КАФИСМА ТРИНАДЦАТАЯ
1 Псалом песни в день субботный, 91
«Суббота« по закону требовала бездействия телесного, но не совершенного, потому что в субботу повелевалось пребывать в молитвах и песнопениях, и приносить Богу двойные жертвы. Под «субботою» можно разуметь и упокоение, которое последует в будущем веке. В Новом Завете субботний праздник перенесен на Воскресение Спасителя – первый день света, в который мы стараемся усердно исполнять то, что содержится в рассматриваемом псалме (Василий В., Макарий В., Феодорит).
Пс.91:2. Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний:
«Благо«, т.е. полезно и плодотворно. Ибо как не «благо есть исповедатися» Тому, Кто благ и благодетельствует исповедающимся и отнюдь не наказывает их. Пророк справедливо призывает сначала «исповедаться» и потом уже «петь», потому что воспевать Бога должно от чистого сердца; а как иначе кто может очиститься от грехов как не через «исповедание»? Хотя Бог и знает нужды наши, однако Ему благоугодно узнавать о них от исповедающихся (Златоуст).
Пс.91:3. Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь
Повелевает днем и ночью памятовать о Боге. Одно только воздаяние благодетелю за Его неизреченную «милость" есть молитва и благодарность. Ибо хотя бы мы в продолжении всей жизни, беседуя с Богом, благодарили и молились Ему, мы столь далеки будем от достойного воздаяния Благодетелю, что не сделаем даже и начала воздаянию (Златоуст, Григорий Нисский).
Пс.91:4. В десятоструннем псалтири, с песнию в гуслех.
Исповедающиеся Господу должны петь не с какою-либо невнимательностью и представлением чего-либо вещественного, но со вниманием и трезвенностью и согласием пяти чувств телесных с пятью силами душевными (Иларий).
Пс.91:5. Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем, и в делех руку Твоею возрадуюся.
Человек должен радоваться тому, что создан по образу и подобию Творца и является «творением руки» Божией от чудного соединения души с телом. Доставляют человеку веселие и «творения" Божии: красота неба, разнообразие звезд, блага земли, дары моря. Итак, мы веселимся «творением», потому что получаем от него пользу. Этот стих мы должны читать по окончании трапезы, как написано и в Часослове, чтобы все христиане сказывали его после вечери (ужина) (Златоуст, Иларий).
Пс.91:6. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, зело углубишася помышления Твоя.
«Возвеличишася дела» Господня в том смысле, что возросло наше познание о них, и мы узнали, что они непостижимы; подобно и «помышления» Его относительно нас «зело углубишася», т.е. оказались глубокими и непостижимыми. Премудрость Божия недоступной глубины, и какой ум в состоянии исследовать основания божественного Промысла? «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его и не исследованы путие Его. Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть» (Рим. 11, 33–34; Ис. 40, 13) (Златоуст, Феодорит).
Пс.91:7. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих.
В разных словах выражает одно и то же; потому что, кто болен умом и лишен смысла, тот вовсе не знает этого и не будет слушать об этом. Подлинно, только безумному свойственно не допускать премудрости Божией и не знать, что всем управляет Господь справедливо и с пользою, хотя бы мы временно и не знали причин происходящего (Златоуст, Афанасий).
Пс.91:8. Внегда прозябóша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века.
«Грешницы и вси делающие беззаконие» подобно «траве" процвели временно благоденствием и поникли, наклонившись к земле, и смирились. Не хотели безумные разуметь, что после настоящего греховного благоденствия плодом своим будут иметь вечное мучение. «Грешницы, прозябающие яко трава» – есть также и страстные помыслы, подобно слабой траве, не имеющей силы. Но тогда же проникают, то есть познаются «вси делающие беззаконие» – самые страсти. И когда страсти делаются явными для подвизающихся, тогда они «потребляются» ими «в век века». Вникни в последовательность речи: сперва возникают страстные помыслы, потом возникают страсти и тогда уже истребляются. Все это относится к подвизающимся (Феодорит, Дорофей).
Пс.91:9. Ты же Вышний во век, Господи.
Господь «Вышний", т.е. непостижим (Златоуст).
Пс.91:10. Яко се врази Твои, Господи, яко се врази Твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие.
«Врази Божии» есть не только неверные, но и верные, нераскаянные в своих грехах (Златоуст).
Пс.91:11. И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите.
Под «рогом« разумеется Крест Христов, и вера во Христа; ибо как Крест прославился страданиями, так и вера благочестивых возносится через гонения и славится страданиями. Равным образом и «старость» будет безпечальной в надежде будущих благ (Златоуст).
Пс.91:12. И воззре око мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое.
«Врагами" называет демонов и лукавых людей, которых постигнет Суд Господень. Семьдесят два духоносных переводчика перевели этот стих прошедшим временем и этим засвидетельствовали непререкаемость предсказания. Ибо невозможно предсказанию Духа остаться неисполненным (Златоуст, Феодорит).
Пс.91:13. Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится.
Пс.91:14. Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.
Наименование «праведник» означает все вообще добродетели. Жить добродетельно среди препятствующих добродетели – это особенное достоинство «праведника». Этим изречением изображается, что плод добрых дел высок, прям и сладок. В «финиксе« (пальме) – одна сердцевина и вся внутренность ее белая: то же находим и в праведнике. У него несложное, простое сердце, всецело устремленное к Богу. Белизне тела пальмы подобно в нем сияние веры. Все делание праведного – внутри его сердца; там и меч его для сражения с диаволом. Эти два дерева («финикс» и «кедр") – тверды и долговечны, но для возрастания требуют и долгого времени. Таково и «насаждение» добродетели, которое большим трудом и большим временем достигается. «Насаждени» в Церкви Господней, они в горних обителях «процветут» (Златоуст, старцы Египетского скита, Афанасий, Феодорит).
Пс.91:15. Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут.
«Старостию» Пророк означил будущее совершенство: ибо совершенного мы называем старцем, а не совершенного – молодым. Итак, праведники достигнут старости и будут плодовиты в ней, потому что благочестие их постоянно умножается (Феодорит, Златоуст).
Пс.91:16. Да возвестят, яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем.
Новейшие учителя эти слова понимают буквально, то, что «праведники» будут счастливы еще в настоящей жизни, и наставлять будут «юных« на исполнение заповедей Божиих, как испытавшие многое по причине долголетия: ибо «венец старцу – великая опытность» (Сир. 25, 8).
В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду, 92
Настоящее пророчество составлено в похвалу и песнословие Христу. «День предсубботний» есть пятница, когда утверждена была земля и начала заселяться человеком, в тот же день созданным. Но воистину земля утверждена утверждением в нее Животворящего Креста, с распятым на нем Христом Спасителем; и люди, обновляемые дражайшей кровью Его, начали населять землю в наследие жизни вечной (Златоуст, Афанасий).
Пс.92:1. Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Пророк предсказывает воплощение Господа. «Господь воцарися», вместо царства сатаны; «в лепоту облечеся» – в плоть, рожденную от Девы. А прибавление: «облечеся Господь в силу и препоясася» – чтобы показать, что первое облечение было от Марии, а второе – от воскресения из мертвых, когда Господь «препоясася силою», т.е. божеством. Христос Свою плоть воедино соединил с Божеством, в одно единство духовное, недоступное разрешению. «Вселенная утвердилась» благодатиею Божиею (Епифаний, Златоуст, Иоанн Кронштадтский).
Пс.92:2. Готов Престол Твой оттоле: от века Ты еси.
Таинство воплощения Господа уготовано было «оттоле" – от вечности, от начала создания видимого мира. Творя тогда человека, Господь создал его по собственному образу, облек его царским подобием, так как знал, что должен воспринять его (Златоуст, Афанасий).
Пс.92:3. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя.
Под «реками" подразумеваются действия Духа Святаго. Эти-то дары Духа «воздвигли», т.е. возвысили «гласы своя» через уста пророков и евангелистов. «Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии» (Ин. 7, 38, 39) в Него (Златоуст, Афанасий).
Пс.92:4. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь.
«Сотрениями» называются русла (торные дороги на земле), которые делают реки, следовательно: Давид предсказывает, что верующие последуют по пути, проложенному евангелистами и апостолами (Феодорит).
Под «морем« Пророк разумеет множество уверовавших народов, которых «высоты», т.е. возвышенные мудрования, соделались «дивными«, потому что «дивное» мудрствуют о Боге. И если «дивны высоты морские, то как должен быть дивен в высоких Господь»! (Кирилл, Афанасий).
Пс.92:5. Свидения Твоя уверишася зело: дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
«Свидения« есть свидетельства пророков о воплощении Христа Бога и о Его домостроительстве, которые оказались «зело» (сильно) непреложными. «Дому" Божию (Церкви Христовой) «подобает святыня», т.е. совершенная чистота и непричастность никакой скверне. «Домом Божиим» называется и каждый христианин, в котором живет Дух Божий, и храм этот Божий должен быть святым (см. 1Кор. 3, 16) (Афанасий, Дионисий, Феодорит).
Псалом Давиду, в четвертый субботы, 93
В этом псалме Давид ведет речь о Промысле Божием, поучая не скорбеть и не тревожиться, если и бывают на время грешникам благоденствия, а благочестивым гонения: потому что и то и другое непостоянно, и изменяется для одних вечным наказанием, а для других – наслаждением благами. «Четвертый субботы» означает день недели – среду, когда Иуда предал Спасителя, а иудеи начали составлять против Него совет – с этого времени Он начал совершать суд над смертью и выступил на дело мщения за нас диаволу (Афанасий, Григорий Богослов).
Пс.93:1. Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть.
Пророк как бы так говорит: ободритесь, находящиеся в скорби! Ибо есть «Бог«, Который непреложно видит все беззакония людей и производит достойное «отмщение» неправедным открыто и явно (Евсевий).
Пс.93:2. Вознесися Судяй земли, воздаждь воздаяние гордым.
Пс.93:3. Доколе грешницы, Господи, доколе грешницы восхвалятся;
Пс.93:4. Провещают и возглаголют неправду, возглаголют вси делающии беззаконие;
Пс.93:5. Люди Твоя, Господи, смириша и достояние Твое озлобиша.
Пс.93:6. Вдовицу и сира умориша и пришельца убиша.
Пс.93:7. И реша: не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль.
Вот высшая степень нечестия! Не бояться Бога своего, назирающего всю вселенную и дела каждого человека в частности. С самого начала бытия человечества грешники притесняли праведных: так, первоубийца Каин – брата своего Авеля, допотопные исполины – современников своих, Исав – Иакова, Иосифа – братья его. Таким образом, следя по временам, можешь увидеть, что в каждом роде грешники восставали на праведных. Итак, «доколе, Господи», это будет? (Феодорит).
Пс.93:8. Разумейте же безумнии в людех, и буии некогда умудритеся.
Пс.93:9. Насаждей ухо, не слышит ли; или создавый око, не сматряет ли;
Пс.93:10. Наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму;
Пс.93:11. Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна.
Царепророк обличительными вопросами приводит в стыд говорящих подобное. Должно знать, что хотя ты и один говоришь, ты говоришь в слух Бога; хотя наедине что-либо делаешь – подробно видит это Бог; хотя помышляешь что, будь уверен, что Бог надзирает движения сердца... Все открыто пред очами Его! Будь мужественен во всех случаях и Сам Бог будет твоим Учителем в молитве. Нельзя словами научиться зрению – ибо это есть природная способность; так и благолепия молитвы нельзя познать из одного учения. Ибо она в самой себе имеет Учителя – Бога, «учащего человека разуму» (Василий В., Лествичник).
Пс.93:12. Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его.
Во многих отношениях «блажен" тот, кто «наказывается» Богом, ибо становится он лучше и благоразумнее. Бог вразумляет человека как Отец, а поэтому человек подвергается не казни, а «наказанию» (воспитанию), потому что подвергать казни свойственно судьям, а наказывать – учителям (Златоуст).
Пс.93:13. Укротити его от дней лютых, Дóндеже изрыется грешному яма.
Под «днями лютыми» разумеет мучения. Бог укрощает, то есть облегчает мучения сообразно с исправлением человека, происходящим от божественного «наказания». «Ямою" называет Пророк будущие мучения, которые готовятся диаволу (Златоуст).
Пс.93:14. Яко не отринет Господь людей Своих, и достояния Своего не оставит.
«Господь наказывает» некоторых, чтобы они и сами покаялись и спаслись, и для других послужили поводом и примером обращения. А если бы Он отверг Свое «достояние» – верных, мысленным врагам, то Он не наказывал бы нас, предоставляя погружаться в еще большее нечестие (Златоуст).
Пс.93:15. Дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем.
Показывает до каких пор нужны «наказания» верным. Когда Христос – истинная «правда« придет «судить» живых и мертвых, тогда праведники в качестве слуг окружат Судию. Тогда все частные наказания прекратятся, так как суд Божий будет совершаться не ради наказания, а ради воздаяния (Златоуст).
Пс.93:16. Кто востанет ми на лукавнующыя; или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие;
Пророк указывает на предлежащую нам трудную и жестокую борьбу со злыми силами. Он просит и требует Божией помощи (Златоуст).
Пс.93:17. Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя.
Очевидный же признак души, не очищенной еще от скверных страстей у того, кто не имеет чувства соболезнования к чужим прегрешениям, но произносит на них строгий суд, забывая, что и сам дотоле был одолеваем подобными страстями, пока не спасло его милосердие Божие. Не гнев, а сострадание должно изъявлять к согрешающим, ибо – «аще не Господь помогл бы ми», то «вмале вселилася бы во ад душа моя». И всякий знает, в какие впадал искушения, и как тотчас обретал Бога помощником себе в скорбях своих (Кассиан, Студит).
Пс.93:18. Аще глаголах: подвижеся нога моя, милость Твоя, Господи, помогаше ми.
«Аще глаголах» (Богу): Господи, поколебалась «нога" моя, т.е. твердость души, нахожусь в опасности, в искушении: и когда я исповедал немощь свою, – (тотчас) «милость Твоя, Господи, помогаше ми». Этими словами Давид учит, что кто находится в опасности пасть в грех, но борется и исповедует немощь свою – вскоре получает помощь от Бога (Златоуст).
Пс.93:19. По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою.
«Множество болезней» – есть следствие греха; но Врач употребляет равносильные уврачевания и «утешения". Поэтому будучи уязвляемы обличениями, будем вспоминать грехи свои, пока Господь, видя терпение наше, не соблаговолит изгладить грехи наши; и скорби, угрызающие сердце, претворит в радость (Григорий Нисский, Лествичник).
Пс.93:20. Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление.
Пс.93:21. Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят.
«Беззаконие» царствует и покоится в диаволе, который старается сделать для нас трудным закон Божий, возбуждая в нас удовольствия и праздность. Бог попускает это, желая увеличить награду подвизающимся. Но во время суда диавол не будет предстоять пред Богом; потому что Бог судит как человеколюбец, а диавол, лишившись своего достоинства, является величайшим человеконенавистником, и дерзает «уловить" даже «душу праведника», за его прежде допущенные по неведению грехи. Поэтому Бог не позволяет диаволу обвинять нас, когда Он судит наши поступки, а призывает в качестве обвинителей наши помыслы, а в качестве свидетеля нашу совесть (Златоуст).
Пс.93:22. И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помошь упования моего.
Пс.93:23. И воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог.
«Беззаконные» соберут плоды своих трудов и получат достойное «по лукавствию их» воздаяние. Написано это не для них только, но и для всех людей; потому что человеколюбивый Господь, промышляя о всех людях, всем предлагает полезное уврачевание (Феодорит).
Хвала песни Давиду, не надписан у еврей, 94
«Хвалою песни» называется псалом, в котором с пророчеством соединено славословие. Пророк призывает всех людей радостно обратиться ко Христу Спасителю и искренне чтить Его своею жизнью. Приводит в пример и древних иудеев, погибших в пустыне за свою неблагодарность и жестокосердие (Златоуст, Афанасий).
Пс.94:1. Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему:
Пс.94:2. Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему.
Господь повелевает, Пророк призывает, а мы должны повиноваться и приносить Ему свое покаяние. Мы, грешники, иначе и явиться не можем пред лице Судии, как только предварительно исповедав грехи свои. Приступим к Нему и будем просить не житейских благ, но отпущения грехов. Испорченность души есть причина болезней телесных: тому свидетельствует 38-летний расслабленный, а прежде всего – Каин. Итак, будем просить у Христа уврачевания расслабленной души, оставив все житейское. О том-то особенно и стенай, что не чувствуешь сокрушения о своих беззакониях от безчувствия души (Златоуст).
Пс.94:3. Яко Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли.
Пс.94:4. Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть.
Пс.94:5. Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте.
Пророк говорит о «величии« Божием не так, каково оно есть, но насколько мы его постигаем из видимых созданий. Назвав стихии, Пророк указал и на Того, Кто содержит их. Поэтому путешествуем ли по «морю», возделываем ли «землю" – зная, Кем они созданы и Кому принадлежат – будем благодарить Бога за то, что Он произвел на нашу пользу такие блага (Златоуст).
Пс.94:6. Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас.
«Приидите", христиане, «поклонимся» Богу как рабы и припадем пред Ним, как нуждающиеся в Его помощи. «Восплачемся» не пред человеком или людьми, но «пред Господем», – а этим научает нас делать это втайне, по слову Его: «Отец твой, видяй в тайне, Той воздаст тебе яве» (Мф. 6, 4) (Златоуст, Евсевий).
Пс.94:7. Яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити Его, и овцы руки Его. Днесь аще глас Его услышите,
Пс.94:8. Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни:
Пс.94:9. Воньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя.
Божественное Писание всеми способами отвлекает нас от греха. Если «услышим" в настоящей жизни «глас Его, не ожесточим сердец» своих, как иудеи, которые вместо благодарности роптали на Бога за выведение их из Египта, за что Бог и наслал на них смертоносных змей (Златоуст).
Пс.94:10. Четыредесять лет негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих.
40 лет искушался Бог иудеями в пустыне. Они же остались неблагодарными и неверующими после стольких знамений, потому что «заблуждались» не устами, но «сердцем" – отсюда болезнь неисцельной является. Все это произошло от «неведения» путей Божиих, т.е. заповедей, которые знают не столько изучающие их, сколько исполняющие. Истинное знание – знание на деле (Златоуст).
Пс.94:11. Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой.
Данным выражением Пророк указывает на истинный покой в будущей жизни. Божественный апостол приписывает слова эти Святому Духу, указывающему, что древние иудеи не вошли в землю обетованную, потому что не послушались голоса Божия, так и те христиане, которые не послушаются и не сохранят заповедей Христовых, не войдут в Царствие Небесное (см. Евр. 3, 7–8) (Златоуст).
Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей, 95
Пророк под «созиданием» (построением) «дома« разумеет божественное воплощение, потому что и Сам Господь говорил о Своей плоти: «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Ин. 2, 19). Построение этого храма было совершено после нашего «пленения» диаволом, почему, желая освободить нас от него, Христос и воплотился. Все это предвидя, божественный Давид побуждает христиан воспеть Богу стройную песнь благодарения (Златоуст).
Пс.95:1. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля,
Пс.95:2. Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его.
Пс.95:3. Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его.
Приглашая трижды к песнопению, Давид называет три раза имя «Господа", желая этим показать, что во Христе прославляется Святая Троица, почему и одно поклонение и одно песнопение должно быть воздаваемо Святой Троице (Златоуст).
Пс.95:4. Яко Велий Господь и хвален зело: страшен есть над всеми боги.
Пс.95:5. Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори.
«Велий и хвален Господь» тем, что будучи так чрезмерно велик, снисходит к смиренным, и будучи праведным – терпеливо ожидает спасения грешников. «Вси бози" языческие оказались злыми демонами, а наш «Бог небеса сотвори». Ибо во время вольного страдания Его не только омрачилось солнце и распались камни и катапетасма (завеса) храма разорвалась, но и силы небесные поколебались и, кратко сказать, все угрожало разрушением, видя Носящего вся висевшим на кресте (Златоуст, Феодорит).
Пс.95:6. Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его.
Вместо демонов небо приняло «исповедников» и «святых«. С «исповеданием» Бог соединил и «красоту», потому что исповедающий свой грех пред Богом превращается из покрытого смрадом в облеченного в благолепие. Со «святынею" Бог соединил и «великолепие», потому что нет ничего великолепнее святого, потому что в нем почивает Сам Бог, как Святой (Златоуст).
Пс.95:7. Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь.
Пс.95:8. Принесите Господеви славу имени Его: возмите жертвы, и входите во дворы Его.
«Отечествиями язык» именует вождей церковных (священников и предстоятелей), которые должны прославлять Бога добрыми делами и воздавать Ему честь от праведных трудов своих. А далее обращается ко святым: «слава имени» Христова заключается в кресте. Крест мы «приносим Господеви» – если распинаем себя в своей жизни. А с какими «жертвами« повелевает входить во «дворы» (Церкви) Его, об этом упоминает апостол: «представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови – словесное служение ваше» (Рим. 12, 1). Пророк желает, чтобы прославлялся Бог в Троице, поэтому три раза называет Его Господом и три раза повелевает воссылать Ему славу (Златоуст, Кирилл).
Пс.95:9. Поклонитеся Господеви во дворе святем Его: да подвижится от лица Его вся земля.
Под святыми «дворами« Пророк разумеет Церкви христианские. Все Церкви составляют одну Церковь, которая и называется святою, как тело святого во святых. «Лице» Бога Отца -Богочеловек Иисус Христос. «Вся земля» – всякий человек должен с трепетом и благоговением ко Святым и страшным Тайнам Христовым приступать (Златоуст, Псалтирь с толкованием).
Пс.95:10. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится: судит людем правостию.
«Господь воцарися» и разрушенную злобою «вселенную исправи» – в этом заключается признак Царства Господня: Христос низложил (колебавших землю) демонов и основал Церковь Свою на Камне, «и врата адова не одолеют ея» (Мф. 16, 18). Бог Судия «судит людей правостию», т.е. по справедливости (Златоуст, Афанасий, Феодорит).
Пс.95:11. Да возвеселятся небеса, и радуется земля, да подвижится море и исполнение его.
Пс.95:12. Возрадуются, поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня.
Небесные силы и все святые «радуются исправлению вселенной». Если ты перенесешь сперва страдания, то войдешь и в пристанище покоя Его, и будешь потом безмолвствовать без всяких забот, имея душу утвержденную в Господе и всегда прилепляющуюся к Нему, упованием радующуюся, любовию веселящуюся, хранимую Единосущною Святою Троицею. И тогда исполнится на тебе сказанное «веселие". Ибо такова безпопечительная жизнь человека Божия (Макарий В., Афанасий).
Пс.95:13. Яко грядет, яко грядет судити земли, судити вселенней в правду, и людем истиною Своею.
Дважды употребив слово «грядет«, Пророк указывает на оба пришествия Христова. Выше он ясно возвестил первое пришествие Его, не упомянув в нем о суде, потому что Христос пришел не судить, а спасти мир (см. Ин. 12, 47); теперь же указывает и на второе пришествие, когда Он будет «судить» мир (Златоуст).
Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у еврей, 96
Псалмопевец предвозвещает первое и второе пришествие Бога и Спасителя, возвратившего земле Свое царствование и даровавшего миру Богопознание и спасение. Псалом этот пророческий, мессианский (см. Евр. 1, 6) (Афанасий, Феодорит).
Пс.96:1. Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози.
Бог, как Творец и Господь вселенной, всегда «царствовал». Будучи Царем всегда, Он, воплотившись, начал царствовать и по плоти, покорив и освободив род человеческий от незаконного царствования злых бесов: Давид утешает скорбящую вселенную, попираемую бесами, подразумевая под землею все человечество, а под «островами» – Церкви (Златоуст, Григорий Нисский).
Пс.96:2. Облак и мрак окрест его: правда и судьба исправление Престола Его.
Словами «облак и мрак» Пророк указал на невидимость божественного естества; а словами «правда и суд» указал на причину Его пришествия – чтобы оправдать уверовавших в Него Своей неизреченной милостью (Феодорит).
Пс.96:3. Огнь пред Ним предыдет, и попалит окрест враги Его.
Пс.96:4. Осветиша молния Его вселенную, виде, и подвижеся земля.
Это сказано о втором Его пришествии на Страшный суд. Действие «огня« будет двояко: он будет не только попалять грешников, но и освещать лик святых. «Молнии» Он и Сам уподобил Свое пришествие: «якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27) (Феодорит).
Пс.96:5. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли.
«Горы" – иносказательно есть все сопротивные силы, видимые и невидимые, по причине их гордого мудрования и безплодной и гибельной воли. Подобное и в другом псалме сказано: «яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия» (Пс. 67, 3) (Афанасий).
Пс.96:6. Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его.
Это и было и будет. «Небеса", т.е. ангели возвестили правду Божию при рождении Спасителя, и возвестят ее при втором Его пришествии (Феодорит).
Пс.96:7. Да постыдятся вси кланяющиися истуканным, хвалящиися о идолех своих: поклонитеся Ему вси Ангели Его.
Кому это «Ему", как не Господу Богу Спасителю нашему? Мы должны усердно «поклоняться» истинному Богу, Которому поклоняются «ангели и знать», что поклоняясь Богу – мы вступаем в чин ангелов (Златоуст).
Пс.96:8. Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския, судеб ради Твоих, Господи.
Пс.96:9. Яко Ты Господь Вышний над всею землею, зело превознеслся еси над всеми боги.
«Сион" – есть Церковь и Матерь всем Церквам, а «дщери иудейские» – есть все святые и благочестивые души, которые радуются праведным «судам Божиим» (Афанасий).
Пс.96:10. Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я.
Это воля Отца Небесного: ибо невозможно в одно время одинаково любить и «Господа« и «злая»; потому что любовь ко Господу должна углубляться через ненависть и отвращение ко всякому злу. Итак, при молитве ко Иисусу Христу возненавидим всякие злые помыслы (Исихий).
Пс.96:11. Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие.
«Светом« и Светильником для «праведника» является закон Божий, он же является и «веселием» для них. Но ты разумей под «воссиявшим светом» и Единородного (см. Ин. 1, 3, 4; Мал. 4, 2) (Златоуст).
Пс.96:12. Веселитеся, праведнии, о Господе и исповедайте память Святыни Его.
«Праведники» не услаждаются никакими житейскими благами, а одним только Богом, в Котором «всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть» (Иак. 1, 17). Под «исповеданием» разумей или благодарение или исповедание грехов, поскольку и оно подобает «праведнику», ибо нет человека без греха (Златоуст).
Псалом Давиду, 97
И этот псалом излагает учение о двух пришествиях Христовых и имеет сходство с предыдущим. Не без причины псалом надписывается «Давиду", так как Давидом Пророк называет Христа. И это согласно с пророчеством Иезекииля, который проповедовал через много поколений после Давида: «и возставлю им пастыря, ...раба Моего Давида» (Иезек. 34, 23) (Златоуст, Феодорит).
Пс.97:1. Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе Его десница Его, и мышца святая Его.
«Песнь нова» – есть благодарение Бога от чистого сердца, сокрушенного и смиренного, за Его «дивное« обновление человека Пречистою Кровию Своею. По безмерному Своему человеколюбию «десница» и «мышца святая» Отца – Христос спас Своими страданиями преступного и погибшего раба (Кирилл).
Пс.97:2. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою.
Словом «спасение« означает пришествие Господнее во плоти, по сказанному Симеоном: «яко видесте очи мои спасение Твое» (Лк. 2, 30). Оправдав нас верою, Христос изгнал князя века сего и открыл «правду» Свою народам (Афанасий).
Пс.97:3. Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего.
Пророк упомянул об «Иакове" и о «доме Израиля», чтобы показать, что исполнивший настоящее пророчество был Тот Самый, Кто назвал Иакова Израилем. Потому-то Он боролся с Иаковом, что хотел прообразовать таинство воплощения – ведь бороться и обниматься свойственно плоти (Златоуст).
Пс.97:4. Воскликните Богови вся земля: воспойте, и радуйтеся, и пойте.
Пс.97:5. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех, и гласе псаломсте.
«Гуслями" называет согласие души и тела, которое приятнее Богу гуслей неодушевленных, как об этом Сам свидетельствует: «отстави от Мене глас песней твоих, и песни органов твоих не послушаю» (Ам. 5, 23) (Афанасий, Феодорит).
Пс.97:6. В трубах кованых, и гласом трубы рожаны: вострубите пред Царем Господем.
Раньше эти инструменты применялись для славословия Бога, но мы будем разуметь под ними одушевленные «трубы": пророков, апостолов, учителей Церкви – возвестивших нам спасительное учение Христово (Златоуст, Феодорит).
Пс.97:7. Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живушии на ней.
Пс.97:8. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются.
Пс.97:9. От лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию.
Здесь изображается действие благодати Святаго Духа в людях, «радующихся» пришествию Бога Спасителя. Они ожидают воздаяния за труды, зная «правдивость» Судии. Первое пришествие Христово сопровождалось великою милостью; а второе будет сопровождаться «правдою". Ибо все предстанем на «суд Христов, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор. 5, 10) (Феодорит).
Псалом Давиду, 98
И этот псалом содержит пророчество о духовном «Давиде" – Христе и изображает Царство Христово и высокомерие иудеев (Златоуст, Афанасий, Феодорит).
Пс.98:1. Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля.
Воцарение Христа привело в гнев и ярость иудеев. Ибо когда Христос родился, то «смутися Ирод и весь Иерусалим с ним» (Мф. 2, 3). Кто восседает на «херувимех» – Тот Самый в последние времена воцарится над живущими на земле. «Седяй на херувимех» сказано ради человеческой немощи, ибо Бог не имеет нужды в седалищи, потому что безплотен. Седение «Господа на херувимех» обычно выражает царское величие Божие, ибо «Он восседает над кругом земли – и живущие на ней как саранча пред Ним» (Ис. 40, 22) (Златоуст, Афанасий, Феодорит).
Пс.98:2. Господь в Сионе Велик, и Высок есть над всеми людьми.
«Сион" – есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос (Афанасий).
Пс.98:3. Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть.
«Велико это имя» Иисус, потому что толкуется оно – спасение людей. Оно «страшно« для всех народов, гневающихся и противящихся владычеству Его; «свято» же для верующих в Него, ибо «о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» (Флп. 2, 10) (Афанасий).
Пс.98:4. И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси.
«Честь« (власть) «царева суд» (правду) «любит»: Сыну Божьему принадлежит «суд", ибо «Отец суд весь даде Сынови» (Ин. 5, 22). Мы должны бояться Христа как правосудного Царя: ибо любовь к правде делает царя достопочтенным (Феодорит, Кирилл).
Пс.98:5. Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.
«Возносите Господа Бога» чрез хранение заповедей Его, ибо чрез преступление заповедей Божиих хулится имя Божие, как говорит Сам Бог через пророка Иезекииля (см. Иез. 20). Под «подножием» разумеет Пророк Голгофу и Крест Христов, имевший и подножие, на котором поставленные ноги Господа сильно прибиты были гвоздями. Но в отношении к Божеству: «небо", – говорит Он, – «престол Мой; земля же подножие ног Моих» (Ис. 66, 1), т.е. все находящиеся на земли и на море церкви являются «подножием» Христа «Бога нашего». Божественные тайны открыты нам в меру нашего разумения. Но если бы и многое мы постигли в понятиях о Боге, то и тогда разумение о Нем уподобилось бы только «подножию ног Его». Этим сравнением Пророк показывает безсилие и низость нашего разумения (Феодорит, Исихий, Ириней, Иустин, Григорий Нисский).
Пс.98:6. Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их.
Пс.98:7. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им.
По какой причине «послушаше их? – яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им». И нам в Новом Завете (Евангелии) дал Он спасительные заповеди, за сохранение которых мы можем удостоиться равных с ними воздаяний. «В столпе облачне глаголаше к ним Бог», потому что не в состоянии были видеть Его существо. «Моисей« здесь поставлен в число «иереев», хотя и не был им, но по повелению Божию, не раз приносил жертвы (см. Исх. 24:6, 29:25; Лев. 8, 6), помазывал «Аарона" и сыновей его, освящал скинию (см. Лев. 8, 10) и др. (Евсевий, Максим Грек, Златоуст).
Пс.98:8. Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, ты Милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их.
«И мщая на вся начинания их»: и был мстителен за оскорбления их. Ибо возмутившихся против великого Моисея Бог предал «огню", а избежавших пламени, – повелел провалиться земле, и место их своевольства сделалось для них самоприготовленным гробом; восставших против Самуила предал жестокому правлению Саула и окружил различными бедствиями (Феодорит).
Пс.98:9. Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся в горе святей Его: яко Свят Господь Бог наш.
Христиане должны возносить (возвышать) Христа высокими мыслями, словами и делами. Как славу царя составляют военные трофеи, так и славу Христа – терпение страданий, которое совершилось на «Святой Горе», на которой был распят Христос на кресте. «Горой Святой», по мнению иудеев, был земной Иерусалим, а у нас христиан – небесный Иерусалим, о котором апостол пишет: «(вы) приступисте к Сионской Горе, и ко граду Бога Живаго, Иерусалиму небесному» (Евр. 12, 22) (Евсевий, Златоуст, Исихий).
Псалом Давиду, во исповедание, 99
И здесь Пророк призывает всех людей к песнопению, всех убеждает служить Спасителю Богу «во исповедании», т.е. в благодарении (Феодорит, Златоуст).
Пс.99:1. Воскликните Богови вся земля:
«Землею« здесь назван человек. Это название дано Адаму Самим Богом: «земля еси» (Быт. 3, 19). Хотя я и одушевлен, но «земля»: одушевлен я душою мертвою. Чтобы ожить мне «земле" и «воскликнуть Господеви»: это может сделать только «вся земля», все составные части человека, соединенные во едино с Господом (Игнатий).
Пс.99:2. Работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости.
Порабощение людям производит пагубный страх, а служение Господу – чистый и непорочный страх, от которого в душе рождается «веселие«. Не почитайте служение Ему печальным и болезненным, напротив, оно исполнено «радости» и «веселия", ибо владычество Его человеколюбивое и кроткое. А кто ленив и не служит Ему с веселием – тот входит в Церковь с «неумытыми ногами» (Афанасий, Кирилл, Евсевий, Феодорит).
Пс.99:3. Уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его, и овцы пажити Его.
Бог есть творец человека; а родители – как содействующие только рождению причины: ибо и Иов, и Давид, несмотря на то, что рождены от отца и матери, оба говорят: «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» (Пс. 118, 73; Иов. 12, 9). И к Иеремии Бог говорит: «прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя» (Иер. 1, 5). Ибо никакое разумное существо не имеет естественной власти, но все рабски служат Творцу Богу, создателю своему. «Мы – людие» Его, как «Царя«, и «овцы» – как «пастыря" (Феодорит, Евсевий, Кирилл).
Пс.99:4. Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его.
Средством к получению доступа пред лице Божие служит смирение. Оно является входными «вратами" в обители небесные, в храм Божий и в храм сердечный, в котором водворен Бог посредством таинства Крещения. Смирение содействует человеку «исповедываться» от всей души и воздавать славу правосудию Божию, карающему каждого за частные грехи. Из совершеннейшего смирения и из преданной покорности воле Божией рождается чистейшая святая молитва – жертва «хваления Ему» (Игнатий).
Пс.99:5. Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его.
Как «благ«, Господь сострадателен и человеколюбив, и «милость» Его неизмерима и неизреченна ко всем притекающим к Нему. Исповедайтесь Ему как Врачу, обнажайте душевные раны чрез исповедание грехов: ибо Он «благ" и «во век милость Его». «Истина Его», начавшись от нынешнего рода, откроется в будущем роде, когда воздаст Он каждому по делам его (Златоуст, Евсевий).
Псалом Давиду, 100
Богоотец пророк Давид, водимый Духом Святым, изображает в этом псалме богоугодную жизнь и показывает, каким подвигом можно достигнуть Царствия Небесного (Афанасий, Кирилл).
Пс.100:1. Милость и суд воспою Тебе, Господи.
Пророк указывает на богатство божественного человеколюбия. «Милость Божия» – как ожидающая покаяния грешника, а «суд« – как праведная угроза вечной казнью. И поскольку прежде «суда» поставляет милость, то милостив наш Судия еще в настоящем веке, доколе не производит «суда«; так что «милость» принадлежит нынешнему, а «суд« – будущему времени. Строгость «судов» божественной правды грешника возбуждает на подвиг, и он, страхом укрепляемый и любовию услаждаемый, с Богом беседует молитвенно и вожделевает божественного (Златоуст, Евсевий, Исихий, Максим).
Пс.100:2. Пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши ко мне; прехождах в незлобии сердца моего, посреде дому моего.
Дивный этот муж приобрел такую чистоту, что с дерзновением взывал к Богу: «когда приидеши ко мне»? «Незлобие сердца» – есть подражание и уподобление Богу. Оно как царица превозносится над всеми добродетелями. Под «домом" разумей внутренний храм души, а не этот вещественный дом (Златоуст).
Пс.100:3. Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех.
Ни пред чувственными, ни пред умственными глазами не полагал Давид дела «законопреступного», но имел всегда страх Божий, хранение заповедей, дела правды. Должно не только воздерживаться от лукавых дел, но и отвращаться от делающих лукавое (Златоуст, Афанасий).
Пс.100:4. Не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от Мене лукаваго не познах.
Пс.100:5. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем с сим не ядях.
Возлюбим прекрасную науку – не только не клеветать, но даже и не слушать осуждающих, потому что общение со злыми повреждает добрые нравы. Эти слова относятся и к диаволу. Ничто так не извращает жизни людей, как поспешная доверчивость ко всяким речам. Ибо Писание говорит: «не всякому словеси емли веры» (Сир. 19, 16). Когда кто-нибудь что скажет против другого – не верь легкомысленно, но тщательно исследуй и на деле удостоверься и потом уже верь. И если ты осуждаешь даже мыслию – тем не менее делаешься виновным во грехе, когда не имея никаких доказательств, осуждаешь, как часто случается, по одному подозрению и пустой клевете (Златоуст).
Пс.100:6. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.
Дух Святый как бы отвечает от лица Божьего такими словами: поистине, очи Божии обращены на «верных", т.е. к достойным доверия по неукоризненной своей жизни и высоко чтущим божественное. Будь ангелом по жизни и все будут с удовольствием сладостно слушать слова твои и творить то, что ты повелеваешь, имея перед собою образ твоей жизни. Ибо не побудишь людей к благолюбию, если сам не явишься возлюбленным другом Божиим (Златоуст, Афанасий, Димитрий).
Пс.100:7. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню: глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моима.
«Гордых« помыслов не допускал в сердце свое Пророк и из уст его никогда не исходила «неправда» (Афанасий).
Пс.100:8. Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие.
Здесь сказано загадочно и прикровенно. «Грешными земли» называет лукавые помыслы, которые подавлял он в себе утренними молитвами и непрерывным устремлением ума к Богу. «Градом Господним» именует святую душу, по сказанному: «преславная глаголашеся о Тебе, граде Божий» (Пс. 86, 3) (Василий В., Афанасий, Максим).