КАФИСМА ВТОРАЯ
1 В конец, о тайных Сына, псалом Давиду, 9
Псалом содержит пророчество о сокровенных делах Спасителя: Его рождении от Девы посредством Духа Святаго, чудотворениях, смерти, сошествии во ад, воскресении. Ибо все это совершено Им «в тайне». Сокрыл Он это от князей мира сего. Пророк от лица человечества благодарит Спасителя за эти тайные дела (Афанасий).
Пс.9:2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя.
«Исповедание» бывает двоякого рода: или как сознание собственных грехов, или как изъявление благодарности Богу. Здесь – благодарность со всем усердием за благоденствия и злополучия. Принося благодарность за благодеяния – ты отдаешь долг, а принося благодарность за бедствия – делаешь Бога должником своим. Этим еще избавляемся и от скорби, так как чувство благодарности всегда радует. Благодарность – тяжкий удар для диавола; она делает душу любомудрою (Златоуст).
Пс.9:3. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему, Вышний.
Этими словами Пророк изображает свою сильнейшую любовь к Богу. Посредством песнопений и псалмов он возбуждает любовь к Нему и многих других (Златоуст).
Пс.9:4. Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего.
Это говорит Пророк не от лица Самого Спасителя, но более ко Христу, как к Благодетелю, за избавление человека от власти врага диавола, когда сказал Господь: «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12, 31) (Феодорит).
Пс.9:5. Яко сотворил еси суд мой и прю мою: сел еси на Престоле, судяй правду.
Посмотри на любомудрие этого мужа: он не сам мстит врагам, но предоставляет суд Богу, исполняя заповедь апостола: «не себе отмщающе» (Рим. 12, 19). Хотя терпел бедствие он и не заслуженно, иначе Бог не отомстил бы за него (Златоуст).
Пс.9:6. Запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век, и в век века.
Пс.9:7. Врагу оскудеша oружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом.
Можно истолковать это о последнем суде. Ибо тогда «запретит« Господь грешным и в конец погибнет диавол (этот «нечестивый»). «Оружиями» назвал сопротивные силы, которые придавали ему крепость, подобно городским стенам (Афанасий).
Пс.9:8. И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой,
Пс.9:9. И Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте.
Не только в настоящем веке являет Он Свою силу, но и в будущем откроет страшное Свое судилище, судя на нем всех людей, воздавая каждому чего кто достоин (Феодорит).
Пс.9:10. И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех.
«Убогим« и «нищим» называет себя Давид, хотя и был царем, ибо он знал, что все человеческое ничтожно. Не сказал: моим прибежищем были войска, или деньги, или стены, но: «бысть Господь прибежище». «Благовременностью» назвал скорбное время когда человек особенно нуждается в помощи (Златоуст).
Пс.9:11. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи.
«Знающие" Бога не смущаются и среди бедствий, предав себя надежде на помощь свыше. И если Господь не вдруг избавляет от скорби – то это для твоего же испытания, чтобы сделать тебя более крепким, чтобы укрепить твою надежду и усилить любовь к Нему. А как можно искать Бога, Который существует везде? – Если устремим к Нему все наши мысли и отрешимся от пристрастия к житейскому (Златоуст).
Пс.9:12. Пойте Господеви, живущему в Сионе, возвестите во языцех начинания Его.
«Сион" – небесный Иерусалим (см. Евр. 12, 22). «Начинания» благодать евангельская (Афанасий, Иероним).
Пс.9:13. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих.
Убийство не совершается безнаказанно, но непременно подвергнется наказанию. Это – знак Его внимательнейшего промышления. Если же Бог наказывает не вдруг, не удивляйся этому: Он дает время грешникам покаяться. «Звание убогих» – это не звук голоса, но смиренное расположение души нищих духом; потому что особенно молитвы тех бывают услышаны, которые смиренны и сокрушенны сердцем (Златоуст).
Пс.9:14. Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных.
Пророк постоянно предается молитве: находясь в опасности и в безопасности, он не перестает Бога умолять о будущем. Особенно нужна молитва после избавления от бедствий, так как предстоит нам более упорная борьба – с леностью и гордостью, и диавол тогда сильнее нападает. «Врата смертные» – это множество опасностей (Златоуст).
Пс.9:15. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении Твоем.
«Врата дщери Сиона» – Церкви Божий по всей вселенной, чрез которые верующие входят в Иерусалим небесный (Феодорит).
Пс.9:16. Углебоша язы́цы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их.
Пс.9:17. Знаемь есть Господь судьбы творяй, в делех руку своeю увязе грешник.
«Углебоша" – т.е. насильно удержаны неизбежным несчастьем... Это случилось с иудеями. Они говорили, что должны умертвить Христа, чтобы не пришли римляне и не взяли их язык и город; а между тем, когда умертвили, тогда подверглись этому (Златоуст).
Пс.9:18. Да возвратятся грешницы во ад, вси язы́цы забывающии Бога.
«В земле темной и мрачной, в земле тмы вечныя» (Иов. 10, 22) «живут грешницы» прежде суда и по окончательному приговору «возвратятся» они на мучения во «ад" (Синаит).
Пс.9:19. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца.
Если в настоящей жизни «нищету« ради Христа «терпящии» кажутся «забвенными», то в будущей они будут вечно поминаемы у Бога. Ибо неложно Сама Истина провозвестила: «блажени нищии духом, яко ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6, 20) и «претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22) (Августин, Феодорит).
Пс.9:20. Воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся язы́цы пред Тобою.
Пророк просит у Бога помощи обижаемым. «Да не крепится» (да не будет дерзким) «человек" – диавол. Под человеком подразумевают другие и антихриста: «открыется человек беззакония: сын погибели, противник, и превозносящийся паче всякого глаголемаго Бога» (2Сол. 2, 3–4) (Афанасий, Августин).
Пс.9:21. Постави, Господи, законоположителя над ними, да разумеют язы́цы, яко человецы суть.
Просит Пророк даровать им «Законоположителя» Нового Завета, Иисуса Христа, ибо древний Законодатель Моисей уже окончил свою жизнь (Феодорит).
Пс.9:22. Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех;
Пс.9:23. Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют.
Пророк говорит это от лица обижаемых, умоляя Бога, а не укоряя. Ибо многие из малодушных, по слабости человеческой, не видя возмездия обижающим, скорбят, не перенося благоденствия нечестивых, и сомневаются в Божественном Промысле: «увязают в советех, яже помышляют» (Златоуст, Феодорит).
Пс.9:24. Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть.
Пророк оплакивает бедствия людей, видя, как «грешницы« не стыдясь, хвалятся своими беззакониями и «слышат» о себе льстивые похвалы от других (Златоуст).
Пс.9:25. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет: несть Бога пред ним.
Пс.9:26. Оскверняются путие его на всяко время. Отъемлются судьбы Твоя от лица его: всеми враги своими обладает.
Видишь, до чего простирается дерзость нечестивого. Он «раздражает» Самого Бога, и по «множеству своего гнева» (тщеславия, гордости) не ищет Бога: «несть Бога» во всех помышлениях его. От этого «оскверняется» и вся жизнь его и «отъемлются» суды божественного правосудия из его разума (Златоуст, Иероним).
Пс.9:27. Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла.
Смотри чрезмерность гордыни. Он думает, что благоденствие его будет вечно. «Не подвижуся» – не совращусь в заблуждение в роды родов (Афанасий, Феодорит).
Пс.9:28. Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти: под языком его труд и болезнь.
Писание повсюду злодейства называет «болезнями», которые и являются причиной болезней (Златоуст).
Пс.9:29. Приседит в ловителстве с богатыми в тайных, еже убити неповиннаго: очи его на нищаго призираете.
Пс.9:30. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей: ловит еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей.
Пс.9:31. Смирит его: преклонится и падет, внегда ему обладати убогими.
Пророк описывает безумного как зверя, изображая его коварства, умыслы, засады против «нищего« духом и «убогого» (Златоуст, Ефрем).
Пс.9:32. Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца.
Это диавол говорит с намерением нас обольстить, чтобы мы подумали, что «Бог забы", т.е. нерадит о делах Своих (Афанасий).
Пс.9:33. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца.
До пришествия Христова души праведников нисходили во ад. Пророк предвидел, что Христос после крестной смерти и воскресения изведет из ада души уверовавших и введет их в рай, поэтому и просил ускорить Господа Своим воскресением. И ныне усердные христиане усердно просят Христа Господа воскреснуть в них самих и «воскресить» и оживотворить умерщвленные грехом их души. Рука – Божественная сила. Потребно нам много смиряться и искренно каяться, и усердно молиться этими псаломскими словами (Амвросий Оптинский).
Пс.9:34. Чесо ради прогнева нечестивый Бога; рече бо в сердце своем: не взыщет.
Вот причина, почему и превозносится, и падает «нечестивый» (Афанасий).
Пс.9:35. Видиши, яко Ты болезнь и ярость сматряеши, да предан будет в руце Твои: Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник.
Все «видишь« и знаешь Ты, Господи; не скрыто от Тебя не только совершаемое на деле, но и приходящее в ум и на мысль. И видя все это, долготерпишь Ты, зная, что все под Твоею «рукою» и некуда бежать человеку. Никакое служение так не угодно Богу, как милосердие... Христос равно за всех умер, взяв на Себя грехи мира. Поэтому не гнушайся братом как нечистотою и заразою. Это твой член, хотя и покривило его несчастье «Тебе оставлен нищий» как Самому Богу; тебе предлагается случай доказать свое человеколюбие. Вразумись чужими бедами.. Великое врачество злополучному – когда кто от души пожалеет о нем; несчастие много облегчается искренним соболезнованием (Афанасий, Григорий Богослов).
Пс.9:36. Сокруши мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и не обрящется.
Пророк просит, чтобы «грешник« не был окончательно «сокрушен», но нечестие его – «мышца". За свое нечестие пускай он подвергнется наказанию: да взыщется нечестие его и да не оправдается он сам – как перевел этот стих некто другой (Златоуст).
Пс.9:37. Господь Царь во век и в век века: погибнете, язы́цы, от земли Его.
«Господь« будет царствовать «во век» и в «век века", а грешники будут преданы конечной пагубе: «погибнете язы́цы» (Афанасий, Златоуст).
Пс.9:38. Желание убогих услышал еси, Господи: уготованию сердца их внят ухо Твое.
Знает «Господь" в точности, чего вожделевают «убогие нищие» и внимает их «сердечным» намерениям (Феодорит).
Пс.9:39. Суди сиру и смирену, да не приложит ктому величатися человек на земли.
Как много Пророк печется о людях самых порочных в этом псалме, поскольку они не чувствуют болезни, в которой находятся, и, потому, особенно достойны сожаления: это знак несовершенства ума (подобно детям). Пророк умоляет Бога наказать такую безчувственность нечестивых (чтобы они вразумились), а несправедливо обижаемым просит Его быть помощником и защитником (чтобы они ободрились) (Златоуст).
В конец, псалом Давиду, 10
Давид, гонимый Саулом, написал этот псалом по внушению Святаго Духа тем, которые советовали ему искать спасения в бегстве. Но приличествует он и всякому, претерпевающему обиды от врагов видимых и невидимых, и возлагающему упование свое на Христа Бога. Надписание «в конец" указывает на последний праведный день Страшного суда Божьего (Феодорит, Афанасий).
Пс.10:1. На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица;
Зачем, говорит Пророк, советуете мне спасаться бегством, когда я на «Господа уповах»! И подлинно, велика сила надежды на Бога, нет ничего сильнее ея (Златоуст, Феодорит).
Пс.10:2. Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем.
Пс.10:3. Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша: праведник же что сотвори; Господь во храме святем Своем.
Ничто не может быть безсильнее человека, строящего козни и преступающего заповеди Божии. Враги имеют оружие, но не имеют помощи свыше; ибо ведут войну против «праведника», которого Бог помазал в царя. То, что Бог «совершил« – определил на царство Давида, враги «разрушиша». Под «стрелами» мысленных врагов подразумевай еще лукавые помыслы, которыми поражают враги нас «во мраце" – тайно (Златоуст, Феодорит, Афанасий).
Пс.10:4. Господь, на Небеси Престол Его: очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския.
Как вооружился праведник? – Прибег к Богу, живущему на небе и существующему везде, и вооружился надеждою на Него. Пред Богом ничто не сокрыто – «очи« Его видят всю вселенную; «вежди Его» – Промысл божественный судит и испытует всякое дело. Слыша о нищем, разумей не обнищавшего имением: потому что многие цари благоугодили Богу, а многие бедные погибли. Но «нищим» называет нищего духом. Ибо Бог очень любит смиренного и всегда милостиво призирает на него (Златоуст, Афанасий, Ефрем).
Пс.10:5. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу.
Пс.10:6. Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их.
Пс.10:7. Яко праведен Господь, и правды возлюби: правоты виде лице Его.
В точности Господь знает поступки «праведного» и «нечестивого», и по делам взвешивает воздаяния. «Любяй же неправду» (нарочно) – «погубляет свою душу», ибо навлекает на себя такого рода гнев Божий, который в древности сжег Содом и Гоморру. «Жупел« – сера, «чаша» – наказание. Везде надо свято соблюдать справедливость и не обращать внимания на лица: нищ ли кто или богат, но «по правоте» искренности исследовать их дела (Златоуст, Феодорит, Лествичник).
1 В конец, о осмей, псалом Давиду, 11
Псалом этот есть молитва праведника. Пророк жалуется на поступающих двоедушно: они то обещают дружбу, то затем предают. Из этого Давид научает уповать более на Бога, нежели на человека; ибо слова человеческие часто бывают ложными, «словеса« же «Господня» всегда истинны и непреложны. «В конец, о осмей» указывает на предстоящее мздовоздаяние Суда Божия в будущем веке сынам противления (Феодорит, Златоуст).
Пс.11:2. Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих.
Пс.11:3. Суeтная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая.
Нет почти людей благочестивых, мало стало искренних и честных, пустое и безполезное каждый говорит своему ближнему: в устах притворно – ласковые речи, а в сердце слагаются злые замыслы. Все болезнуют неверностью друг ко другу, с хитростью ведут беседы, и один передает в сердце другого ложь, а подобно и другой воздает ему подобным (Феодорит).
Пс.11:4. Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый,
Пс.11:5. Рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть;
Слыша это, никто не будь лукав и двоесердечен: одно имея в сердце, а другое говоря; чтобы не быть пораженным грозным приговором, изреченным Духом Святым через Пророка (Студит).
Пс.11:6. Страсти ради нищих, и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем.
Самое сильное оружие человека – воздыхание, слезы и терпение обид. Эти страдания преклоняют Бога на милость и побуждают к наказанию и отмщению. Ибо Бог уважает скромность обижаемых, когда они в злостраданиях не произносят никакого худого слова, а только стенают и оплакивают свои беды. Господь «ныне" же обещает «воскреснуть», чтобы «послужити и дати душу Свою избавление за многих» (Мф. 20, 28). «Не обинюся» – т.е. не отступлю от Своего обетования, явно покажу спасение угнетаемых. Человеколюбивый Господь наш прежде воскресения Своего претерпел оплевание и заушение, и всякий вид поругания и уничижения, распятие и смерть на кресте ради нашего спасения... Что же скажешь ты о себе, желающий быть одесную престола Божия? – «Не обинуешься» ли ты о своем спасении, не перенося, иногда, не только заплевания или заушения, но и малого укорительного слова или малого досаждения? (Златоуст, Амвросий Оптинский).
Пс.11:7. Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею.
Как расплавленное серебро не имеет ничего нечистого и чуждого, так и слова Бога, какие бы Он не сказал, должны непременно исполниться. «Седмерицею» употреблено вместо многократно. «Сребро искушено земли», т.е. переплавленное в земле и земляных плавильнях (Златоуст, Феодорит).
Пс.11:8. Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век.
Пс.11:9. Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человечeския.
Повсюду находятся «нечестивии» люди и лукавые духи. Но Христос «сохраняет» верных от падения в грех, как прежде молил Отца Своего за оставляемых учеников: «Отче, молю Тя, да соблюдеши их от неприязни» (Ин. 17, 15). Сообразно с высотою Своею («по высоте своей») Господь уподобил человека Себе, сколько то было возможно человеку. Ибо сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26). Теперь что Он на небе, то мы на земле (Златоуст, Димитрий).
1 В конец, псалом Давиду, 12
Псалом дан как молитва всякому верующему среди тяжелых жизненных испытаний. Пророк показывает какую-то продолжительность искушения, научая нас не терять бодрости в скорби, но ожидать Божией благости. Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого, посылая и меру испытаний (Василий В., Афанасий).
Пс.12:2. Доколе, Господи, забудеши мя до конца; доколе отвращаеши лице Твое от Мене;
Смотри, как Давид никогда не скорбит ни о чем житейском: ни о богатстве, ни о славе, – но всегда о благоволении Божием. Забвение о нас Божие происходит от грехов. Не тогда, когда ты находишься в бедствиях, говори, что Бог забыл тебя, но тогда, когда грешишь, хотя бы и все текло тебе рекою (Златоуст).
Пс.12:3. Доколе положу советы в души моей, болезни в сердце моем день и нощь; доколе вознесется враг мой на мя;
И нам, боримым от диавола, прилично говорить это и взывать о божественном споборничестве. Ибо немалая польза происходит от чувствования «отвращения» Божьего (от нас) и болезнования об этом. Ибо таким образом мы скорее можем обратить Его к себе (Феодорит, Златоуст).
Пс.12:4. Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть.
Пс.12:5. Да не когда речет враг мой: укрепихся на него.
«Призри" – посмотри на врага, возносящегося надо мною. «Просвети очи» сердца моего Духом Святым Своим, «да не усну» смертию забвения (Златоуст, Макарий В., Исихий).
Пс.12:6. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся.
Демоны очень радуются, когда человек грехами удаляется от Бога (Златоуст).
Пс.12:7. Аз же на милость твою уповах: возрадуется сердце мое о спасении Твоем: воспою Господеви благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго.
Видишь ли смиренномудрие Пророка? Хотя он имел множество достоинств и ими мог бы приклонить Бога, но не упоминает ни об одном из них, но прибегает единственно к милости, будучи уверен, что не обманется в своей надежде. Откуда у него такая твердая надежда? – От глубокой признательности и от великого усердия в молитве. А те, которые просят лениво и небрежно, и, получив просимое, едва чувствуют важность дара (Златоуст).
В конец, псалом Давиду, 13
В этом псалме божественный Давид оплакивает растление естества человеческого безбожными людьми и проповедует крайнюю необходимость пришествия Христова. Видя, как Создатель безчестится тварью, как Бог отвергается «безумцем", Пророк от нестерпимой боли восклицает этот псалом (Афанасий, Златоуст).
Пс.13:1. Рече безумен в сердце своем, несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню.
«Безумцем" Давид называет не слабоумного, но человека развращенного умом. А этот безумец был очень сообразителен. Он не сказал языком, но скрыл зло в сердце, потому что знал, что похуливший Бога вслух в то время побивался камнями. «Рече в сердце» – т.е. только помыслил, что нет Бога. А что от этого произошло? – «Растлеша и омерзишася в начинаниих». Ибо первое пролагает путь ко второму. И каждый безстыдно согрешающий, хотя и не говорит словами, но самими делами и необузданной жизнью отрекается от Бога (Златоуст).
Пс.13:2. Господь с Небесе приниче на сыны человечeския: видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога.
Этой метафорой, взятой от людей, Пророк показывает в Боге точное познание. Сказал так не потому, что Ему нужно с неба пристально взирать (ведь Он все наполняет и все ясно видит), – но для того, чтобы нас вразумить, что Он не без причины что-либо определяет (Златоуст).
Пс.13:3. Вси уклонишася, вкупе неключими Быша: несть творяй благостыню, несть до eдинаго.
Что же увидел «Господь«? – «Вси» одержимы злочестием и беззаконием в жизни, подобно содомляном: "вопль их велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт. 18, 20). Вот мрачная картина растления человеческого до пришествия в мир Христа Спасителя. Нынешние люди в большинстве своем развращены и растлены в своих нравах не хуже древнего мира. Человечество стало разлагающимся или уже разложившимся трупом (Феодорит, Иоанн Кронштадтский).
Пс.13:4. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба; Господа не призваша.
Неужели не познают «вси делающие беззаконие» Господа, и не уверуют в Него! Все обижающие бедных или похищающие принадлежащее им прилично называются «снедающими людей» Божиих, как «снедь хлеба», И всякий, кто за трапезой мыслит злое против ближнего, тот съедает человека вместо хлеба (Златоуст, Августин, Амвросий).
Пс.13:5. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных.
Не страшась Бога, они убоялись людей. Почему? – Потому что «Господь" в среде «праведных» помогает благочестивым (Златоуст).
Пс.13:6. Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть.
«Советом нищаго» назвал здесь Пророк упование на Бога смиренных, потому что сказано: кроме Бога не бойся другого. А упование на Господа не посрамит праведника (см. Рим. 5, 5) (Златоуст, Феодорит).
Пс.13:7. Кто даст от Сиона спасение Израилево;
Пс.13:8. Внегда возвратит Господь пленение людей Своих: возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.
Пророк молится о скорейшем пришествии Христа Спасителя от горнего «Сиона«, чтобы избавить растленный грехом человеческий род от пленения диавольского. Под «Иаковом» и «Израилем" разумеет святых патриархов и пророков, которые «возрадуются» Христову пришествию (Афанасий, Златоуст).
В конец, псалом Давиду, 14
Давид, по внушению Духа Святаго, изображает в этом псалме условия достойного посещения святых Божиих Церквей и достижение общения с Господом посредством приобретения богоугодных добродетелей (Феодорит).
Пс.14:1. Господи, кто обитает в жилищи Твоем; или кто вселится во святую гору Твою;
Богоотец пророк Давид спрашивает Самого Бога: кто может достойно посещать храм Господень, и кто наследует Царство Небесное?
Пс.14:2. Ходяй непорочен, и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем:
Пс.14:3. Иже не ульсти языком своим, и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя.
Тот, кто далек от порока и свободен от всякой укоризны. У кого не только язык, но и сам ум должен быть свободным от лжи, далек от двоедушия и лести, чтобы от него не было никакого вреда «искреннему своему». Чтобы ни от кого не слушал он «поношения» – клеветы и сам никого не оклеветывал, но видел только свои согрешения (Феодорит).
Пс.14:4. Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит: кленыйся искреннему своему, и не отметаяся.
Пс.14:5. Сребра своего не даде в лихву, и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.
«Лукавого«, т.е. беззаконно живущего да почитает самым жалким, хотя бы тот и наслаждался всяким благоденствием. «Боящихся» же «Господа« да удостаивает всякого уважения и чести. «Клятвы» его да подтверждает самая действительность и богатства да не оскверняет «лихва" – лихоимство, ибо безчеловечно от просящего взаймы получать доход и обогащение. Кто судит – тот да будет немздоимен, ибо принятие даров искажает справедливость. «Творяй сия не подвижится во век» – вот награда за добродетель (Василий В., Феодорит).
Столпописание Давиду, 15
«Столпописанием» эта песнь названа потому, что Давид написал ее как бы на столпе потомкам своим. Пророк предвозвещает здесь страдание и воскресение Владыки и спасение уверовавших в Него (Афанасий, Феодорит).
Пс.15:1. Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах.
Пророк просит Господа не о помощи в опасности, но умоляет быть ему хранителем на всю жизнь, обещая взаим свою верность (по Зигабену).
Пс.15:2. Рех Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши.
Праведный Иов более угодил Господу кротким своим терпением, нежели обильными своими милостями. И нам, в большинстве своем, полезнее переносить обиды и оскорбления, нежели заниматься благотворительностью: ибо Бог более требует нашей покорности Его святой воле (Иоанн Тобольск.).
Пс.15:3. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них.
«Святым Господь удиви» – открыл «вся хотения своя» – волю Свою Святую (Афанасий).
Пс.15:4. Умножишася немощи их, по сих ускориша: не соберу соборы их от кровей, ни помяну же имен их устнама моима.
И святых постигали многие скорби и страдания в жизни. Но такие испытания «по сих ускориша», то есть скоро миновали, как только они обращались в молитве к Богу за помощью. И это сходно со словами Апостола: «егда бо немоществую, тогда силен есмь» (2Кор. 12, 10). Восстающих против святых Господь обещает предать казням и память их предать забвению (Феодорит).
Пс.15:5. Господь часть достояния моего, и чаши моея, Ты еси устрояяй достояние мое мне.
Пророк говорит: все мое богатство, все мое стяжание и все мое наслаждение в Боге состоит. И мы, если хотим удостоиться такого «достояния», должны со всяким усердием и смиренномудрием приступать к христианскому подвигу, потому что наследие и «часть" христиан есть Сам Бог (Макарий В.).
Пс.15:6. Ужя нападоша ми в державных моих: ибо достояние мое державно есть мне.
«Ужя« – грехи человеческие. Ради спасения «достояния» Своего – человека, Богочеловек претерпел страдание; ибо «достояние» Его «державно» – угодно Христу Богу (Афанасий, Феодорит).
Пс.15:7. Благословлю Господа, вразумившаго мя: еще же и до нощи наказаша мя утробы моя.
Пророк воссылает благодарение Богу, «вразумившему» его избрать счастливейший жребий в жизни – искать утешения в едином Спасителе. Даже ночью все «утробы" – внутренние сокровенные помыслы побуждают к благодарному прославлению Своего Благодетеля (Афанасий).
Пс.15:8. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся.
Это и Петр истолковал в Деяниях о Христе (см. Деян. 2, 25). Ибо говорит Он это по человечеству, во всем сообразуясь с нашими мерами, и не стыдится того, что приличествует истощанию. И смотри, как естество наше соделалось достославным во Христе. Мы Христом приведены пред лицо Самого Бога. А поэтому имей ум всегда в Боге – и во время сна, и во время бодрствования, при вкушении пищи и беседе, за рукоделием и всяким другим делом, по слову Пророка. Ибо Давид, при всем том, что был царь и имел попечение о всем царстве своем, всегда мысленно видел Господа пред собою в молитве своей. Надобно всякое дело совершать так, как бы оно делалось пред очами Господа, и всякую мысль слагать так, как бы Господь назирал ее. Как пред людьми стараемся соблюдать видимое для людей, так, и еще гораздо более надо быть уверенным, что имеем зрителем Бога, сказавшего: «еда небо и землю не Аз наполняю?» (Иер. 23, 24) (Афанасий, Палама, Студит, Василий В.).
Пс.15:9. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании.
Пс.15:10. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления.
Пс.15:11. Сказал ми еси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим: красота в деснице Твоей в конец.
Пророк выражает духовную радость, что души наши по смерти не останутся во аде, и плоть не увидит вечного истления, но по милосердию Божьему воскреснет в жизнь вечную. Ибо Христос Своим воскресением даровал безсмертие всем нам, как откровение (см. Деян. 2:25–31, 13:35–37). Ибо умерши плотию, не был Он мертв духом: «душа Его не была оставлена во аде» – по причине Его божества, и «плоть не видела истления». «Красота и веселие» – есть нетление, которое мы приимем от Христа после своего воскресения (Феодорит, Кассиан, Афанасий).
Молитва Давиду, 16
Псалом содержит «молитву« праведного «Давида» о помощи Божией от гонителей. Впрочем, приличествует и всякому вообще праведнику, неправедно от кого-либо угнетаемому (Феодорит).
Пс.16:1. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.
Под «правдою" подразумевается здесь справедливое прошение, поскольку Пророк терпит великую несправедливость. И молитва его не прерывается помыслами и телесными заботами, ибо такой не слышит даже самого себя, не помня, какие произносит слова. Но если молящийся таков, то будет ли божественный слух внимать тому, чему по рассеянности не внемлет сам он. Ибо Бог внемлет молитве не от «льстивых уст» но от языка чистого и привыкшего поучаться во словесех Божиих (Афанасий, Нил Синайский).
Пс.16:2. От лица Твоего судьба моя изыдет: очи мои да видита правоты.
Пс.16:3. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию: искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда.
Так всецело предаваясь Богу, Пророк просит праведного суда Единородного, удостоверяя свою невинность. Под «нощию" подразумевает бедствия (Феодорит, Феофан).
Пс.16:4. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.
Не любопытствуй о жизни мирской, но желай лучше узнать жизнь праведных; ибо в этом найдешь для себя пользу. «Путями жестокими» Пророк называет заповеди Божии, данные нам для благоустроения душ. Причина же всякой непокорности в противлении (неисполнении) заповедей, находя их «жестокими». И почти всякое здешнее злострадание приобретает нам вечные блага (Василий В.).
Пс.16:5. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя.
Эти слова учат не полагаться на самих себя, но утверждаться в Боге. «Стезями" Пророк называет заповеди. Мы не можем достигнуть совершенства своими трудами и подвигами, если Сам Господь не будет при том содействовать нам. Поэтому в каждое мгновение мы должны взывать к Богу – дабы этот Невидимый Правитель духа направлял сердца наши к полезному (Афанасий, Кассиан).
Пс.16:6. Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо Твое мне, и услыши глаголы моя.
«Воззвание» – есть устремленная к Богу мысль. Бог – весь есть ухо, потому что все слышит (Афанасий).
Пс.16:7. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей.
Пс.16:8. Сохрани мя, Господи, яко зеницу oка: в крове крилу Твоeю покрыеши мя,
Пс.16:9. От лица нечестивых острастших мя. Врази мои душу мою одержаша,
Пс.16:10. Тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню.
Пс.16:11. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю.
Пс.16:12. Объяша мя яко лев готов на лов, и яко скимен обитаяй в тайных.
«Удиви милости», т.е. яви дивную милость «Твою«. Давид, желая показать помощь Божию и происходящую от нее безопасность, снисходя к слабости слушателей, возвышает их ум такими представлениями, какие доступны для них. Под «туком» подразумевает злобу «врагов", которые «возложиша», постановили для себя в сторону уклонять свои «очи, на землю». Они подражают зверям, которые, желая пищи, высматривают себе добычу и внезапно набрасываются на нее (Златоуст, Феодорит).
Пс.16:13. Воскресни, Господи, предвари я, и запни им: избави душу мою от нечестиваго, oружие Твое от враг руки Твоея,
Молится пророк Богу, чтобы «нечестивии» были отлучены и как бы отделены от «малых" (избранных); и чтобы тайными наказаниями Своими вразумил их самих, ибо они беззаконие свое передают даже внукам своим (Афанасий).
Пс.16:14. Господи, от малых от земли, раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим.
Пс.16:15. Аз же правдою явлюся лицу Твоему: насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей.
Бог через святых Своих возвещает, какая в будущем ожидает нас слава. Апостол Павел взывает: «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8, 18), и другой возвещает, что оттуда «отбеже болезнь, печаль и воздыхание» (Ис. 35, 10). «Насыщением» Пророк обозначает совершеннейшее тайное и неизреченное ненасытное наслаждение божественной красоты и любви Божией, которого удостоятся очистившие свои сердца «от всякия скверны плоти и духа» (2Кор. 7, 1). Ибо душа, не возрожденная свыше Духом, вся на земле своими помыслами; но если сподобится благодати Духа – то все ее помыслы сделаются чистыми, небесными и святыми (Студит, Макарий В., Максим Грек).