ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ
1. Повод и цель написания Послания
Из Послания видно, что оно написано ап. Павлом в предчувствии скорой кончины: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2Тим.4:6). Тяжело было Апостолу оставлять великие дела проповеди, переживать одиночество заключения. Только св. Лука смягчал его скорбь. Эти тяжелые обстоятельства жизни ап. Павла и были поводом к написанию Послания.
Целью же написания Послания было желание Апостола преподать ряд общих правил и наставлений для пастырского служения, желание воодушевить Тимофея к неослабному бодрствованию, ограждая паству от ересей и соблазнов мира, надвигающихся на Церковь; призвать к мужественному перенесению скорбей за истину Евангелия.
2. Время и место написания Послания
Послание написано несомненно из римских уз, когда положение Апостола было особенно тяжелым (2Тим.1:12; 1, 15; 2, 9; 4, 6). Значит, это вторые римские узы. Послание, следовательно, написано из Рима, в 66 или 67 году.
РАЗДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ
Во вступлении (2Тим.1:1–5) ап. Павел благодарит Бога за твердость своего ученика Тимофея в вере и преподает ему благословение мира и благодати.
1. Увещания возгревать дар епископского служения (2Тим.1:6–18)
«Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6). Это «напоминание», (а не призыв, потому что ап. Павел высказал ранее; см. 1Тим.4:14) возгревать дар благодати, полученный в хиротонии, и составляет главный предмет Послания. Образ взят Апостолом от огня: как огонь нужно раздувать, чтобы он пламенел, так и дар благодати требует нашего усердия, чтобы он пламенел в душе. Он может угасать до того, что становится совершенно незаметным в священнике, и тогда он становится во всем похожим на мирянина, «светским человеком». Но этот дар может и воспламениться в ревностном служителе до того, что становится виден всем окружающим, в духовных речах, в просветленной радости сердца и даже видимом сиянии лица, как у архидиакона Стефана, когда его побивали камнями (Деян.6:15), или у преп. Серафима Саровского («Беседа преп. Серафима Саровского с Мотовиловым»).
Ап. Павел призывает не стыдиться свидетельства о Христе и не смущаться его, ап. Павел, уничижением (2Тим.1:8). Стыд свидетельства о Христе есть самый коварный подход диавола к душе христианина. Вначале он устыжает малодушного, затем наводит страх, а далее тот и совсем отказывается от Христа. Наоборот, христианин должен с радостью и даже с готовностью «страдать», проповедуя славные дела Христовы, ибо Он спас нас от рабства греху, разрушил узы вечной смерти, даровал нетление нам и жизнь вечную не по делам нашим, но по одной неизреченной благости через призвание веры (2Тим.1:9–10). В пример такого свидетельства Апостл поставляет себя и Онисифора, который, несмотря на гонение на ап. Павла, всегда «покоил» его в Риме (2Тим.1:12–18).
2. Увещание к твердому стоянию в вере (2Тим.2:1–26)
Как пастырь, соучаствующий в жизни и росте Церкви, Тимофей должен не только сам «укрепляться в благодати» (2Тим.2:1), но и заботиться о распространении и расширении проповеди о Христе другими: «что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2).
Этим самым Апостол узаконивает авторитет устного Предания, живущего в Церкви, в свете которого понимается само Священное Писание.
Проповедник есть «воин Христов», поэтому, как всякий воин, должен смело переносить страдания за Христа (2Тим.2:3), не связывать себя делами житейскими (2Тим.2:4) (это указание Апостола нашло конкретное отражение в постановлениях Церкви. 3-е правило Халкидонского Вселенского Собора определяет, чтобы никто из духовного чина не связывал себя заботами о мирских делах и имениях), но подвизаться как борец во время состязания (2Тим.2:5), как земледелец при обработке полей (2Тим.2:6). В награду за свои труды пастырь первый вкусит плодов своей деятельности, т. е. примет венец жизни от Господа, Который и Сам воскрес из мертвых (2Тим.2:8). Таким образом, если даже смерть не страшит проповедника и бессильна над ним, ибо она соединит его со Христом, то тем более не устрашают его никакие узы, ибо «для слова Божия нет уз» (2Тим.2:9), – оно сильнее уз. Служитель Христов не должен избегать страданий за Христа, потому что это прямой путь к соучастию в Царстве Его (2Тим.2:10–13). Еп. Феофан говорит, что хотя проповедники несут людям «единое истинное благо, но неизбежно терпят лишения, притеснения, гонения, узы и самую смерть. Как выбравший взять хорошие цветы, выросшие среди терния, неизбежно оцарапается» (еп. Феофан. Толкование пастырских посланий св. ап. Павла, изд. 2-е, М., 1844, стр. 535).
Апостол заклинает не вступать в словопрения с еретиками, потому что «слово их, как рак, будет распространяться» (2Тим.2:14–17; в слав. переводе «как гангрена»). Как избавиться от раковой опухоли можно только одним способом – отрезать больную часть от здорового организма, так и от еретиков надо удаляться. Таковы Именей и Филит, отрицавшие воскресение мертвых и загробную жизнь. Воскресение мертвых они понимали только в духовном смысле, как возрождение в крещении (2Тим.2:17–18) (таковы все разновидности гностиков).
Тимофей должен знать, что Церковь в земных своих условиях не свободна от неверных членов. Сравнивая Церковь с большим домом, Апостол говорит, что в нем есть сосуды разного достоинства: золотые, серебряные и деревянные (2Тим.2:20). В зависимости от достоинства они и поставляются в ту или иную честь. Но от самого человека зависит, какое достоинство он себе уготовляет, ибо оно зависит от чистоты его сердца и верности пред Богом (2Тим.2:21).
Апостол предостерегает Тимофея, как еще молодого епископа, удаляться увлечений, свойственных юношам, а, наоборот, стремиться к вере, правде, любви и миру, быть со всеми приветливым, учительным, незлобивым, кротко полагаясь на Бога, не обратит ли Он к покаянию наставляемых (2Тим.2:23–26).
3. О последних тяжких временах (2Тим.3:1–4, 5)
а) Испорченность нравов последнего времени (2Тим.3:1–9)
Апостол изображает Тимофею картину духовно-нравственного разложения мира в будущем, «в последние дни» (2Тим.3:1), т. е. не столько перед вторым пришествием Христовым, сколько вообще в последующее время, чтобы этим дать ему возможность уже теперь знать, к чему ведут появившиеся среди его паствы пороки.
«Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны» (2Тим.3:2). На первом месте среди зол будущего Апостол поставил самолюбие. Действительно «корень и источник всех зол, от которого все они происходят, – чрезмерное самолюбие» (св. И. Златоуст) (по еп. Феофану, Толков. пастыр. посл. св. ап. Павла, стр. 580), а главнейший отросток от этого худого корня есть сребролюбие, т. е. такое стяжание богатства, которое преобладает над милосердием и состраданием к другим людям и делает человека скупым, жадным, скрягой.
Второе порождение самолюбия – гордость, которая, в свою очередь, разнообразно проявляется в надменности, злоречии, непокорности родителям, неблагодарности и т.д. (2Тим.3:2). «Злоречивы», они же и «клеветники» (diaboloi), которые не находя ничего доброго в себе самих, и о других говорят худо (2Тим.3:3). Гордость толкает на предательство, порождает напыщенность (2Тим.3:4).
Самым «льстивым исчадием самолюбия и самым широким в приложении» пороком является сластолюбие (Там же, стр. 586). Сластолюбец не только в плотской жизни делает только то, что рождено его сластолюбием, но даже и в духовной: «даже в Божеских вещах (ходит в церковь), не Бога любит, но сласть, какую дают или обещают Божеские порядки и законы» (Там же, стр. 587), (почему Апостол и сказал, что они «более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2Тим.3:4).
Будучи внутренне, по расположению сердца исполненными стольких пороков, внешне, однако, люди будут держаться благочестивой христианской жизни: «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:5). Сила же благочестия, т. е. христианской веры – в делах веры, почему и сказано, что без дел она мертва (Иак.2:14).
К этим людям будущего, описанным такими мрачными красками, принадлежат в настоящее время еретики, которые вначале ищут себе сочувствия среди женщин, легче поддающихся обольщению (2Тим.3:6). Еретики также противятся истине, как и упоминаемые здесь два волхва: Иамврий и Ианний (2Тим.3:8), повторившие чудеса Моисея перед фараоном. Их имена известны только из Талмуда.
б) Призыв к стойкости в гонениях за веру (2Тим.3:10–17)
Воодушевляя Тимофея, ап. Павел напоминает ему, что он уже последовал своему учителю в учении, жизни, вере, любви, терпении, и, что очень важно – в злострадании за веру (2Тим.3:10, 11). Этим и отличается истинное учение от ложного: ложь всегда ищет себе удовольствия, а истина находится в тесноте гонений и преследований. Страдания за истину есть как бы неизбежный удел праведников: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12). Апостол призывает Тимофея не смущаться временным уничижением христиан и таким же временным преуспеянием зла в мире. Настоящее время есть время борьбы, а, значит, и скорбей. Время возмездия и покоя наступит после (2Тим.3:13).
Постоянным источником мудрости для служителя Христова является Священное Писание, но не само по себе, а при вере во Христа (2Тим.3:15). Непогрешимость Священного Писания основана на его богодухновенности, потому что писатели его были движимы Духом Святым: «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16).
Пастырь и черпает из него все необходимое для учительства, для ограждения правой веры, для нравоучения.
в) Призыв к непрестанной проповеди (2Тим.4:1–5)
'«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим.4:2). В этом призыве к ревностному служению изложены вое виды пастырской проповеди: обличение, запрещение, увещание. Все они ведут к одной цели – назиданию в вере и должны совершаться «со всяким долготерпением». Пастырство не должно быть приурочено к какому-либо выгодному для пастыря времени – оно всегда «во время», т. е. пастырь пользуется тем временем, когда его расположены слушать или нуждаются в его советах и помощи, даже если это будет и «не во время», т. е. неудобное время, он все равно должен исполнять свой долг.
Как ни противоестественно отвращаться от истины здравого учения, но Апостол предвидит большое отступление от него: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которое льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2Тим.4:3–4).
Истинное учение предъявляет строгость к слушателям, требует пресечения пороков, в частности и сластолюбия, поэтому многие предпочтут ложь, лишь бы она льстила их слуху и не тревожила совесть.
Тимофей как истинный пастырь должен быть бдителен во всем, переносить скорби, совершать дело благовестника (2Тим.4:5). Пастырь не должен рассчитывать на покой и благополучие, на бестревожное провождение времени, но напротив, приготовить себя к трудам и подвигам. Ревностное служение пастыря всегда и обязательно будет «злостраданием», будет совершаться в скорбях. Если же нет, значит, пастырь впал в негу, леность, беспечность, – горе такому пастырю, ибо он идет не по стопам своего пастыреначальника – Христа.
Заключение (2Тим.4:6–22)
Предчувствуя свою близкую кончину (2Тим.4:6), ап. Павел подводит итог своей жизни, воодушевляя тем самым и Тимофея к твердости в вере: «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7–3).
Все земное стяжание Апостола составляют плащ (фелонь) и кожаные книги, которые еще нужны ему для служения (2Тим.4:13), но у Господа приготовлен уже венец нетленный, ради которого ни во что вменил он все сокровища мира (Флп.3:7–11). К подражанию такому «доброму подвигу» призывает ап. Павел Тимофея, а в его лице и всех христиан, особенно пастырей.
Вопросы для повторения второго Послания к Тимофею
I. 1. Что послужило поводом к написанию 2Тим.?
2. Где и когда написано Послание?
3. Какое указание дает ап. Павел о даре хиротонии (2Тим.1:6)?
4. Что это за «дар» и что значит «возгревать» (2Тим.1:8–10)?
5. В чем должно выражаться забота пастыря о росте Церкви (2Тим.2:1–2)?
6. Как должен подвизаться пастырь за истину Христову (2Тим.2:3–6)?
7. Какую награду получит благовестник «Христов» (2Тим.2:6)?
II. 1. Как относиться к скорбям за Христа (2Тим.2:8–13)?
2. Как вести себя по отношению к еретикам (2Тим.2:14–16)?
3. С чем сравнивает Апостол действие ересей (2Тим.2:17)?
4. С чем сравнивает Апостол Церковь в ее нынешнем земном существовании (2Тим.2:20–21)?
5. Как должен вести себя пастырь в отношении к внешнему миру (2Тим.2:22–26)?
6. Как изображает Апостол духовно-нравственное состояние мира последнего времени (2Тим.3:1–8)?
7. Чем успокаивает Апостол Тимофея и чем он должен запастись в борьбе с еретиками (2Тим.3:9–13)?
8. В чем пастырь должен черпать силу и мудрость (2Тим.3:15–17)?
9. Как должен усердствовать пастырь в деле проповеди Христа (2Тим.4:1–2)?
10. Как будут вести себя люди последнего времени по отношению к духовной истине (2Тим.4:3–4)?
11. Какую последнюю заповедь дал ап. Павел Тимофею (2Тим.4:5)?
12. Как говорит ап. Павел о предчувствии своей кончины и каков итог своей жизни дал Апостол (2Тим.4:6–8)?