Азбука веры Православная библиотека Борис Александрович Тураев Произведения абиссинской живописи, собранные доктором А.И. Кохановским

Произведения абиссинской живописи, собранные доктором А.И. Кохановским

Источник

В начале 1918 года д-р А. И. Кохановский принёс в дар Музею Антропологии и Этнографии имени Петра Великого богатое собрание предметов быта и памятников искусства и письменности Абиссинии, приобретенных им на местах во время его трехлетнего пребывания на юге Эфиопской империи. Рукописи большей частью принадлежат к числу заклинательных и составят предмет нашего отдельного исследования; в на­стоящее время мы посвятим несколько страниц краткому описанию коллекции изображений, по количеству и разнообразию едва ли имеющей себе равную в других музеях.

Абиссинская живопись в настоящее время начинает привлекать внимание; ей посвящаются заметки и статьи; её произведения собираются и издаются. Укажем на издания Budge, работы других ученых, но всестороннее наследование её еще дело будущего, когда наличный материал будет в достаточной мере собран. В петербургских коллекциях, еще до ценного дара А. И. Кохановского, было несколько интересных эфиопских картин и рукописей с изображениями; укажем осо­бенно на работы придворного художника Илии, пожертвованные в Азиатский Музей Академии Наук д-ром Кориандером. В настоящем собрании имеются работы нескольких художников, частью подписавших их, притом весьма различные по содержанию. Первое место, конечно, занимают картины религиозного содержания, исполненные в традиционном стиле хотя опытный глаз увидит и здесь и различные пошибы, и раз­личный степени искусства, и, местами, западное влияние. Далее следуют изображения светского характера, также традиционного стиля, предста­вляются сцены из придворного и военного быта современности, портреты и т. п. Наконец, коллекция А. И. Кохановского содержит в себе отдел, еще не представленный, кажется, нигде — собрание картин, исполненных на бумаге, уже в стиле новой европейской живописи, с соблюдением светотени, перспективы и т. п. Некоторые из этих опытов следует признать удачными, но мы не будем входить в их рассмотрение, и остановимся на картинах первых двух категорий, особенно же произведений религиозной живописи. Картины эти исполнены яркими красками, иногда неудачно подобранными, поэтому Фотографии с них производить более благоприятное впечатление, чем их оригиналы: здесь ясно выступает тщательность рисунка, заслоненная там пестротой и неумелостью раскраски. На большинстве картин имеются надписи, указывающие на содержание картины и иногда приводящие дату и имя художника. В противоположность надписям на картинах Илии, они уже почти всегда амхарские, и притом нередко не свободные от описок и прямых ошибок.

Читать в формате pdf


Комментарии для сайта Cackle