Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Аввакума
Введение
Автор
Данная книга является единственным источником всей имеющейся достоверной информации об Аввакуме и его пророческой деятельности. Значение его имени (1,1–3) передается Иеронимом как «объятие». У нас нет сведений о личности Аввакума. Использование им в своей проповеди еврейских традиций обрядности и вероучения вызвало предположение весьма сомнительного характера, что он был культовым пророком, чье служение связано с храмом в Иерусалиме. Бесспорно одно: в этой книге мы видим Аввакума подлинным пророком, проникнутым горячей заботой о славе Господа. Его «пророческое видение» (1,1) не только весть для народа. Аввакум изливает свое сердце, полное страха и горя, перед Богом и ждет от Него ответа.
Время и обстоятельства написания
Единственное объективное основание для датирования пророческой деятельности Аввакума содержится в 1,6. Упоминание о вавилонянах (букв.: «халдеи») как о новой воинственной силе, которая «ходит по широтам земли», указывает на период, когда армии Навуходоносора еще не покорили Иудейское царство. Эта угроза реализовалась в 597 г. до Р.Х., когда халдеи захватили Иерусалим и вывезли в Вавилон молодого царя Иехонию (4Цар. 24,8–17). Аввакум жил в период царствования Иоакима (609–598 гг. до Р.Х.) и был современником пророка Иеремии. Важным событием этого периода является разгром в 605 г. до Р.Х. при Кархемисе фараона Нехао и его войска вавилонским царем Навуходоносором. Как и другие прежде независимые царства Сирийско-Израильского региона, Иудейское царство вскоре попало под власть могущественных вавилонян. Следовательно, даты 605 и 600 гг. до Р.Х., вероятнее всего, указывают точные границы того временного периода, когда Аввакуму было ниспослано его видение. В течение этого времени вавилоняне превратились в господствующую на международной арене силу, безжалостно подавлявшую всякое сопротивление (1,5–17). Нечестивое царствование Иоакима составляло прискорбный контраст царствованию его отца, праведного царя Иосии (напр., Иер. 22,13–19.25.26). Это был период все возрастающей духовной деградации (1,2–4).
Характерные особенности и темы
Пророки были не только вдохновенными проповедниками Божественных посланий, они также разделяли с Господом Его глубокую печаль о разладившемся мире и заботу о Его народе, сбившемся с пути. В основе книги Аввакума скорее разговор с Богом и постоянное обращение к Нему (2,1.2; 3,2.16), нежели пророческая проповедь.
Аввакум, с его горячим, страстным отношением к славе Бога Святого (1,12; 3,3), пережил глубокий духовный кризис из-за кажущегося безразличия Господа к духовному состоянию Его народа (1,2–4). Жизнь в противоречии заветом и отсутствие послушания не только подвергали опасности народ Божий, но и представляли собой оскорбление и отвержение Самого Господа завета. Поскольку лишь Божественное вмешательство могло коренным образом изменить эту ситуацию, Аввакум с настойчивостью и упорством, но, видимо, тщетно взывал к небесному Судье (1,2). В ответ Господь открыл ему, что орудием Его суда станут халдеи, как раз в это время появившиеся на исторической арене (1,6). Это лекарство выглядело даже хуже, чем сама болезнь, и еще более усилило мучительные переживания пророка (1,5–17). Как может Бог Святой, не терпящий зла (1,3–13), использовать для достижения Своих целей этот нечестивый народ?! Действительно ли Бог утвердит различие между добром и злом в конце истории?
Аввакум, убежденный в том, что исторические события определяются не слепым роком, но живым Богом Израиля, с надеждой пребывал в ожидании, пока не получил ответа на свои мучительные вопросы (2,1). Последовавший ответ, или откровение Господа (букв.: «видение», 2,2.3), дал Его народу правильное понимание и надежду в отношении будущего. Это откровение не разрешает всех волнующих вопросов, но учит народ жить в соответствии заветом (2,3.4). Несмотря на неисповедимость путей Господних, воля Его остается неизменной и в высшей точке своего осуществления означает истинную жизнь для верных и праведных и горе и смерть для самонадеянных и надменных (2,4–19). Присутствие Господа в Его храме подтверждает Его власть над историей и дает уверенность в том, что в конце концов Его законная власть над всем миром будет повсеместно признана (2,14.20; Ис. 45,21–25; 1Кор. 15,28).
Постижение того, что Господь руководит историей, обращает жалобу Аввакума в молитвенный гимн хвалы и радости (3,2–19). Вместо того, чтобы пассивно ожидать Божественного вмешательства, он теперь с твердой верой молится о том, чтобы Господь вновь совершил такие же великие деяния и проявил Себя, как во времена исхода и на Синае. В его молитве будущее отражается в настоящем. Предвосхищая события, он с ликованием прославляет пришествие Господа (3,3–7), его гнев (3,8–12) и конечное торжество в природе и истории человечества (3,13–15).
Подобно Аввакуму (гл. 1), Павел был убежден в том, что порок и греховность несовместимы с Божией святостью и что исход борьбы этих противоположностей зависит лишь от Божественного вмешательства. Откровение, данное Аввакуму (гл. 2), в принципе раскрывает, каким образом Бог разрешит проблему несовместимости греха и святости. Распятие Христа и страшный суд являются исполнением этого откровения.
Содержание
I. Заглавие (1,1)
II. Первое сетование: народ Божий отошел от жизни в соответствии с заветом (1,2–4)
III. Первый ответ: Господь насылает вавилонян (1,5–11)
IV. Второе сетование: зачем нужен приход нечестивых вавилонян? (1,11–17)
V. Второй ответ: жизнь праведным, горе нечестивым (2,1–20)
А. Раскрывается главное различие (2,1–5)
Б. От скорби к поклонению (2,6–20)
VI. Прославляющая победу молитва пророка (3,11–19)
А. Название (3,1)
Б. Призыв (3,2)
В. Явление Бога (3,3–15)
Г. Надежда и ликование веры (3,16–19)
Д. Заключение (3,19)
Глава 1
1:1 Заглавие книги. См. Введение: Автор.
пророк Аввакум. См. Введение: Автор.
видел. Указание на сверхъестественное восприятие пророком Божественного откровения.
1:2–4 Первое сетование Аввакума: пророк глубоко опечален и потрясен тем, что народ Божий не живет как избранный и спасенный (Исх. 19,4–6). Но еще более Аввакум озабочен кажущимся бездействием Господа. Нарушение договора с Богом ведет к проклятию и каре (Втор. 28,15–68; 30,11–19; Быт. 18,25). Поэтому он взывает к Господу о спасении (1,2 2,20).
1 Доколе..? Настоятельны и неотступны призывы Аввакума к Господу, последнему Судье.
взывать. Обращение к Господу в отчаянии и надежде (Пс. 21,25; 29,3).
о насилии. Т.е. намеренное, жестокое и бездушное нарушение прав и привилегий народа завета, его эксплуатация и угнетение вследствие злоупотребления властью.
Ты не слышишь,... не спасаешь. Мучительны переживания пророка из-за кажущегося безразличия и бездействия Господа по отношению к страданиям Его народа.
1 Для чего? Бог не отвечает на горестное сетование пророка, а дарует праведному обещание, на которое может опереться его вера.
злодейство. В данном случае злоупотребление властью.
Грабительство... предо мною. Приумножение необузданного зла ведет к раздору и вражде, к расколу общества, в котором царят подозрения, взаимные обвинения и нападки.
видеть... и смотреть. Букв.: «наблюдать», т.е. выступать в качестве безразличного наблюдателя.
1 закон. Божественные указания и установления, относящиеся к жизни в соответствии с заветом, как в вертикальном (отношение человека к Богу), так и в горизонтальном (отношение человека к человеку) измерениях, оказываются парализованными, т.е. обескровленными, застывшими и бессильными. В этих условиях первой жертвой становится правосудие.
нечестивый. Те, кто презрительно отвергает волю и закон Господа.
праведного. Т.е. того, кто принимает волю Господа как норму жизни.
превратный. Нечестный или искаженный.
1:5–11 Первый ответ Бога: Господь насылает вавилонян как кару для Своего народа.
1 Посмотрите... внимательно вглядитесь... изумитесь. Пророк призывает обратить внимание на то, как Бог в Своей справедливости и святости поступает с впавшими в грех евреями. Победа нечестивцев над «тем, кто праведнее его» (ст. 13), должна была стать камнем преткновения для веры тех, кто внимал Аввакуму. Позже Павел будет призывать к тому, чтобы факт распятия праведного Иисуса не стал камнем преткновения для веры иудеев, которые слушали его проповедь Евангелия (Деян. 13,41).
1 Я подниму. Богу Израиля подвластно все, в том числе и появляющаяся на горизонте истории военная сила будущего агрессивные халдеи.
1 от него самого происходит суд его. Таким образом описывается надменность надвигающегося врага, действия которого определяются лишь тем, что, по его собственной оценке, может усилить его влияние.
1:8–9 Возвещение неотвратимого ужасного нашествия халдейской конницы, которая как судное наводнение хлынет в Израиль.
1 он... ему. Ассирийские войска рассматривали препятствия как вызов себе и пренебрежительно относились к любому сопротивлению.
1 надмевается дух его. Гордость во всех ее формах является грехом. Халдеи обожествляли свою силу, пребывая в состоянии полного самодовольства.
1:12–17 Второе сетование Аввакума: для чего Господь использует нечестивых вавилонян против Своего народа? Не находится ли это в вопиющем противоречии с Его же установлениями? Вопрос Аввакума отражает его глубокое смущение.
1 издревле. Господь завета пребывал с самого начала. Как Творец истории и Своего народа, Он свободен в выборе исполнителей ниспосылаемого Им наказания.
мой. Личные отношения со Святым Богом преображают сомнение в убеждение, что нынешнее мучительное положение не может быть окончательным.
Скала. Одно из образных именований Бога (Быт. 49,24; Втор. 32,4 в том же значении употребляется слово «твердыня»), которое подчеркивает могущество и крепость Господа.
1 злодеяния... притеснение. См. ст. 3. Близость к Господу усиливает ощущение невыносимости зла, распространившегося в этом мире.
1 оставляешь. Смелое обвинение Аввакума: если Господь попускает злодеяния вавилонян, то Он ответствен за то, что происходит с их жертвами.
людей как рыбу. Насилие лишает человека, сотворенного по образу Божиему (Быт. 1,26), его достоинства и ведет к тому, что Господь обращается с ним как с существами, которые подчинены людям (Пс. 8,6–8).
1 захватывает в сеть. Т.е. слабый оказывается в полной власти у творящих насилие над ним.
1 приносит жертвы. Орудия успеха становятся идолами и превращаются в предмет поклонения. См. ст. 11.
Глава 2
2:1–20 Второй ответ Бога: будет жизнь праведным и горе нечестивым. Аввакум получает ответ на свои мучительные вопросы: Бог покажет, что Он справедлив и что Он оправдывает тех, кто верит в Него. Окончательным завершением истории станет поклонение единому святому и справедливому Царю (ст. 20). Судьба народов и людей будет определяться их отношением к этому Царю, которое проявляется в их жизни либо как неотступное послушание Ему, либо как надменное отвержение Бога (ср. Пс. 2,10–12).
2:1–5 Господь раскрывает главное различие между праведным и нечестивым.
2 На стражу мою стал... на башне. Мучительные вопросы Аввакума обращены к источнику всяческой мудрости. Слова пророка указывают на его решимость и упорство в ожидании ответа. Откровение ни в коем случае не может быть вырвано силой.
2 запиши. См. Наум 1,1. Чтобы сохранить и передать людям ответ Бога, необходимо его записать.
скрижалях. Множественное число может означать большую скрижаль.
читающий. Вестник, который читает послание.
2 к определенному времени... не отменится. Прежде чем раскрытое в видении сбудется, должно пройти определенное время. Это промедление не следует рассматривать как неисполнение откровения или обман. Это время следует прожить, имея в виду поручительство Господа в том, что приближается исполнение. Кара, свершившаяся через Кира, настигла вавилонян спустя долгое время после видения Аввакума 29 октября 539 г. до Р.Х.
2:4 Приказав Аввакуму записать откровение и ждать его осуществления (ст. 2,3), Господь далее раскрывает существенное различие между нечестивыми (вавилонянами) и праведными (остаток евреев): злые помыслы и дела нечестивых это путь, который ведет к гибели и поражению; праведные же верой обретут дорогу, ведущую к жизни и победе. Это указание Бога стало словом утешения для Аввакума и поворотным пунктом в его внутренней борьбе, проистекающей из-за того, что Господь использовал нечестивых вавилонян как орудие кары в отношении Своего народа.
душа надменная. Царь Вавилонский и его царство олицетворение всемирного зла. Ср. 1,7.10.11. Высокомерная самоуверенность вавилонян противополагается смиренной вере в Бога живого.
не успокоится. Весь внутренний склад вавилонян отвергает то, что праведно и ведет к жизни.
праведный своею верою жив будет. Это слово утешения и поддержки для Аввакума и остатка верных Богу. Господь обещает, что в стране, которая переполнена злом (1,2–4) и на которую направлен Его гнев, сохранятся праведные, которые верою в Того, Кто во гневе помнит о милости (3,2), вступят на путь, ведущий к жизни. В Быт. 15,6 Господь обещает дать жизнь омертвелому телу Сарры и она сможет иметь детей. В откровении Аввакуму Господь обещает жизнь (и победу) праведникам из омертвелого (отпавшего от Бога) еврейского народа, так же, как Он дал жизнь и победу народу Израиля, выведя его из рабства (3,13–19). Как Авраам с верою терпеливо ждал исполнения Богом обещанного (Евр. 6,15), так и Аввакум и остаток верных Господу должны терпеливо ждать исполнения обетовании Божиих (ст. 3; 3,16).
Жить по вере (Книга пророка Аввакума 2,4).
2 вино, не успокаивается. Эта метафора дополняет описание безрассудной надменности нечестивых, т.е. вавилонян (ст. 4). Словно опьяненные вином, они неудержимо несутся по своему роковому пути.
так что... народы. Гордыня ненасытна в своей безрассудной страсти к самовозвеличиванию.
2:6–20 Скорбь Аввакума переходит в поклонение. Эта часть текста представляет собой отдельное целостное литературное произведение. Стих 5 связывает этот отрывок с полученным Аввакумом откровением. Нечестивая надменность не может избежать высшей кары, предрекаемой в пяти пророчествах о горе (Наум 3,1–19), выражающих радость гонимых и страдающих, которые видят низвержение тирана.
2:6–8 Первое пророчество о горе обрекает наказанию стремление к власти и обогащению.
будут. Пророк описывает будущие события, как если бы они уже совершились.
все. Те, кто страдал под вавилонским игом.
горе. Этот крик боли, напоминающий похоронные стенания, подчеркивает, что деяния тирана сеют смерть.
обременяет себя залогами. Букв.: «имущество, взятое в залог».
2:7–8 Описание полного поворота судьбы, когда нечестивый пожинает то, что посеял, и злодеяния уравновешиваются воздаянием.
2:9–11 Второе предсказание о горе предрекает крушение иллюзий о безопасности народа.
2 гнездо свое на высоте. Хищные птицы устраивают свои гнезда на высоких и недоступных местах. Подобно этому, вавилоняне считали свое положение в мире несокрушимо прочным (Ис. 14,13.14).
2:10 Безопасность за счет других приносит позор, а не славу, гибель, а не защищенность.
2:12–14 Третье предсказание о горе это приговор попыткам тирана увековечить свою славу.
2 строящему город на крови. Навуходоносор особенно гордился тем, что построил Вавилон (Дан. 4,27), и упоминал о многих покоренных народах, давших подневольную рабочую силу.
2 славы Господа. Т.е. знанием Бога живого и Его славных деяний.
2:15–17 Четвертое предсказание о горе это приговор Вавилону «за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем».
2 ближнему. Возможно, имеются в виду собратья или прежние союзники.
2 тебе чаша. Т.е. карающий суд (напр., Ис. 51,17–23). Зло, которое вавилоняне делали другим, в будущем настигнет их самих.
2 злодейство... на тебя. Военные походы наносили значительный ущерб природе, всему живому.
2:18–20 Пятое предсказание о горе содержит осуждение идолопоклонства (Ис. 44,9–20; 57,12.13). Религия определяет образ жизни. Успехи в войне и строительстве цари приписывали своим богам и отчитывались перед ними в своих деяниях.
2 лжеучителя. Т.е. не учителя вообще, поскольку истуканы не могут учить создавших их.
2 обложен золотом... дыхания в нем нет. Хотя внешне идолы могут быть прекрасны, они не имеют жизни.
2:20 Противопоставление безжизненных идолов Богу живому.
храме. Букв.: «дворец», «чертог», «резиденция» слово, которое может относиться к небесному или земному святилищу, из которого Господь завета правит миром (напр., Пс. 10,4).
да молчит вся земля пред лицем Его! Пророчество, обличающее гордых и нечестивых, достигает высшей точки, когда говорится о всеобщем молчаливом поклонении (ст. 14) Всемогущему Богу (Пс. 45,11; Ис. 45,22.23) в Его величественном присутствии.
Глава 3
3:1–19 Этот церковный гимн, воспевающий величие Божие, ответ Аввакума (ст. 16–19) на откровение Господа (2,2–5) о Его неизбежном вмешательстве в историю (ст. 3–15) ради Его народа. Подобно тому как вавилоняне представляли гордых и нечестивых (2,6–20) на их пути к несчастью, так Аввакум теперь олицетворяет верных Богу праведников, радующихся в ожидании того, что Господь исполнит Свои обетования относительно будущей жизни.
3 Молитва. В данном случае, возможно, синоним церковного гимна (Пс. 71,20).
3:2 Мольба или пролог к гимну.
услышал я... дело. Стоя пред Господом (2,1), Аввакум размышляет о Его прошлых (Исх. 15,1–21) и нынешних деяниях (1,5), и им овладевает благоговейный страх пред всемогуществом Божиим (2,2–5.6–20). Этот благоговейный страх вдохновляет Аввакума на молитву.
яви. Букв.: «сделай живым», т.е. претвори видение в реальность.
во гневе... о милости. Дерзновение соединяется с тревогой в ожидании ответа на его молитву.
3:3–15 Аввакум пророчески описывает Богоявление в трех динамических картинах: ст. 3–7,8–11, 12–15. В описании используются традиционные поэтические средства и язык, характерный для поэтических книг (напр., Пс. 49,2–6).
3:3–7 Пророк в поэтической форме описывает пришествие Господа.
3 от Фемана. Внук Исава; в данном случае имеется в виду земля Едома.
от горы Фаран. Гора Фаран расположена в пустыне Фаран на Синайском полуострове.
3 язва... по стопам. Аввакум описывает картины грядущего суда (Пс. 90,5–7).
3 Он... опали. Символы незыблемости «вековые горы» и «первобытные холмы» сотрясаются от пришествия Господа.
3 Ефиопские... Мадиамской. Эти названия являются синонимами.
3:8–11 Возвещение о приближении Господа как непобедимого Воителя, словно ужасная гроза, разразилось над «шатрами эфиопскими».
3:12–15 Бог господствует не только над природой, но над историей (Пс. 45,2.3.6.8). Он приходит, чтобы спасти Свой народ и покарать нечестивых.
3 попираешь. Т.е. «молотишь». См. Ам. 1,3.
3 Ты выступаешь для спасения народа Твоего. Аввакум надеется, что теперь, как и прежде, Господь не оставит Свой народ.
помазанного. Возможно, это синоним слова «народ», но более вероятно, что речь идет о царе из рода Давида.
Ты... от основания. Во времена Аввакума Господь поступит также в отношении вавилонян и их царя.
3 Ты... через пучину великих вод. Аввакум снова ссылается на историю исхода, когда Бог Творец проявил Свою абсолютную власть над силами природы.
3:16–19 Аввакум говорит об уповании и ликовании веры.
3:16 Описание личного восприятия Богоявления.
Я... колеблется. Аввакум глубоко потрясен откровением.
а я должен быть. Аввакум может быть уверен в том, что Господь, верный Себе, покарает нечестивых.
когда придет. Т.е. снова и снова будут нападать вражеские войска.
3:17–18 Даже во времена гибельных бедствий, ввергающих общество в голод и нищету, исполненное веры ожидание Аввакума не может быть поколеблено. Вера и надежда преобразили его страх за будущее в стремление постоянно радоваться о своем Боге-Спасителе (Рим. 8,35–39; Флп. 4,4).
3 Господь... сила моя. Полное доверие и послушание Господу завета вот основа жизни Аввакума.
Он... возведет. Вера динамическая сила, торжествующая над всеми опасностями.