией Матери Ватопедская, данная ему в благословение родительское. Она привезена была святителем в Ростов, а в день погребения его принесена в Яковлевский монастырь вместе с телом святителя и другой Боголюбской иконой, которой встретила св. Димитрия ростовская паства (при вступлении его в 1702 году на митрополию) и которая навсегда и оставлена при его гробе. По воскресным дням, после вечерни, Ватопедская икона спускается вниз, и перед ней читается акафист, привлекающий множество богомольцев. В северной стороне храма, в арке близ иконостаса, находится гробница св. Иакова, епископа ростовского, и почивают мощи его. В 1845 году, усердием граф. А.А. Орловой-Чесменской, над мощами св. Иакова устроена кованая серебряная (весом 7 пуд. 28 фунт., ценой 9276 руб. серебр.) рака: она имеет вид продолговатого четырехугольника, на боках её вычеканен суд св. Иакова над кн. Феодорою, чудеса святителя и золочеными буквами написаны краткие сведения о его жизни. Близ юго-западного угла храма в великолепной раке почивают св. мощи Димитрия, митрополита ростовского. Рака – на подобие гробницы и выкована из серебра; на углах изображены серебряные клейма; серебряная крышка снаружи украшена кафедрой, посохом, светильником – также из серебра и по местам убрана чеканью. Рака обшита внутри малиновым бархатом, а по краям золотым позументом; в ней поставлена богато украшенная, из красного дерева с серебряными эмалевыми украшениями гробница, в коей и почивают мощи св. Димитрия, в полном святительском облачении. На главе святителя возложена драгоценная митра, пожертвованная гр. Н.И. Шереметовым. Перед ракой у подножия Святителя поставлен в серебряной раме образ его, писанный на холсте в 1759 г. гр. Ротари. Рака и образ устроены императ. Елизаветой Петровной. Перед образом Святителя и у раки свв. мощей висят множество неугасимых лампад; между прочим, висящие здесь: лампада Императора Александра II, лампада вел. князя Константина Николаевича и сына его (тезоименного Святителю), вел. князя Димитрия Константиновича отражают своим неугасимым светом, благодарные чувства Угоднику Божию и теплую к нему любовь от чертогов царских. Позади раки весит облачение свят. Димитрия – атласное малинового цвета, с вышитыми золотыми узорами1.

Находящийся под одной крышей с храмом Зачатиевским, храм во имя св. Иакова, сооруженный в 1836 г. графиней А.А. Орловой-Чесменской и освященный митрополитом Московским Филаретом, украшен богатой резьбы иконостасом и стенным письмом с позолотой, исполненными знаменитым с свое время художником Медведевым; на престоле вызолоченное бронзовое одеяние, из древней раки святителя Иакова, устроено усердием А.Ф. Мальгиной. В алтаре замечательна картина Карачи: «Спаситель в терновом венце» (дар графини Орловой), купленная за границей за 10.000 рублей.

Следующий храм – во имя св. Димитрия, пятикупольный обычно именуется Шереметевский, так как граф Н.И. Шереметев был одним из крупных вкладчиков при его построении. По преданию – граф Шереметев дал обещание выстроить этот храм в память рождения своего сына, названного в честь св. Угодника – Димитрием. При этом храме устроен, вместо паперти, портик с четырьмя ступенями из белого камня. Портик храма и самый храм обставлены высокими колоннами с капителями коринфского и ионического орденов и украшены фронтонами. Между колоннами устроены ниши, в коих установлены гипсовые изображения мучеников и других святых в человеческий рост. Подобные изображения помещены и внутри фронтонов; стены в нишах и внутри фронтонов покрыты голубой краской, от чего скульптурные фигуры получают более отчетливую форму. Ежегодно в этот храм на все лето, с 25 мая и по 31 сентября переносятся мощи св. Димитрия, по обнесении кругом обители, помещаясь в роскошной серебряной раке, нарочито сооруженной для сего в 1911 году. При сооружении этой раки (весом одного серебра 5 пуд., стоимостью 6.500 руб.) и мраморной сени под ней (стоимостью до 4.000 руб.) самым трогательным образом выразилась любовь народная к святителю Димитрию. А, именно в самое короткое время стоимость раки и сени покрылась щедрыми приношениями благочестивых почитателей великого Угодника Божия; между прочим, в числе жертвователей на это св. дело вписали свои имена даже два татарина, показывая тем, что лучи славы сего дивного Святителя проникли даже и сквозь тьму, окутывающую неверных.

Под Яковлевским храмом в 1912 году сооружен пещерный храм Воскресения Христова. В храме этом устроены: пещера – точное подобие гроба Господня в Иерусалиме, а также – подобие Вифлеема, Голгофы и темницы Спасителя. По правую сторону, в нише фундамента – мраморное надгробие над местом погребения св. Иакова. Храм совершенно недоступный дневному свету, прекрасно отделанный и расписанный картинами страданий, смерти и воскресения Спасителя, производит дивное впечатление, перенося посетителя во Святую Землю. По субботам в этом храме совершается акафистное пение живоносному гробу Господню. В Великую субботу сюда полагается плащаница, по обнесении кругом храма (на утрени), и богомольцы входят сюда для целования ее, переживая сильнейшие впечатления.

При настоятельских покоях в 1909 г. устроена в юго-западной башне ограды монастырской домовая церковь во имя Толгской Божией Матери. Вид из этой башни на заозерное местоположение – очаровательный; из нее проложена лестница на площадку самой крыши, откуда в ясный день можно видеть простым глазом до 30-ти церквей, стоящих вокруг озера и близ московской дороги. И самая эта домовая, настоятельская, церковь, окруженная со всех сторон водой, весной виднеющейся во все окна, производит впечатление плывущей на водах, создавая особое настроение, свойственное лишь афонским обителям.

Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь посещен был в 1718 г. – Императрицей Марией Феодоровной, в 1823 г. – Императором Александром I, в 1831 году – Императором Николаем Павловичем, в 1839 г. – Императором (тогда Наследником) Александром Николаевичем. И, наконец, в 1913 году 22 мая, накануне праздника Вознесения Господня, около 3-х часов дня, не зарастающая царская тропа к обители великих угодников Божиих – святителей Иакова и Димитрия – приняла паломнические стопы и ныне благополучно царствующего Государя Императора и Его Августейших Детей. Летопись монастырская обогатилась еще одной светлой и незабвенной страницей, которую с любовью и умилением будут перечитывать отдаленнейшие потоки и приемники Ростова и обители Спасо-Яковлевской.

П. С-в

* * *

1

В ризнице монастырской хранятся, между прочим: митра, в коей обретены нетленными мощи святителя Димитрия, а также следующие вещи его: белое бумажное полотенце, присланное ему из Иерусалима 12-го августа 1705-го года, и белый коленкоровый платок Святителя.


Источник: Святой Димитрий Ростовский и Спасо-Яковлевский монастырь // Русский паломник. 1914. № 48. С. 768-772.

Комментарии для сайта Cackle