Гимн святому Иринею Лионскому

Источник

21 апреля 2018 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия завершила свою работу V Международная патристическая конференция ОЦАД на тему «Священномученик Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада».

В заключение присутствовавшим было представлено поэтическое сочинение о. Дионисия – «Гимн Святому Иринею Лионскому (в память о конференции в его честь)». Русский текст прочел Алексей Русланович Фокин, английский перевод, выполненный епископом Сакраментским Иринеем, озвучил протоиерей Джон Бэр. Гимн, состоящий из 34-х катренов, получил высокую оценку слушателей.

В первый день конференции 19 апреля профессор МДА игумен Дионисий (Шленов) выступил с докладом «Познание Отца через Сына по св. Иринею Лионскому и в последующей традиции: на примере Adversus haereses 5, 16, 2 (Fr. 15)», таматика которого, также как и других выступлений, отчасти отражена в поэме.

Гимн святому Иринею Лионскому

На память о конференции в его честь

Hymn to Saint Irenaeus of Lyon

In memory of the conference in his honour

By Abbot Dionysius (Shlenov)

English translation by Bishop Irenei of Sacramento


Под музыку непостижимой речи Слова писались прямо от души – Без пониманья, но сияют свечи И озаряют веры рубежи! Святого Иринея память ныне Отметить мы пытаемся, а он, Застывши на неведомой твердыне, Почти невидим в глубине времен... Как выразить учение о Боге, Кто близок и при том непостижим? Для гностиков ответ премудро-строгий. В сраженьи слова дар едва храним... Как будто углубленную доктрину Готовы были миру изложить, Но Ириней все мудрости отринул, Их в простоте готовый победить. Неужто гнозис выше богословья, В котором вера, знание и свет? Проникнутым Божественной любовью Откроется спасительный ответ. Святой отвергнул ложные триады И огдоады призрачных богов. В единстве с Богом вечная награда И пир, что невещественно готов. Настолько Бог у них непостижимый, Что путь к Нему навеки исключен. Напрасны все усилия пилигрима – От гносиса большой душе урон. Святой учил о Боге недоступном, Кто постижим чрез Логоса для нас. Путь к Богу через Слово очень трудный, Предельно узкий без земных прикрас... Учили о Творце в начале мира, Отличном от предвечного Отца. – Ученье это немощно и сиро, Лишая мир небесного венца. Опровергал святой нападки эти И излагал священной веры план. Да оживится мир в небесном свете, Что во спасенье был незримо дан! Восстановленье подлинное в Боге Всего творенья, что ведомо Им. Все во едино сходятся дороги И каждый шаг невидимо храним! Как будто бы сражение утихло, Сошёл на нет опасный гностицизм. Но глубоко учение проникло И в мир, которым правит прагматизм. Учение Лионского святого – Призвание душе на брань восстать! И, прославляя подвигами Бога, Ему уже во век не изменять! Учил о сотвореньи человека По образу Грядущего в веках Спасителя. Дар подлинный от века, Что получает оживленный прах! В душе творится образ Бога Слова, Нисходит Сам таинственно Господь! Спасительная весть теперь готова, Врачуя вместе с разумом и плоть! Взглянув в себя, увидеть мирозданье, Услышать глас Спасителя живой, Когда царит небесное молчанье И подлинный живительный покой! Соединила вместе землю, небо Обетованья радостная весть, Которая глаголет на потребу, Что больше умиранья смерти несть! Конгресс о том, кто вроде одиноко Сражался ради истины, как мог. И душу полагал свою глубоко За веру в то, что непреложен Бог! Иные времена – сложнее стало. На веру нападения сильны. Как будто снова битва от начала. Но где ж ее защитники-сыны? В сухом докладе скажем ли иное Не как простой музейный экспонат? Учение Церковное – живое, Что вместе нас сзывает как набат. Неужто мир услышит струны веры, Привыкший сам к звучанию своих? Увидит ли опять святых примеры Оставив ряд уже ненужных книг? Доклад бессилен передать ту веру, Что наполняла чудно через край Святого душу. Музыки размеры Быстрее отразят небесный Рай! Но и в докладах – жизни ориентиры Святого Иринея, а затем Традиции таинственной пунктиры, Что святятся таинственным огнем... Путями ли идти двумя иль просто Одним путем, что к вечности ведёт? На сердце разрушается короста, Ведь скоро навсегда обман падет. В многообразьи – переливы света, Что тихо в сердце каждого проник. Бесценны мужа мудрого советы, И радостью иконный полон лик. «О чем вы говорите? Устарели Как будто бы учения отцов...» Идеалисты, защищая их, посмели Хранить на век премудрости покров! Святой соотносил ученье с жизнью В гармонии, хоть труд большой опять. – Пример и нам к спасительной Отчизне Корабль души по водам направлять! Возможно ли ответить без старанья С холодной маской на своей душе? Не будут ли напрасными исканья Для тех, кто не стоит на рубеже? У Бога Слова – неземная мера: Кто слово в дар святому посвятил, В его душе горит святая вера В преисполненьи неотмирных сил! Противоречья где-то за порогом. Вдовицы лепта – умно созерцать Святые мысли, но просить у Бога Для подвига священную печать! Впервые столько писано на благо Тем людям, кто родятся на земле. В писаниях Святителя отвага И свет, все озаряющий во мгле. Восстановленье было, есть и будет! Истории в Икономии ход, Да вразумятся и прозреют люди, Омывшись током покаянных вод! Историю понять едва ль возможно. Она сокрыта в глубине себя. Но Истина одна и непреложна – Жить Бога славословя и любя! Святой, храни! Ходатайствуй пред Богом, Чтоб равнодушье навсегда изгнать. И в послушаньи трепетном и строгом Дары небес в душе преумножать! 18.06.2018 From the music of a speech unknown, words were penned, directly from the soul, and not of intellect; hence do sacred candles shine and faith is illumined by their rays. We strive to mark, to keep this day, the holy Irenaeus’ sacred memory; and yet perhaps we, caught within the swirls of time, do not fully see the Saint, made firm in unknown surety. How to give voice the doctrine of God, Who is close, though far beyond all knowing? ‘In wisdom, strictly wrought,’ the Gnostics cry, though in their battles we scarce see saved the gift of faith – as if some doctrine, cleverly defined, were able to lay bare the world. And thus such ‘wisdom’ Irenaeus laid aside, and from simplicity wrought ready war. Might it be that gnosis stands above theology, in which lie faith, lie knowledge, light, all penetrated by the love of God? How to seek out a saving reply? False ‘triads’ did the saint reject, the ogdoads of ghostly deities, for unity with God, eternal reward, and the ready, immaterial feast. To them, God stands unknowable, the way to Him forever out of reach. All the efforts of the pilgrim are in vain – what damage meets the soul in ‘wisdom’s wake! The saint taught else, that God, beyond all reach is yet, by virtue of His Word, directly known; though through this Word the path to God be steep, narrow, without the charm of worldly things. They preached in turn of the world begun, of a Creator torn from the pre-eternal God; How weak, such ‘learning’! How narrowly perceived, depriving the world of its heavenly crown. Our Saint stood fast against such learned words, set forth instead the plan of sacred faith. May the world be enlivened in the heavenly light granted, beyond sight, for its salvation. Restored here is the truth of God among all creation, among all whom He knows; All converge upon a single road, their every step invisibly preserved. And lest we think the battle long subsided, the dangers of such ‘wisdom’ brought to naught, such doctrine penetrates the very depth of a world enslaved by binding needs. Lyon’s Saint, in teaching voice calls forth the soul: ‘Arise and fight! And, giving glory to the works of God, depart from Him no more into eternity!" He taught of the created man – the image of the Saviour, eternally the Coming One; and of the greatest, eternal gift, received by living dust. In the soul is fashioned the image of God the Word – the Lord Himself mysteriously descends! The saving annunciation is now brought forth, healing together mind and very flesh. Gazing at yourself, behold the created world; hear the voice of the living Saviour when heavenly silence comes to reign, with authentic, life-giving tranquility. United together are earth and heaven – the announcement of our promised joy which declares it will require that the dead no more be dying! We gather for him, who but only one, fought for the truth as he had power. He deeply believed, with all his soul, in the faith – in the indestructible God. In various ages, struggles increased; attacks on the Church grew strong, as if, from the first, in battle again – and where are her defender-sons? Through simple reports here is that used of academic papers delivered in a conference. the word here means an academic or conference paper.


Источник: Дионисий (Шлёнов), игумен. Гимн святому Иринею Лионскому. [Электронный ресурс] // Московская духовная академия

Комментарии для сайта Cackle