Источник

О святых постах Православной Церкви

§ I.

В один зимний вечер штундисты пришли к о. Моисею побеседовать о вере. Был и я там. Разговаривали о крещении младенцев и особенно долго об иконах. Сектанты слабо спорили. Они были недовольны своей штундой. Соглашались, что на беседах они говорят только для того, чтобы не показаться глупыми «пред народом».

Позже других подошел солдат Игнатий. Этот был новичок в штунде и стоял за нее крепче. Осмотревшись в доме о. Моисея и заметив, что с нами почти никто не спорил, он сказал: – «тоже и в православии много лишнего. Вот Церковь людей морит постами. А разве Богу нужен наш пост?»

– Мы все с любопытством смотрели на Игнатия и ждали, когда он выскажет всё. А Игнатий взял со стола Библию и прочел: «вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом, когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:6–7).

Игнатий положил Библию на стол. Как-то по-детски он вдруг стал улыбаться. Потом сказал: «так вот какой пост Богу приятен – дела благочестия и милости! Телесный же пост ни мало не полезен...

Я согласился, что Бог требует от нас прежде всего сердца смиренного и сокрушенного, – духа любящего и благочестивого. И Церковь святая во дни Великого поста усердно просит у Бога «духа смиренномудрия, терпения и любви». Это так. Но учит ли нас пророк, что телесный пост Богу противен?

Мои собеседники согласились, что о телесном посте в приведенных словах пророк ничего не говорит (Ис.58:6–7).

Я сказал:

– Надо нам, значит, строже рассмотреть Писание: точно ли телесный пост Богу не угоден?

Собеседники не знали, с чего начать решение поставленного вопроса, и молчали. Я спросил:

– Скажите же: угодно ли Богу объядение в пище, – ненасытимость в удовольствиях?

Сектанты смело ответили:

– Нет, Богу противно «объядение».

Я сказал:

– Да; в Евангелии написано: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими»(Лк.21:34). А воздержание в пище приятно Богу?

Сектанты в недоумении смотрели друг на друга. Я сказал: Апостол Павел пишет: все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы нетленного». И потому он «усмиряет и порабощает тело свое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9, 25, 27).

Отсюда видим, что христианские подвижники «воздерживаются от всего» для получения «венца нетленного».

Это воздержание Апостол проявлял в том, что «усмирял и порабощал тело» свое. Значит, для получения спасения Апостол Павел часто постился, как он сам говорит (2Кор. 11, 27; ср.: 1Кор. 7, 5).

А если так, – ясно, что сектанты заблуждаются, когда говорят, что телесный пост Богу не угоден. Поститься надо духовно и телесно, подражая Апостолам (2Кор. 11, 27). Почему же сектанты не признают телесных постов делом богоугодным?

Игнатий ответил:

– Телесных постов мы не признаем потому, что Апостол Павел сказал: «пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8, 8).

Я сказал:

– Пища сама по себе не приближает людей к Богу, а объядение в пище удаляет нас от Бога?

– Да, удаляет, – согласились сектанты.

– Воздержание же в пище, при благочестивом настроении духа, как мы читали, доставляет нам венец нетленный?..

Сектанты вынуждены были признаться, что чрез воздержание или объядение в пище мы то приближаемся к Богу, то удаляемся от Него. Значит, нельзя говорить по-сектански, будто пища для души человеческой ничего не значит.

– Как же Апостол написал, что «пища не приближает нас к Богу», да и Христос учил: «не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15:11)?

Игнатий обернулся к своим «братьям» и стал им усердно растолковывать прочитанное.

Я сказал ему:

– Друг мой! Ты не вникаешь в смысл священных слов. Пища сама по себе нас не спасает. Ты можешь 39 дней ничего не есть, а на сороковом убить человека, – и твой пост пропал. Нужно не только поститься телесно, но и духовно, как учит нас Св. Церковь.

А Св. Церковь прежде всего велит искать Царства Божия. Телесный же пост она приказывает нам соблюдать потому, что чрез него удобнее достигать «венца нетленного» (1Кор. 9, 25). Вспомни: ведь и Христос Сам постился 40 дней (Мф.4:2).

Если бы телесный пост был не нужен для души – зачем Христос постился? И Апостол для чего усмирял и порабощал тело свое (1Кор. 9, 27).

Итак, несомненно, телесные посты нужны для наших душ и Богу угодны.

§ II.

Игнатий согласился, что посты Богу угодны, но только такие, которые сопровождаются воздержанием нашего духа от злых дел.

Мы все подтвердили справедливость слов Игнатия, тогда он сказал:

– Однако православных постов нельзя назвать богоугодными. Откуда вы взяли пост полагать в различии пищи: рыбу постом ешь, а мяса не касайся, также и молока? Уж пост, так пост: ничего в рот не бери!..

Я ответил:

– И Православная Церковь высший вид поста полагает в совершенном воздержании от всякой пищи. Кто может, – не ешь совсем, по мере своего усердия и сил. Есть у нас такие подвижники. Но этот пост слишком тяжел для слабого человека: не многие могут вместить его, подражая Христу (Мф.4:2). И вот, снисходя к нашим немощам, Сам Бог узаконил другой пост. Этот пост состоит в воздержании людей от известной пищи: мяса, молока.

Игнатий перебил меня:

Покажите от Слова Божия, чтобы такой пост люди благочестивые когда содержали?

Я ответил:

Еще в раю первым людям Бог положил различие в пище: «И заповедал Господь человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт.2:16–17).

Рассудите сами: плоды с деревьев, – все были прекрасны, – все были сотворены Богом. Но одни из них Бог велит есть, а других приказывает человеку не касаться. – Что это значит? Богу угодно было посредством различия в пище испытать послушание Адама и укрепить в нём добрую волю. – И Церковь Святая все произведения земли считает Божиими. Но, воспитывая людей, одни велит есть, а другие нет. –

Содержи человек пост...

С другой стороны, о том, что пост состоит, между прочим, в различии пищи, – свидетельствует книга пророка Даниила. Здесь мы читаем: «я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней» (Дан.10:2–3).

Видим отсюда, что, постясь, Даниил не ел мяса, вкусного хлеба и не пил вина; это уже чисто православный пост...

Подражая пророкам, и мы во время постов не едим мяса и вкусного хлеба. Чего же неприятного Богу делаем мы своими постами?

Сектанты молчали. Игнатий сказал:

– Нам не нравится, что вы всех насильно заставляете поститься. Кто хочет, пусть постится, – мы того не осуждаем. Но других оставьте в покое...

Я возразил:

– Сыны Церкви, как новорожденные дети (1Петр. 2, 2), подобны ученикам. Нельзя предоставлять им полной свободы действий. Это не хорошо, если один верующий будет поститься, а другой в это время станет праздновать. Это произведет соблазн в Церкви. А Павел Апостол пишет: «Если за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14, 15). Поэтому и христиане должны щадить друг друга и никому не давать соблазна ни в чём. Если наступил пост, так пусть все содержат Его свято, в строгом воздержании духа и тела (ср.: Деян. 27, 9).

Игнатий сказал:

– Кабы православные исправно содержали посты, – тогда бы грешно было их соблазнять. А то посмотрите, что делается в городах, среди образованных людей: там никто постов не держит. Только на одних мужиков вы напираете со своими постановлениями!..

Я сказал:

Церковь проповедует свое учение не для одних мужиков, а для всех своих сынов, кто бы они ни были. Всем она велит точно исполнять свои уставы. Кто ее голоса слушает, блажен тот человек. Тот последует голосу Самого Христа (Мф.10:40; Лк.10:16). Кто же своею жизнью идет против Церкви, тому горе. Спаситель сказал: «Если кто и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17).

Помните это, друзья, и не соблазняйтесь дурными примерами распущенных горожан!..

Мужики подтвердили мои слова. Они согласились.

– Знамо, всяк за себя ответит; чего на другого глядеть? Ты за собой следи!..

Игнатий уже тихим голосом спросил:

– Откуда же вы взяли разные посты: великий, успенский и другие?

Я сказал:

– Православная Церковь заставляет своих сынов поститься в воспоминание о разных великих событиях, бывших в христианстве, – и лицах, особенно потрудившихся для Бога. Так: великий пост мы содержим, готовясь в чистоте духа и тела встретить великий Праздник Христова Воскресения или Пасхи. Петров пост посвящен имени Апостолов первоверховных Петра и Павла. Эти Апостолы вселенную обошли с проповедью Евангелия. Разве они не заслужили того, чтобы мы, при размышлении об их жизни, молились и постились, сокрушаясь о наших грехах?

В Успенский пост мы благовеем пред именем и кончиною Девы Марии. В честь и память ее содержим строгий пост.

В Рождественский пост очищаем свои души и тела, чтобы достойно встретить радостный день Рождества Христова. Во всех этих случаях мы подражаем Апостольской Церкви, которая содержала разные посты, как и записано это в книге Деяний (Деян.13:2; Деян.27:9; ср.: Деян.1:7). Кроме того, наши посты соответствуют древним 4-м постам, – которые установил Сам Бог и которых держались благочестивые Евреи (Зах.8:19).

Игнатий сказал:

– Меня удивляют ваши речи. Разве в посты только надобно размышлять о жизни Апостолов или Божией Матери? Каждый день вспоминай о них и духовно постись...

Я ответил:

– Православная Церковь не только не запрещает, но положительно велит каждый день вспоминать разные обстоятельства, бывшие с христианами. Однако по немощи и вследствие житейской суеты мы склонны забывать о делах Божиих в мире. Вот Св. Церковь, снисходя к нашим немощам, устанавливает особые сроки, в которые бы мы по преимуществу думали о тех или других событиях из земной жизни Спасителя или Его угодников. – Наш порядок жизни согласен со Словом Божиим. Господь шесть дней творил мир. Каждый день, конечно, надо размышлять о делах Его. Однако только день седьмый, субботу, он положил праздновать в память окончания сотворения миpa. (Исх.20:10–11).

И относительно постов тоже надобно сказать. Всегда надобно быть пред Господом чистым духом и телом. Всегда надобно поститься (1Фес.5:6). Но, по своему неизреченному милосердию, Господь заповедал людям только 4 поста, как о том свидетельствует пророк Захария (Зах.8:19). Нет оснований, стало быть, православных упрекать за то, что они постятся в году определенные сроки. Так положено Самим Богом.

Подумав немного, Игнатий спросил:

А среду и пятницу кто заповедал вам поститься? По нашему понятию, этот ваш пост выходит на фарисейский манер. Как фарисей хвалился, что он постится два раза в неделю (Лк.18:12), так и вы православные держите среду и пятницу.

Я возразил:

– Грешишь ты, Игнатий, обвиняя нас в фарисействе. Мы не для похвальбы постимся, а для Господа, очищая души наши. И постимся мы в исполнение пророчества Христа. Когда книжники и фарисеи укоряли Нашего Господа, что его ученики не постятся, Он сказал им: «доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2:19–20).

Обратите внимание на слова: «в те дни». В какие дни отнялся из миpa «Жених Христос»? В среду мы вспоминаем окончательное решение фарисеев убить Его, а в пятницу Господь действительно был убит, распятый на кресте. Вот в память этих прискорбных событий из земной жизни Христа мы и постимся, а не подражаем фарисеям. Грех вам за слова ваши. Имеет пророчество Христа и более широкий смысл: «когда отнялся» из миpa Спаситель, после его смерти, – ученики Его часто стали содержать пост. При жизни же Христа, они чувствовали себя как на брачном пире (Мк.2:19) и мало постились (ср.: Мк.2:18–19).

Итак, своим постом в среду и пятницу мы снова и снова оплакиваем безумную ярость людей, распявших некогда Христа, а не подражаем фарисеям. За что же вы нас укоряете?

Игнатий сложил Евангелие в карман и молчал. Другие сектанты сидели в благоговейном настроении. Один из них наконец произнес: «Нет, ребята, как не бейся против Церкви Православной, а трудно изобличить ее в нарушении Священного Писания. Строга она!..

– Это верно, – подтвердили другие.

Игнатий чувствовал себя неловко. Он встал и, извиняясь за возражения, сказал:

– Не подумайте, что зло имею против Православных! Нет. Сомнения одолевают. Но Бог милостив: авось коли и соединимся!

– Дай Бог! – Сказали мы в один голос с батюшкой и стали все дружелюбно прощаться...


Источник: Миссионерские беседы с штундо-баптистами : (Опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами) / Д.И. Боголюбов. - Харьков : типо-литография "Печатное дело" кн. К.Н. Гагарина, 1902. - 376 с.

Комментарии для сайта Cackle