Источник

О фарисеях и книжниках (по 23 гл. Ев. Матфея)

§ I.

Штундистский пресвитер, Алексей Парфеныч, находился в возбужденном состоянии. Он был недоволен, что в беседе со мной о Христовом священстве ему не удалось доказать, что у штундистов есть пресвитеры, поставляемые по Евангелию. Мы нашли, что эти пресвитеры не имеют на себе преемственного Апостольского руковозложения: их поставили на служениe люди, сами не имеющие благодати священства. Потому всё штундовое пресвитерство лишено Христовой благодати и самозванно...

Напрасно штундисты, во главе с Алексеем Парфенычем, поздно вечером устраивали чрезвычайное собрание. На этом собрании они ничего не могли придумать в свою пользу. Это обстоятельство раздражало сектантов и заставляло их изыскивать какой-нибудь выход из своего затруднительного положения. Такой выход нашел Алексей Парфеныч. Он, по совету со своей братией, решил «представить» мне «загвоздку», от которой – как хвалились штундисты – православным священникам «не поздоровится»...

Слухи о коварных намерениях сектантов быстро разнеслись по селу. Дошли они и до нас. Я недоумевал, какую бы «загвоздку» могли преподнести нам штундисты?..

Понятно, с каким волнением встретили мы сектантов, пришедших к нам на беседу. Все напряженно следили за Алексеем Парфенычем. Едва успели мы пропеть молитву, – он твердым голосом заговорил:

– Вчера вы утесняли нас насчет нашего пресвитерства. Вы требовали от нас доказательства: от какого Апостола и чрез каких преемников достали мы себе пресвитеров? Мы сказали вам, что этого не знаем. За это наших пресвитеров вы назвали самозванцами. Приравнили их даже к Корею, Дафану и Авирону... К кому хотите приравнивайте нас всех, – это ваше дело. Но мы вам должны сказать, что и вы не можете хвалиться той ниткой, какую ваши священники будто бы тянут от Апостолов... Что это за нитка? – Правда, вы ее не перервали; она у вас цела. Но эта священническая нитка в вашей Церкви вся покрылась грязью... Нет никому пользы от этой нитки. Господь увещевает не поступать по стопам ваших священников... Значит, если, по вашим словам, плохо дело у нас, то не лучше оно и у вас. И вы не торжествуйте...

Алексей Парфеныч остановился, чтобы перевести дух. Он был возбужден; даже Евангелие тряслось в его руках, и листы священной книги плохо переворачивались под его пальцами. Воспользовавшись молчанием, я решил «ответить» собеседнику. Я сказал:

– Успокойся друг мой, Алексей Парфеныч. Не я приравниваю ваших пресвитеров к Корею, Дафану и Авирону, а само Слово Божие наводит нас на это сравнение. – В самом деле: как назвать нам тех людей, которые восхищают недарованное им священническое служение и поставляются на свое дело не по-евангельски? – Самое лучшее сравнение для этих людей с Кореем, Дафаном и Авироном. Они тоже пытались восхитить не принадлежавшее им священство (Числ. 16 гл.); но за свою дерзость были тяжко наказаны Богом. – И я радуюсь, что это сравнение доходит до твоего сердца...

Во-вторых, спасибо тебе за признание, что – как ты сказал – благодатная «нитка священническая» не перервалась в нашей Церкви. Это нас утешает и ободряет. Если нитка цела, а только загрязнилась, то грязь, при помощи Божией, можно с нее смыть, нитку же употребить в дело. – Так мы и поступаем: где видим дурных пресвитеров, нерадящих о стаде, – там мы привлекаем их к суду епископов (1Тим. 5, 19). Епископы исследуют вину пресвитеров; невинных оправдывают, на виновных же возлагают наказание. А священство Христово от того не прерывается,– как не прервалось Апостольство через то, что в числе ближайших учеников Господа оказался Иуда-предатель. Вот плохо тем людям, у которых Христово священство совсем прекратилось, как в вашем обществе!..

Но потребуем от тебя ответа, Алексей Парфеныч, за другие твои речи. Ты сказал, что Христос не велел нам поступать по следам наших священников. Где это нашел ты такую заповедь Господню?

Алексей Парфеныч, улыбаясь, заявил:

– В ответ на ваш вопрос я прочту 23 гл. Евангелия Матфея. Пожалуйста, не перебивайте меня, – дайте мне прочитать всю главу.

И Алексей Парфеныч, оправившись и осмотрев всё наше собрание, ровным голосом начал читать: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи...» (Мф.23:2) Дойдя до Мф.23:5, он с особой силой произнес: «расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих...» А когда дошел до ст. 8, то стал уже прямо выкрикивать: «а вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо Один у вас Наставник – Христос» (Мф.23:8–10).

После этих слов в избе поднялся шум. Штундисты кричали:

– Вот вам и нитка священническая! Ваши священники грязью ее обмазали!..

Очевидно, это выражение было придумано сектантами на чрезвычайном собрании. Они теперь с любовью повторяли его.

– Да, – слышалось из толпы, – Христос говорит про фарисеев, что они «расширяют» одежды свои, – и ваши священники носят длинные рясы с широкими рукавами...

Христос запретил христианам именоваться учителями, отцами, наставниками, – а вы своих священников зовете «батюшками», «отцами духовными», «наставниками»...

– Пропащее дело! – шумел кузнец-штундист.

Алексей Парфеныч с трудом «утихомирил» братию и заставил ее молчать. Потом продолжал чтение. На стихе 14 он опять «налег» голосом: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение...» (Мф.23:14)

Штундисты поняли выразительный «намек» своего пресвитера и снова зашумели:

– И ваши священники «поедают домы вдов»... За всякую требу берут, всё собирают с народа. Как же они – не фарисеи?

Алексей Парфеныч делал вид, что «сдерживает» свою братию, а явно было, что ему нравились крики штундистов. Несомненно, всё это было условлено у них заранее. Он молчал, смотря в Библию. Тогда я попросил народ не шуметь и умолял выслушать всю главу. Алексей Парфеныч покорно зачитал дальше. На словах: «горе вам»... речь его крепла; а когда зачитал он ст. 16 и дальше, – голос его стал словно обрываться: очевидно, про храм иерусалимский штундистам неприятно было читать, особенно такие слова Спасителя: «клянущийся храмом клянется Им и Живущим в нём...» (Мф.23:21)

При этих словах один православный начетчик не выдержал и ядовито спросил:

– Чтой-то, Алексей Парфеныч, тут написано?.. Будто дело идет про рукотворенный храм, – и вдруг Сам Христос заявляет, что Господь живет в нём. Это как будто против вас...

Штундисты яростно закричали:

– Молчите, не перебивайте нашего брата!..

– А, не перебивайте! – ответил начетчик. – А как всей толпой вы перебиваете нашего брата – миссионера, – это ничего? Видно, не любите, что против вас!..

Я прекратил народную распрю и Алексей Парфеныч зачитал: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина...» (Мф.23:23).

На ст. 34 я попросил слушателей заметить, что не всяких книжников, или образованных людей, осуждает Христос, – а только фарисейских. Вон написано от имени Господня: «Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город». (Мф.23:34).

– Видишь ты! – протянул православный начетчик. – Книжник книжнику – рознь. Тоже какой книжник: есть и у Христа свои книжники!..

– Алексей Парфеныч дочитывал главу: «се оставляется дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне» (Мф.23:38–39).

Все умиленно склонили свои головы. Потом вопросительно устремили глаза на Алексея Парфеныча. Я тоже ждал от него «толкования» прочитанной главы. Но он беспечно возился со своим платком.

Тогда я вынужден был спросить:

– Так где же, Алексей Парфеныч, в 23 гл. Матфея говорится про православных священников?

– Разве вы не слыхали? – полунасмешливо ответил он.

– Не слыхали ни слова. Всё только Господь обличал книжников и фарисеев.

– А, книжников и фарисеев! А к нам эти слова не доходят? Как будто и у нас нет своих фарисеев?..

И Алексей Парфеныч, злорадствуя, повернулся к своим братьям. Те в ответ закричали ему:

– И ныне есть фарисеи и книжники, да еще сколько их!..

– Где же они? – спросил я.

Тогда Алексей Парфеныч снял верхнюю одежду и неторопливо заговорил:

– Где ныне фарисеи? Да там, где носят длинные и широкие одежды, – где за всё берут с народа, – что ни шаг, то плати.

– Это не ясно, – ответил я. – Посмотри на народ: сколько здесь людей в длинных и широких зипунах, – разве они фарисеи?..

– Нет, Господь не про всякие длинные одежды говорит, а только про священнические рясы.

Где же это написано, что Господь обличал именно православных священиков?

– Да всё в той же 23 гл. Ев. Матфея, – насмешливо ответил Алексей Парфеныч.

– В каких именно стихах?

Алексей Парфеныч внимательно стал пробегать глазами 23-ю гл. Матфея. Другие штундисты помогали ему. Общими силами они указали стихи 5, 6, 7, 8, 10, 14, как «прямо» будто бы относящиеся к нашим священникам.

Я переспросил:

– А на строке не написано в 23 гл. Матфея, что там обличаются православные священники?

На строке не написано, – ответил, Алексей Парфеныч, – а «читающий да разумеет» (Мф. 24, 15).

Я поставил на вид слушателям признание штундистов. А «разумеют ли они, что читают»? (Деян.8:30) – добавил я, – это мы сейчас основательно рассмотрим.

§ II.

Я объявил перерыв беседы. Отворили дверь, чтобы освежить избу. Запели «Спаси, Господи, люди твоя»... Потом я стал говорить, при напряженном внимании слушателей.

Я сказал:

– Запомните, друзья мои, что ответили мне сектанты. Они признались, что в 23 гл. Ев. Матфея на строке не написано, что в ней обличаются православные священники. Это только враги Церкви Христовой так думают. А правильно ли они думают? – Судите сами, на основании того, что я скажу вам.

Господь Иисус Христос говорил: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи...» (Мф.23:2) Обратите виимание на слово «сели». Оно показывает, что уже при Христе книжники и фарисеи сидели на Моисеевом седалище. Значит, они тогда были на свете. – Что же это за люди – книжники и фарисеи?

Нам сейчас говорили, что это – православные священники. Если это – правда, выходит, что при Христе уже были православные священники. А мы знаем из Евангелия, что никаких священников или пресвитеров у Христа, во время Его земной жизни, не было. Были лишь Апостолы – 12 и 70 (Мф.10:1–4; Лк. 6, 13; Лк.10:1 и др.). Значит, из одного этого видим, что в 23 гл. Матфея обличаются не православные священники: их тогда еще в мире не было, – а именно книжники и фарисеи.

Видим это и из выражения: «на Моисеевом седалище сели...» Ясно, что здесь обличаются люди, которые учили только по Моисееву закону, – ветхозаветные книжники. Наши же священники, если и сели, то не на Моисеево, а на Христово седалище. Таким образом, не про священников христианских Спаситель говорил.

Но я скажу еще больше: в 23 гл. Матфея Христос не только не имел в виду православных священников, но говорил вообще не про священников, хотя бы ветхозаветных. Это вытекает из 23 ст. той же главы. Здесь мы читаем: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина...» (Мф.23:23)

Из этого стиха следует, что книжники и фарисеи, которых обличал Господь, давали десятину по закону Моисееву. А по этому закону кто кому давал десятину: священники – народу, или народ – священникам? Ап. Павел пишет: «получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых» (Евр. 7, 5; Чис. 18, 21).

Итак, само слово Божие свидетельствует, что священники никому никаких десятин не платили; по 23-же стиху 23 гл. Матфея книжники и фарисеи дают десятину с аниса, тмина и мяты: стало быть, они не были священниками. А следовательно, и вся 23 гл. Матфея к священникам не относится. Это вы, друзья, только по злобе на нас так толкуете ее, – обратился я к штундистам.

– Нет, не по злобе, – ответил Алексей Парфеныч. – Слово Божие доводит нас до того.

– Сейчас мы и перейдем к рассмотрению тех стихов из 23 гл. Матфея, которые вы особенно толкуете в приложении к нашим священникам. Вот мы и увидим: «разумеете ли вы, что читаете?»

Начнем свое рассмотрение со ст. 3-го: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» (Мф.23:3).

Так учил Иисус Христос о фарисеях. Мы уже видели, что это – не были священники, Богом призванные учители. Это были самозванцы, гордецы, книжники. Они лезли на Моисеево седалище, хотя их никто туда не звал. Они учили народ заповедям Божиим; выдумывали произвольные толкования на эти заповеди, а сами перстом не двигали для того, чтобы жить по закону Божию. – Что же Христос? Не велит вовсе слушать таких учителей? Нет – слушать их голоса Он приказывает: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Господь запрещает своим ученикам лишь подражать гордости, лицемерию и самозванству фарисеев. Бежать же из Церкви ради фарисеев Он никому не приказывал.

Так и вы должны поступать, братья! Если видите пастырей, учителей, постановленных в Церкви Самим Богом, – если видите, что эти пастыри и учители ленивы, небрежны, – не соблазняйтесь их примером. Принимайте в кротости учение, ими проповедуемое. Оно должно быть согласно с Евангелием; по делам же их не поступайте. За дурные свои дела ленивые пастыри сторицею ответят на страшном суде Христовом. Церкви же Божией такие пастыри осквернить не могут, как не осквернил ее Иуда – Христопродавец: Церковь Свою блюдет в чистоте Сам Господь наш (Мф.16:18; Мф.28:20).

Из примера того же Иуды поучаемся, что и чрез недостойных пастырей, пока они не извергнуты из своего сана, Господь посылает людям благодать. Вот у Ев. Марка про всех (ср.: Мк.6:7) Апостолов написано, что они «изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк.6:13). В числе этих чудотворцев – Апостолов был Иуда; а он, по свидетельсву Ев. Иоанна, был «вор» (Ин. 12, 6). Как же он мог творить чудеса? – Не своею силою, а силою Божией. Сила же Божия, для пользы Церкви, действует вообще и через немощных служителей, – через «глиняные сосуды» (2Кор. 4, 7). – Так, из Евангелия мы видим, что первосвященник Каиафа даже пророчествовал силою Божей, потому что, несмотря на свое нечестие, был в народе израильском законным первосвященником (Ин.11:49–51). – Если же Господь столь милосерд был к людям прежде, то почему Он будет к нам относиться с меньшею любовью?.. Поэтому веруем, что и через недостойных пастырей Господь посылает нам все благодатные дары Свои до тех пор, пока эти пастыри не лишены своего священного звания.

Но имейте в виду, братия, это всё я говорю о недостойных пастырях, только приспособляясь к пониманию сектантов. А разве в самом деле православных пастырей можно уподоблять ленивым фарисеям, которые перстом не хотели двинуть для исполнения заповедей Божиих? Сколько в числе наших пастырей было великих угодников Божиих, прославившихся святою и чудодейственною жизнью? Да и теперь – кто не слыхал про священника Божия, о. Иоанна Кронштадтского, епископа Феофана и старца Амвросия? Всё это – ведь пастыри Православной Церкви, прославленные Богом на всю Русь; а сколько между ними Христовых угодников, не прославленных в народе? – Один Господь знает число их.

Но продолжим истолкование 23 гл. Матфея: «...расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф.23:5).

Так делали самозванцы-фарисеи. Они не довольствовались общепринятой одеждою, а, без позволения Церкви, шили себе особую одежду – для самозванства, чтобы отличиться в народе (ср.: Числ. 15, 38–39). Разве на основании этого всех людей, которые носят длинные и широкие одежды, мы должны называть фарисеями? Сохрани нас Господь! – Из слова Божия мы знаем, что длинную одежду, которая в Библии именуется «милотью», носили святые пророки – Илия, Елисей (4Цар. 2, 13) и другие; длинные же одежды носили Апостолы, напр., св. Павел. Своему ученику Тимофею он пишет: «когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа (2Тим. 4, 13). Фелонью в древности называлась длинная одежда. В такой длинной одежде ходил Христос. (Ин. 19, 23). Вот, в подражание Христу, Апостолам и пророкам Православная Церковь и заставляет своих пастырей носить длинные и широкие священные одежды. Эти одежды для наших пастырей служат формой. Как солдатам не велят ходить в зипунах и тулупах, а надевают на них мундиры и шинели, так и священникам нельзя быть без ряс. Это для них – своего рода мундир. Они носят рясы не из гордости, а по обязательному приказу Церкви. Какое же тут фарисейство? Если так рассуждать, тогда всех сектантов назовем фарисеями. Почему? Потому что фарисеи ходили на двух ногах, – и наши сектанты ходят на двух же. Но это сходство чисто внешнее, ничего не доказывающее; также ничего не доказывает против православных пастырей то, что они носят длинные одежды, подобные которым носили фарисеи. – И пророки и Апостолы носили длинные одежды, а их Господь за это нигде не обличал...

Однако довольно о длинных одеждах. Прочтем другие слова Господа в обличие фарисеев: «любят предвозлежания на пиршествах и председаниях в синагогах, и приветствия в народных собраниях» (Мф.23:6–7).

Из слов Господа видно, что фарисеи «председали в синагогах». Синагогой называется молитвенный дом у евреев. Значит, верно, что я сказал выше: Господь не христианских пастырей обличал в 23 гл. Матфея, а ветхозаветных книжников и учителей. Эти книжники, не призванные Богом, требовали от народа почета: хотели в собраниях занимать первые места и везде председательствовать.

Нельзя ли, однако, вместе с сектантами, и наших священников обличать за то, что на богослужениях они стоят впереди верующих и в собраниях христиан председательствуют?

Нет. Наших священников нельзя обличать за то, что они в духовных делах председательствуют среди верующих. Уже из 1Кор. 14, 16 ст. видим, что при Апостолах за богослужениями христиане размещались в известном порядке. Были места, занимаемые «простолюдинами»; а другие места занимали пастыри (1Сол. 5, 12). Что же? Прилично ли «простолюдинам» стоять впереди, а пастырям – у дверей? Кто тогда будет поучать и направлять богослужение? – Явно, что в Царстве Божием всё должно быть благообразно и по чину (1Кор. 14, 40). А по этому чину нельзя допустить, чтобы пастыри в Церкви были незаметными привратниками. Они должны быть впереди верующих, как пастыри ходят впереди стада овец. Они должны постоянно занимать первые места, при совещаниях о духовных и церковных делах. Это ясно следует из заповеди Апостола христианам. Он пишет: «просим вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их...» (1Сол. 5, 12. 13). Ясно отсюда, что у христиан всегда были и будут «предстоятели» за богослужениями, т. е. люди, стоящие впереди, пастыри. Этих пастырей «за дело их» Апостол велит держать в почете. Потому своих священников мы и сажаем везде на первые места. И нам такой порядок приятен, как приятно детям с любовью почитать своих плотских родителей...

Может быть, вы утомились, – спросил я слушателей, – и хотите отдохнуть?

Одни закричали, что «пора отдохнуть», другие требовали продолжения беседы. Алексей Парфеныч выступил в качестве примирителя сторон. Он сказал:

– Хоть у ев. Матфея в 23 гл. про волоса ничего не написано, а вы все-таки поговорили бы нам о них. Что это Павел Апостол пишет: «не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1Кор. 11, 14); а у вас священники все растят себе волосы? Написано также (уж коли говорить – так говорить!): «муж не должен покрывать голову» (1Кор.11:7); а у вас пастыри надевают скуфьи, камилавки, митры за богослужениями? Это что-то сомнительно: Вы нам всё это растолкуйте, а тогда хоть и перерыв...

– Растолкую с удовольствием, – сказал я. – Слушайте, братья! – и все притихли.

– У греков и римлян не было обычая растить волосы. По этому обычаю надо было всем мужчинам стричься; но находились люди, которые хотели носить длинные волосы. Им Апостол запрещает это новшество. Однако на основании чего запрещает? Не от слова Божия и не на основании заповеди Господней, а через указание на природу или греко-римский обычай. Само собой ясно, что если бы кто, вопреки голосу Апостола, стал растить волосы, – он поступил бы не хорошо, как непослушный ученик; но таких людей Павел не называет грешниками перед Богом, – не грозит им анафемой, как лжеучителям. Он пишет им только: «если бы кто захотел спорить (о волосах), то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор.11:16).

Какая снисходительность у Апостола к ращению волос! Он не хочет только «спорить» с нарушителями принятого обычая. А так ли он поступает с еретиками и лжеучителями, искажающими христианские истины? Нет, – о таких людях он говорит: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1, 9). Отсюда, друзья мои, заключайте, что ращением или не ращением волос евангельская проповедь сама по себе никак не искажается – Однако почему же своим священникам Церковь Православная велит растить волосы?

Потому прежде всего, что запрещение Апостола растить волосы она относит только к непосвященным Богу мирянам. Для людей же, посвященных Богу, ращение волос никогда не составляло бесчестия. Вспомните, что говорил Господь Моисею: «во все дни обета назорейства бритва не должна касаться головы» назорея, «свят он: должен растить волосы на голове своей» (Чис. 6, 5). Разве Ап. Павел не знал этого священного Закона Божия? Знал, без сомнения; а следовательно, он не мог думать, будто назореи бесчестят себя, растя волосы во славу Божию.

И в откровении Иоанна Богослова читаем про явившегося Христа: «глава Его и волосы белы, как белая волна...» (Откр. 1, 14). «Волна» означает прядь длинных волос. Стало быть, в откровении Христос описывается с длинными волосами. Вот, посвящая своих пастырей на служение Богу, как назореев, и подражая Христу, – Св. Церковь заставляет их носить длинные волосы, как и длинные одежды. Значит, по нашим законам, и длинные волосы составляют для священников форму, которая не ими выдумана, и которую они отменить не могут. Что же в этой форме фарисейского, противного Евангелию Христову?..

То же надобно сказать про головные покрывала. Для священников Сам Бог установил их в Ветхом Завете (Исх. 28, 40)...

– То в Ветхом Завете! – возразили штундисты.

– Да, в Ветхом, – а вот и в Новом Завете написано: «...на престолах видел я – говорит тайнозритель Иоанн – сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр. 4, 4). Эти венцы старцы то скидают (Откр.4:10), то имеют на головах своих и поют песнь Агнцу (Откр. 5, 8–10). – Ап. Павел велит нам «о горнем помышлять» (Кол.3:2). Вот размышляя о небесном служении Богу праведников, наша Церковь и на земле своих «предстоятелей» заставляет надевать священные покрывала «для славы и благолепия» (Исх. 28, 40).

Итак, и ращением волос, и покрывалами головы наши пастыри не уподобляются фарисеям, ибо не для самохвальства они это делают, а «для славы и благолепия», по слову Писания и по приказанию Церкви.

Затем мы устроили обещанный перерыв беседы. Православные восторженно пели священные песнопения, а штундисты поверяли те места из Слова Божия, которыя я приводил в защиту православных пастырей.

§ III.

Отдохнув и освежив воздух в избе, я продолжал толкование 23 гл. Матфея. Я прочитал: фарисеи любят, «чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья; и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник – Христос» (Мф.23:7–10).

– Эх, святые слова! – воскликнул старик кузнец-штундист.

– Да, слова святые, – сказал я, – как и всё, что выходило из уст нашего Господа. Надобно только «свято» толковать слова Господни. Об этом мы и постараемся, основываясь во всём на писаниях Апостольских.

Итак, что же? – Господь запрещает всем людям именоваться учителями, когда говорит: «а вы не называйтесь учителями?» – Смысл этих слов мы поймем чрез снесение их с другими словами Самого Господа и Его святых Апостолов. В Ев. Матфея Господь говорит Своим ученикам: «идите, научите все народы... уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам» (Мф.28:19–20). В согласии со Христом Ап. Павел пишет: Господь «поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых... (Еф. 4, 11). Отсюда ясно можно видеть, что Сам Христос послал в мир Своих Апостолов затем, чтобы учить людей. Поэтому и Апостол про Христа пишет, что Он «поставил... учителей». Значит, в истинной Церкви Христовой есть ученики, несведущие в слове правды (Евр. 5, 12, 13), и есть учители, которых Сам Бог поставил на дело.

Теперь – этим учителям как же именоваться, когда бы они захотели обозначить свое положение между братиями? Если бы христиане все назывались просто «братиями», тогда бы нельзя было определить их взаимнаго различия по правам в Церкви. Вышла бы путаница. А если бы, избегая названия «учитель», люди, учащие в Церкви, стали бы присваивать себе другие имена,– вышел бы обман. Поэтому с несомненностью можно сказать, что Господь только в обличение фарисеев людям, Богом не призванным учить, запретил называться учителями; а кто поставлен быть учителем в Церкви,– тот и должен так называться, как говорит Слово Божие (Еф.5:12–13; 1Кор.12:28–29). – Этот порядок и поддерживает Церковь Православная.

«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах».

Так учил Господь наш; так проповедали Апостолы. Св. Павел, напр., пишет: «преклоняю колена пред Отцем Господа нашего Иисуca Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3:14–15). – Последние слова Апостола изъясняют речь Господа, приведенную в 23 гл. Матфея. – Да, у людей отец в собственном смысле – один Бог, от Которого мы получили и Которым поддерживаем свою жизнь. Но этот Бог Отец чрез Сына Своего даровал людям пастырей и учителей. Они заботятся о душах верующих; насыщают их от Бога получаемой благодатной пищей. Потому такие пастыри в слове Божием называются отцами. В послании Ап. Павла мы читаем: «хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4. 15).

О каких «немногих» отцах говорит св. Апостол? – Конечно, не о плотских отцах: таких отцов у тысячи людей много. Речь здесь о духовных отцах, каковых немного и из которых первым отцом, кроме Бога, Ап. Павел именует себя.

И в посл. к Галатам он пишет: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал.4:19).

Если Апостол именует христиан детьми, то за кого сам себя он почитает? Как обратно ученики должны называть его? Дядей, дедушкой! Нет; если мы дети Апостолам, – явно, что они для нас отцы.

Это свидетельство находим особенно у евангелиста Иоанна (см.: 1Ин.2:1,12,18).

Итак, у христиан источник для всякого отечества находится в Боге Отце; но от Бога даруются нам попечители о нашем спасении. Этих попечителей Апостолы именуют «отцами». Потому и мы, православные, своих пастырей зовем «батюшками», «отцами духовными», – и это согласно с свящ. Писанием.

Но обратимся к дальнейшим словам Господним: «и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник Христос» (Мф.23:10).

Эту истину мы принимаем от всего сердца. Мы веруем, что начало наставничества у христиан – в Спасителе нашем; но от Него поставляются братья наши в Церкви наставниками. Ап. Павел пишет: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших...» (Евр. 13, 17). И в другом месте он говорит: «поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие...» (Евр.13:7).

Ясно отсюда, что в истинной Церкви Христовой посреди общего братства воздвигаются люди, которые в слове Божием именуются наставниками. Нечего удивляться, если таковых наставников мы находим и в Православной Церкви.

Алексей Парфеныч, как выразился православный начетчик, был разбит «на всех пунктах». Он не мог ничего возразить мне от Писания. Он мрачно лишь заметил:

– Значит, Христос – по-вашему ошибся? Он не велит людей звать отцами, учителями, наставниками, а вы их называете так?

– Нет, мой милый, – сказал я, – не ошибся Христос, а ты не «разумеешь, что читаешь». Спаситель свою речь в 23 гл. Матфея держал ведь в обличение самозванцев фарисеев. Тем, кого Господь не призвал, нельзя именоваться в Церкви отцами, наставниками на фарисейский образец. А кто Богом поставлен питать, учить и во всём добром наставлять верующих, – почему таким благодетелям не называться в Церкви отцами, учителями, наставниками? Ведь, называя так нашу старшую братию, мы не забываем, что во главе спасения нашего стоят все-таки не люди, не пастыри немощные, а Христос Господь. – Познай же это, Алексей Парфеныч, и как Савл, не иди против рожна (Деян. 9, 5)...

Объясним и Ев. Мф.23:14).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение».

Опять Господь грозно обличает фарисеев за показную святость. Эти люди на площадях и возле храма долго молились лишь затем, чтобы похвалиться пред народом своею праведностью. В душе же, в сердце фарисеи не имели истинных Божиих добродетелей: суда, милости, и веры (Мф.23:23). Потому они праздно жили, не стыдились последнее брать даже у вдов – женщин беспомощных. Вот за это лицемерие и жадность Господь строго и обличает фарисеев...

Как же не страшатся люди этот стих относить к православным священникам? – Правда, и они часто «долго молятся». Но Христос ведь заповедал нам усиленно молиться и бодрствовать (Мк.13:33; Мк.14:38; Лк.21:36; ср.: Еф.6:18; 1Фес.5:17).

И кто при этом возымеет дерзость сказать, что пастыри наши лицемерно молятся? Нет: они стараются исполнить волю Божию, – искренно молятся, сокрушаются о своих грехах, призывают и нас к покаянию, как о. Иоанн Кронштадский. А если иные из них ослабевают, малодушествуют, – так ведь этим слабостям подвержены были Апостолы, во время земной жизни Христа Спасителя (Мк.14:37–38). Важно, что наши пастыри исполнены смирения, самоукорения и жажды во всём быть полезными Церкви Христовой. От нас, от наших молитв зависит, чтобы пастыри наши были по сердцу нашему. – Будем же, братия, прилежнее молиться, чтобы Господь утвердил в добре наших «отцов духовных» и помог им «право править слово истины» Божией!..

А тем смущаться не следует, что пастыри наши за свой труд пользуются от нас подаяниями. Это – закон Христов. Ап. Павел пишет христианам: «разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор.9:13–14). Итак, Сам Христос «повелел» нам кормить и поить своих пастырей. Потому Ап. Павел в другом послании говорит: «наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Гал. 6, 6). – В древней Церкви так и было: пастыри христианские никогда ни в чём не нуждались. Bерующие сыновне заботились об их обеспечении. Но с ослаблением у христиан усердия к Церкви, с развитием среди людей жадности, скупости, корыстолюбия, – должны были завестись в Церкви такие порядки, что верующие своим пастырям стали давать определенную плату за различные услуги. Этот порядок повсеместно принят в нашей Церкви. При таком порядке никому не обидно, потому что все платят священникам за труды поровну, от своего усердия.

– Кабы от усердия! – заметил Алексей Парфеныч. – А как я бедный и у меня нет денег?

– Тогда тебе священник окажет снисхождение. Ему должна быть известна твоя бедность...

– Да снизойдет. Нет, он до последней копейки потребует!..

– А если потребует, – ответил я, – значит, он знает, что ты можешь заплатить, сколько принято; только по скупости не платишь...

Потом я добавил:

– Друзья! Вопрос о плате священникам за требы – самый больной у нас вопрос. Конечно, мы все были бы рады, если бы священники могли нести свою службу, ни с кого и ничего не получая за труд, как чиновники. Но ведь определенного жалованья священникам от государства не положено. Дел по приходу у них столько, что им некогда заниматься домашним хозяйством. Что же остается делать? Остается жить так, как указывает слово Божие, то есть, – пользоваться за служение приходу «всяким добром» от верующих. – А так как теперь в изобилии заводятся такие «мудрецы», которые ничего не хотят платить священникам за труд, то поневоле везде принято за этот труд получать определенное вознаграждение. Это – единственный способ существования священников в Церкви Божией. Разве он несправедлив?

– Как несправедлив! – зашумели в толпе. – Так без денег, никто ничего не сделает священнику. Поломайся у него шкворень в телеге, и то – без денег кузнец не починит шкворня. А где священнику достать денег? Знамо, от народа!..

– Это со злости штунды кричат, что священники за всё много берут, – заметил православный начетчик. – Наш батюшка, дай ему Бог здоровья! – бедно живет, а лишнего с христиан никогда не положит.

Голос начетчика поддержали другие православные. Вопрос о плате священникам за требы разрешался сам собой. Св. Писание велит христианам во всём довольствовать своих пастырей; значит, и наши священники не согрешают, когда со смирением и благодарностью пользуются всяким довольством от верующих...

 

Наша речь о книжниках и фарисеях по 23 гл. Матфея могла быть закончена. Всем стало очевидно, что под фарисеями, которых изобличал Христос, нельзя разуметь священников. Это только сектанты называли свящнников фарисеями за то, что наши пастыри носят длинные одежды, именуются батюшками, учителями, наставниками и получают вознаграждение с христиан за требы. – Из Слова Божия видно, что и пророки, и Апостолы носили длинные одежды; а разве они были фарисеями? Из того же Слова Божия усматриваем, что в Апостольской Церкви были отцы, учители, наставники. А можно ли этих почетных людей звать фарисеями и лицемерами? – Нет это было бы дерзкой клеветой на них. Подобным образом видим, что Апостолы за свой труд получали от верующих вспомоществование (напр.: Флп.4:14–16), и этот порядок узаконили для всей Церкви Христовой: неужели за это своих пастырей мы будем называть фарисеями, поедающими «домы вдов»? – Сохрани Бог!..

Кого же после того справедливо было бы счесть современными фарисеями и книжниками?

– Тех людей, которые без Божьего призвания дерзают учить, наставничать среди братьев, – которые похваляются своими наружными добродетелями и порицают от Бога поставленные власти. Этих самозванных наставников мы видим среди наших сектантов под разными именами: «старших братьев», «диаконов», «пресвитеров», «евангелистов»... Горе этим лживым учителям, если они не раскаются и не познают своих заблуждений!..

Я кончил беседу и в изнеможении опустился на лавку. Голова у меня болела; в висках стучало.

Народ посматривал на сектантов, громко дивясь их жестокосердию и упрямству.

Штунды, грустные и мрачные, стояли молча. Алексей Парфеныч, наконец, от имени своих «братьев» поблагодарил меня «за тихую беседу» и первым пошел из избы. За ним двинулись сектанты.

– Темная ночь! – произнес православный начетчик и, махнув рукой, тоже потянулся к выходу....


Источник: Миссионерские беседы с штундо-баптистами : (Опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами) / Д.И. Боголюбов. - Харьков : типо-литография "Печатное дело" кн. К.Н. Гагарина, 1902. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle