Бренность
Обратимся к словам евангельским: «помазал брением глаза слепому» (Ин. 9:6). Господь наш, желая не только исцелить телесную слепоту, но уврачевать и душевное зрение, положил человеку брение на очи, чтобы он всегда имел перед своими очами землю, из которой создан, и чтобы не возносился гордым умом до небес, но всегда помнил древнее изречение Господне к праотцам: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Многие люди в этом мире в своем благополучии забывают, что естество их бренно. Имеющие в своих сокровищницах много золота считают себя золотыми, богатые серебром считают себя серебряными, имеющие много камней драгоценных считают себя камнем драгоценным, обладающие властью и могуществом считают себя богами, как и тот Ирод, которому народ восклицал: «это голос Бога, а не человека» (Деян. 12:22). Итак, Господь, желая исцелить слепого, полагает ему брение на очи и этим как бы говорит: «Слепорожденный! Ты еще не видел от пелен твоих света дневного, зато не видел и суеты мирской. Ныне ты все это увидишь: будут перед твоими очами золото, серебро и драгоценные камни – не желай их, но имей перед очами сие брение. Увидишь гордость мира сего, не пожелай ее, но помни о брении, помни, что ты прах и пепел (Быт. 18:27). Увидишь ли ты красоту мирских лиц – не позавидуй им, но смотри на землю, из которой ты взят и в которую ты снова превратишься. Заграждай очи твои брением, то есть памятью о смерти, чтобы не видеть суеты» (1).