Азбука веры Православная библиотека святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Переписка по поводу открытия мощей св. Димитрия, митрополита Ростовского

Переписка по поводу открытия мощей св. Димитрия, митрополита Ростовского

Источник

Содержание

1. Письмо Арсения Мацкевича, митрополита ростовского, к императрице Елисавете Петровне о мощах святителя Димитрия 2. Доношение его св. Синоду о том 3. Доклад св. Синода Императрице Елисавете Петровне о нетлении мощей святителя Димитрия 4. Письмо императрицы Елисаветы Петровны к архиепископу Арсению о присылке изображения лика св. Димитрия 5. Инструкция кабинет – курьеру Языкову Василью 6. Ответ архиепископа Арсения 7. Письмо графа Шувалова к митрополиту Арсению Мацеевичу об устройстве серебряной раке для святителя 8. Его же инструкция, данная кабинет – курьеру Гавриле Побединскому для устройства раки. 9. Письмо Адама Олсуфьева к митрополиту Арсению Мацеевичу о раке для святителя Димитрия 10. Письмо его же к митрополиту Арсению о раке 11. Ответ митрополита Арсения Олсуфьеву  

 

Тело св. Димитрия, митрополита ростовского, погребенное в октябре 1709 года в ростовском Яковлевском монастыре, чрез сорок три года, именно 21 сентября 1752 года, при императрице Елисавете Петровне, было обретено нетленным, при поправке церковного пола в ростовском Яковлевском монастыре. После того оно было положено в гробнице поверх земли и, по освидетельствовании чудес от мощей святителя, переложено было в серебряную раку 24 мая 1763 года, в присутствии императрицы Екатерины II. – Тогда же установлено было праздновать память его 21 сентября. Из прилагаемых здесь бумаг, относящихся к прославлению мощей св. Димитрия, видно, что дело об обретении св. мощей его тянулось довольно долго, с 1752 года по 1762 год. Вот эти бумаги:

1. Письмо Арсения Мацкевича, митрополита ростовского, к императрице Елисавете Петровне о мощах святителя Димитрия

Всепресветлейшая, державнейшая Великая Государыня Императрица Елисавет Петройна, самодержица всероссийская,

Государыня и мати всемилостивая.

Сего декабря 14-го дня получил я устное приказание вашего императорского величества чрез княгиню Наталию Григорьевну Белосольскую, дабы мне верно и совестно донесть вашему императорскому величеству о обретенных мощах преосвященного Димитрия ростовского: и я, якоже духовнику вашего величества по повелению вашему же монаршему, представлял и доносил самою моею сущею совестию архиерейскою и христианскою, тако и ныне тоеж представляю и утверждало и умирать в том готов, признавая, что надлежит о сем по премногу благодарить Господа Бога Владыку вышнего чудесного и всемогущего, яко Он, особенное о Церкви своей попечение имея, за благополучные и благочестивые вашего императорского величества державы, Церковь свою удивительным образом прославляет, и явственно уста богохульная раскольническая и других духов Церкви враждебных и противных заграждает. Разве убо что после изыщется новое от чудес преосвященного Димитрия ростовского, то не оставлю объявлять вашему императорскому величеству, а ныне более не имею чего писать, токмо ссылаюся на репорт о чудесном мощей показанного архиерея обретении, который я в тогдашнем же 1752 году в Синод послал, и ныне чрез присланного от Синоду ко мне курьера в последних числах мимошедшего ноября, как я точно ответствовал, копию точную вашему величеству прилагаю и при сем о здравии вашем монаршем и спасении душевном беспрестанно Бога моля и высокома терпему вашего императорского величества призрению и неоставлению мене вручая, навсегда пребываю

Вашего императорского величества, Государыни и матери всемилостивейшей, всеподданнейший раб и богомолец смиренный Арсений, митрополит ростовский и ярославский.

Из Ярославля, декабря 14-го дня, 1756 году.

(Из дел Морсочникова).

2. Доношение его св. Синоду о том

Святейшему правительствующему Синоду доношение.

От синодального члена преосвященного Арсения, митрополита ростовского и ярославского.

Сего ноября 28-го дня по присланному ее императорского величества Самодержицы всероссийские из святейшего правительствующего Синода к моему смирению указу, отправленному в силе высочайшего ее императорского величества имянного указа с нарочно посланным синодальным прапорщиком Федором Барановым, велено о теле покойного преосвященного Димитрия, митрополита ростовского, когда оно погребено, в земле ли, или сверх земли пребывает, также явления, чудеса и исцеления есть ли, и какие и над кем и когда именно, прислать известие в Синод, разобрав дело самою истиною по присяжной моей должности для донесения ее императорскому величеству, и притом ежели каковые чудеса, явления и исцеления болящим были, о том свидетельство какое было ль, и что подлинно оказалось и об оном кому и когда дано ль знать, и чего ради святейшему Синоду об оном в силу духовного регламента по ныне не сообщено, прислать святейшему правительствующему Синоду, чрез доношение обстоятельное известие.

По получении указа в самой скорости и на оный ея императорского величества указ благопочтенно вашему святейшеству предлагаю следующее: Тело преосвященного Димитрия как в 709-м году погребено в земле, а не поверх земли, и как оно явилося нетленно и что по переправления полу церковного уже поставлено наверху в гробнице, о том в доношении моем, посланном вашему святейшеству в 752 году октября 10 дня, обстоятельно представлено, которое мое доношение и в нынешнем указе упоминается. А что о исцелениях я вашему святейшеству до сих пор не представлял, то сделалось за таким случаем, что и я исперва о том рассмотрения не имел. Аж когда в 753 году в июне месяце покойный преосвященный Платон, архиепископ московский, в Ростов ко мне приездил и, посещая гроб преосвященного Димитрия, объявил, что слышал многих получающих исцеления от лихорадок, тогда и я после того взял себе в рассуждение, что надлежит о том рассмотрение и наблюдательство иметь; того ради приказал тогдашнему эконому, дабы он о том имел рачение, и сделана потом тетрадь, в которой бы записывали, инии сами свое исцеление, аще могут, а иным бы и другие записывали, а после бы к моему рассмотрению представлять. Однако я показанной тетради не скоро требовал, а когда и востребовал и усмотрел тамо некоторыя знатныя чудеса, то однако не возмог в скорости о том вашему святейшеству репортовать ово за суетами моими и болезньми, ово рассуждая, что таковое дело дальшего еще требует рассмотрения, а потом в нынешнем году как токмо я начал думать и намеревать о репорте, то сентября 25 дня получил писание от духовника ее императорского величества отца протоиерея Феодора Дубянскаго, дабы мне о показанных чудесах известие прислать к нему для донесения о том ее императорскому величеству, что я в самой скорости и сделал, и теперь тыиж чудеса и вашему святейшеству посылаю. По моему же признанию немалое и то чудо имеется, что чрез толикое время, сиречь, через сорок три года, тело преосвященного Димитрия, в земли и грязи лежащее, само в конец не истлело и облачение в прах и пепел не обратилось, и такового чуда за чудо не признавать опасность есть моей совести, дабы не богоборствовать и крайнее мне ума изнеможение, каковым образом противо раскольников и атеистов ответствовать. Сия глубочайшему вашего святейшества рассмотрению предложив, пребываю, Подлинное доношение подписано тако:

Святейшаго правительствующаго Синода послушник смиренный Арсений митрополит ростовский и ярославский своеручно.

Ноября 29-го дня 1756 году.

3. Доклад св. Синода Императрице Елисавете Петровне о нетлении мощей святителя Димитрия

Всепресветлейшей державнейшей Великой Государыне Императрице и самодержице всероссийской.

Всеподданнейший доклад Синода.

Во дни благочестивейшие вашего императорского величества державы, то есть, в 1752 году, сентября 21-го дня, покойного преосвященного Димитрия, митрополита ростовского, тело, в 1709 году в октябре месяце в ростовском Яковлевском монастыре погребенное, чрез сорок три года обретено, не точию со многою, но почти и совсем с отменною от прочих погребенных тел отличностию, ибо некоторое токмо малое того тела в разных местах истление усмотрено, а в прочем оное, также и имеющаяся на нем, тлению подлежащая, одежда, евангелие, четки и прочее почти все цело нашлось; о чем в поднесенном вашему императорскому величеству декабря 15 дня прошлаго 1756 года от Синода докладе, с репорта Арсения митрополита ростовского, обстоятельно донесено. С того же оного тела обретения даже поныне, и того чрез полпята года, частые происходят от оного тела чудеса, то есть: слепые презирают, хромые и расслабленные и другими тяжкими и неисцельными болезнями одержимые, чрез призывание его себе в помощь, и приносимыя притом при теле молитвы и усердии, благодатиею Божиею исцелеваются. Что все как епархиальным нынешним, преосвященным Арсением митрополитом, так и нарочно посыланными от Синода преосвященным же митрополитом суздальским Сильвестром, и

Симонова монастыря архимандритом Гавриилом исследовано, и в самой истине без всякого сумнения ими утверждено, кроме точию некоторых малых в том теле от первого оного обретения последовавших отмен. В рассуждении каковых, доныне происходимых от того тела, чудес, и удостоверительного о том от вышеозначенных, яко вероятия достойных, персон засвидетельствования, и о совершенном оного за святые мощи почитании их признания, также и по его святому и богоугодному житию и Церкви святой всем известным полезным трудам, и Синод не инако о том рассуждает, точию оное вновь обретенное покойного преосвященного Димитрия, митрополита ростовского, тело, за самые святые мощи противо других свято – почитающих святых угодников Божиих мощей почитать и иметь должно. А понеже Синод без особливого вашего императорского величества благоволения, совершенно означенного обретенного покойного преосвященного Димитрия тела за точные и бессумнительные святые мощи в народ огласить не долженствует: того ради вашему императорскому величеству всеподданнейше представляет таковое свое мнение: 1) оное вновь обретенное тело, огласив за совершенные святые мощи, с подобающим благоговением епархиальному преосвященному ростовскому митрополиту с прочими духовными персонами переложить в раку, и оную надлежащим благолепием убрав, и учиня на ней пристойную надпись, в показанном же Иаковлевском монастыре на верху того, где оное обретено, или в другом пристойном месте поставить. 2) Празднование оному ново–явленному чудотворцу святителю Димитрию установить на другой день по рождении его императорского высочества благоверного государя великого князя Павла Петровича, то есть, сентября 21, коего оные святые мощи и обретены. 3) Всенощные бдения и молебные пения желающему народу открытию Отправлять позволить, и надлежащую тому святителю Димитрию службу особливо, кому от Синода приказано будет, сочинить, и в печатаемые церковные книги, в кои надлежит оное святых мощей обретение, с приложением жития его1 с прочими святыми на ряду внесть позволить, и о оном Синод имеет ожидать вашего императорского величества высочайшего указа. Для лучшего же о упомянутых происходящих от тех святых мощей чудесах и исцелениях усмотрения, вашему императорскому величеству всеподданнейше Синод подносит экстракт2. А какие с сего времени от тех святых мощей происходить будут еще впредь чудеса, о том велеть означенному преосвященному Арсению, митрополиту ростовскому, иметь, чрез кого пристойно, верную и обстоятельную записку, с каковою, по самоперсональном о истине при достоверных свидетелях разведывании присылать в Синод по третям года репорты.

Вашего императорского величества нижайший раби и богомольцы:

Смиренный Сильвестр, архиепископ санкт-петербургский.

Смиренный Димитрий, епископ рязанский.

Смиренный Амвросий, епископ переяславский.

Афанасий архимандрит Свято-Троицкой лавры.

Варлаам архимандрит донской.

Марта 19-го дня 1757 года.

Секретарь Михайло Остолопов.

4. Письмо императрицы Елисаветы Петровны к архиепископу Арсению о присылке изображения лика св. Димитрия

Преосвященный владыко!

Уведомились мы, что в том монастыре, где ваше преосвященство обретаетесь, имеется изображение персоны святого Димитрия митрополита, новоявленного ростовского чудотворца, списанное, когда оный святой Димитрий в том монастыре еще архимандритом находился, и оное изображение персоны извольте прислать к нам с сим посланным.»

Подлинное за подписанием ее императорского величества в собственной руки тако: Елисавет.

В 5-е августа 1757 году. В Петергофе.

5. Инструкция кабинет – курьеру Языкову Василью

Отыскать Арсения, бывшего архиепископа переяславского и архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ныне находящегося в черниговской епархии, в Спасо-Преображенском Северском монастыре, и принять от него изображение персоны святого Димитрия митрополита, новоявленного российского чудотворца.

6. Ответ архиепископа Арсения

Всепресветлейшая, державнейшая Великая Государыня Императрица Елисавета Петровна, самодержица всероссийская! Государыня всемилостивейшая!

Вашего императорского величества на высочайший указ, повелевающий мне нижайшему изображение персоны святого Димитрия митрополита новоявленного ростовского чудотворца списанное, когда оный святой Димитрий в здешнем монастыре еще архимандритом находился, прислать к вашему императорскому величеству, раболепнейше доношу, что изображение персоны оного святого Димитрия митрополита, какое было в здешнем монастыре, по письму вашего императорского величества духовника, присланному ко мне прошлого июля 23-го дня, отправлено от меня ко двору вашего императорского величества к нему духовнику того ж июля 26 дня.

Вашего императорского величества всенижайший раб и богомолец смиренный Арсений архиепископ.

1757 года, августа 15-го дня из Спасского монастыря, Новгородка Северского.

7. Письмо графа Шувалова к митрополиту Арсению Мацеевичу об устройстве серебряной раке для святителя

Преосвященнейший владыко,

Ее императорского величества соизволение есть к мощам святого Димитрия митрополита ростовского новоявленного чудотворца сделать здесь серебряную раку3; но прежде необходимо надлежит иметь с гроба, в котором почивают мощи его святые, меру длине, ширине и вышине, а притом, план и профиль: за чем отправлен при сем к вашему преосвященству с нарочным кабинет-курьером архитектуры гезель, Александр Кокоринов; того рода ваше преосвященство благоволите оному гезелю Кокоринову объявленную меру при присутствии вашем снять позволить.

Вашего преосвященства послушный слуга граф Петр Шувалов.

В 17-й день декабря 1757 года.

8. Его же инструкция, данная кабинет – курьеру Гавриле Побединскому для устройства раки.

По имянному ее императорского величества указу ехать вам архитектуры с гезелем Александром Кокориновым в Ростов и по приезде явиться и посланный с тобою конверт подать тамошнему преосвященному митрополиту Арсению, и при его преосвященстве приказано объявленному гезелю Коринову с гроба, в котором почивают мощи святого Димитрия митрополита ростовского новоявленного чудотворца, снять меру длине, ширине и вышине, а потом план и профиль, ехать со всем оным обратно в Санкт-Петербург, почтовых подвод по себя и по гезеля Кокоринова по взятой из ямской канцелярии подорожной брать до Ростова и обратно по четыре.

В 17-й день декабря, 1757 года.

Подписал генерал-фельдцейхмейстер и кавалер граф Петр Иванович Шувалов.

9. Письмо Адама Олсуфьева к митрополиту Арсению Мацеевичу о раке для святителя Димитрия

Преосвященнейший владыко, милостивый государь мой!

По высочайшему ее императорского величества повелению отправлено из кабинета с вручителем сего господином майором Шадеевым, сделанная на мощи святителя Димитрия, митрополита ростовского, новоявленного чудотворца, серебряная рака, с тем, чтоб оная хранилась в Ростове впредь до указу. Сего ради всепокорно прошу преосвященство ваше в близости от церкви, в которой оные святые мощи опочивают, приказать очистить4 немедленно в пристойном месте сухой покой и в оной ту раку поставить, к которой от него господина майора для караула и надлежащая при одном унтер-офицере команда солдат оставлена быть имеет, а в то же время допустить его вымерить снаружи длину, ширину и глубину гроба. И как с ним же послан архитектуры гезель5 для положения на чертеже внутреннего церкви расположения, равномерно же прошу ваше преосвященство о вспоможении ему в том, тако ж о показании места, где раку поставить должно, и о снабдении столярного мастера для надобной по его ремеслу работы потребным материалом и столярами и плотниками. Впрочем поручая себя святым молитвам вашим, имею честь быть с должным и истинным высокопочитанием.

10. Письмо его же к митрополиту Арсению о раке

Преосвященнейший владыко! милостивый государь мой! В письме моем от 22-го сего месяца, которое при раке господин майор Шадеев вашему преосвященству вручить имел, хотя довольно изъяснено, чтоб оную впредь до указу хранить в особом сухом месте, в близости от церкви и за караулом оставляемой тамо от него Шадеева при одном унтер-офицере команды солдат; однако, чтоб и за тем отвратить всякое в том недоразумение, по точному ее императорского величества высочайшему повелению, и сим вторично преосвященству вашему подтвердить долженствуя: что до собственного всемилостивейшия государыни в Ростов прибытия, следовательно без присутствия ее величества оная рака отнюдь поставлена не была, о чем объявя имею честь быть с должным высокопочитанием вашего преосвященства милостивого государя моего покорнейший и послушнейший слуга Адам О.6 28 Февраля 1763 г.

11. Ответ митрополита Арсения Олсуфьеву

Высокопревосходительный господин, господин тайный советник и государственной коллегии иностранных дел член, кабинет-министр и кавалер Адам Васильевич!

Милостивым благодетель мой.

Божие и моего смирения благословение вам с фамилиею вашею препосылая и нынешнею святою четыредесятницею поздравляя, усердно желаю сподобившися страдавшему и воскресшему Христу поклонитися и от Него получити всякую радость, мир, здравие, долгоденствие, благополучие и спасение.

В силу высочайшего ее императорского величества повеления отправленная из кабинета с господином майором Шадеевым сделанная святителю Димитрию митрополиту ростовскому, новоявленному чудотворцу, серебряная рака 26-го числа февраля в Ростов привезена, и от вашего высокопревосходительства отправленные ко мне письма, первое чрез оного господина майора того ж 26-го числа, второе чрез нарочно присланного курьера 1-го числа сего марта я исправно получил, на которые вашему высокопревосходительству доношу, яко оная рака по привезении в Ростов поставлена и хранится до надлежащего времени в состоящей при монастыре Яковлевском в близости церкви архистратига Михаила в надлежащем по усмотрению того господина майора удобном месте, за караулом оставленной от него майора Шадеева команды солдат: до собственного же всемилостивейшей государыни в Ростов прибытия, как ваше высокопревосходительство в последнем, ныне полученном, письме изволите изъявлять, оная рака в настоящем месте поставлена не будет. А что касалось при поставлении оной раки до мастеровых людей, оные от нас даны: о чем вашему высокопревосходительству может обстоятельно донесть сам оный господин майор. Сия предложив и о здравии вашем в молитвах моих одолжайся, навсегда пребываю вашего высокопревосходительства доброжелальный богомолец и слуга смиренный Арсений митрополит ростовский и ярославский.7

1-го марта 1863 года. Ростов.

* * *

1

Арсению митрополиту ростовскому определено было Синодом сочинить купно и с житием особливую службу в непродолжительном времени новоявленному чудотворцу святителю Димитрию, что видно из всеподданнейшего репорта Синода императрице Елисавете Петровне от апреля 30-го дня 1757 года. Под означенным всеподданнейшим репортом Синодальным подписались: Сильвестр, архиепископ с. петербургский, Димитрий, епископ рязанский, Амвросий, епископ переяславский, Аѳанасий, архимандрит святотроицкой лавры и Варлаам, архимандрит донской.

2

В экстракте приложено описание 17-ти чудес, совершенных при новоявленных мощах святаго Димитрия ростовского, именно: 5 человек прозрело от слепоты, 2 получили исцеление от беснования, 10 от расслабления. Под сим экстрактом подписался Варлаам архимандрит донской и секретарь Остолопов.

3

Указом Императрицы Елисаветы Петровны на имя генерал-фельдцейхмейстера графа Шувалова, поручено его распоряжению серебро для раки святителя Димитрия, которое было получено с Колывано-воскресенских заводов, и имело в фунте восемьдесят два золотника чистого серебра. Рака была сделана на подобие раки для мощей св. благоверного князя Александра невского. Сумма за устройство раки взята была из капитала монетного двора.

Из записки, данной 10 января 1758 г. из кабинета ее императорского величества поручику Тархову, видно, что отделка раки поручена была скульптору Вестеринию. Работали ее мастера Петр Захаров, Гаврила Суриков, и вусировщики Яков Ильин, Василий Верещагин, – которые окончили работу в августе 1758 года. За работу было уплачено мастерам 2844 р. 69 копеек, что видно из записки заводчика Ивана Шлатера от 26 мая, 1759 года. В раке для мощей новоявленного чудотворца святителя Димитрия митрополита ростовского, имелось весу с крышкою и со всеми уборами 10 пудов, 24 Фунта, 31 золотник; в иконостасе с украшениями вокруг образа 8 пудов, 19 фунтов, 8 золотников; всего имелось в раке и в иконостасе весу 19 пуд. 3 фунт., 39 золотников, но предельной цене на 12,877 рублей, 57 копеек. Всего же израсходовано на устройство раки с иконостасом 16,384 р. 82½ коп.

4

На раке вырезаны следующие слова:

«Всемогущий и непостижимый Бог чудными искони делами явил святую свою великолепную славу, и во дни наши в благословенное государствование благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы Елисаветы Петровны самодержицы всероссийской новыми чудотворениями в России просиявшего, здесь почивающего святого мужа, преосвященнейшего митрополита Димитрия ростовского и ярославского, отдавшего Божие Богови верою, кротостию, воздержанием, учением, трудолюбием; цесарево цесареви, ревностию и терпением поборствуя Петру великому против суемудренного раскола. В богоспасаемом граде Киеве родился сей житель небесного Иерусалима, около 1671 года. Ангельский образ принял 18-ти лет. На святительский престол возведен генваря 4 дня 1702 года; пас Церковь Божию 7 лет, 9 месяцев, 26 дней, жив 38 лет, в вечный покой преселился 1709 года октября 28 дня. Написав жития святых, сам в лик оных вписан быть удостоился в лето 1757 г. апреля 9 дня.

Далее вырезаны стихи, относящиеся к раскольникам:

О! вы, что божество в пределах чтите тесных, Подобие его мня быть в частях телесных, Вперите в мысль, чему святитель сей учил, Что ныне вам гласит от лика горних сил, На милость Вышнего, на истину склонитесь, И к матери своей, вы к Церкви примиритесь.

5

Писано из Москвы, 22 Февраля 1763 года. 3 Подмастерье.

6

Ольсуфьев.

7

Из письма императрицы Екатерины II к Н. И. Панину 23-го мая 1763 года, о перенесении мощей святого Димитрия в Ростове (напечатанного в 1-м томе бумаг императрицы Екатерины II стр. 288, видно, что переложение мощей святого Димитрия ростовского последовало 24-го мая 1763 года, в присутствии императрицы Екатерины II.


Источник: Переписка по поводу открытия мощей св. Димитрия, митрополита Ростовского // Странник. 1872. № 9. С. 190-203.

Комментарии для сайта Cackle