прот. Александр Прокопчук

Источник

Вторая Глава

Брак в Кане Галилейской

После описания первых встреч Иисуса с будущими учениками евангелист рассказывает об их присутствии на браке в Кане Галилейской. Свадьба праздновалась семь дней (Быт 29:27; Суд 14:12, 17). Весёлый праздник, с большим количеством приглашённых (Быт 29:22), проходил в атмосфере радости, сопровождался песнопениями и богатыми угощениями (Суд 14:22).

В эпизоде упомянут «распорядитель пира». Этот человек был обязан следить за ходом праздника, за тем, как преподносятся подарки и как подаются блюда, в какой последовательности наливаются вина. Распорядителем пира мог быть назначен один из гостей, но обеспечить празднество вином и пищей полагалось жениху. Этим объясняется то, что распорядитель пира не знал, откуда вино. Неспособность жениха заготовить достаточное количество вина для свадьбы могла навлечь на него позор.

Вероятно, Иисус и Его спутники пришли не к началу свадьбы: «Был брак в Кане Галилейской, и была Мать Иисуса там. Был зван также Иисус и ученики Его на брак» (2:1 – 2). Указание времени – «на третий день» (Ин 2:1) – в сочетании с указаниями на «другие дни» в 1–й главе37 позволяет рассматривать чудо в Кане Галилейской как завершение семидневного периода. В своём Евангелии апостол Иоанн ни разу не называет по имени ни себя, ни Мать Иисуса Христа. Богородица, заметив, что у хозяев истощился запас вина, обратилась к Сыну, веря, что Он сумеет помочь. Отвечая на просьбу Матери, Иисус употребляет неожиданное обращение «женщина»: «Что Мне и Тебе, Женщина? Еще не пришел час Мой» (2:4). Это слово не раз применяется в евангельских текстах, восхваляющих женщину: «Тогда Иисус ответил ей: о женщина, велика твоя вера. Да будет тебе, как ты хочешь. И была исцелена дочь ее в час тот» (Мф 15:28); «Увидев же ее, Иисус подозвал ее и сказал: женщина, ты свободна от недуга твоего» (Лк 13:12). Следовательно, такое обращение не может свидетельствовать о недостатке уважения. Тем не менее оно несколько не обычно звучит в устах сына. Иисус показывает, что в данном случае речь не идёт о семейных отношениях. Нечто подобное мы встречаем и в некоторых эпизодах синоптических Евангелий, например: «Вот Матерь Твоя и братья Твои снаружи, ищут Тебя... кто исполнит волю Божию, тот брат Мой и сестра и матерь» (Мк 3:33 и парал.); «блаженно чрево, носившее Тебя... А Он сказал: еще блаженнее слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11:2728). То, что Христос не вкладывает в слово «женщина» каких–либо негативных чувств, видно из того, что так же Он обратился к Матери и перед самой смертью (Ин 19:2638).

Слова Иисуса: «Еще не пришел час Мой» – это не отказ. Время, когда он должен будет явить себя миру, определяется только Его небесным Отцом. Но Мария подводит к Нему слуг и говорит им: «Сделайте всё, что Он вам скажет» (2:5). Тем самым наступление «часа» связано с послушанием Матери.

«Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений иудейских, вмещавшие по две или три меры» (2:6). Из–за непроницаемости камня находящаяся внутри сосудов вода была защищена от ритуального осквернения. Её использовали для омовения рук и посуды до и после еды (Мф 15:1 – 2). Мера единицы объёма составляла примерно 36 литров. Общая ёмкость сосудов составила более 450 литров. Очевидно, на многолюдной свадьбе, длившейся несколько дней, их приходилось заполнять неоднократно. С точки зрения иудеев, пить из них было бы немыслимо.

«Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их до верху. И говорит Им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли. Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином, – и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, – зовет жениха распорядитель пира и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит, и когда опьянеют, худшее: ты же сохранил доброе вино доселе» (Ин 2:7 – 10). Сначала принято было подавать самое лучшее вино. Из текста следует, что такой обычай возник потому, что некоторые из гостей пьянели и не замечали, что вино стало хуже. Это, конечно, не означает, что гости были уже пьяны. Распорядитель хвалит прекрасное вино, благодаря чему жених узнаёт, что он спасён от позора.

Чудо в Кане стало первым «Знамением», совершённым Иисусом Христом: «Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его» (2:11). Если в первой главе ученики открывают для себя Иисуса (в первую очередь благодаря Предтече), то во второй главе Он открывает себя им Сам. Подчиняясь воле Матери, Он приоткрыл ученикам Своё божество и Явил им Свою славу. Слава Мессии проявилась здесь в изобилии вина, которое в Ветхом Завете является символом радости в последние времена. Пророки предрекали реки вина при наступлении мессианских времён (Ис 25:6; Иоил 2:19, 24, 3:18; Ам 9:13 – 14)39. Если вера Матери привела к совершению первого знамения (несмотря на кажущийся отказ), то вера учеников укрепилась благодаря ему. Если у синоптиков вера служит условием, которое делает чудо возможным (например: Mк 6:5 – 6, 14:29), то у Иоанна, напротив, чудо должно породить веру.

Стилю четвёртого Евангелия присуща многозначность. Духовный смысл чуда заключается в том, что христианство имеет преимущество над иудаизмом. Фраза: «Еще не пришел час Мой» – пять раз повторяется в Евангелии от Иоанна (2:4; 7:6, 8, 30; 8:30). В этих указаниях «час» – это время Его крестной смерти40. Час, который ещё не пришёл, это не час первого знамения, а час Распятия. В Евангелии от Иоанна час смерти – это час славы (13:1, 17:1). Вино, сотворённое из воды, является предвозвестием крови и воды, которые вытекут из раны, нанесённой воином (19:34). Помимо настоящего отрывка, в последнем Евангелии Матерь Божия присутствует только в рассказе о Страстях (19:25 – 27). Это также указывает на связь события в Кане с Голгофой. Знамение предвозвещает переход от старого миропорядка к новому. С пришествием Иисуса Христа ритуал закона Моисеева (символизируемый каменными водоносами) утратил силу очищения. Его заменила «Кровь Иисуса, Сына» Божия, которая «очищает» людей «от всякого греха» (1Ин 1:7).

Очищение храма

Выйдя из Каны в сопровождении Матери, братьев и учеников, Иисус после непродолжительного пребывания в Капернауме приходит в Иерусалим на праздник Пасхи, где происходит «очищение храма» (2:12 – 16). Если евангелисты–синоптики единогласно относят этот эпизод к началу Страстной седмицы, то евангелист Иоанн помещает его в начале общественного служения Иисуса Христа. Прежде чем мы попытаемся понять причину столь существенного расхождения в хронологии у евангелистов, перечислим отличия в описании очищения храма между синоптиками и Иоанном.

1. Если первые евангелисты довольно лаконично говорят об этом событии: «И вошел Иисус в храм, и изгнал всех продающих и покупающих в храме, и столы менял опрокинул и прилавки продающих голубей» (Мф 21:12)41, то апостол Иоанн описывает его более детально: «и нашел в храме торгующих волами и овцами и голубями, и менял на своих местах. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех: и овец, и волов, и у менял рассыпал деньги, и столы опрокинул». Но с продавцами голубей Он поступает снисходительней, сказав им унести свой товар и не превращать дом Его Отца в дом торговли (2:14 – 16).

2. У евангелиста Иоанна ученики, видя происходящее, вспоминают слова 68–го псалма, где речь идёт о праведнике, которому придётся уплатить высокую цену за его преданность Божьему храму: «Ревность о доме Твоем пожрет Меня» (2:17). Еврейский глагол «пожрать» (в смысле уничтожить) в переносном смысле может означать «Доводить до смерти». Тогда получается, что ревность о храме в конце концов приведёт Иисуса Христа к смерти.

3. У синоптиков первосвященники и старейшины, оспаривая действия Иисуса, ставят Ему вопрос о Его полномочиях: «какою властью Ты это делаешь, и кто Тебе дал эту власть?» (Мф 21:23). В то время как у свангелиста Иоанна иудеи спрашивают Иисуса Христа: какое знамение может Он им показать, что властен так поступать?» (2:18). В ответ Господь Предлагает разрушить Иерусалимский храм, а Он в три дня восстановит его (2:19). «Сказали Ему иудеи: в сорок шесть лет был построен храм этот, и Ты в три дня воздвигнешь его?» (2:20). Иудеи указывают на реконструкцию, начатую Иродом Великим в конце 20 г. до Р. X. Поэтому, скорее всего, эпизод происходит во время Пасхи 28 г. Контраст между этим полувековым периодом и тремя днями должен был подсказать иудеям, что слова Иисуса не следует понимать буквально. Евангелист не сообщает, ответил ли Иисус на недоумения иудеев. Лишь после Воскресения ученики поняли значение этих слов: «А Он говорил о храме тела Своего. Когда же Он воздвигнут был из мертвых, вспомнили ученики Его, что Он это говорил, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус»42 (2:21 – 22). Поскольку храм – это место присутствия Божества, божественность Иисуса Христа превращает Его тело в новый храм (1:14), заменяющий собой прежний храм в Иерусалиме. В скрытой ссылке на храм тела Своего, которое Господь предлагает разрушить иудеям (19:16 – 18), подразумевается Его жертвенная смерть от их рук, а предсказание о том, что Он в три дня воздвигнет этот храм, подразумевает Его воскресение из мёртвых, которое станет последним знамением, совершённым Иисусом (2:18, 20:30).

Как уже было указано во введении, все события в четвёртом Евангелии соотнесены с ветхозаветным культом. Именно на фоне храма у евангелиста Иоанна происходит драма иудеев, не пожелавших признать Иисуса Сыном Божиим и своим Царём. Вот почему предание Его на смерть возвещает будущее разрушение храма, чем откроется вступление в новый век спасения: «Когда не на горе этой и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу» (4:21).

Возможно, что евангелист Иоанн помещает эпизод об очищении храма в начале общественного служения Иисуса Христа, чтобы теснее связать его со свидетельством Иоанна Предтечи об Иисусе как об Агнце Божием. Изгнание из храма продаваемых для жертвоприношения животных и голубей символически выражает то, что эти жертвы уже не соответствуют времени, в которое появляется Агнец Божий.

Вторая глава содержит первое и последнее «Знамение» Иисуса Христа. Евангелист Иоанн сознательно поместил эпизод об очищении храма в самом начале Евангелия и объединил его с чудом на свадьбе в Кане Галилейской. Каждое из этих событий произошло на «Третий день», стало откровением для апостолов и привело их к вере. Оба символизируют окончание ветхозаветной эпохи и наступление времени Нового Завета.

* * *

37

1:29: «На другой день видит он Иисуса, идущего к нему»; 1:35: «На другой день снова стоял Иоанн, и из учеников его двое»; 1:43: «На другой день захотел Он идти в Галилео и находит Филиппа».

38

«Иисус же, увидев Мать и ученика, близ стоящего, которого Он любил, говорит Матери: Женщина, вот сын Твой».

39

Везде речь идёт об обильном урожае винограда.

40

Позднее Иисус трижды скажет о том, что время Его настало.

41

У Луки ещё более кратко: «И войдя в храм, Он начал изгонять продающих» (19:45).

42

Здесь евангелист приравнивает слова Иисуса Христа к Писанию, ведь Он Сам есть Слово Божие.


Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle