прот. Александр Прокопчук

Источник

Двадцатая Глава

Хотя рассказы о встрече воскресшего Иисуса Христа с апостолами заметно различаются между собой у евангелистов–синоптиков, все они описывают лишь одно явление, в то время как у Иоанна число встреч увеличивается до трёх230 (21:14). В начале книги Деяний говорится, что Иисус являлся ученикам в продолжение сорока дней (Деян 1:3), а в Первом Послании к Коринфянам упоминаются явления «Двенадцати; затем свыше чем пятистам братьям одновременно... потом всем апостолам» (1Кор 15:4 – 6). Следовательно, наряду с последним евангелистом, ап. Павел и дееписатель Лука231 указывают на более чем одну встречу.

Если у Матфея ученики находят Иисуса Христа в Галилее, то у Марка они посылаются в Галилею, но встреча происходит в Иерусалиме, а у Луки апостолы не должны покидать Иерусалим до Пятидесятницы. Наконец, Иоанн приводит два явления в Иерусалиме и одно в Галилее. При этом лишь первое из них имеет параллели с синоптиками. «Необходимость» второго явления связана с уверением Фомы, третьего – с поручением Петру. Кроме того, у Иоанна (как и у Луки) воскресшего Иисуса не могут узнать: Мария не узнаёт Его у гроба, а ученики – при ловле на озере Тивериадском. Поэтому центральными темами последних глав четвёртого Евангели вера и узнавание.

Воскресение Иисуса Христа

Как и другие евангелисты, Иоанн сообщает, что первыми ко гробу пришли женщины. Однако по имени Он называет только Марию Магдалину, хотя множественное число в оповещении апостолам («Взяли Господа из гробницы, и не знаем, где положили Его» – Ин 20:2) предполагает, что она была не одна. Евангелист не уточняет, что именно привело Марию ко гробу, ведь помазание тела Иисуса Христа благовониями, согласно четвёртому Евангелию, уже состоялось при погребении. Иудейский обычай требовал навещать могилы и оплакивать умершего в первые три дня после похорон (ср. 11:17). «В первый же день недели Мария Магдалина приходит утром еще в темноте к гробнице и видит, что камень взят с гробницы» (20:1).

Увидев, что камень отвален от пещеры, Мария бежит к апостолам, чтобы рассказать им о происшедшем. У неё не рождается других предположений, кроме того, что тело похищено. При этом евангелист не сообщает, заходила ли Мария в гробницу (см. ст. 6, 8) или хотя бы заглянула ли она в неё (см. 11–й ст.). Скорее всего, в темноте там всё равно нельзя было ещё ничего разобрать.

«Бежит и приходит она к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: взяли Господа из гробницы, и не знаем, где положили Его». Кто был этот второй ученик, не говорится. Услышав, что гробница пуста, ученики устремляются туда, «бежали они оба вместе, и другой ученик бежал скорее, опередил Петра и пришел первый к гробнице» (20:4). Бежали и тот и другой. Но один из них оказался быстрее. Он первым очутился у гробницы и заглянул в неё: тела там действительно не было. И наклонившись, видит, что лежат пелены; однако, не вошел» (20:5). Следовательно, можно было наклониться и видеть гробницу, не заходя в неё (см. 11–й ст.).

Но, несмотря на то что «любимый ученик» опередил Петра, он не вошёл внутрь, а решил сначала дождаться Петра. Эта яркая подробность показывает, что первенство в среде апостолов Иоанн уступает Петру. «Приходит тогда и Симон Петр, следуя за ним. И вошел он в гробницу и видит, что пелены лежат, и что платок, который был на голове Его, не с пеленами лежит, но отдельно свернут на своем месте. Когда–то вошел и другой ученик, пришедший первым к гробнице, и увидел и уверовал. Ибо они еще не знали Писания, что надлежит Ему воскреснуть из мертвых» (20:6 – 9).

Иоанн уверовал только после того, как вошёл сам. Хотя до этого он уже видел пелены. Но только когда он увидел, что «плат свернут», он понял, что похитители не стали бы снимать пелены, а уж тем более сворачивать плат. Несмотря на то что Иоанн поверил, ему не на что было сослаться в доказательство своего предположения. Свидетельства Писания о Воскресении в тот момент ещё не были ему известны232.

Ученики не предпринимают никаких попыток поиска тела Учителя. Они ничего не говорят Марии. Иоанн не сообщает ей о своей догадке. Апостолы оставляют её плакать в безутешной скорби. «Итак, пошли опять к себе ученики» (20:10).

Явление Воскресшего Марии Магдалине

Мария остаётся одна у гробницы и наконец решается заглянуть туда, чтобы самой убедиться, что она пуста, «и видит, что сидят два ангела в белом, один у головы, а другой у ног, где лежало тело Иисуса» (20:12). Присутствие ангелов там, в гробнице, нисколько не испугало женщину и не вызвало у неё никаких недоумений233. Они спрашивают её, почему она плачет? А она говорит им о своем горе, возможно надеясь, что они ей как–нибудь помогут: «Взяли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (20:13). Ответ Марии показывает, что она по–прежнему уверена, что тело было похищено. В отличие от синоптических повествований, у Иоанна ангелы ничего не сообщают женщине, по скольку в этом нет необходимости: через мгновение она увидит Самого Иисуса Христа, «Сказав это, она обернулась назад и видит, что стоит Иисус. И не знала она, что это Иисус. Говорит ей Иисус: женщина, почему ты плачешь? Кого ищешь?» (20:14 – 15). Иисус повторяет вопрос ангелов и прибавляет к нему: «Кого ищешь?» Следовательно, причина её плача Ему известна, а это может быть лишь потому, что Он знает об исчезновении из гробницы. «Она, думая, что это садовник, говорит Ему...» А кто ещё в столь ранний час мог оказаться в саду?234 «Господин, если ты унес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я Его возьму». Как и прежде, она намерена искать пропавшее тело, не догадываясь, что Иисус стоит перед ней. «Говорит ей Иисус: Мариам! Обернувшись, она говорит Ему по–еврейски: Раввуни (что значит: Учитель)!» (20:16). Мария узнаёт Его не по голосу, а по имени (ср. 10:3). Садовник не мог знать имени женщины, которую видел впервые.

Желая убедиться в том, что это действительно Иисус, Мария бросается к Его ногам. «Говорит ей Иисус: не прикасайся ко мне, ибо Я еще не восшел к отцу; но иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (20:17). Именование апостолов «братьями», а не «друзьями», как прежде (15:14), означает, что их усыновление состоялось: по отношению к Богу Иисус не делает различия между собой и учениками. Однако их сыновство иное: они усыновлены в Сыне, а не вместе и не наряду с Ним. Через свою человеческую общность с сыном Божиим они становятся сопричастными Его вечному Сынoвству. Вот почему Иисус проводит границу: «Отцу моему и Отцу вашему». Мария не должна задерживаться, а скорее идти, чтобы рассказать ученикам о своей встрече с Учителем и передать им Его слова, «Приходит Мария Магдалина и возвещает ученикам, что видела Господа, и Он это сказал ей» (20:18).

Явление Воскресшего ученикам в горнице

В словах, которые Мария передала апостолам, Иисус сообщил, что уходит к Отцу. Обетования о новой встрече в них не было235. Поэтому все последующие явления Иисуса Христа стали для них полной неожиданностью. Они не ждали Учителя. Страх перед возможным арестом сковал их волю. Двери в доме, где они собрались, были заперты, что, впрочем, не стало препятствием для воскресшего Иисуса Христа: «Вечером, в день тот, в первый день недели, когда из страха перед иудеями двери были затворены там, где были ученики, – пришел Иисус и стал посредине и говорит им: Мир вам!» (20:19). Встав в центре, Иисус Христос стал виден всем присутствующим. Чтобы ни у кого из них не возникло сомнений в том, что это действительно Он, показывает Свои раны всем собравшимся. «Возрадовались ученики, увидев Господа» (20:20). Так исполнилось предсказание: «...но Я снова увижу вас, и возрадуется ваше сердце, и радости вашей никто не отнимет у вас» (16:22).

Если первое обращение – «Мир вам!» – было обычным на Востоке приветствием, то повторнос пожелание мира связано с сообщением Святого Духа: «Сказал им Иисус снова: Мир вам! Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас. И сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого. Если кому отпустите грехи, отпущены им; если на ком удержите, удержаны» (20:21 – 23). Этот «мир» носит благодатный характер и, как и радость, охватившая апостолов, является исполнением слов Прощальной беседы: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое... Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (14:26 – 27). Иисус не указывает, куда именно Он посылает учеников. Они должны занять Его место в мире. Для этого они наделены Духом. Именно Св. Дух возводит их в статус сыновства, и уже как сыны, рождённые от Бога (1:13), они посылаются в мир236. Отныне прощение грехов сосредоточено в их руках. Они судьи, уполномоченные Богом. От их решения зависит участь человека в вечности. Они приняли «Духа истины», благодаря чему их решения предопределяет Св. Дух237. Это поручение является осуществлением обетования Прощальной беседы: «Утешитель придет к вам... И придя, Он явит миру его заблуждение о грехе и о праведности и о суде» (16:7 – 8) – и завершает темы суда и греха в Евангелии от Иоанна.

В отличие от книги Деяний св. апостолов, у евангелиста Иоанна Вознесение и сообщение Св. Духа ученикам происходит в первый день Воскресения, а не спустя сорок и пятьдесят дней. Не случайно евангелист говорит о первом дне недели (20:19). Для него это начало нового творения. Воскресший Христос сообщает человеку новую жизнь. Дуновение Иисуса Христа напоминает, как в книге Бытия Адам «стал душею живою» благодаря дыханию жизни, которое «вдунул в лице его» Бог (Быт 2:7).

Уверение Фомы

«Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был с ними, когда приходил Иисус» (Ин 20:24). Отсутствие Фомы никак не объясняется238. То, что Иисус прошел сквозь закрытые двери, даёт Фоме повод усомниться в реальности увиденного апостолами239. Он хочет удостовериться, что это действительно была плоть Распятого: «...если не увижу на руках Его следа от гвоздей и не вложу пальца моего вместо гвоздей и не вложу руки моей в бок Его, никак не поверю» (20:26). Впоследствии пробитые гвоздями руки подтверждают Его страдания, а рана в боку – подлинность Его смерти.

«И через восемь дней снова были ученики в доме, и Фома с ними. Приходит Иисус, когда двери были затворены; и стал посредине и сказал: мир вам!» (20:26). А затем приглашает Фому убедиться в подлинности ран на Его теле: «...дай палец твой сюда и посмотри на руки Мои, и дай руку твою и вложи в бок Мой, и не будь неверующим, но верующим» (20:27). Евангелист не говорит, что Фома решился исполнить своё намерение. Всеведения Иисуса Христа оказалось достаточно, чтобы он поверил: «Ответил Фома и сказал Ему: Господь мой и Бог мой!» (20:28). Это самое высокое наименование Иисуса Христа на страницах четырёх Евангелий. Исповедание Фомы напоминает начальные строки пролога, где говорится, что Слово было Богом (1:1).

Цель составления Евангелия

«Говорит ему Иисус: ты потому уверовал, что увидел Меня. Блаженны не видевшие и поверившие» (20:29). Эти слова Иисуса Христа звучат как обращение к читателям Евангелия. Поэтому в заключение этого эпизода Иоанн открывает доктринальный замысел своего труда – привести его читателей к вере: « Много и других знамений сотворил Иисус перед учениками Своими, о которых не написано в книге этой. Об этих же написано, чтобы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:30 – 31). Книга Иоанна посвящена осмыслению знамений, и Воскресение стало последним из них.

Виденье и вера

На всем протяжении двадцатой главы евангелист прослеживает, каким образом виденье приводило учеников к вере:

2 ст.: «видит, что камень взят с гробницы»,

5 ст.: «видит, что лежат пелены»,

6–7 ст.: «видит, что пелены лежат, и что платок, который был на Голове Его, не с пеленами лежит»,

8 ст.: «и увидел и уверовал»,

12 ст.: «и видит, что сидят два ангела в белом»,

14 ст.: «Сказав это, она обернулась назад и видит, что стоит Иисус»,

18 ст.: «Приходит Мария Магдалина и возвещает ученикам, что видела Господа»,

20 ст.: «Возрадовались ученики, увидев Господа»,

25 ст.: «Говорили ему другие ученики: Мы видели Господа»,

29 ст.: «Говорит ему Иисус: Ты потому уверовал, что увидел Меня. Блаженны не видевшие и поверившие».

Сначала Мария увидела, что камень, закрывавший вход в пещеру, отвален от гробницы, однако не решилась туда зайти. Затем Иоанн, прибежавший первым, нагнувшись, видит, что пелены остались в гробнице. Вслед за ним Пётр входит в гробницу и видит не только пелены, но и свёрнутый плат, после чего плат, закрывавший лицо Иисуса, увидел Иоанн. Это виденье привело его к вере. Далее Мария, оставшаяся плакать у гробницы, по–прежнему не заходит туда («стояла у гробницы снаружи»). Наконец она наклоняется и видит там ангелов. Это явление происходит после того, как ушли апостолы, а так как Иоанн не нуждался в нём, он уверовал и так. Пелены уже исчезают из поля зрения, место, где они лежали, закрывают ангелы. Но не ангелы сообщили Марии о Воскресении, она сама убедилась в нём. Мария видит Иисуса, но не сразу понимает, что это Он. Узнав Его, она возвещает ученикам, что видела Господа.

Вечером Иисус посещает учеников. Он встаёт «посреди», чтобы все могли видеть Его, и показывает раны на руках и в боку, устраняя тем самым возможные сомнения. Апостолы знают, что Мария Магдалина видела Господа, вот почему сразу узнают Его, когда он появляется среди них.

Фома хотел бы не только увидеть живого Учителя, но и сам убедиться в наличии «ран от гвоздей». Спустя неделю перед Фомой Иисус распятый и воскресший. Страдания и смерть навсегда запечатлелись на Его теле. Глядя на пробитые руки, свидетельство страданий, ученик видит Воскресшего, он видит Его как бы на Кресте. Вместе смерть и жизнь, унижениe и победа. Для него несомненно, что устранить смерть возможно лишь Богу. Он убедился, что Иисусу Христу принадлежит подлинная и окончательная власть над миром. Поэтому Фома провозглашает Его «Господом и Богом». Через сомнение он приходит к наиболее совершенной вере. Воскресший Христос явил себя Фоме так же, как и другим апостолам, но только Фома перевёл увиденное на язык веры. Поэтому его желание увидеть и убедиться, c точки зрения Иоанна, не так ук предосудительно и плохо240. Однако заканчивается Евангелие призывом, который перебрасывает мостик от очевидцев евангельских событий ко всем по следующим поколениям христиан: блаженны те, кто не видел всего этого, но тем не менее верят.

* * *

230

Иоанн не называет встречу с Марией Магдалиной явлением.

231

Также ап. Павел в Деян 13:31 говорит: «Он являлся в течение многих дней пришедшим вместе с ним из Галилеи в Иерусалим».

232

Ср. Лк 28:44 – 45: «И сказал Им: что надлежит исполниться всему, написанному в законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах о Мне. Тогда Он открыл им ум для разумения Писаний».

233

В отличие от сказанного у других евангелистов: «И выйдя, они побежали от гробницы, владел ими трепет и исступление, и никому ничего не сказали: ибо они боялись» (Мк 16:8); «...они устрашились и склоняли лица к земле» (Лк 24:5).

234

Только евангелист Иоанн указывает, что Иисуса Христа похоронили в саду (19:41).

235

В отличие от Mф (28:7) и Мк (16:7).

236

Ср. 17:18 – 19: «Как Ты послал Меня в мир, – и Я послал их в мир; и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною».

237

Ср. 1Кор 7:40: Согласно моему мнению. А думаю, что имею и я Духа Божия».

238

Отсутствие Фомы, как и его последующее недоверие, можно объяснить его превосходством над другими учениками. Ведь боязнь покинуть помещение в тот момент объединила апостолов. В предшествующих эпизодах, где упоминается Фома, он проявляет решительность и бесстрашие тогда, когда другие ученики демонстрируют своё малодушие. Когда Иисус зовёт апостолов в Вифанию к Лазарю, они не хотят возвращаться в Иудею и уверены, что Он идет на верную смерть. «Идем и мы, чтобы умереть с Ним», – прерывает Фома всеобщее молчание, призывая остальных к верности учителю, даже перед лицом опасности. В начале Прощальной беседы Иисус сообщает ученикам, что уходит от них. Состояние растерянности, захватившее апостолов, не давало им понять, что же происходит. И лишь Фома решается спросить Учителя: «Господи, Мы не знаем, куда Ты идешь?» (14:5).

239

Возможно, поэтому евангелист вновь отметит, что при втором явлении Иисуса Христа двери снова были затворены (20:26).

240

«Всё это произошло не случайно, но согласно божественному замыслу... Действительно, недоверчивость Фомы оказалась для нас полезнее, чем вера других апостолов», – говорил св. Григорий Великий (Проповеди о Евангелии, 26, 7).


Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle