граф М. Толстой

Чудеса св. Димитрия Ростовского

Источник

Случайно попалась мне принадлежавшая С.Б. Большакову рукопись в лист, четкого письма прошедшего столетия, под заглавием: «Описание чудес, иже во святых отца нашего святителя Димитрия, митрополита ростовского чудотворца, состоявшихся в 1759, 1760, 1761, 1762 и 1763 годах».

Рукопись содержит в себе 150 исцелений, совершенных над 66 мужчинами и 84 женщинами.

Из числа исцеленных принадлежали к духовному сословию 24, к дворянскому 51, к приказному 7, купеческому 12, мещанскому 6. Крестьян из дворовых людей было 43, нижних воинских чинов с женами и детьми 7.

Исцеленные при гробе святителя Димитрия страдали: припадками и разными нервными болезнями 31 (из числа их некоторые считали себя одержимыми нечистой силой или испорченными)11, горячкой и лихорадкой 22, параличом и расслаблением членов 16, слепотой и глазными болезнями 16, сумасшествием и временным расстройством умственных способностей 14, ранами 11, ломотой и ревматизмом 10, водянкой, наружными и брюшными болезнями по 5, грудными болезнями 6, женскими болезнями 4, глухотой 3 и кровотечением 2.

Богомольцы, удостоившиеся исцелений, были в большинстве случаев из ближайших уездов Ярославской, Костромской и Владимирской губерний – 83; но некоторые приходили и приезжали из дальних краев – 67; в числе их были жители Новгородской, Олонецкой, Казанской, Пензенской, Воронежской, Астраханской, Архангельской и Тобольской губерний, из земли Войска Донского и из Лифляндии. Один больной в Пруссии получил исцеление (чудо 139).

Почти все чудеса описаны очень кратко и ограничиваются именем, званием и местожительством больного и названием болезни. Но некоторые исцеления описаны более подробно и при том заключают в себя замечательные черты. Мы постараемся изложить их здесь.

***

Олонецкого уезда, Толгуйского погоста, жена государственного крестьянина Анна Гаврилова заболела в январе 1758 года «необычайной болезнью»: у неё был жар, опухший язык наполнял собой всю гортань и вышел из уст на вершок длины, причинял невозможность принимать пищу. Привезенная к мощам св. Димитрия на исповеди призналась, что наказана Богом за неверие в святость «сего нового угодника Божия». По раскаянии получила исцеление и возможность причаститься св. Христовых тайн. А 18 января, возвратившись домой и пришедши в церковь Толгуйского погоста, объявила себя совершенно исцеленной, о чем Ростовской консистории объявлено в промемории ее Велико-Новгородской консистории 18 марта 1759 года (чудо й).

***

Смоленского гарнизонного полка полковник Георгий Юрьевич Лесли в ноябре 1757 года находился в болезни: «во всем корпусе его была великая ломота, а в голове жар и опухоль. Затем приключилась ему огневичная болезнь». В это время жена его Фекла Даниловна, сняв с больного мужа мерку во весь рост, помолилась пред образом св. Димитрия, привезенным ею прежде из Ростова, призвала живописца и заказала ему написать образ того же чудотворца на холсте в сказанную мерку. Сделав заказ, она возвратилась к болящему и, к удивлению своему, нашла его «пришедшим в память». Вскоре он совершенно выздоровел, а 1 марта 1759 года, прибыв в Ростов вместе с женой, объявил о своем исцелении (чудо 13).

***

Лейб-гвардии Измаиловского полка, у солдатской жены Татьяны Ивановой было множество ран на правой ноге; она лечилась «разными лекарствами и прикладыванием пластырей», но без успеха. Привезенная по обещанию ко гробу св. Димитрия 10 марта 1760 года, совершенно исцелилась, что засвидетельствовал подписью капитан-поручик того же полка Петр Рагозин (чудо 47).

***

Петербургского гарнизона, Копорского полка, секунд-майора жена Елизавета Михайловна Пущина в 1759 году долго мучилась родами и упросила мужа дать обещание свести се ко гробу св. Димитрия. Тотчас же она родила благополучно и была совершенно здорова. Но через четыре недели Пузин стал собираться не в Ростов, а в деревню. Тогда жене его «приключилась огневичная болезнь с пятнами», и он, раскаявшись, возобновил прежний свой обет. Тогда же принесен был в дом его образ богородицы Всех Скорбящих Радости из церкви Воскресения Христова, что на Литейной сторопе, и отправлено молебствие Богородиц и св. Димитрию Во время молебна больная «пришла в разум» и вскоре совершенно выздоровела, о чем засвидетельствовал своей подписью Пущин, прибыв в Ростов 15 марта 1760 года (чудо 48).

***

Живвущая в Дмитровском уезде, в сельце Троицком подьяческая дочь девица Акилина Петрова болела «странной болезнью: от опухоли в гортани, язык был вытянут изо рта на два вершка; больная не могла ни есть, ни пить, ни говорить». В это время пришел к ней дворовый человек графа Салтыкова Василий Иванов. По совету его больная мысленно положила обещание идти на богомолье ко гробу св. Димитрия и через три дня совершенно исцелилась. Пришедши 4 июня 1760 года в Яковлевский монастырь, оставила своеручную подписку о своем исцелении (чудо 50).

***

Ростовского уезда, вотчины вдовы Марфы Ивановны Исаковой, села Исаева, крестьянин Гавриил Ильин в Яковоевском монастыре 9 июня 1760 года объявил: после горячки скорчились у него обе ноги, так что он 28 лет ползал на коленях с колодками и питался милостыней. 8 июня приполз он в Яковлевский монастырь, где и прежде часто бывал, и приложился к мощам св. Димитрия, затем пополз в ворота, «что к езеру». Там он лег на траве, заснул и видел во сне, будто кто-то потянул его за ноги, при чем «под коленками что-то треснуло». Проснувшись, он стал твердо на ноги и «с радости бросил свои колодки в езеро». С того времени он стал ходить «не ползая». «А о бывшей его болезни весь град Ростов совершенно известен» (чудо 53).

***

Бежецкого уезда, села Спаса-Холма, Преображенской церкви диакон Исаия Дмитриев одержим был слепотой десять лет. По обещанию был в 1758 году в Ростове и молился у мощей св. Димитрия. «Не по многом времени получил прозрение». Быв вторично в Яковлевском монастыре 12-го июня 1760 года, оставил подписку с удостоверением своего священника Василия Варлаамова (чудо 54).

***

Переяславского уезда, села Айгустова, жена пономаря Екатерина Федорова объявила в Яковлевском монастыре 7-го июня 1759 год: «с нею от испуга сделался припадок; она стала биться, ломаться и кричать диким голосом». Под 20-е число заснула и видела во сне, «якобы пришел к ней некто в белом клобучке и в мантии, держа в руке посох, и сказал ей: пойди в Ростов ко гробу митрополита Димитрия. Молитвами его дарует тебе Бог облегчение. И меняй себе образ того святителя». Она будто отвечала: «по скудости моей образа выменять не на что. А явившийся говорил: проси у христолюбивых подателей». Проснувшись, она почувствовала себя совершенно здоровой (чудо 55).

***

Отставной поручик Афанасий Михайлов Брюхов в 1757 году от сентября страдал гортанной болезнью, от которой ни есть, ни пить почти не мог, а 21-го мая 1760 года во сне слышал такой голос: «я бы тебе здравие даровал, но ты горд». Проснувшись в великом страхе, обещался ехать на богомолье к святому Димитрию и с того дня начал «приходить в здравие». О совершенном своем исцелении оставил в Яковлевском монастыре записку 7-го марта 1761 года (чудо 67).

***

Тверского уезда, деревни Емельяновой, крестьянин Ларион Осипов Зимин полтора года не владел ногами и ползал на брюхе. Привезенный в Яковлевский монастырь, он взял с собой елея из лампады и «оным в доме своем ноги мазал». Вскоре стал совершенно ходить, о чес оставил записку в монастыре 7-го марта 1761 года (чудо 70).

***

Рязанской губернии, Шацкого уезда, села Пососенок, Казанской церкви иерей Антоний в 1760 году страдал «тресовичной ежедневной лихорадкой пять месяцев, не владея ни руками, ни ногами и ушами глух лежал». Положил обещание, если выздоровеет, идти на богомолье к св. Димитрию и преп. Сергию. Получил полное исцеление, но отлагал исполнение обета «за суетной домашностью» до другого времени. Болезнь снова возвратилась, а в марте 1761 года было ему сонное видение: «аки бы за ним гонялись два гневные старца и сказали ему: это тебе за то, что ты не исполняешь своего обещания и не идешь к чудотворцам». Вскоре он несколько поправился, пошел на богомолье и еще на пути болезнь его оставила. В Яковлевском монастыре оставил своеручную записку (чудо 77).

***

Костромского уезда, села Сандырева, крестьянка Александра Петрова в 1759 году, вскоре по вступлении в брак, «стала быть мучима люте нечистым духом и находилась в беспамятстве более года». В Великий пост 1761 года отец ее Петр Федоров привез ее к мощам св. Димитрия. Она опамятовалась и поехала домой. На пути отнялись у нее обе ноги и больная стала ползать на руках с колодками. Вторично привезенная в Ростов 22-го ноября 1761 года, при гробе св. Димитрия получила полное исцеление, о чем оставила записку (чудо 99).

***

Арзамасского уезда, Высокогорской пустыни, иеромонах Мелхиседек в 1760 году лежал шесть недель в горячке и был уже при смерти, «просил помощи св. Димитрия». После совершения над ним елеосвящения видел во сне, что св. Димитрий благословляет его и говорит: «аще ты из своего монастыря изыдеши, то спасение не получиши», а больной имел в мыслях перейти в другой монастырь. Проснувшись, почувствовал облегчение и вскоре совершенно выздоровел, а 21-го января 1762 года оставил в Яковлевском монастыре собственноручную записку (чудо 101).

***

Владимирского уезда, села Ильинского, дьячка Алексея Иванова жена Дарья Макарова была три года больна расслаблением всего тела и параличом обеих ног. Ей советовали обратиться с молитвой к новоявленному чудотворцу – св. Димитрию; но она по недоверию говорила, «что в нынешнем веке не можно быть святому». С ней сделалась ломота в руках и ногах и открылись раны. Тогда она стала просить помощи у св. Димитрия; ей сделалось легче. Привезенная в Ростов ко гробу его, получила полное исцеление, о коем 27-го февраля 1762 года оставила записку (чудо 110).

***

Костромской епархии, Нерехотского стана, села Маринского, попа Михаила Иванова жена Прасковья Васильева в 1754 году болела глазами и три раза приезжала ко гробу св. Димитрия и каждый раз получала облегчение, а по возвращении домой вновь подвергалась той же болезни. Имела во сне видение: будто бы стоящий у раки сказал ей: «а что же ты, получая исцеление, никому в Ростове не объявила?» Проснувшись, почувствовала себя совершенно здоровой, о чем объявила 27-го февраля 1762 года в Яковлевском монастыре, куда прибыла вместе с мужем, представившим своеручную записку о ее исцелении (чудо 111).

***

Московского первой гильдии купца Ивана Наумова Короткова жена Марфа Иванова в январе 1762 года «одержима была животною болезнью и расслабою всего тела». Дала обет ехать в Ростов ко гробу св. Димитрия. К ней в дом принесен был из приходской церкви образ святителя, после чего ей стало лучше, так что она могла стать и несколько проводить икону. Но как она отлагала исполнение обета и стала лечиться у лекарей, то болезнь снова усилилась. По прибытии в Ростов 31-го июля 1762 года получила совершенное исцеление. Оставила собственноручную расписку мужа своего (чудо 131).

***

Капитан Алексей Сильвестров Безобразов, находясь в Прусском походе, чувствовал себя в большой слабости и, не смея просить отпуска или увольнения о службы, молился св. Димитрию, чтобы ходатайством его получить свободу. Через несколько дней неожиданно без всякого прошения получил увольнение. Явившись для богомолья в Яковлев монастырь 8-го февраля 1763 года, представил о себе записку (чудо 139).

* * *

1

Часто случается, что страдающие падучей болезнью и нервными припадками, особенно же женщины, подверженные истерике, ошибочно считают себя бесноватыми.


Источник: Толстой М., граф. Чудеса св. Димитрия Ростовского // Душеполезное чтение. 1889. № 3. С. 370-377.

Комментарии для сайта Cackle