Источник

Четыре письма святителя Нектария Пентапольского старцу Даниилу

Письмо 1

Дирекция Ризарийской духовной семинарии. Афины. ...марта, 1903 года 195 Ваша о Христе святость, отче Данииле, братски лобызаю Вашу любовь!

Получив святое Ваше послание, с огорчением прочел о скорби, которая нарушила душевный мир. Происшедшее поистине прискорбно, но мы знаем, что любящим Бога все содействует ко благу. Истина сего апостольского речения равна благодати, на примере апостола подтвердившей, что глагол Божий имеет абсолютную силу. Уверенный в любви Божией, полагаю, что от нашедшего на тебя искушения приобрящешь и великое благо.

Вашей святой любви ведомо, что искушения возводят к совершенству. Никто, будучи неиспытан, не имеет доброй славы; никто, будучи неиспытан, не возвышается над плоскостью земною, на которой зиждется и утверждается достигающая небес лествица добродетелей.

Для любящих Бога искушения оборачиваются школой, приучающей душу к философии196. Христианство же возводит к истинной философии, а к ней-то и должен поспешать христианин, ибо никто из чуждых ей не приходит в ту меру совершенства, какой положено достичь. Но если все христиане, дабы быть совершенными по заповеди Господней, призваны стать философами, то тем паче соделавшиеся рачителями сей [философии] и всецело ей предавшиеся! Если же искушения являются училищем [истинной] философии, а она возводит к христианскому совершенству, то искушения, стало быть, необходимы.

Искушения, приучая к философии, приучают и к терпению, ибо терпение – родная сестра ее. Нет философа, кто был бы нетерпелив, и всякий нетерпеливый – не философ. Искушения доподлинно испытывают фундамент добродетелей – терпение, которое и вводит в спасение. Ибо философ-христианин не только не отчаивается, но дерзает, долготерпит и радуется. Да, воистину радуется, ибо, по апостолу , похваляется в скорбях, ведая, что скорбь производит терпение, терпение же – опытность, опытность – надежду, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия изливается в сердце его197.

Искушения, как хорошо известно тебе, последователю истинной философии, приключаются по Божию смотрению, Божией воле и благоволению Божию для возбуждения ума к совершенному уразумению облекающей нас тайны. Мужу неискушенному не познать, что есть истина. Искушения – несомненное свидетельство любви и милосердия к человеку, почему и подобает ему за все благодарить. Человеческое несовершенство требует искушения ради усовершения человека. Любящим Бога искушения отверзают мысленные очи к свету истины, делают их ясными и способными зреть не только близкое, но и удаленное, а уму – не одно умопостигаемое разуметь, но и превысшее умопостижения, и не только разуметь, но и познавать, ибо в совершенстве – познание. И посему если от искушения – совершенство, то и познание от него же. И так как познание предшествует совершенству, то нам, чтобы усовершаться, надлежит быть и искушаемыми. Сие же необходимо не только потому, что рожденным по образу Божию надлежит прийти в подобие Его, но и ради лежащего на нас бремени – прародительского наследия, которое воздействует на силы душевные и растлевает их, лишая душу побуждения к восстанию и света небесного к просвещению ума. И если совершенство, как Вы знаете, в том, чтобы человек, созданный «по образу» Божию, соделался и «по подобию» Его – подобие же достигается на самом верху духовной и до небес простирающейся лествицы, по ступеням которой ему предстоит взойти,– то, из-за наследия сего склонный к земному, в каких только искушениях не нуждается он, чтобы возводить взор ввысь, и стойким быть, и к горнему востекать, доколе не достигнет любезного предела, куда стремится и коего вожделеет сердце его?

Брат во Христе, искушение, которому ты подвергся всецело по Божию смотрению, доставило тебе великую пользу духовную. Почерпая извещение в сердце своем, глаголю: ныне преуспеваешь, став совершеннее, нежели прежде был. А посему молю: утиши скорбь и прославляй милующего тебя Господа.

Сочинения Златоуста посылаю в Дафну грузовым транспортом в ящике с инициалами «Д. А.» на Ваше имя.

Приветствуя Вас и братию братским целованием во Христе, прошу и нас поминать в прошениях своих пред Богом.

Пребываю с любовью во Христе брат

Нектарий Пентапольский.

Письмо 2

Из женской обители во имя Всесвятой Троицы. 18 августа 1913 года Ваше Высокопреподобие, брат во Христе и господин Даниил, братски Вас лобызаю!

Уповая на Вашу к нам любовь, отваживаюсь возложить на Ваше Преподобие дело, в коем мы весьма заинтересованы. Уведомляем Вас о нашем желании приобрести келлию на Святой Горе, где-нибудь с южной стороны, удобную, имеющую огород, воду и, по возможности, храм, ибо намереваемся поселить там одного-двух духовных чад своих, желающих проводить иноческую жизнь на Афоне. Имеем надежду через некоторое время, освободившись от многих попечений по обители, ненадолго посетить Святую Гору ради освежения духовного.

Сверх того просим Ваше Высокопреподобие озаботиться приисканием доброго и искусного старца, готового взять на себя окормление испытуемых чад наших, которые нуждаются в благом наставнике для приведения на путь подвига и укрепления на духовную брань примером его и словом. Все дополнительные сведения сообщит Вам устно податель сего письма Лука Каланцис.

С братской любовью лобызаю и остаюсь молитвенником Вашим Нектарий Пентапольский.

P.S. С тем же подателем посылаю Вам два новых моих сочинения: оба тома «О разделении» и два «рассуждения»: «О Церкви» и «О Священном Предании».

Письмо 3

Из женской обители во имя Всесвятой Троицы. 6 декабря 1915 года

С радостью получили и с умилением прочли дружеское послание Вашей любви. От всего сердца благодарим за толикую любовь и щедрое произволение. Приносим благодарность и за внесение нашего имени как строителя, отца и игумена в синодик святой келлии Вашей. Да вознаградит Вас Бог за подобное расположение и любовь к нам. Поминаем имена – Ваше и всего братства Вашего – в своих молитвах ко Христу.

Замедлили ответом на многолюбезное Ваше послание, желая отправить некий дар и свидетельство нашей любви. И как ничтожнейший ее знак посылаем в приложение к письму свою фотографию и экземпляр одного из сочинений наших – «Христология, или О Божестве и действии Спасителя нашего Иисуса Христа», откуда по недоразумению выпал текст, оказавшийся в «Священном Катехизисе», а именно – в главе о первосвященническом достоинстве Господа. За неимением полного экземпляра посылаем ущербный. Нами передана просьба в Афины разыскать по книжным магазинам и остальные наши сочинения для последующей пересылки Вам.

Примите уверения в беспредельной любви, с коими остаюсь молитвенником за Вас пред Богом.

Благословения и приветствия мои Его Высокопреподобию господину Афанасию и всей Вашей синодии.

Нектарий Пентапольский.

P. S. Через сестру нашу Афанасию узнали о предстоящем приезде в Афины отца Афанасия, которому поэтому не стали отвечать (что видно и из его письма к нам) в надежде увидеться лично и от него неподалеку.

Письмо 4

Дирекция Ризарийской духовной семинарии. Афины. 26 января 1908 года Ваше Высокопреподобие господин Даниил, желаем Вам всего наилучшего!

Получили драгоценное Ваше послание от 27 числа истекшего месяца и года, на которое отвечаем с запозданием ввиду одолевшей нас, но ныне по благодати Божией оставившей немощи. Уведомляем, что испрошенные книги отосланы через Великую Лавру Святой Горы тремя упаковками, в том числе: «Антиоховы Пандекты» (20 экземпляров), «Познай самого себя» (2 экземпляра), «Духовный спутник» (20 экземпляров) и «Феотокарион» (1 экземпляр). Сверх того, один экземпляр «Антиоха» и по экземпляру остальных книг посылаем от себя в Перокопион Каппадокийский иеромонаху Дионисию Харлампидису, коему прошу передать и наши благословения.

Благодарим Ваше Преподобие за благопожелания и поздравления в связи с окончательным устроением обители, где святые девы усовершаются в добродетели и благоугождении Богу. Молю о них и о Вас Господа, просвещающего и наставляющего на путь совершенства во Христе.

Вы премного обяжете нас, соблаговолив написать слово духовного вразумления к девам для их укрепления. Продиктованное деянием и созерцанием 198, Ваше послание будет для них, лишенных наставления к таковой жизни, утешением, духовной усладой и истинной поддержкой.

Передайте благословения всей Вашей синодии: иеромонаху Афанасию, монахам Иоанну, Даниилу и Стефану, коих сердечно благодарю за их воссылаемые к Богу моления о мне, твердо веруя, что они будут мне во спасение.

Остаюсь, лобызая Вас с любовью и наилучшими благопожеланиями,

Нектарий Пентапольский.

* * *

195

Так в оригинале.

196

См. сноску 67.

198

То есть составленное на основании собственного подвижнического опыта.


Источник: Ангельское житие / Старец Даниил Катунакский; пер. с новогр. Ю.С. Терентьева. – Москва : Изд. Московского Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. – 255 с.

Комментарии для сайта Cackle