Источник

Беседа с архимандритом Николаем (Генераловым) о старчестве

Двух игуменов мы видели – Ефрема и Григория. Они под какими старцами были?

– Ефрем был под Иосифом Исихастом. А Григорий – под святым старцем Амфилохием, который был учеником святого Нектария. Нектарий совершал бесчисленные чудеса по всей Греции и по всему миру. Он скончался в 1924 году.

– Как воспитывают старцы своих послушников?

Послушанием прежде всего и смирением.

– А сейчас на Афоне есть старцы? По свидетельству старца Паисия, который скончался в 1994 году, на Афоне при его жизни было пятьдесят старцев. Но Господь их не открывает, потому что они очень молятся сохранить их в неизвестности. Господь прославит их после смерти.

–У старца Паисия были ученики? Кого он воспитал? Есть эти люди сейчас на Афоне?

– Конечно есть. Но он никого не держал послушниками. Приходили к нему за советами те, кто жили поближе. Я у него раз двадцать, наверное, был. To паломники, то братия попросят привести к нему. Однажды приехал из Америки один священник и захотел пойти к старцу Паисию. И я с ним пошел. Пришли – у него все закрыто. Висит небольшое объявленице: «Оставьте свои имена – я лучше вам молитвой помогу, чем время на разговоры будем тратить». Я объявление перевел. Американец мне продиктовал записочку, я написал по-гречески, и тут же подписал: «Прошу молитв о иеромонахе Николае, имею нужду». Думаю, пускай помолится – лишним не будет. И вот через неделю ночью открывается дверь – приходит старец. А я сплю. Он говорит: «Отец Николай, ты просил молитв, а сам спишь. Вставай, молись». Я подумал, что это искушение. Открыл глаза: дверь хлопнула, старец уходит. Я вскочил – никого нет.

И другой был случай. В 1989 году поехали мы на Синай и в Иерусалим. Там тоже ночью дверь открывается, и входит старец с какой-то женщиной. Она такая благообразная, не от мира сего. Я, как зайчик, забился в угол. Начали мы с ними говорить, да не так как мы с вами сейчас говорим, а как будто мыслями. И вот передо мною вся жизнь моя прошла. Они спрашивали о грехах. Я каялся и так расплакался. Тут начали бить подъем, думаю: «К чему же этот сон?» А потом пришли в пещеру Епестимии и Галактиона. Там подвизался старец, отец Адриан. Пошли с ним по горам, собирали песок. Вечером у него поисповедовались. И он сказал, что неделю назад жил у него старец Паисий, целый месяц жил. He случайно, значит, он во сне мне явился.

И еще один был случай. В Иерусалиме одна инокиня молодая заболела. Я ей посоветовал обратиться к врачам, а она боится, что больную ее домой отправят. Я как-то ее пожалел и предложил написать письмо старцу. А адреса его не знал. Но думаю: «По вере вашей будет вам». Она мне надиктовала историю своей болезни. Прошло несколько дней. Вижу, она в трапезной работает. «Ну, мать, как у тебя дела?» – спрашиваю ее. А она мне рассказывает, что следующей ночью после написания письма, явился к ней старец, и говорит: «Я – врач Паисий». Помазал ее маслицем, и она исцелилась.

И скольким он помогал! Есть о нем книги на разных языках. Скоро будет и на русском – прочитаете.

Очень он преуспел духовно. Как-то был поднят церковный вопрос, а он не знал, как на него ответить и молился святой великомученице Евфимии Всехвальной. Однажды кто-то постучал в дверь, он спросил: «Кто там?» – «Евфимия». Опять стучится. Он опять спрашивает, а сам продолжает молиться. На третий раз вошла к нему в комнату женщина, несмотря на то, что дверь была закрыта. Приложилась к иконам. Он спрашивает ее: «Кто ты?» – «Евфимия» – «Сотвори молитву». Она сотворила молитву, поклонилась Святой Троице. И тогда он уверился, что это действительно святая Евфимия. У него было три вопроса, и когда они начали вести беседу, то оказались как бы вне времени, так он рассказывал. На все вопросы он получил ответы, a в конце спрашивает: «Пресвятая Евфимия, ты претерпела столько мук, как ты их выдержала?» а она отвечает: «Старец Паисий, если бы я знала, что меня ожидает после мучений на небесах, я готова была бы всю жизнь терпеть эти мучения».

– Кто были последние старцы на Афоне?

Был еще старец Порфирий, грек. Он с восьми лет на Афоне. Пророк и чудотворец. Знал и настоящее, и будущее. Все знал – что на земле, под землей, на небе, на воздухе. Скажем, ты пришел из Самары. Он тебе все про Самару расскажет и город опишет, и церковь, и настоятеля, и все твои грехи, все слабости. Наверное, такого не будет больше никогда. Жил под Лаврой, а когда заболел, было ему открыто, что его Господь призывает в мир. Он в миру, в Афинах, много сделал. Сам четыре класса закончил, а приходил к нему академик – он с ним, как академик, разговаривал. Давал советы, идти или не идти на операции. Если советовал, то врачи потом удивлялись: будто кто-то их руками управлял. Как-то братия к нему пришли с просьбой открыть, где им колодец рыть. В одном месте он им не посоветовал рыть, потому что там скала мраморная. А другое место назвал и указал свойства воды. Так все и вышло.

Я его видел, когда из Иерусалима ехал, попросил его молитв о соседе – он при смерти был. О себе ничего не спрашивал.

Тоже о нем две книги есть, много случаев чудесных описывается. Как француженка Анна к нему пришла, и он все про нее рассказал – она после этого в монастырь ушла. Как хиппи к нему приезжали, он и им все рассказал. И девушка-хиппи одна тоже уверовала и в монастырь ушла.

Благодатный был старец. В молодые годы он был послушлив и в церковь приходил очень рано. Как-то он стал свидетелем, как старец Феодосий, кажется, его так звали, молился и стал на воздух подниматься – такая благодать его осенила. С тех пор и через всю жизнь пронес он эту благодать и ни разу не потерял ее. Однажды духовник то ли хотел его испытать, то ли по какому-то наваждению наругался на него, крикнул: «Вон отсюда!» И указал на окно. Порфирий в окно и выпрыгнул, несмотря на высоту. Вот какое послушание было. Бог его спас. Святой жизни был человек. Сколько чудес он совершил! Скольких спас и от духовной, и от телесной смерти! Только увидит человека – все о нем знает.

Еще был святой. С детства любил молиться. Он ходил вдоль дороги и в часовенках лампадки зажигал. И в часовенке святой Параскевы увидел женщину. Она его позвала к себе и говорит: «Что хочешь тебе дам, за то, что ходишь, зажигаешь лампадки». Он ответил, что у мамы спросит, чего просить. Мать посоветовала просить счастья. И святая Параскева сказала: «Будет тебе счастье. Денег будет у тебя вот сколько». И при этих словах показала, как много будет у него денег. Он стал иеромонахом, жил в монастыре. И что удивительно, даст он, скажем, кому-нибудь десять драхм, а Господь ему тут же сто посылает.

А отец Ефрем, ему сейчас за восемьдесят, живет далеко под Лаврой. Но он уже не принимает. Семь или восемь инфарктов перенес, ослеп. Я встречался с его духовными детьми. А к нему пришел – у него как раз инфаркт случился, и нас не допустили к нему. Я думал хотя бы руку поцеловать и уйти. Но не довелось. Благодатный старец...

Свящ. Евгений Шестун. На Святой Земле. Самара, 1998.

В книге монаха Власия «Сияние святости» (Ларнака, 1997, M., 1989) можно также прочитать интересные сведения об о. Паисии и его поучения. Вот одно из них:

«Как-то раз о. Паисия спросили, что он думает о календарном вопросе, и старец сказал: «Не беспокойтесь и не спорьте об этом! Все в порядке. Человека спасает не календарь. Спасают вера и благие дела. Я одно время примкнул к зилотам и чуть не повредился мозгами от путаницы. В ревности не по разуму нет ничего хорошего». (Зилоты – раскольники, отделившиеся от Элладской Церкви в связи с календарным вопросом (т. н. старостильники). В настоящее время существуют четыре юрисдикции старостильников, не общающиеся друг с другом)». (С. 47–48)

В России тоже есть своего рода «зилоты». Они имеют свой печатный орган – газету «Русь Православная».


Источник: Когда чужая боль становится своей : жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского : [перевод с греческого] / свящ. Дионисий Тацис. - Изд. 4-е, испр., доп. - Москва : Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского : Приход храма св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2014. - 218, [3] с. - (Слово современных подвижников). ISBN 978-5-98891-695-6

Комментарии для сайта Cackle