прот. Александр Прокопчук

Источник

Четырнадцатая Глава

Предсказания Иисуса Христа о том, что Он покинет апостолов и впредь они уже не смогут находиться с Ним (13:33): о своей предстоящей смерти (12:32 – 33): о том, что кто–то из учеников станет предателем (13:21) и что даже Пётр трижды отречётся от Него (13:28), – смутили и опечалили их сердца. Видя на лицах учеников недоумение и страх, Господь призывает их к вере: «веруйте в Бога и в Меня веруйте» (14:1). Эти слова звучат как торжественная заповедь. Вера в Бога приравнивается Иисусом Христом к вере в Него Самого (что означает Их полное единство). Твёрдо уповая на Бога, ученики смогут преодолеть гнетущие их печаль и малодушие, понять смысл грядущих событий и устоять в предстоящих испытаниях.

Иисус Христос – путь и истина и жизнь

Однако разлука не будет долгой. Только что Иисус сказал Петру, что наступит время, когда тот сможет пойти туда же, куда и Он (13:36). А теперь разъясняет всем ученикам, что уходит для того, чтобы приготовить для них место (14:2). А когда приготовит им место, позовёт их к Себе. Неоднократно на протяжении своего служения Иисус говорил о своём небесном происхождении. Вот почему он продолжает: «А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» (14:4). Однако Фоме хотелось бы более определённых сведении, в недоумении он восклицает: «Господи, мы не знаем, куда Ты идешь; как же нам знать путь?» (14:5). Иисус отвечает, что дело здесь не в знании дороги и цели путешествия, познать необходимо Его Самого: «Говорит ему Иисус: Я – путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу иначе, как чрез Меня» (14:6). Эти слова подчёркивают, что, вопреки распространённым человеческим представлениям, многих путей ко спасению не существует. Путь – это Личность. Перейти к отцу можно только через Иисуса Христа.

В Иисусе Христе невидимый Бог открыл Себя людям

«Если бы вы знали Меня, то и Отца Моего знали бы» (14:7)168. Служение Иисуса Христа было самым полным откровением Отца. Поэтому Господь говорит, что апостолы уже смогли увидеть Отца и узнать Его: «И отныне вы знаете Его и видели Ero». Недоумевая, когда ученики могли видеть Отца, Филипп просит Иисуса: «Господи, покажи нам Отца» (14:8), тогда мы поймём Его. Это требование показывает, что, несмотря на продолжительное общение Филиппа с Учителем, он так и не познал Его. Иисус напоминает Филиппу, что Отец пребывает в Нём, и Он в совершенстве являет Отца. А потому нет необходимости в теофании, то есть в явлении Бога в видимой форме: «Кто Меня увидел, увидел Отца. Как же ты говоришь: “покажи нам Отца»?» (14:9); «Не веришь ты, что Я в Отце, и Отец во Мне? Те слова, которые Я говорю вам, Я не от Себя говорю: Отец, во Мне пребывающий, творит дела Свои» (14:10); «Верьте Мне, то Я вот, и Отец во Мне. Если же нет, по самым делам верьте» (14:11). Сравним начала стихов 10 и 11. Если вопрос к Филиппу: «Не веришь ты, что Я в Отце, и Отец во Мне?» – показывает, что такая вера ещё не стала внутренним убеждением апостола, а вместе с ним, по–видимому, и других учеников, то в начале 11–го стиха Господь призывает их к такой вере: «Верьте мне, что Я в Отце, и Отец во Мне».

То, что Отец неотделим от Сына, а Сын пребывает в Отце на протяжении земного служения Иисуса Христа, выразилось, во–первых, в том, что Он ничего не сказал от Себя; и во–вторых, в том, что все Его чудеса сотворил непосредственно Сам Отец, пребывая в Сыне. Но даже если они не могут понять Его сейчас, Его дела, которые они видели, должны заставить их поверить. И если они и впредь будут верить в Него, они смогут сотворить те дела, которые он творил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня будет Творить дела, которые Я творю, и большие этих будет творить, потому что Я иду к Отцу» (14:12). Эти слова имеют ключевое значение для понимания Прощальной беседы. Иисус сказал, что всё Его служение, и в первую очередь знамения, подтверждают Его единство с Отцом. Следовательно, в будущем ученики получат возможность творить те же дела, что и Иисус, только если они воссоединятся с Отцом и Сыном. Собственно это и есть центральная тема всей Прощальной беседы – вступление учеников в единство с Сыном, а значит, и с Отцом, которая кратко выражена в 20–м стихе: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и я в вас». И, в силу этого взаимопроникновения, всё то, что мог сделать ранее лишь один Сын, теперь становится достоянием всех учеников. В результате этого перехода они получат Его радость (15:12), любовь (15:10–11) и мир (14:27) в Духе Святом.

Дела, которые сотворят ученики, будут «больше» дел Иисуса Христа не в смысле большей власти, а в смысле распространения этих дел на весь мир, то есть речь здесь идёт об их количественном преимуществе. Сын перестаёт творить на земле, так как уходит к Отцу, а они продолжат творить Его дела после Него.

Знамения Иисуса Христа были ответом Бога на обращение к Нему Сына, так как «не может Сын творить Сам по себе ничего, если не видит Отца творящим» (5:19). И Бог всегда слышал Сына169 и исполнял Его просьбы170. Теперь и ученики получат всё, о чем бы ни попросили: «И о чем ни попросите во имя Мое, Я сотворю, чтобы прославлен был Отец в Сыне» (14:13). «Если о чем попросите Меня во имя Мое, Я сотворю» (14:14). Конечно, речь здесь идёт не обо всём на свете, а лишь о тех делах, которые прославят Отца (14:13). В своём первом послании апостол Иоанн напишет об этом: «...Когда просим чего по Его воле, знаем, что получаем просимое от Него» (1Ин 5:14 – 15). Следовательно, в Евангелии речь идёт не о том, что молитва приобретает характер магических заклинаний, а о том, что Бог всегда исполнит то, что соответствует Его замыслу.

Сравнивая стихи 13 и 14, мы видим, что они практически совпадают. Отличие только в том, что после «Я сотворю»» в 13–м стихе стоит да прославится Отец в Сыне»: Сын всё совершает для прославления Отца. Это конечная цель любого деяния Сына.

В переводе под редакцией еп. Кассиана (в отличие от Синодального) в 13–м стихе отсутствует слово «Отец», хотя подразумевается, что просить надо именно Отца: «И о чем ни попросите во имя Мое, Я сотворю». Зато в 14–й стих вставлено слово «Меня»: «Если о чем попросите Меня во имя Мое, Я сотворю». То есть по существу обращения к Отцу (13–й ст.) и к Сыну (14–й ст.) не отличаются друг от друга. Не имеет значения, к кому обращаться, главное – «Во имя Мое»171. Что это значит, очень удачно объясняется в книге Сильченкова: «Просить в чьё–либо имя – значит просить, как бы заступая самого носителя этого имени и представляя его собою, или наоборот: как бы его поставляя на своё место и для него домогаясь исполнения просьбы. Просить в чье–либо имя или исполнять просьбу во имя кого–либо – значит, говоря кратко, не отличать в данном случае просящего от того, во имя кого он просит, как бы принимая их за одно лицо и именно – за то лицо, во имя которого просьба приносится. И поэтому во имя Господа молится тот, кто, молясь ко Отцу, как бы становится на место Самого Господа, как бы сливает свою личность с Его. Молитва во имя Господа предполагает, таким образом, теснейшее нравственное единение с Ним, при котором не столько мы сами, сколько Сам в нас – и живёт, и мыслит, и желает, и молится»172.

Обетование Св. Духа

Любовь учеников к Иисусу Христу должна выразиться в исполнении Его заповедей173: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите» (Ин 14:15). Но, несмотря на Его уход, апостолы не останутся одни: «И Я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами вовек» (14:16). А значит, в отличие от Иисуса Христа, Дух Святой не покинет их никогда.

Греческое слово Paraklеtе на русский можно перевести как «ходатай», «защитник» или «утешитель». В греческом языке это буквально тот, кого зовут на помощь. Оно применялось по отношению к судебным защитникам. Это понятие несет идею надёжной поддержки. Слова «другой Утешитель» означают, что Св. Дух будет делать то же, что и Иисус на протяжении Своего служения. Он заменит собой физическое отсутствие Иисуса Христа на земле.

Это первое из четырёх упоминаний о Св. Духе в Прощальной беседе с учениками174 (ещё 14:26, 15:26, 16:7 – 15). Если сопоставить первые три указания, видно, что ниспослание Св. духа является не просто ответом Бога на молитву Иисуса об учениках, но Их совместным действием:

14:16 «И Я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами вовек»;

14:26 «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Moe175»;

15:26 «Когда придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца».

Стих 14:17 на первый взгляд может нас озадачить: «Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает; Вы же знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет». Если можно сделать какие–то предположения относительно того, что означает знание Духа, так в беседе с Никодимом говорится, что рождённые от Духа могут слышать Духа (3:7 – 8). То, как можно Его увидеть, неясно. На самом же деле нам требуется только сопоставить стих 17 со стихом 7:

14:7 «Если бы вы знали Меня, то и Отца Моего знали бы. И отныне Вы знаете Его и видели Его»,

14:17 «Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит его и не знает, вы же знаете его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет».

Сын является не только откровением Отца, но и откровением Духа. Дважды в четвёртом Евангелии учение Иисуса Христа приписывается Св. Духу: «Ибо Тот, Кого послал Бог, Говорит слова Божии; ибо не мерою Бог дает Духа» (3:34); «слова, которые Я сказал вам, это дух» (6:63). Евангелист Матфей приводит указание Самого Господа, что Его чудеса совершаются действием Св. Духа: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, достигло до вас Царствие Божие» (Мф 12:28). Значит, за время общественного служения Иисуса Христа апостолам уже был открыт Св. Дух, благодаря проповеди и чудесам Учителя. В Иисусе Христе Св. Дух уже пребывает с ними, но впоследствии он будет в них самих, то есть станет их внутренним неотъемлемым достоянием. Здесь содержится величайшее из всех обетований Нового Завета, которое заключается в том, что Св. Дух поселяется в каждом верующем.

Определение Утешителя как Духа истины вытекает из утверждения, что Сам Иисус есть истина. «Господь, – объясняет свт. Кирилл Александрийский, – называет Его Духом истины, выше сказав, что Он и Сам есть истина, ибо Он – Его Дух»176.

Однако пришествие «другого Утешителя» не означает, что ученики уже больше никогда не смогут увидеть Иисуса Христа. От обетования о ниспослании Св. Духа Иисус вновь обращается к обещанию Своего скорого возвращения: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам» (14:18). Их сиротство будет недолгим. Они снова увидят Ero после Воскресения: «Еще недолго, и уже мир Меня не видит; но вы видите Меня, потому что Я живу, и вы жить будете» (14:19). Несмотря на неизбежность смерти, жизнь Иисуса Христа не прекратится, и они разделят с Ним Его жизнь. Господь обещает им Свою жизнь после Воскресения. Чтобы сообщить её ученикам, Ему необходимо умереть (10:18). Воскресший Христос станет источником жизни для верующих в Него. Но эта передача возможна только в силу воссоединения с Ним.

Апостолы станут обителью Отца и Сына

Поэтому в следующем стихе говорится: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце моем, и Вы во Мне, и Я в вас» (14:20). Новый «день» – это день Церкви, который наступит после ночи Страстей (ср. 9:4 – 5). Предназначение Церкви состоит в исполнении заповедей Христа: «Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот и есть любящий Меня. А любящий Меня возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлю ему Себя» (14:21). Через служение Сына ученики смогли узнать Духа и узнали Отца. Но мир не принял Бога таким, каким Он явил себя во Иисусе Христе, не поверил в Иисуса как в откровение Бога. Поэтому Его явления миру уже прекратились. Последующие явления Иисуса Христа будут связаны не с внешним, а с внутренним общением с учениками.

Апостол Иуда Иаковлев смог уловить, что теперь встречи со Христом будут иметь избирательный характер. Разговор о будущем духовном воссоединении ещё не понятен ученикам: Сам Иисус скажет, что они смогут осознать это лишь впоследствии (16:12). Иуда озадачен тем, что мир уже не сможет больше Его увидеть: «Господи, что это, что Ты нам хочешь являть Себя, а не миру?» (14:22). Поэтому Иисус разъясняет ему, что речь идёт о другом явлении, при котором человек становится «обителью» Ero и Отца. Без любви к Нему это невозможно: «Ответил Иисус и сказал ему: если кто любит Меня, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему Мы придем и обитель Себе у него сотворим» (14:23). Если в 20–м стихе говорится, что пребывание учеников в Сыне такое же, как и Самого Сына в Отце, то в 23–м стихе это положение развивается: так как Сын един со Отцом, то в учениках будет пребывать не только Сын, но вместе с Ним и Отец. Это принятие Отца и Сына станет возможным благодаря Св. Духу177. В Первом соборном послании апостол Иоанн пишет, что Св. Дух «сообщает» ученикам Сына (1Ин 3:24; 4:13178).

Можно ли усмотреть несоответствие в том, что в начале главы Мы слышали, что необходимость ухода Иисуса Христа связана с приготовлением для учеников обителей в доме Отца (14:2), а в ст. 14:23 говорится, что верующие сами станут обителью Отца и Сына? Вспомним первые слова Прощальной беседы: Бог прославлен в Сыне Человеческом (на земле), а потому Бог прославит Его «в Себе» (на небе) (13:31 – 32). Эта полярность земли и неба проходит через всё евангельское повествование (3:13, 8:23). Люди населяют землю, и здесь Бог будет жить в них; а Бог обитает на небе, и там люди будут пребывать в Нём.

Обетование мира

Разумеется, то, что Иисус сейчас сказал апостолам, скорее всего, им непонятно (14:25). Поэтому Утешитель должен будет напомнить и разъяснить всё то, что Он говорил им: «Утешитель же, Дух Святой, которого пошлет Отец во имя мое, Он вас научит всему и напомнит вам все, что сказал вам Я» (14:26).

Оканчивая вечерю, глава семейства произносил: «Мир». Уход, о котором Иисус рассказал ученикам, поселил в их душе замешательство и страх. Поэтому Иисус оставляет им мир в смысле внутреннего спокойствия и невозмутимости в принятии предстоящего179: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не робеет» (14:27). Их не только не должны тревожить наступающие события, но, наоборот, им нужно радоваться тому, что Сын возвращается к отцу: «Вы слышали, что Я сказал вам: “ухожу и приду к вам». Если бы Вы любили Меня, вы возрадовались бы, что Я иду к Отцу, потому что Отец больше Меня» (14:28). Указание «больше» объясняется в церковной традиции: 1) «в значении причины. Поскольку начало Сыну от Отца, поскольку Отец и более, как виновник и начало» (Василий Великий); 2) тем, что божественное бытие Отца свободно от тех ограничений и уз, которые принял на Себя воплотившийся Сын (Флп 2:57).

Но времени для продолжительного разговора не осталось: «Я не буду много говорить с вами» (Ин 14:30). Иуда Искариотский уже направился с воинами в Гефсиманский сад. Поэтому Иисус приглашает учеников покинуть горницу: «Встаньте, пойдем отсюда». Эти слова показывают Его готовность идти туда, где Его арестуют. И хотя диавол руководит Иудой, это не значит, что Иисус покоряется замыслу диавола. Князь мира не властен над Ним («Во Мне не имеет ничего»), ибо Сам Иисус не принадлежит миру (17:4). Предстоящая смерть должна явить миру любовь и послушание Сына Отцу и привести учеников к вере180 (см. 19:35; 20:8, 29): «Но чтобы мир узнал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так творю: вставайте, идем отсюда» (14:31).

* * *

168

Вспомним ст. 8:19: «Если бы Меня знали, то и Отца моего знали бы». Также ст. 12:44, 50.

169

11:42: «Я знал, что Ты всегда меня слышишь».

170

11:22: «Знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог».

171

Ср. 16:24: Доныне вы ничего не просили во имя Мое: просите и получите».

172

Сильченков К. Прощальная беседа Спасителя с учениками: Опыт истолкования. СПб., 1997, с. 146.

174

До этого в Евангелии от Иоанна o Св. Духе было сказано немного. В беседе с Никодимом Господь говорит о необходимости рождения от воды и Духа (3:5 – 8). А в последний день праздника Kyщей произнес обетование о сошествии Св. Духа на верующих (7:39).

175

Ср. 14:12 – 13: «во имя Moe».

176

Сильченков К. Указ. соч., с. 166.

177

В Евангелии от Иоанна Святого Духа воскресший Иисус даёт апостолам во время Своего первого явления ученикам (Ин 20:22). Еп. Кассиан (Безобразов) пишет об этом: «Изложенные наблюдения наводят на мысль о скором возвращении Христа как о Его Возвращении в Духе. В древности это толкование было предложено святым Кириллом Александрийским. Затем оно было забыто, возродилось в либеральном богословии XIX и XX вв. и только с недавнего времени вновь стало приводиться в трудах православного богословия (Указ. соч. С. 145). Однако категоричность еп. Кассиана неоправданна, вот что мы можем прочитать у Сильченкова: «Должно признать, что в настоящих словах Господа содержится указание и на явления Его по Воскресении ученикам Своим – на явление, пришествие Его в Духе Святом. Воскресение Его, знамением и доказательством которого для учеников служили явления Его в прославленом теле, было основанием, залогом Его общения с верующими, как прославленного Царя их, в Духе Св.» (Указ. соч. С. 178).

178

3:24 «И соблюдающий заповеди Его в нем пребывает, и Он – в том. И, что Он пребывает в нас, мы узнаем по Духу, Которого Он нам дал», 4:13 «Что мы в Hем пребываем, и Он в нас, мы по тому узнаем, что Он от Духа Своего дал нам».

179

Полнота внутреннего мира связана с сообщением Св. Духа: ст. 27 идёт после повторного обетования об Утешителе.

180

Как до этого смерть и воскрешение Лазаря (11:15). Ученики, за исключением Иоанна, не увидят смерти Учителя, но станут свидетелями Его Воскресения.


Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle