КАФИСМА ОДИННАДЦАТАЯ
Разума Асафу, 77
Псалом этот, «разума" пророческого исполненный, предостерегает от бедствий, которые случились с иудеями по их неразумию. Говорит в этом псалме пророк Давид как бы от лица Христа к верующим христианам, увещевая их «внимать закону» евангельскому (Златоуст, Афанасий).
Пс.77:1. Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих.
Спаситель требует от своего народа напряженного слуха, чтобы он не подвергся одной участи с прежним иудейским народом, не послушавшим Бога. Повелевает тщательно исследовать закон евангельский и от всего сердца выслушать пророчество (Евсевий, Златоуст, Феодорит).
Пс.77:2. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва.
«Ганания" – тайные слова пророческие, открытые светом Евангелия Христова (Иероним).
Пс.77:3. Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам:
Пс.77:4. Не утаишася от чад их в род ин, возвешающе хвалы Господни и силы Его, и чудеса Его, яже сотвори.
Пс.77:5. И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили: елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим.
Пс.77:6. Яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим.
Пс.77:7. Да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут.
Пс.77:8. Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего, и не увери с Богом духа своего.
«Род строптив» – сердце непостоянное: то к Богу, то к Моисею, то к тельцу, то к другим идолам (Феодорит).
Пс.77:9. Сынове Ефремли наляцающе и стреляюше луки, возвратишася в день брани.
Особенно неверно Богу было колено «Ефремово", которое само впало в идолопоклонство золотым тельцам и вовлекло в него и другие 9 колен. За эту измену Бог лишил их мужества: обладая большим искусством стрелять из лука, они, впав в малодушие, убоялись и обратились назад в день битвы (Феодорит).
Пс.77:10. Не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити.
Пс.77:11. И забыша благодеяния Его, и чудеса Его, яже показа им.
Пс.77:12. Пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей, на поли Танеосе.
В немногих словах Пророк напомнил им все чудеса, за забвение которых он их упрекает. «Поле Танеосе» – это обширнейшее владение фараона, находившееся вблизи города «Таниса", столицы царства фараона (Златоуст, Феодорит).
Пс.77:13. Разверзе море, и проведе их: представи воды яко мех.
Пс.77:15. И настави я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня.
Пс.77:15. Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе.
Пс.77:16. И изведе воду из камене: и низведе яко реки воды.
Пс.77:17. И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней.
Пророк обвиняет иудеев в том, что они, получая такие чудеса, продолжали грешить против Чудотворца, оставаясь неблагодарными Щедродавцу (Златоуст, Феодорит).
Пс.77:18. И искусиша Бога в сердцах своих, воспросити брашна душам своим.
Они вознамерились искусить Божию силу и, захотев пищи, не просили ее, но жаловались на Бога, как якобы не могущего пропитать их (Феодорит).
Пс.77:19. И клеветаша на Бога, и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни;
Самое тяжкое преступление – «клеветать на Бога» (Златоуст).
Пс.77:20. Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу людем Своим;
Пс.77:21. Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля:
Пс.77:22. Яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его.
За ропот Бог справедливо разгневался и попалил огнем безблагодарных (Златоуст).
Пс.77:23. И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе:
Пророк говорит об облаках, находящихся выше естественных облак и называет их дверями небес (Златоуст).
Пс.77:24. И одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им.
Пс.77:25. Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости.
Апостол говорит: «брашно духовное ядоша» (1Кор. 10, 3), т.е. Бог питал их души (кроме «манны") еще некоторою разумною небесною силою, какою питает и ангелов – «хлебом ангельским» (Афанасий).
Пс.77:26. Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива:
Пс.77:27. И одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты.
Пс.77:28. И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их.
Пс.77:29. И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им.
Пс.77:30. Не лишишася от желания своего: еще брашну сущу во устех их,
Пс.77:31. И гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят.
Пс.77:32. Во всех сих согрешиша еще, и не вероваша чудесем Его:
Бог удовлетворил страстное желание иудеев иметь мясо; но когда они ели его, Он убил упитанных в нечестии за ненасытимость; за то, что не поверили в то, что Бог может дать им пищу. Однако нечестивые продолжали согрешать (Златоуст, Феодорит).
Пс.77:33. И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием.
Предавшись суете со всем тщанием – они во грехах и отходили из этой жизни (Феодорит).
Пс.77:34. Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу:
"Всяцей бо злобе научила праздность» (Сир. 33, 28). Это изречение Писания подтверждают как ежедневные события, так и случившееся с нашими предками. Итак, скорби, искушения и все случающиеся с нами неприятности не менее радостей доказывают Божие о нас попечение. Поэтому и наказывает Господь по Своей благости, чтобы человек вразумился от наказания и сделался лучшим. Кроме того, настоящее наказание уменьшает тяжесть будущего мучения. Видишь ли неизреченное человеколюбие и безпредельное богатство благости, как Бог предпринимает все, чтобы мы, и согрешивши, потерпели наказание легче заслуженного (Златоуст).
Пс.77:35. И помянуша, яко Бог Помощник им есть, и Бог Вышний Избавитель им есть.
Пс.77:36. И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему:
Пс.77:37. Сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его.
Пс.77:38. Тойже есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит, и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего.
Пс.77:39. И помяну, яко плоть суть: дух ходяй и не обращаяйся.
Бог умилосердился над ними; хотя видел, что совершенно предались они плотскому мудрованию и не обращаются к покаянию. Только по великому Своему человеколюбию Он не погубил всех евреев в пустыне, но пощадил и помиловал (Афанасий).
Пс.77:40. Коль краты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней;
Пс.77:41. И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Израилева раздражиша.
Давид показывает Божие долготерпение и удивляется глубине нечестия иудеев – даже «в пустыни, в земле безводней», терпя нужду – они прогневляли и многажды преогорчевали Его, когда следовало бы быть смиренными. «Святой Израилев» – Моисей и Христос. Ибо как на Моисея, так и на Иисуса Христа роптали они (Златоуст).
Пс.77:42. И не помянуша руки Его в день, воньже избави я из руки оскорбляюшаго:
Описывает второй способ благодетельности, а именно: бедствия, постигшие врагов (Афанасий).
Пс.77:43. Якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе.
Пс.77:44. И преложи в кровь реки их, и источники их, яко да не пиют.
Пс.77:45. Посла на ня песия мухи и поядоша я, и жабы, и растли я.
Пс.77:46. И даде рже плоды их, и труды их пругом.
Пс.77:47. Уби градом винограды их, и черничие их сланою.
Пс.77:48. И предаде граду скоты их, и имение их огню.
Пс.77:49. Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми.
Псалом дополняет то, что умолчано Моисеем (см. Исх. 12, 29). «Ангелы люты» – это силы, служащие для исполнения наказаний. Бог наказывал египтян не Сам, но через добрых ангелов. «Яростию, гневом и скорбию» Пророк называет жестокие казни (Златоуст, Феодорит).
Пс.77:50. Путесотвори стезю гневу Своему: и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи.
Пс.77:51. И порази всякое первородное в земли Египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых.
Пс.77:52. И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни,
Пс.77:53. И настави я на упование, и не убояшася: и враги их покры море.
Пс.77:54. И введе я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его.
Повелел твердо «уповать« на Него и не приходить в боязнь. «Гора святыни» – Иерусалим и Церковь Святая, «юже десница» Божия, Христос Господь, «стяжа» Себе Кровию Своею на Кресте излиянною на Голгофской «горе" (Златоуст).
Пс.77:55. И изгна от лица их языки, и по жребию даде им [землю] ужем жребодаяния, и всели в селениих их колена Израилева.
Пс.77:56. И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша.
Пс.77:57. И отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен.
Пс.77:58. И прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его.
Пс.77:59. Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля,
Пс.77:60. И отрину скинию Силомскую, селение еже вселися в человецех.
Пс.77:61. И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов.
Пс.77:62. И затвори во оружии люди Своя, и достояние Свое презре.
Пс.77:63. Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы Быша.
Пс.77:64. Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут.
«Девы их не осетованы», Быша, потому что некому было попечалиться и пожалеть об умерших (Златоуст).
Пс.77:65. И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина.
Пс.77:66. И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им.
Пс.77:67. И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра:
Пс.77:68. И избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби.
Пс.77:69. И созда яко единорога святилище Свое: на земли основа и в век.
«И избра колено Иудово» ради «Мессии«; «гору Сион возлюби» ради «храма», на ней построенного; «святилищем» называет иерусалимский храм, настолько сильный и славный, как силен и славен между зверями «единорог" (носорог) (Афанасий).
Пс.77:70. И избра Давида раба Своего, и восприят его от стад овчих.
Пс.77:71. От доилиц поят его, пасти Иакова раба Своего, и Израиля достояние Свое.
Давид был даже не совершенный пастырь, а помощник пастыря, который обхаживал рождающихся овец. И этот пастух соделался для евреев учителем добрых нравов, преподав им то, чем в особенности сам отличался: кротостью и незлобием сердца (Афанасий, Феодорит).
Пс.77:72. И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть.
Пророк явно говорит здесь о Христе; поистине в «сердце" Которого не было злобы, и «разумом рук» Своих Он упас, наставил и восстановил все погибшее человечество. Давид был отцом и образом Христа, почему и взят не от стада, но от «стад овчих», потому что много стад у Христа человеческих, ангельских и других разумных и невидимых сил (Исихий, Златоуст).
Псалом Асафу, 78
Давид, по Божественному откровению свыше, возвещает свою пророческую скорбь о предстоящем разорении Иерусалима нечестивыми, что впоследствии и сбылось. Содержится в псалме и плачевный глас к Богу бедствуемой Православной Церкви (Афанасий, Иероним).
Пс.78:1. Боже, приидоша язы́цы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой.
Благодать Святаго Духа премудро вразумила начать так свою молитву терпящих жестокие бедствия. Пророк от лица благочестивых изображает не собственные свои страдания, но нечестивое поругание божественного храма, который ни в чем не согрешил против закона Божьего (Феодорит).
Пс.78:2. Положиша Иерусалим яко овощное хранилище: положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным.
Пс.78:3. Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй.
После избиения жителей «Иерусалим» сделался пустым, как «овощное хранилище». Тела служителей Божиих («трупия раб» и «плоти преподобных») отдали нечестивые на съедение «зверем земным» и «птицам плотоядным». По безмерию безчеловечности враги не позволяли сродникам даже погребать мертвых (Афанасий, Феодорит).
Пс.78:4. Быхом поношение соседом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас.
Пс.78:5. Доколе, Господи, прогневаешися до конца; разжжется яко огнь рвение Твое;
Оплакивая избиение людей и зверскую лютость врагов, Псаломник подвигает себя к теплейшей молитве.
Пс.78:6. Пролей гнев Твой на языки не знающыя Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша:
Пс.78:7. Яко поядоша Иакова, и место его опустошиша.
Намереваясь хотя бы немного смягчить постигший праведный гнев Божий за беззакония людей, Пророк называет народ «Иаковом", чтобы воспоминанием угодившего Ему праотца приклонить Бога на милость. Под «местом Его» переводчики текста подразумевают Дом Божий (Феодорит).
Пс.78:8. Не помяни наших беззаконий первых: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело.
Пс.78:9. Помози нам, Боже, Спасителю наш: славы ради имене Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи нашя имене ради Твоего.
Молитва здесь обращена ко Христу, Который есть «слава имени» Бога Отца. Да и кому свойственно «очищать грехи», как не Христу, «слава" Которого выражается в милосердии к грешнику. Спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек имел нужду в Спасителе. Так как грех передал грешника во власть диавола, а диавол подверг его смерти, то не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т.е. пророки, но они только яснее указывали на немощи; видя, что болезнь превышает искусство человеческое, они с небес призывали Врача. Поэтому присносущный Бог пришел и дал в уплату Свою Кровь, отдал Свое Тело, уничтожив смерть Своею смертью: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя» (Гал. 3, 13) (Златоуст, Прокл).
Пс.78:10. Да не когда рекут язы́цы: где есть Бог их; и да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб Твоих пролитыя.
Пс.78:11. Да внидет пред Тя воздыхание окованных: по величию мышцы Твоея снабди сыны умерщвленных.
«Окованные» узами греха, потому что каждый связывается цепями своих грехов. Умоляет также и «снабдить сынов умерщвленных», т.е. спасти оставшихся в живых (Златоуст, Афанасий).
Пс.78:12. Воздаждь соседом нашым седмерицею в недро их поношение их, имже поносиша Тя, Господи.
Для каких же «соседей" просит Пророк многократного воздаяния, как не для демонов, которые стали соседями иудеев по их нечестию? Ибо о воздаянии людям божественный Давид не стал бы так молиться, зная, что Судия этого не допустит; как бы в таком случае он мог и петь Ему: «Ты воздашь» каждому по делам его? (Златоуст).
Пс.78:13. Мы же, людие Твои и овцы пажити Твоея, исповемыся Тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу Твою.
Верные, питающиеся Христом чрез участие в Таинствах, являются «овцами пажити» Его. Они то и «исповедятся» Ему «во век", то есть возблагодарят Его за благодеяния (Златоуст).
1 В конец, о изменшихся, свидение Асафу, псалом 79
Псалом, Давиду Духом Святым вдохновенный, поучает, какими словами должно умилостивлять Бога и преклонять Его к помилованию «изменяющихся» спасительным покаянием. Изложен псалом в виде молитвы, как бы самими иудеями Богу. Предсказывает также будущее спасение всем человекам Владыкою Христом (Златоуст, Феодорит).
Пс.79:2. Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися
Пасущий «Израиля« есть ни кто иной, как Иисус Христос, сказавший: «Аз есмь Пастырь добрый» (Ин. 10, 11). «Израиль» знаменует всех верных Христовых, устремляющих непрестанно ум свой к Богу. «Иосиф« – в целомудрии живущий. «Херувим» – множество разума и премудрости (Исихий).
Пс.79:3. Пред Ефремом и Beниамином и Манассием: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас.
Обозначив несколькими коленами весь народ, Пророк просит Бога скорее придти во плоти и освободить нас от мысленных врагов (Златоуст, Феодорит).
Пс.79:4. Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.
Видеть Христа лицем к лицу – в этом заключается «спасение" наше; но не чисто божество просит увидеть, так как на это никто не в состоянии взирать (Златоуст).
Пс.79:5. Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих;
Пс.79:6. Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру.
Пс.79:7. Положил еси нас в пререкание соседом нашым, и врази наши подражниша ны.
До тех пор Пророки питались «хлебом слезным» и «питием", оплакивая род человеческий, пока Сам Христос не стал Хлебом и Чашей Жизни (Златоуст).
Пс.79:8. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.
Усиленно повторяет ту же просьбу, желая показать ее необходимость и научить нас не падать духом, когда не получаем просимого, но оставаться твердыми, в уверенности, что получим непременно (Златоуст).
Пс.79:9. Виноград из Египта принесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и.
Писание часто в переносном смысле называет «виноградом» Израиля (Василий В.).
Пс.79:10. Путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю.
Пс.79:11. Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия:
Пс.79:12. Простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его.
Пророк повествует о том, как заботился Бог о спасении народа Своего израильского: как вывел его из Египта и «насадил" в земле обетованной, как укрепил и умножил «отрасли Его», т.е. пришельцев из язычников, которых научил Богопочитанию (Златоуст, Феодорит).
Пс.79:13. Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем;
Пс.79:14. Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и.
Здесь Пророк оплакивает бедность, в которую впал народ по Божьему гневу за беззакония. «Озоба" – опустошение, а именами многих диких зверей Писание обычно изображает диавола, который получил доступ в «виноградник» Христов вследствие «низложения оплота», т.е. Божьего покровительства (Василий В., Златоуст, Феодорит).
Пс.79:15. Боже сил, обратися убо, и призри с Небесе и виждь, и посети виноград сей:
В высшем духовном смысле «виноградом» называется всякая душа, от которой требуется достойное плодоношение. Поэтому, если посвящаем себя чистой жизни, Бог вспомоществует нам в очищении себя от страстей, усовершая нашу старательность и ревность о добре (Василий В.).
Пс.79:16. И соверши и, егоже насади десница Твоя, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе.
Пс.79:17. Пожжен огнем и раскопан: от запрещения лица Твоего погибнут.
Умоляет Владыку воззреть на погубление «виноградника» и уврачевать его злострадания, ибо он «пожжен огнем и раскопан», и нуждается в особой спасительной помощи «Сына Человеческого». Кто же есть сей «Сын Человеческий», как не Сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях? (Афанасий).
Пс.79:18. Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе.
«Рукой" означает Пророк спасение народа, совершенное «десницею Отчею» – Иисусом Христом (Афанасий).
Пс.79:19. И не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем.
«И не отступим от Тебе», как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем – христиане (Афанасий).
Пс.79:20. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.
Пророк часто повторяет эти слова, показывая, что ни обратиться, ни спастись мы не можем иначе, как только через воссияние «Лица" Божия, то есть воплотившегося Бога Слова (Златоуст).
1 В конец, о точилех, псалом Асафу, 80
Божественный Пророк, по внушению Святаго духа, призывает народы к вере в Господа нашего Иисуса Христа и предостерегает христианский народ не подражать нечестию древних евреев, чтобы не быть отверженным от Божьих благодеяний. Также содержит увещание, каким образом надлежит проводить праздничные дни. Под «точилами" подразумевает святые Церкви, источающие вино благодати Божией (Афанасий, Феодорит).
Пс.80:2. Радуйтеся Богу, Помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю.
Хорошо приглашает нас Пророк «радоваться о Боге», как могущественном и искреннем «помощнике», а не о человеке; ибо нет у людей постоянства ни в силе, ни в искренности, да и расположение их скоропреходящее (Златоуст).
Пс.80:3. Приимите псалом и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми.
Псалмопевец обращается к певцам и музыкантам, убеждая их составить стройные хоры для восхваления Господа; производит параллели между инструментами: «гусльми« и «псалтирью» и звуками от «тимпана» (глухой) и пения «псалмов" (ясный) как сходными символами Ветхого и Нового Заветов, имеющими одну цель – благочестие (Златоуст).
Пс.80:4. Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего.
Первый день каждого новомесячия у древних евреев был священным, о нем возвещалось звуками труб, в воспоминание той небесной трубы, которая трубила на горе Синайской во время снизшествия на нее Бога. Давид в «подражание повелению» Закона заповедует «вострубить», т.е. возблагодарить Господа Иисуса Христа за Его спасительный день воскресения, в который обновлена тварь. Поистине воскресение есть самый благознаменитый день, как праздников праздник и торжество из торжеств (Григорий Богослов, Феодорит).
Пс.80:5. Яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю.
Пс.80:6. Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския: языка егоже не ведяше, услыша.
«Свидение« – повеление «Иосифу», т.е. всему израильскому народу, благодетелем и питателем которого в Египте был Иосиф – праздновать в «новомесячии», чтобы помнили Божии благодеяния и благодарили Господа. «Языком" называет голос Божий на Синае, «егоже не ведяше, услыша» народ еврейский. И мы, доколе находимся в Египте, не удостаиваемся божественного гласа; а когда оставим телесное и облегчим лежащие на нас бремена греха, тогда услышим голос Божий (Феодорит, Никита).
Пс.80:7. Отъят от бремене хребет его: руце его в коши поработасте.
На «хребте« иудеи носили кирпичи в Египте, а в «кошах» (корзинах) – грязь и песок, строя города фараону. Пророк напоминает, от какой тяжелой работы и жизни освободил Бог евреев в древности (Псалтирь с толкованием).
Пс.80:8. В скорби призвал Мя еси, и избавих тя: услышах тя в тайне бурне, искусих тя на воде пререкания.
Здесь представляется Христос, беседующий с евреями и поучающий, что Он издревле был благодетелем их, и от великой и чрезмерной скорби Избавивший их: «дабы искусит тя и озлобит тя, и уразумеются яже в сердце твоем, аще сохраниши заповеди Мои или ни" (Втор. 8, 2) (Кассиан).
Пс.80:9. Слышите, людие мои, и засвидетельствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене:
О неизреченная кротость! ««Аще послушаеши Мене», – говорит Христос, – то Я скажу. Если ты обещаешь послушание, то Я буду говорить к тебе». Что ты говоришь, Владыко? (Златоуст).
Пс.80:10. Не будет Тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему.
Пс.80:11. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: разшири уста Твоя, и исполню я.
Сошедшее с Неба Бог Слово стало Хлебом жизни, и если кто, раскрыв «уста«, благоговейно принимает Его, то исполняется Богопознания. Покоряющемуся Ему – Бог обещает чувственные и духовные снеди. Повелевает «расширить» умственные «уста» души с чувством своей немощи для принятия благодати Божией. «Уста" душевные расширяются непрерывным размышлением о священных Писаниях и «исполняются» премудрости и божественных мыслей (Златоуст, Афанасий, Нил).
Пс.80:12. И не послушаша людие мои гласа Моего, и Израиль не внят Ми.
Пс.80:13. И отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих.
Пс.80:14. Аще Быша людие мои послушали Мене, Израиль аще бы в пути Моя ходил.
Пс.80:15. Ни о чесом же убо враги его смирил бых, и на оскорбляюшыя их возложил бых руку Мою.
Господь обличает евреев за непослушание; ибо за непокорность и своеволие отнимается благодать и происходят великие наказания и бедствия. Предадим же себя всецело Господу, да и Его восприимем всецело, и соделаемся чрез Него богами. Ибо для того Он и человеком соделался, естеством Сый Бог и Владыка. Покоримся Ему вседушно, и Он немедленно будет отражать врагов наших (Афанасий, Феодорит, Максим).
Пс.80:16. Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век.
Пс.80:17. И напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их.
Пророк порицает иудеев за то, что получив столько благодеяний от Бога, они остались неблагодарными. Чувственным он обозначил духовное (Златоуст).
Псалом Асафу, 81
Богопросвещенный Пророк Давид излагает причины, по которым Бог отверг иудеев, научая и нас, что если будем подражать им, то и сами подпадем тому же, или еще худшему (Феодорит).
Пс.81:1. Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит.
«Богами« Пророк назвал здесь старейшин народа по причине начальственного и судебного их достоинства. Это есть величайшее доказательство любви Божией к нам, что Он – Творец, сообщил Свое название творению по благодати. Сам Он Бог – в исключительном смысле. Тех, которые говорят истину и избегают лжи – Бог удостаивает такой чести, что даже становится в их «сонме» (собрании); тех же, которые поступают недостойно полученной ими чести, судит «посреде", т.е. пред лицом всей твари (Златоуст).
Пс.81:2. Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете;
Поскольку истинный Судия есть только Бог, то здесь земные судьи названы богами, как уподобляющиеся в этом Богу. Праведный Судия обличает здесь недостойных начальников, оказывающих лицеприятие нечестивым, как и Моисей заповедал в законе: «не устыдишися лица человека, яко суд Божий есть» (Втор. 1,17) (Феодорит).
Пс.81:3. Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте.
Пс.81:4. Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его.
Тот, кто спасает бедного, получает честь и награду Пастыря, а кто причиняет вред и обиды – становится в ряд зверей. И ты, когда увидишь, что обижают бедного, сочти своим долгом защитить его, чтобы Бог и тебя также избавил, когда ты окажешься «нищим" перед Богом (Златоуст, Василий В.).
Пс.81:5. Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят: да подвижатся вся основания земли.
По причине умножающейся неправды жизнь наша полна смущения и волнений, и земля приводится в колебания непрерывными бедствиями. Неправедно начальствующие «не познаша» гнилости этой жизни и непостоянства человеческого счастья. Чего «не уразумеша»? Правды, а от этого «во тьме ходят», т.е. живут в заблуждении (Феодорит).
Пс.81:6. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси.
Бог изобразил Себя в тебе, человек! Ты сделан как бы некоторым богом на земле. Каждый, исполненный благодати Святаго Духа, есть через это «бог". Многомилостивый Господь благоволил обожить всех человеков, но мешает тому неверие и нерадение, заботы земные или нечестивая жизнь. Человек не может стяжать такого «сыновнего» дерзновения к Богу, если не будет прилежать безмолвию, усердствовать в молитве и переносить всякие скорби (Василий В., Иоанн Кронштадтский, Амвросий Оптинский, авва Исаиа).
Пс.81:7. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете.
Человек осквернил и постоянно оскверняет в себе образ Божий своими житейскими страстями, пристрастием к миру, завистью и невоздержанием – и через это крайне прогневляет своего Творца и раздражает Его долготерпение, за что и упрекает нас Господь чрез Давида. Указывает также и на падшего диавола, как бывшего «единым от князей» среди ангелов (Афанасий, Евсевий, Дидим, Иоанн Кронштадтск.).
Пс.81:8. Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех.
Не о воскресении ли Христа взывает Давид, умоляя Его «воскреснуть» и «судить землю», т.е. человека, воздавая каждому по его делам? «Наследие" Христово – верующие в Него и творящие волю Его (Златоуст, Феодорит).
1 Песнь псалма Асафу, 82
Справедливо божественный Давид назвал это повествование «песнью« и «псалмом», так как соединил с пророчеством (которое по обычаю он называет «псалмом") победную песнь против врагов. Содержится здесь пророчество о предстоящем гонении на иудеев, но наиболее же на верных Христовых в различные времена; особенно во времена антихриста (Златоуст, Августин).
Пс.82:2. Боже, кто уподобится Тебе; не премолчи ниже укроти, Боже.
Никто не может «уподобиться» Богу в непамятозлобии и терпении к неправдам. Пророк просит Бога не оставаться в молчании при несправедливых вражеских нашествиях (Афанасий).
Пс.82:3. Яко се врази Твои возшумеша, и ненавидяшии Тя воздвигоша главу.
Пс.82:4. На люди Твоя лукавноваша волею, и совещаша на святыя Твоя.
Благодаря Божию долготерпению «врази« возгордились до того, что «возшумеша», т.е. стали дерзкими. Кто враждует против «людей» Божиих и «святых" Его, тот поднимает войну против Того, чьи они рабы и братья. Всем сердцем прилепляйся только к одному Господу Богу, потому что все люди, исключая немногих, коварны; на земле везде видна суета и обман (Златоуст, Антоний В.).
Пс.82:5. Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Израилево ктому.
Это сказано и сделано врагами Израиля. Но ты разумей и тех, кто внушает делать зло. «Израиль" значит – видящий Бога (Златоуст).
Пс.82:6. Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша:
Бог признает совершенным против Него Самого то, что делается против верующих в Него, поэтому их замыслы называет замыслами против Бога (Златоуст).
Пс.82:7. Селения Идумейска, и Исмаилите, Моав и Агаряне,
Пс.82:8. Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире.
«Селения Идумейска» населяли идумеи, потомки Исава, называвшегося еще Едомом, по причине огневидности (красноватости) его тела; а «исмаилите» были потомками Измаила, рожденного от Авраама и рабыни его Агари. «Моавом« назывался народ, происходивший от Моава, сына Лотова; а «агарянами» считались все, рожденные от Агари. Ибо Агарь, после изгнания ее Авраамом, вышла за другого мужа. «Геваляне» – это племена, жившие по соседству с Идумеей. «Аммонитяне» происходили от Аммона, сына Лотова, а «амаликитяне» происходили от Амалика, потомка Исавова, обитавшего в Аравии, отдельно от страны Иудейской. Перечислением всех этих родственных нечестивых племен Пророк показывает, что первыми врагами обычно бывают домашние, т.е. родственники, как говорил об этом и Христос (см. Мф. 10, 36). Вот почему иноплеменников Пророк поставил на последнем месте (Златоуст, Феодорит).
Пс.82:9. Ибо и Ассур прииде с ними, Быша в заступление сыновом Лотовым.
Не с «иноплеменниками Тира», но с родственными народами иудеи начали войну; и не по собственному почину, а по подстрекательству именно родственников восстали другие народы, в том числе и сильное племя «ассурян", т.е. ассирийцев. Итак, берегись внутренних врагов, потому что они возбуждают и внешних, и не полагайся на родственников, потому что они часто превращаются во врагов (Златоуст).
Пс.82:10. Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове.
Пс.82:11. Потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный.
«Мадиам, Сисара» и «Иавим« были военноначальниками иноплеменных войск, воевавших против израильтян в «потоце Киссове» и «Аендоре». Эти войска чудесным образом были истреблены почти безоружными отрядами израильтян, под предводительством Гедеона и Варака. Поэтому с признательностью вспоминая прежние благодеяния, когда гордость и высокомерие врагов были низложены до такой степени, что их считали ничтожными, Пророк испрашивает верным той же помощи (Златоуст, Феодорит).
Пс.82:12. Положи князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их.
Пс.82:13. Иже реша: да наследим себе святилише Божие.
Пророк упоминает мужей, которых истребил Гедеон, водимый благодатию Божией, и молится, чтобы начальники врагов («князи их"), мечтающие сделать «святилище» Божие своим достоянием, подверглись той же участи. А враги, как злые, зло и погибли (Златоуст, Афанасий, Феодорит).
Пс.82:14. Боже мой, положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра.
Просит Пророк, чтобы Бог попустил на них напасти всякого рода и окружил их непрерывными бедствиями, чтобы они вращались от непрестанных переворотов, как вращается «коло" (колесо)... (Феодорит).
Пс.82:15. Яко огнь попаляяй дубравы, яко пламень пожигаяй горы:
Пс.82:16. Тако поженеши я бурею Твоею, и гневом Твоим смятеши я.
Пс.82:17. Исполни лица их безчестия, и взыщут имене Твоего, Господи.
Пророк своей молитвой желает врагам пользы, а не вреда. Когда они лишатся надежды, ради которой пренебрегали надеждой на Бога, они подвергнутся стыду и «безчестию» за то, что полагались на пустые вещи. И после такой перемены они «взыщут" Господа, предпочитая общение с Ним всему прочему (Златоуст, Афанасий, Феодорит).
Пс.82:18. Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут.
Пс.82:19. И да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли.
А о тех грешниках, которые, утратив благочестие, не обращаются к Богу, Пророк так и говорит, что они «постыдятся и посрамятся» на Страшном суде и «познают" истинного Бога Христа Господа, но уже не вовремя (Златоуст).
1 В конец, о точилех, сыном Кореовым, 83
Псалом написан Давидом и передан «сынам Кореовым», которые, подобно Асафу, были псалмопевцами и пели его под звуки псалтирей. «Точилами« именует Церкви, потому что в них духовный «виноград» приносит плод свой. Содержатся в псалме скорби, беды и страдания верных, Христа ради терпящих и кровь свою «точащих"; которые вседушно желают из этой «плачевной юдоли» переселиться в Церковь Небесную, «юже водрузи Господь, а не человек» (Евр. 8, 2) (Златоуст, Феодорит).
Пс.83:2. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил.
Каждое слово в псалме воспламеняет сердце божественною любовью; «селения Божии» (Церкви святые) называет «возлюбленными»; к ним-то и стремится всякая боголюбивая душа. Такие селения вожделенны для Господа, потому что Сам Он в них обитает; такие селения вожделенны и для нас, ибо чрез них мы освящаемся и соделываем себя Храмом Божиим: «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1, 14). Подлинно блаженна и счастлива такая душа, которая уязвлена любовью к Нему и желает столь прекрасного мысленного и таинственного единения с Ним, по нетленному союзу общения во святыне (Златоуст, Феодорит, Макарий В.).
Пс.83:3. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе.
От чрезмерной любви сначала чувствует радость о Боге «сердце«, а потом уже «плоть». Все это гадательно изображает веселие и утешение, подаваемое Духом Святым (Златоуст, Макарий В.).
Пс.83:4. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя: олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой.
Под образом «птицы« и «горлицы» Пророк подразумевает человеческие души, которые подобно птицам находят прибежище у «олтарей« Божиих, принимая Божественную и спасительную пищу. «Господа сил» назвал Пророк своим «Царем» и «Богом", показывая, что общее благо можно считать и своим собственным (Златоуст, Феодорит, Афанасий).
Пс.83:5. Блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя.
«Блажени« те христиане, которые живут в «дому» Христовом, так как здесь обитает Бог; и место это недоступно злобе. Надобно всегда думать, как ангели и святые угодники предстоят пред престолом Божиим, так и нам должно ту же мысль иметь о Боге (Златоуст, старец Феодор).
Пс.83:6. Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе: восхождения в сердце своем положи.
Ублажает тех, у кого ум просвещен божественной благодатью и кто пользуется Божиим попечением, кто всегда дает место в себе благочестивым помыслам, которые назвал «восхождениями», потому что по ним душа как бы восходит от земного к небесному. В нашей власти состоит «полагать в сердцах» или восхождение, то есть к Богу устремленные помыслы, или нисхождение, т.е. помыслы ниспадающие долу, к вещам плотским и земным. Только через долговременное упражнение и через неотступное пребывание в этом труде можно стяжать силу отражать внушения врага и пребывать в состоянии невозмутимости и внутреннего покоя. Ибо по роду наших дневных занятий рождаются и помыслы. Надлежало же, чтобы Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями («восхождениями») от славы в славу и преуспеяниями. По этой-то причине и на учеников нисходит Дух постепенно, соразмеряясь с силою приемлющих. Да и Сам Иисус возвещает им о Себе постепенно, как сам увидишь при внимательном чтении Евангелия (Афанасий, Феодорит, Кассиан, Григорий Богослов).
Пс.83:7. Во юдоль плачевную, в место еже положи: ибо благословение даст законополагаяй.
«Блажен« принявший благочестивые помыслы и совершающий молитвенное «восхождение в сердце своем». «Находясь» в этой «юдоли плача» (настоящей жизни), в которой Адам в поте лица ел хлеб и Ева в печали родила детей, не только согрешающие, но и святые стенают. Итак, кто воспринял «восхождения», не предается смеху и роскоши, но проливает слезы и с любовью проводит многотрудную жизнь, ожидая «благословения законополагающего» Бога (Феодорит).
Пс.83:8. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе.
«От силы в силу» есть восхождение подвизающихся от одной добродетели к другой. Усовершившийся в добродетели увидит «Бога в Сионе» (ибо «Сион« еще созерцание). «Бог богов» есть Бог святых, исполненных благодати Святаго Духа и чрез это называющихся «богами». Итак, верх блаженства – есть видение Бога, не так, каков Он в сущности есть, но насколько Он благоволит открыть Себя (Василий В., Златоуст).
Пс.83:9. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль.
Пс.83:10. Защитниче наш, виждь Боже, и призри на лице христа Твоего.
Давид умоляет Бога, чтобы Он сподоблял всегда собственного Своего попечения всякого верного человека, которого называет «лицем Христа» (Феодорит).
Пс.83:11. Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих.
Так был достолюбезен храм Божий Пророку, что желал лучше быть в нем поверженным на помост и лежать при вратах его, нежели проводить время в великих и светлых домах у живущих беззаконно. Всякое место и всякий дом, в сравнении с «домом Божиим» есть «селение грешников», потому что, хотя там и бывают молитвы и моления, но неизбежно бывают также и раздоры, и ссоры, и брани, и совещания о житейских делах... Дела необходимы, но и они неизвинительны, когда призывает Бог, потому что все необходимое для нас ниже Бога. Сперва честь Богу, а потом забота о прочем... Церковь и все совершающееся в ней есть духовная баня, теплотою Духа очищающая всякую нечистоту (Феодорит, Златоуст).
Пс.83:12. Яко милость и истину любит Господь Бог, благодать и славу даст: Господь не лишит благих, ходящих незлобием.
Если хочешь получить «милость«, оказывай милосердие сам. Истинная «милость» тогда и бывает, когда оказывается виновным; милосердие в том и состоит, что милует не тех, которые исправны, а тех, которые согрешили. Бог дает «благодать» Свою просящим у Него. Итак, прошу вас, взывайте к Нему день и ночь, чтобы Он и вам явил Свою благость, чтобы открыл, что благоугодно Его святой воле. Упражняющиеся в «незлобии« не лишатся «благих» дарований; но соразмерно воздержанию получат и венцы: ибо каждый по своему труду получит особенную награду (Златоуст, Антоний В., Исихий).
Пс.83:13. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя.
«Блажен человек», который всякой надежде мира предпочитает надежду на Бога (Златоуст).
1 В конец, сыном Кореовым, 84
Справедливо надписан псалом «в конец", потому что в нем по божественному откровению Духа Пророк говорит о тайнах, совершенных в конце веков и являющихся поистине победой над диаволом. Псалом предвозвещает и возвращение иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной; потому что в том, что было с Израилем, Бог предызобразил спасение всех человеков (Златоуст, Феодорит).
Пс.84:2. Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль.
«Благоволил Господь» низпослать Свои блага «земле и исполнению ея» (Пс. 23, 1) вследствие послушания Нового Адама – Христа, отменив Свое древнее проклятие (Быт. 3, 19) за ослушание первого Адама. Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало «землею« Его, потому что приемлет в себя семя Его и приносит сторичный плод. Под «Иаковом» разумеет народ христианский (Феодорит, Афанасий).
Пс.84:3. Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их.
Это – благоволение Его к нам: все «грехи" и «беззакония» наши покрыл Он Своим человеколюбием, подобно тому, как врач покрывает рану лекарствами (Златоуст).
Пс.84:4. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея.
Псалмопевец, по свойственному пророкам обычаю, излагает будущее как настоящее, показывая, что Бог отвратится от «гнева" и приклонится к милосердию (Златоуст).
Пс.84:5. Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас.
Пс.84:6. Еда во веки прогневаешися на ны; или простреши гнев Твой от рода в род;
«Гнев« и «ярость» у Бога не страсти, а угроза, служащая к нашей пользе. Поэтому, если мы исправляемся, то и Он «отвращается» от «гнева" и находит множество путей для нашего спасения, за что справедливо и называется «Богом спасений» (Златоуст).
Пс.84:7. Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе.
Когда Бог принес Себя за нас, то в Себе Самом совершил наше «обращение». Богом совершается обращение наше от порока и «оживление» к добродетели (Златоуст).
Пс.84:8. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам.
Как пророк, псалмопевец возвестил будущее, и как раб снова просит, чтобы явился людям Христос; ибо Его называет «милостью" Божией и «спасением» Божиим (Златоуст).
Пс.84:9. Услышу, что речет о мне Господь Бог: яко речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающыя сердца к Нему.
Пророк, окончив молитву, в безмолвии ожидает ответа. И человеколюбивый Христос произносит определение «мира" покаявшимся и обратившим свой помысл к Богу. Кто со всем усердием хранит чистоту сердца, тот наставником в ней будет иметь Законоположителя ее, Христа, Который таинственно будет ему изрекать свою волю. «Услышу, что речет о мне Господь Бог», – говорит Давид, указывая таинственно на это (Афанасий, Феодорит, Исихий).
Пс.84:10. Обаче близ боящихся Его спасение Его, вселити славу в землю нашу.
Пророк узнает от Бога, что Он готов «спасти« всех тех, которые возлюбят страх Божий и за это «вселятся» в «славе" Его (Афанасий).
Пс.84:11. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася.
Пророк указывает на единение божества и человечества, что они «облобызастася». Ибо Бог Слово не сошел бы в человечество, если бы Творец не имел горячей любви к человеку. Христос есть «Истина« (Ин. 14, 6). «Правда» и мир «облобызастася» ради «Истины", воссиявшей миру от Приснодевы Марии (Златоуст, Афанасий).
Пс.84:12. Истина от земли возсия, и правда с Небесе приниче.
«Истина« воплотилась («от земли воссия») и Бог Слово стал истинным Человеком; «Правда» – Бог Отец «с небесе приниче», на освященную Боговоплощением землю. После соединения «истина« и «правда» уже не разделяются, почему и Христос в Писании называется то «Истиной«, то «Правдой». Итак, высшее небесное примирено с низшим и земным (Златоуст).
Пс.84:13. Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой.
Давид предсказывает, что «Господь« Бог Отец даст людям Сына Своего, Который есть «благость. Земля» – Пресвятая Богородица, «плод» Ея – Христос. Так в образовании таинства Христа действовали и Бог и земля. Но божество идет впереди человечества. Когда «Истина« – Христос «воссияет в земле» (душе человеческой), тогда эта мысленная «земля» принесет Владыке духовный «плод" Свой (Златоуст, Афанасий).
Пс.84:14. Правда пред Ним предыдет, и положит в путь стопы своя.
Это предсказание о спасении всего человечества. Ибо Христос, действуя по «правде«, управляет нашим шествием, пролагая путь добродетели для нас явным. Сам Он шествовал путем «правды» и стал для нас «путем", как Сам и сказал: «никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14, 6) (Феодорит).