Христос
Святой Иоанн в главе 12-й пишет о Нем, что Христос – Бог Израилев, и Его славу видел Исаия (Ин. 12:41), и еще он говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Святой Павел в Послании к евреям говорит, что Христос Господь наш есть Бог Израилев, ибо «основал землю, и небеса – дело рук Его» (Евр. 1:10). Он же говорит, Христос Господь есть Бог, Которого иудеи в пустыне искушали. Сам Господь, Предвечная Истина, говорит о Себе так: «Отец во Мне, и Я в Нем»; и еще: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 10:38, 8:58). Все эти свидетельства, находящиеся в Священном Писании, ясно нам доказывают, что Христос Господь – Истинный Бог наш (1).
Господь, любезно и долго беседуя со Своими учениками накануне Своих страданий, назвал Себя виноградом, который возделан Отцом: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь» (Ин. 15:1). Войдем мы в этот виноград, здесь мы поистине найдем пользу, ибо здесь есть гроздья и вино веселья. Посмотрим же, почему Господь наш назвал Себя виноградом. Не потому ли, что в Святых Тайнах под видом вина верующие пьют Его Животворящую Кровь? Ведь Он сказал на вечери: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя» (Мф. 26:27–28). Назвал Он Себя виноградом для того, чтобы знали, что Кровь кто-либо может пить не иначе, как только под видом гроздной крови, то есть под видом вина, которое в Писании называется Кровью гроздною (Быт. 49:11; Втор. 32:14). Не для того ли Он назвал Себя виноградом, чтобы показать, что как гроздь виноградная, пока не будет вложена в точило, не попрана и не раздавлена, до тех пор не даст из себя вина, которым «веселится сердце человеческое» (см. Пс. 103:15), так и Ему, Господу нашему, подобало, как и грозди, быть попранным и раздавленным страданиями, чтобы источить Кровь, как вино, для радостного спасения всего рода человеческого. Восходя на Крест, Он назвал Себя Лозой виноградной, и как лоза, возросши на коле, рождает гроздья, так и Господь наш, вознесшийся на Кресте, принес пять чудных красных гроздьев, пять, говорю я, больших ран на руках, ногах и Пречистом Его боку. Посему-то Он и сказал: «Я есмь Лоза». Соберем же от этой таинственной Лозы те пять гроздьев, пять ран Христовых, и будем во здравие вкушать все, духовные и мирские, великие и малые, старцы и юноши. Поистине, вкусны те гроздья для духовного насыщения и полезны для мысленного здравия, ибо имеют многую силу. Гроздь, или рана правой руки Господней, имеет силу любить добрых, гроздь же левой руки, или рана на левой руке, имеет силу миловать грешных. Для того-то Он и пострадал правой и левой рукой, чтобы показать, что Он «праведных любяй, и грешныя милуяй». Гроздь, или рана правой ноги Господней, имеет силу постановления нас на путь правый, гроздь же, или рана левой ноги Его, имеет силу возбранения от злого пути нашим ногам. Наконец, гроздь, или рана Его пронзенного сердца, имеет великую силу высочайшей любви, которой Он от всего сердца любит не только друзей, но и врагов: «Отче! Прости им» (Лк. 23:34). Больше такой любви никто не имеет, чтобы положить душу свою не только за друзей (Ин. 15:13), но и за недругов. Вот видите, каким вкусом обладают те пять духовных гроздей. Будем же вкушать их во здравие, будем вкушать с желанием, и да уразумеем силу их: "Вкусите, – сказано, – и увидите, как благ Господь» (Пс. 33:9). Но не оставим и всех прочих, хотя и меньших, гроздьев той лозы, не пренебрежем, скажу я, и всеми прочими ранами, бывшими на Теле Господнем, ибо все они имеют одну и ту же силу избавить и спасти нас от наших грехов. Апостол говорит: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Пет. 2:24). Поищем еще и то, где любит насаждаться, расти и приносить плод тот прекрасный виноград, та лоза истинная, которая есть Христос. Мы знаем, что Он родился однажды прежде веков от Отца без матери. Знаем и то, что в последнее время Он родился от Матери без отца, от Пречистой Девы Марии, и имеет Тело, как лозу виноградную, Божество же в теле, как виноградный сок в лозе и гроздьях. Где же ныне рождается сей прекрасный и прелюбезный наш виноград, где насаждается и растет, – это, я думаю, не всякий угадает. Есть изыскание боговдохновенных мужей о священномученике Игнатии Богоносце: почему он называется Богоносцем? Говорят, вот почему: когда Господь, ходя по земле и уча людей, говорит: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» (Мк. 10:14), – тогда в народе случайно были родители Игнатия вместе с отроком Игнатием, который уже начинал ходить. Господь, призвав к Себе от них отрока Игнатия, поставил его посередине и, взяв на руки и обняв его, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Потому-то и был святой Игнатий назван потом Богоносцем, что был носим руками Бога воплощенного, а еще не меньше и потому был назван Богоносцем, что носил Бога в сердце своем. Когда он мучителями был брошен на съедение зверям за Христа, то был спрошен ими, почему он всегда на устах имеет Христово имя? Святой на это ответил: «Я имею Его имя написанным в сердце, ибо устами исповедую Того, Кого всегда ношу в сердце». После, когда святой был съеден зверями, то по Божию изволению среди костей его сердце сохранилось целым, не съеденным зверями. Неверные, найдя его и вспомнив слова святого, разрезали это сердце посередине надвое, желая узнать, правду ли он говорил, и нашли, что внутри на обеих сторонах разрезанного сердца золотыми буквами было написано: «Иисус Христос». Таким образом, святой Игнатий и по имени, и самим делом оказался Богоносцем, поскольку Христа Бога носил в сердце своем. Мы же, возвращаясь к беседе, скажем про себя: вот где любит насаждаться мысленная Лоза, Христос, – в сердцах Своих верных рабов, истинно любящих Его. Посмотрим же в свое сердце каждый, найдем ли в нем Христа? О сердце христианское, сердце строптивое, развращенное, ожесточенное и окаменелое! Есть ли в тебе Бог, носишь ли в себе Бога? Насаждается ли в тебе истинная виноградная лоза – Христос? Не больше ли ты рождаешь непотребное, смрадное и вредное зелье злых помышлений, о которых говорит Сам Господь: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи» (Мф. 15:19)? Был бы безумцем тот, кто в своем малом саду, из которого он имеет все свое пропитание, вместо каких-либо необходимых для пропитания плодов насаждал бы крапиву или терние, и такими бесполезными растениями портил бы полезную землю. Не разумным, но глупым считай и того, кто в сердце своем насаждает вместо лозы – Христа – хворост страстей и грехолюбия и рождает вместо гроздьев терния (1).
«Христос есть Свет мира» (Ин. 8:12, 9:5), поспешите же к Нему, слепые грешники, и просветит очи ваши, чтобы не уснули вы смертью и не сказали враги ваши: «Мы одолели его» (см. Пс. 12:5). Христос Господь есть Свет наш: ходящий за Ним не споткнется и не заблудит во тьму кромешную, но по следам Его или с Ним Самим он войдет во град вечного сияния и присносущной радости, где царствует в неизреченной славе наш Христос Господь с Безначальным Его Отцом и с Пресвятым, Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и вовеки веков (1).
В.: Кто есть Христос?
О.: Христос – это Сын Божий и Бог, Вторая Ипостась Святой Троицы.
В.: Отец Христос ли?
О.: Нет, не Христос.
В.: А Дух Святой Христос ли?
О.: Не Христос.
В.: Почему же так?
О.: Потому что не Они воплотились, ибо Отец ни от кого не рожден и потому Он Первая Ипостась Святой Троицы. Дух же Святой от Отца исходит, а не рожден, и есть Третья Ипостась Святой Троицы. Воплотилась от Святой Девы одна Вторая Ипостась Святой Троицы, Иисус Христос, Сын Божий.
В.: Когда же наречено было Сыну Божию это имя – Иисус Христос?
О.: По воплощении Его от Пресвятой Девы.
В.: Сколько естеств исповедуешь во Христе, Сыне Божием, вочеловечившемся ради нас?
О.: Исповедую два естества: одно Божеское, другое человеческое. Божеское естество – это само Божество… а человеческое естество – это душа и тело.
В.: Сколько существ исповедуешь во Христе?
О.: Исповедую два существа: одно единосущное Отцу по Божеству, другое единосущное Матери по человечеству.
В.: Сколько воль, или, иначе, хотений, исповедуешь во Христе?
О.: Исповедую две воли: Божественную и человеческую.
В.: В чем проявилась воля Божественная?
О.: Божественная воля состоит, например, в том, чтобы очищать прокаженных, как это видно из того, что Христос, желая проявить Божественную волю и действие, сказал прокаженному: «Хочу, очистись» (Мф. 8:3; Мк. 1:41; Лк. 5:13).
В.: В чем проявилась воля человеческая?
О.: Воля человеческая проявилась, например, когда Христос, вися на Кресте, просил утолить Его жажду.
В.: Сколько действий во Христе?
О.: Исповедую два действия, Божеское и человеческое.
В.: В чем состоит Его Божеское действие?
О.: Божеское действие состоит в содействии тому, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4).
В.: В чем состояло Его действие человеческое?
О.: Действие человеческое состояло в том, что Он путешествовал, утруждался и тому подобное.
В.: Сколько ипостасей исповедуешь во Христе?
О: Исповедую Едину Ипостась Бога Слова, ибо Он единый Сын Божий и Сын Девы, как сказано выше.
В.: Имеет ли Христос человеческую ипостась?
О.: Не имеет, так как не два Сына и не два Христа, но единый Христос, Сын Божий и Сын Девы...
В.: Сколько рождений Сына Божия ты исповедуешь?
О.: Исповедую два рождения. Первое – предвечное, безлетное61, бесплотное, когда Он воссиял от Отца, как свет от солнца. Второе рождение было тогда, когда Он родился от Святой Девы Богородицы Марии. Родился Бог великий, превечный, собезначальный, невидимый, непостижимый по Божеству, необъятный, проникающий в сердца всех людей (см. Сир. 42:18; Иер. 17:10).
В.: Почему воплотился именно Сын, а не Отец или Дух Святой?
О.: Чтобы Он сохранил свойство Своей Ипостаси, чтобы был Сыном как на небе, так и на земле.
В.: Везде или не везде пребывает Христова Плоть?
О: Не везде.
В.: Где она пребывает теперь?
О.: Христова Плоть, воспринятая от Пресвятой Богородицы, на земле жившая и пострадавшая, по воскресении из мертвых и по вознесении пребывает на небесах.
В.: А на земле есть ли Плоть Христова?
О.: Таинственным образом Христова Плоть пребывает на земле в Божественных Тайнах, под видом хлеба и вина (3).
Сын Божий – это истинный Бог, рождаемый от Отца прежде всех веков и ныне во все веки, Он единочестен и единославен Богу Отцу, и Он есть Творец всех вещей, времени и века (Ин. 17:5, 8:12; 1Ин. 1:5). Иисус означает Спаса, а Христос – Помазанника, ибо в Ветхом Завете иереи, цари и пророки помазывались на иерейство, царство и пророчество, поэтому они и назывались христами. Христос по воплощении носил в Себе три звания, ибо Он был Иерей, Царь и Пророк. Поэтому и в Священном Писании одно приличествует Ему как Иерею, другое как Царю, иное же как Пророку (Ис. 60:19–20; 1Ин. 5:20, 17:3; Пс. 2:7; Еф. 3:9; Кол. 1:15; Евр. 1:3). Христос здесь [в Символе Веры] называется Сыном Божиим Единородным по существу, те же, которые приняли Его, именуются чадами и сынами Божиими по благодати, а не по естеству (Ин. 1:3; 1Кор. 8:6) (3).
* * *
Безлетный – не имеющий ни начала, ни конца, вечный, бесконечный.