Свобода воли
В.: Знал ли Бог, что Адам согрешит?
О.: Знал.
В.: Почему Он в таком случае попустил ему согрешить или почему создал его?
О.: Не надлежало быть тому, чтобы преступление Адама победило благодать Божию или лукавство дьявола преодолело ее и чтобы возникло мнение, будто Бог, устрашившись враждебного Ему греха Адама и лукавства дьявола, не сотворил Адама и дьявола. Поэтому Бог, будучи Благ и желая благодетельствовать, по благости Своей сотворил дьявола и человека в добром состоянии, так как Он не хочет беззакония и ненавидит его, дьявол же и человек сотворили грех по своему добровольному хотению. Если же Бог попустил и не воспрепятствовал согрешить как дьяволу, так и человеку, то это потому, что Бог не делает насилия над свободной волей. Однако Он предостерегал человека, чтобы тот не согрешил. Даровав свободную волю, Господь Бог по правосудию Своему не производит насилия, как и Псалмопевец засвидетельствовал о Нем: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. 118:137)(3).