Азбука веры Православная библиотека священник Димитрий Ромашков Речь в здании церкви св. Евпла, произнесенная 16-го января, 1905 года

Речь в здании церкви св. Евпла, произнесенная 16-го января, 1905 года

Источник

Речь в день открытия отделения книжного магазина И. К. ГОЛУБЕВА, подъ фирмою «Правоведение», на Мясницкой, в здании церкви св. Евпла, произнесенная священником Д. И. Ромашковым, 16 января 1905 года

Слово Христово да вселяется

в вас богатно (Кол.3:16)

Эти слова св. Апостола Павла, содержащиеся в его послании к Колоссянам и слышанные нами за литургией, особенно прилично привести себе на память ныне, когда открывается при нашем храме новый книжный магазин, в котором будут продаваться книги исключительно духовного содержания. Тогда, когда писал Ап. Павел эти слова в своем послании к Колосским христианам, не было еще печатных книг на свете, так как не было изобретено книгопечатание. Тогда, т. е., в первое время христианства, слово Христово и Апостольское распространялось преимущественно устным образомъ, посредством живой беседы тех или иных людей лицом к лицу. Так учил Господь наш Иисус Христос, так учили и Его святые Апостолы, первые проповедники и учители христианства. Впоследствии беседы Господа и, вообще, Его учение, возвещенное Им миру, было записано ближайшими Его учениками и Апостолами, известными под именем Евангелистов. Таких Евангелистов существует четыре, которые занесли на бумагу «то, что было от начала, что они слышали, что видели своими очами, что разсматривали, и что осязали руки их, о Слове жизни» (1Ин.1:1)». Так возникла книга Евангелия Господа нашего Иисуса Христа, сначала рукописная, а потом уже и печатная. Точно также и Апостольские послания получили свое начало в Церкви Христовой. Сперва они были рукописными, в виде именно посланий, написанных «на бумаге, чернилами и тростью» (2Ин.1:12; 3Ин.1:13), «собственноручно» (1Кор.16:21; Кол.4:18; 1Тим.3:14; Флп.1:19) Апостолами.

Если заповедь Апостольская относительно того, чтобы «слово Христово вселялось в христиан обильно, со всякою премудростью», имело место и значение еще тогда, когда книг в том виде, в каком они сейчас у нас имеются, не было на свете: то тем более она – эта заповедь – обязательна для нас христиан в настоящее время, когда печатная книга стала почти повсеместным явлением, когда способы распространения ее у нас стал чрезвычайно удобны и дешевы. Но вышеупомянутая заповедь имеет отношение не к одному только «слову Христову», понимающему в буквальном смысле, т. е., не к Священному Писание., как Нового, так и Вехаго Завета, но и вообще к книгам духовнаго содержания, имеющим в виду толкование и разъяснение этого Писания или в целом, или в частях его. И вот почему, повторяем, особенно прилично остановить на ней свое внимание ныне, в день открытия при этом святом храме нового книжного магазина, представляющего собою целый духовный отдел.

Я сказал: нового магазина. Собственно говоря, не новое, а старое по существу дело предпринимается у нас ныне, хотя, конечно на новых началах. Уже более трех лет велась торговля исключительно духовными книгами в магазине, приютившемся в здании нашей колокольни. Магазин этот, представлявший собою отделение книжного склада при отделе Общества Любителей Духовного Просвещения по распространению духовно-нравственных книг, открыт был здесь по инициативе и при содействии некоторых членов Общества. Не время и не место судить о том, почему упомянутое отделение должно было прекратить свое существование. Но то, что велось до сих пор Обществом, т. е. собранием многих лиц, то же самое будет вестись теперь одним частным лицом, близко стоящим к прекратившему свое дело Обществу.

Печалью исполнилось наше сердце тогда, когда мы узнали, что наш храм и, вообще, наша местность должны были остаться, вследствие прекращения книжной торговли в магазине Отдела по распространению духовно-нравственных книг, без этого источника духовного просвещения. Как же не возрадоваться нам теперь, когда мы воочию видим, что одно лицо, известное всей столице по книжному делу, пришло нам на помощь в этом случае, пришло на помощь и нашему бедному храму с его разнородными по своему составу прихожанами, и всей вообще здешней местности, чрезвычайно нуждающейся в духовном просвещении? Как не благодарить нам это лицо за то, что оно отозвалось на наш пастырский призыв и охотно пошло навстречу наших приходских нужд и потребностей? Если и Обществу, последующему, как известно, религиозно-нравственные цели, должна быть воздана такая благодарность за его внимание и содействие к духовному просвещению нашего края, то тем более, конечно, должна быть воздана она – эта благодарность – упомянутому частному лицу, имеющему в виду те же самые просветительные цели. Нужно, коечно, вполне согласиться с тем, что взять в руки одному лицу дело книжной торговли вообще и торговли духовно-нравственными книгами в частности риск очень большой: ибо кому же неизвестно, что это дело сопряжено теперь с большими затруднениями и с большими материальными затратами, не представляющими особенных выгод с коммерческой стороны.

В настоящее время, вследствии охлаждения ревности в христианах и вследствие упадка и оскудения духа христианского благочестия, спрос на такие книги стал все более и более понижаться, а вследствие этого и сбыт духовной литературы стал уменьшаться все более и более. Если и все книгопродавцы жалуются теперь на застой и плохие дела, то в особенности книгопродавцы этого рода книжного товара. В настоящее, смутное и тяжелое время, какое переживаем мы все, заполнила нас совсем другого рода литература, это именно – газетная и журнальная литература, и первая по преимуществу, в виде разного рода печатных листков и книжонок, нередко подпольного и вредного направления, распространяемых в громадном количестве по улицам и площадям. Это в полном смысле слова уличная литература светского характера и содержания. На эту-то литературу с жадностью набрасываются теперь многие, стараясь поскорее узнать новости из первых рук, для того, чтобы потом передавать эти новости своим родным и знакомым и распространять их по домам этих последних. Да, война и другие события из внутренней и внешней жизни отечества – вот что составляет злобу дня для русского человека! Где же тут ему возиться еще с некоторыми духовными вопросами, возникающими в голове? Ему положительно некогда этим заниматься: он с утра до вечера впился в газету и сосет ее, как какую-либо сладость. Духовные вопросы, возникающие у него иногда и дающие о себе чувствовать каждой христианской душе, он даже старается искусственно заглушить в себе. Но напрасно… Они мучают его весьма сильно, и нередко, как мы видим, человек, угрызаемый совестью, впадает в уныние и тоску – состояние духа, столь свойственное нашему по преимуществу времени, а то и в совершенное отчаяние относительно своего безнадежного положения. А между тем, если бы каждый из нас был несколько повнимательнее к самому себе и к окружающей его жизни, если бы он знал, сколько и какого рода драгоценного сокровища скрывается в книжных магазинах, существующих в столицах и других городах нашего отечества, то он, без сомнения, мог бы получить полное удовлетворение от разрешения мучающих его вопросов. Правда, не во всех книжных магазинах содержится такое сокровище, в некоторых из них под видом сокровища предлагают покупателям простую мишуру и никуда негодный хлам, а в некоторых – даже умственную гниль и нравственное разложение. Но, среди многочисленных книжных магазинов, существующих у нас, есть еще, лагодарение Богу, магазины, в которых можно найти и, притом, в в достаточном количестве истинное и драгоценное сокровище. Таковы именно магазины, предназначенные для продажи в них книг исключительно духовного содержания. Таково, между прочим, и открываемое нами ныне отделение книжного магазина под фирмою «Правоведение».

В этом магазине, кроме книг и брошюр мелких по содержанию и достоинству, таких какие продавались у нас до сих пор, когда магазин был в заведовании Общества распространения духовно-нравственных книг, будут продаваться также книги более крупные по достоинству, книги, притом, разнообразного содержания по многим отраслям православного богословия: догматического, нравственного, канонического, церковно-исторического, библейско-археологического, литургического и др. В нем, таким образом, каждый образованный христианин и каждая образованная христианка найдут себе истинную пищу и питие по своему собственному вкусу и выбору. Нужно желать только, чтобы этот вкус и выбор соответствовал всегда величию и святости звания христианского и никогда не расходится с тем вкусом и выбором, какой предлагает нам в этом случае сама св. Церковь – эта истинная наставница и руководительница наша.

Мы заметили, что книжный магазин, открываемый нами ныне, носит на себе название отделения магазина под фирмою: «Правоведение». Позвольте мне остановиться здесь на этом названии несколько подробнее и выяснить его истинно-христианский смысл и значение. Термин: «правоведение», как известно, термин гражданского происхождения. Он указывает именно на юридический характер и значение того книжного магазина, который носит на себе это название. И действительно, этот последний согласно своей фирмы, обладает преимущественно юридическими книгами, т. е. книгами, относящимися до правоведения, содержащегося главным образом во многотомном своде законов Российской Империи и нашедшего себе там полное и ясное изложение.

Но, кроме правоведения гражданского, есть еще правоведение церковное; кроме законов Российской Империи, есть еще законы Российской Православной Церкви. И вот почему нам хотелось бы, чтобы этот термин, означенный на вывеске открываемого здесь отделения книжного магазина и указывающий на характер последнего, имел полное приложение к этому самому отделению. Для того, чтобы означенный термин имел для нас истинный смысл, а не случайное только и, может быть, рекламное значение, разберем здесь состав его и, затем, применим его к данному случаю и месту.

Слово «правоведение» состоит из двух слов: «ведение» и «право» и означает знание права или правовое знание. Но так как мы сказали, что право может быть двух видов: право гражданское и право церковное; то ясно, что и слово «правоведение» может употребляться и действительно употребляется иногда в этом втором значении своем. По крайней мере, тогда, когда речь идет не о гражданах только, а и о христианах, о знании этими последними христианских законов; о знании ими уставов и обрядов Православной Церкви, оно непременно должно употребляться с этим значением. В этом случае оо близко подходит по своему понятию к другому слову, именно: «правоверию», которым на языке Церкви, означается правая, т. е., истинная вера православных христиан, содержащаяся на основании Свящ. Писания и Свящ. Предания и на отеческом учении и толковании их. Но для того, чтобы «право верить» или содержать правую и истинную веру в Господа и в основанную Им церковь, для этого непременно нужно «право ведать» или верно и точно знать свою веру, заключающуюся в тех или иных книгах Священного Писания и святых отцев, а также других учителей Церкви, как древних, так и новых. А для того, чтобы право ведать христианскую веру, для этого нужно христианину изучать и, вообще, читать и пользоваться духовно-нравственными книгами, составляющими богатство некоторых наших книжных магазинов. Видите, какая глубокая и важная мысль скрывается в том обстоятельстве, что при здешнем храме открывается духовный отдел книжного магазина под фирмою «Правоведение». Она, эта мысль, указывает христианам, получившим истинно-христианское образование в тех или иных школах под сению св. Церкви, пользоваться всякий раз этим духовным источником для утоления своей духовной жажды.

К сожалению, нынешние христиане, как это по всему очевидно, при разрешении различных сомнений и недоумений в деле веры, стали обращаться совсем к другим источникам, не к источникам, содержащим в себе воду живую, а к источникам, содержащим в себе воду гнилую. Ныне христиане, в большинстве случаев, читают не духовные книги, а книги светские, не книги тех или иных авторов из духовенства, отличающихся искренно-религиозным духом и направлением, а книги тех или иных авторов из мирян, сомнительные по содержание и часто вредные по направлению. А между тем хорошая духовная книга, выбранная по вкусу христианином и прочитанная им внимательно, должна бы оставлять после себя всякий раз неизгладимый след и впечатление на всю его жизнь.

Книги – наши друзья, сказал кто-то. Это, конечно, правда. Но если это правда относительно полезных книг вообще, то сугубая правда относительно книг духовных. Когда христианин остается наедине с самим собою, когда ему становится тяжело на душе и не с кем, так сказать, отвести дущу свою, кто, – скажите, – заменит ему в этом случае живое лицо, другую как бы родственную душу, с кем бы он мог посоветоваться и поделиться впечатлениями, от кого бы он мог получить помощь и утешение? – Мертвая, повидимому, духовная книга лежащая на полке. Эта книга, при чтении ее христианином в тяжелые минуты жизни, как бы оживает в его душе и становится воплощенным лицом, истинным его другом.

Да будут же для нас такими друзьями, приносящими только добро и пользу, те духовные книги, которые будут подаваться в открываемом ныне магазине! Да будут они для нас друзьями всегда в нашей жизни, в особенности же в настоящее время, когда так тяжело живется на свете православным русским людям, когда вокруг нас трещат и колеблются почти все вековечные устои русской земли, когда некому из нас подать руку помощи и утешения ближним нашим, нуждающимся в подкреплении!

От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва, 20 января 1905 г.

Цензор Протеирей Н. Боголюбский

Типо-Лит. 1 И. Пашкова. Москва


Источник: Речь в день открытия отделения книжного магазина И.К. Голубева, под фирмою «Правоведение», на Мясницкой, в здании церкви св. Евпла / произнесенная священником Д.И. Ромашковым, 16-го января, 1905 года. - Москва : Типо-лит. И.И. Пашкова, 1905. - 12 с.

Комментарии для сайта Cackle