Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Михея
Введение
Автор
Несмотря на краткость, Книга пророка Михея содержит важные пророчества. Его имя означает «кто подобен Богу». Он происходил из Морасфита-Гада, земледельческого городка между Хевроном и Газой (Южное царство). По всей вероятности, он был земледельцем. Возможно, что вместе с другими он бежал от наступавших ассирийских войск в Иерусалим, где стал пророком. Михей был современником Осии и великого пророка Исаии. Вдохновенная проповедь Михея против несправедливости (3,8) привела к раскаянию Езекию и таким образом спасла Иерусалим (Иер. 26,17–19).
Время и обстоятельства написания
Михей пророчествовал во времена царствований Иоафама (750–735 гг. до Р.Х.), Ахаза (735–715 гг. до Р.Х.) и Езекии (715–686 гг. до Р.Х.). В течение этого периода резко обозначился контраст между жизнью богатых, с одной стороны, и нещадно угнетаемых бедняков, с другой, что было следствием эксплуатации средних слоев израильского общества (2,8.9) землевладельцами (2,1–5) при поддержке коррумпированных политических и религиозных правителей Израиля (гл. 3). Следствием стало моральное разложение народа (6,9–16; 7,1–7).
Бог использовал Ассирию против Своего согрешающего народа как жезл гнева Своего (Ис. 10,5–11). Ассирийский царь Салманассар (727–722 гг. до Р.Х.) разрушил Самарию в 722 г. до Р.Х. (4Цар. 17,1–6), как об этом пророчествовал Михей в 1,2–7. Иудея испытала на себе всю силу Божиего осуждения, когда ассирийский царь Сеннахирим (705–681 гг. до Р.Х.) прошел через Шефелу (предгорье в западной части Иудеи) до самых ворот Иерусалима, что также было предсказано Михеем (1,8–16). Когда Езекия раскаялся, Господь перестал гневаться на Иудею (Иер. 26,18.19).
Характерные особенности и темы
Михей объединяет свои девятнадцать пророчеств в три цикла (гл. 1–2; 3–5; 6–7), каждый из которых начинается пророчеством об осуждении и заканчивается пророчеством (или несколькими пророчествами) о спасении. При этом каждый цикл начинается одним и тем же еврейским словом, означающим «слушайте» (1,2; 3,1; 6,1). Центральный цикл содержит три пророческие речи об осуждении (гл. 3) и семь о спасении (гл. 4; 5).
В своих пророчествах об осуждении Михей предсказывает, что гнев Господень падет как на недостойных вождей Израиля, уверовавших в собственное могущество, так и на отступивший от Бога народ. В пророчествах о спасении он провидит, что спасение Израиля будет зависеть исключительно от благоволения Божия к остатку народа, который Он чудесным образом спас (2,13) и освободил из вавилонского плена (4,9.10). Титул «Царь» употребляется здесь только по отношению к Богу. Из сохранившегося остатка Израиля произойдет Иисус Христос (5,3), Который будет править силою Господа (5,1–6). Под властью Сего Пастыря-Царя, рожденного в Вифлееме (5,2), остаток сделается «сильным народом» (4,6.7), Церковью нового завета. Получивший прощение остаток будет главенствовать надо всеми, потому что Бог клятвенно обещал Свою верность патриархам (7,18–20). Народ завета зависит от высшей милости Божией (5,9), а не от трудов рук своих (5,10–15) и «ходит во имя Господа» (4,5).
Содержание
I. Вступление (1,1)
II. Осуждение и спасение (1,2 2,13)
А. Осуждение Самарии (1,2–7)
Б. Осуждение Иудеи (1,8–16)
В. Осуждение алчных землевладельцев (2,1–5)
Г. Осуждение лжепророков (2,6–11)
Д. Остаток сохранится в Сионе (2,12.13)
III. Осуждение недостойных вождей и обетование праведного вождя (3,1 5,15)
А. Правители уподоблены людоедам (3,1–4)
Б. Пророки, проповедующие ради корысти (3,5–8)
В. Сион будет распахан (3,9–12)
Г. Сион возвысится (4,1–5)
Д. Остаток сделается сильным народом (4,6.7)
Е. Сион вновь будет владычествовать (4,8)
Ж. От нынешних бедствий ко грядущему спасению (4,9–13)
З. Мессия-Владыка (5,1–6)
И. Остаток благоухание жизни (5,7–9)
К. Господь защитит владения Свои (5,10–15)
IV. Надежда во мраке (6,1 7,20)
А. Что требует Господь (6,1–8)
Б. Исполнение проклятий (9,9–16)
В. «Государственный корабль» разбился (7,1–7)
Г. Гимн победы (7,8–20)
Глава 1
1:1 Вступление. См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания.
Слово Господне. Михей возвещает о своем служении.
открыто. Слово Господне через сверхъестественное откровение сообщается внутреннему взору или слуху пророка.
1:2–7 В этой пророческой речи четыре части: возвещение о Божественном суде и символическое видение Бога, низвергающего Свое творение (ст. 3,4); обвинение против столиц израильских (ст. 5); Бог наказывает Самарию разрушением (ст. 6,7).
1 все народы... против вас. Бог осуждает Самарию, подобная участь ожидает всех предающихся идолопоклонству, виновных в лицемерии и набожном формализме.
1:3–5 В поступи ассирийского войска пророк слышит приближение Бога. Разрушение гор и долин символизирует всесокрушающий суд Божий над Самарией и Иерусалимом.
1 высоты. Языческие храмы и дворцы располагались на возвышенных местах.
1 от огня... льющиеся. Эти слова связывают символическое видение с историческим фактом разрушения Самарии (см. ком. к ст. 6,7).
1 Израилева. В данной книге Израиль означает «богоизбранный народ».
1 сделаю... низрину. Бог Сам исполнит Свой приговор.
1 любодейные дары. Языческие религии практиковали проституцию. Ценности, полученные в уплату за услуги проституток и использованные затем на изготовление идолов, будут захвачены ассирийцами.
1:8–16 Этот плач состоит из трех частей: вступления, в котором выражено намерение Михея оплакать поражение Иудеи (ст. 8,9); основной части, в которой пророк предсказывает падение и пленение Иудеи (ст. 10–15); и заключения, в котором Михей призывает дом Давидов исполнить траурный ритуал по поводу предстоящего пленения народа (ст. 16).
1 как ограбленный и обнаженный. Перед угрозой плена (Ис. 20,2–4) пророк пребывает в состоянии полной безысходности.
1 до ворот. Сеннахирим дошел в буквальном смысле до ворот Иерусалима, но не взял город (см. ст. 12 и Введение: Время и обстоятельства написания).
1 Не объявляйте об этом в Гефе. Эта фраза из плача Михея о падении дома Давидова та же, что и в плаче Давида о падении дома Саула в сходных обстоятельствах (2Цар. 1,20).
покрой себя пеплом. Выразительная демонстрация печали по поводу унизительного поражения (Иер. 6,26).
1 не убежит и живущая в Цаане. «Уходящий город» укроется за своими стенами вместо того, чтобы вступить в битву.
плач в селении Ецель... в нем. «Дом лишения» лишит своей защиты Иудею, потому что он захвачен завоевателем.
1 Марофы. «Горький город» по иронии, ожидал от Иерусалима «сладостной» помощи.
13 быстрых. Еврейское выражение, дословно означающее «быстрых коней», имеет иронический оттенок: «Запрягайте в боевые колесницы скаковых лошадей».
начало греха. Лахис, одна из главных твердынь Израиля, источник секуляризма (5,10).
дщери Сионовой. Персонификация Иерусалима.
1 дары. Иначе: «приданое» (3Цар. 9,16) метафора, означающая ненавистную дань, которая будет уплачена Ассирии.
селения. Иначе: «поселения ремесленников» (см. 1Пар. 4,21–23). Богатства царя перешли к его врагу в результате уплаты ему дани и потери захваченных им поселений ремесленников (ст. 14).
1 Одоллама. Как Давид в свое время был изгнанником и бежал в Одоллам, так и сейчас его преемники направляются туда же при аналогичных обстоятельствах (2Цар. 22,1; 23,13). См. 1,10 и ком.
Глава 2
2:1–5 Эта пророческая речь содержит три части. Первая обвинение: «замышляющие беззаконие» неправедно захватывают чужую собственность и разоряют ее владельцев (ст. 1, 2). Вторая приговор: Господь накажет их пленом (ст. 3) и, как следствие, они потеряют свои земли, которые захватят вторгшиеся в страну враги (ст. 4). Третья заключение: грабители приговорены к вечной погибели (ст. 5). Как сильные мира сего отобрали поля у жителей Израиля (ст. 1,2), так Господь нашлет вражеское войско, чтобы отнять у них землю обетованную (ст. 4,5).
2 Пожелают. Жадность является одним из основных пороков (Исх. 20,17; Рим. 7,8) и избавиться от него можно только полным перерождением.
наследие. Собственность семьи была священным достоянием, полученным от Бога в управление (Лев. 25,10.13).
2 в собрании. После плена земля будет перераспределена.
2:6–11 Это осуждение состоит из четырех частей. Михей отвергает требование лжепророков прекратить пророчествовать (ст. 6); Господь обличает ложные представления о Его милости (ст. 7) и обвиняет сильных в эксплуатации беззащитных (ст. 8, 9); Господь приговаривает к изгнанию тех, кто сделал страну нечистой (ст. 10); Михей обвиняет сильных в благосклонности к лжецам, которые оправдывают их преступления (ст. 11).
2:8–9 как верхнюю, так и нижнюю одежду... приятных домов... у детей... украшение. Угнетенные принадлежат к среднему классу израильского общества.
2 отвращающихся войны. По трагическому стечению обстоятельств израильтяне подвергались ограблению в своей собственной стране, где они почитали себя в наибольшей безопасности.
2:12–13 Пастырь-Царь Израиля вначале соберет остаток иудеев в Иерусалиме для защиты его от нападения Сеннахирима, а затем спасет его, уничтожив ассирийское войско (Введение: Время и обстоятельства написания; Характерные особенности и темы).
2 Иаков... Израиля. Эти слова указывают на Иудею и относятся ко всему народу.
остатки. Та часть семени Авраамова, которую Господь сохранил во всех перипетиях истории и из которой вышел Иисус Христос.
в овечьем загоне. Иерусалим уподоблен овечьему загону.
2 царь. Точнее: «Царь» в значении, параллельном имени «Господь».
Глава 3
3:1–12 У трех пророческих речей в этой главе единая тема: пренебрежение справедливостью ради личной выгоды «князьями дома Израилева»; общие адресаты: некомпетентные, коррумпированные вожди Израиля; одинаковая длина: четыре стиха; идентичная форма: непосредственное обращение (ст. 1,5,9), обвинение (ст. 2,5,9), приговор.
3 И сказал я. Редакторский «шов», свидетельствующий, что Михей редактировал свою книгу (См. Введение: Характерные особенности и темы).
Иакова... Израилева. См. 2,12 и ком.
правду. См. Исх. 21,1; Втор. 17,8–11; 3Цар. 3,28; 7,7.
3 ненавидите... злое. Только Бог может давать новые нравственные заповеди (Ин. 3,3–8).
3 не услышит. Как властители не желали слышать стенаний угнетенных, так и Бог не услышит их мольбу в час осуждения.
3 вместо видения. Господь ввел в заблуждение лжепророков, а также и беспомощный народ «ложными» видениями (3Цар. 22,19–23).
потемнеет день. Утрата пророческого дара ассоциируется с наступлением темноты (Пс. 81,5).
3 посрамлены. Пророк, изобличенный в обмане, считался нечистым (Плач 4,13–15).
3 Сион... лесистым холмом. Когда Езекия раскаялся в 701 г. до Р.Х. (Иер. 26,17–19), исполнение приговора было отложено до 586 г. до Р.Х.
Глава 4
4:1–5 Эта пророческая речь содержит три части: вступление, начинающееся с видения «последних дней»; основную часть, включающую видение Сиона, (4,1), слышимый глас народов, устремляющихся к нему, чтобы научиться закону (4,2), а также размышление о том, что благодаря распространившемуся с горы Сион закону во всем мире воцарится умиротворение (4,2–4); заключение с пророчеством о том, что так устроит Сам Бог (ст. 4), и с литургическим обетованием народа следовать закону Господа во веки веков (4,5).
4 в последние дни. Выражение, указывающее на новую эпоху, которая хотя и скрыта в неопределенном будущем, подчиняет себе настоящее. Здесь она соответствует мессианскому веку, начавшемуся с первым пришествием Христа (Деян. 2,7; Евр. 1,2) и завершающемуся на новом небе и новой земле (Откр. 21,22).
гора дома. Гора Сион является земным подобием Небесного Царства, к которому ныне стремится церковь (Евр. 9,23.24; 12,22–24). Как часть древнего завета земной символ исчез (Евр. 8,13).
во главу гор. Языческим богам также строили храмы на горах, которые считались священными. Истинный Бог, Которого олицетворяет гора Сион, будет вознесен над другими богами и признан всеми народами.
4 В тот день. См. ком. к ст. 1.
и. Точнее: «даже».
4 остатком. Остаток (2,12), переживший вторжение Сеннахирима, переживет и Вавилонский плен.
сильным народом. Церковь стала тем сильным народом (1Пет. 2,9.10).
4 башня. Иерусалим (небесный Иерусалим, Евр. 12,22) станет укрепленной башней, вокруг которой его жители соберутся в поисках защиты.
4:9–13 Эта пророческая речь состоит из двух частей, в которых говорится, что Бог предначертал нынешнему бедствию Израиля («ныне», ст. 9,10) обернуться его славным спасением: освобождением из Вавилонского плена (ст. 9,10) и избавлением от осады Сеннахирима (ст. 11,12).
4 царя... советника. Точнее: «Царя... Советника».
4 как рождающая. Остаток в Сионе, пребывающий ныне в унижении, даст рождение новой эре.
4 многие народы. Войско ассирийских царей состояло из наемников многих национальностей.
Глава 5
5:1–6 В этой пророческой речи вначале говорится о нынешних бедствиях (4,13), а затем о победе Мессии (5,1–3) и торжестве Его верховной власти (5,4–6).
5 по ланите. Удар по щеке символизирует унижение побежденного Израиля, ибо он утратил способность к сопротивлению.
5 оставит. Израиль не имел своего царя начиная с 586 г. до Р.Х. до самого пришествия Христа.
оставшиеся братья их. Тысячи израильтян, не вошедшие в верный остаток, были обращены после Пятидесятницы (Деян. 2,41.47).
5 Ассур. Ассирия, осаждавшая Израиль (5,1), здесь символизирует всех врагов, выступивших против царства Божия.
семь... восемь. Число семь есть символ совершенства. Число вождей, которые придут, чтобы распространить царство Христово, будет более чем достаточным.
5 Немврода. Т.е. Вавилон.
5:7–9 В этой пророческой речи две части: пророчество о том, что остаток станет в руке Божией орудием жизни и смерти (ст. 7,8), и мольба к Богу, чтобы Он порази
5 зависеть... полагаться. Точнее: «смотреть в ожидании... рассчитывать на». Как дождь зависит от воли Божией, так и остаток по воле Господа словно дождь освежит землю.
5 Поднимется. Точнее: «Да поднимется».
5:10–15 Эта пророческая речь разделяется на две части: Бог очистит Свой народ (5,10–14) и сокрушит языческие народы (5,15). Спасение от Бога придет, когда Его народ избавится от тщеславия и ложной надежды на силу оружия (ст. 10,11), от чародейства (ст. 12) и идолопоклонства (ст. 13).
5 чародеяния. Букв.: «чародейство рук твоих».
5 города. Иначе: «идолов».
5 мщение. Господь проявит Свое всемогущество и сохранит в целости общину верных Ему, спасет Своих людей, оказавшихся в беде, и накажет их угнетателей, которые не почитают Его власть. Царь Небесный имеет высшее право использовать силу, чтобы сохранить Свое царство. Самовольное применение силы отдельным человеком или сообществом людей без Его на то соизволения происходит от неверия и является вызовом святости Господа и силе Его и потому в действительности направлено против Него.
Глава 6
6:1–8 После вступления, адресованного читателям, пророчество делится на три части: 1) сцена суда, в которой Господь выступает как истец, Михей как Его представитель, горы как свидетели, а Израиль как обвиняемый (ст. 1,2); 2) выдвинутое Господом обвинение Израиля в неблагодарности (ст. 3) и призыв к народу вспомнить о спасительных благодеяниях Божиих, излившихся на него в период его становления, от исхода из Египта до вступления в землю обетованную (ст. 3–5); 3) требование Господом от народа не жертвоприношений, а справедливости как предпосылки искупления и дарования Его спасительной близости (ст. 6–8). Этот иск, предъявленный Господом «народу Моему», нацелен на возрождение, а не на осуждение, в отличие от других пророческих речей.
6 встань. Повеление Господа Михею, которое он исполняет в ст. 2.
судись. Пророк должен от имени Господа привлечь народ к суду Его.
горами. Как Иаков и Лаван сложили из камней холм, чтобы он был свидетелем их договора (Быт. 31,46–52), так Господь сделал вечные горы свидетелями завета, переданного им через Моисея (Втор. 4,26; 30,19; 31,28; 32,1).
6:4–5 из земли Египетской... до Галгал. Между исходом из Египта и вступлением в землю обетованную осуществились спасительные деяния Божий, включая Пасху, крещение в Чермном море, манну небесную, появление воды из скалы и победу над врагами. Все эти символы предвещали предначертанный церкви путь, который она пройдет вместе с Христом (Ин. 6,33; 1Кор. 5,7; 10,1–4).
6 вспомни. Это слово означает, что нужно не просто вспомнить прошедшие события, но придать им актуальное значение, силой воображения и верою соединить их с настоящим. В то время как Израиль «вспоминал» образы, церковь в евхаристии «вспоминает» реальность.
6:7–8 Тот, кто поклоняется Богу и приносит Ему жертвы демонстративно, хотя внешне и производит впечатление глубокой религиозности, в действительности выносит себе приговор. Такой человек показывает, во-первых, свое глубокое неверие в благодать Божию, ибо спасение Израиля (ст. 4,5) было только по воле Господа; полное непонимание своих обязательств по завету, которые включают социальную справедливость и милосердие, а не только жертвоприношения (ст. 7,8); и, наконец, упорное нежелание раскаяться, так как вместо того, чтобы просить у Бога изменить его, он стремится задобрить Бога вкупе с правителями, пророками и священниками Израиля (3,11). Его попытка купить милость Божию проявляется в том, что он предлагает Богу «потоки елея» и, совсем уже по-язычески, своего «первенца».
6 смиренномудренно. Иначе: «благоразумно».
6:9–16 Эта пророческая речь состоит из обращения к Иерусалиму (ст. 9), обвинения в использовании неточных мер (ст. 10, 11) и лживых речей (ст. 12), а затем говорится об осуждении на болезни и разрушение (ст. 13), телесные недуги (ст. 14) и разграбление урожая (ст. 15). Ст. 16 содержит обвинение и приговор. Этот приговор является исполнением проклятий завета (ср. ст. 15 с Лев. 26,20; Втор. 28,40.51).
6 Ты будешь... мечу. Во многих древних переводах говорится: «Ты будешь мучиться схватками, но не разродишься. И даже если ты родишь ребенка, Я предам его мечу».
Глава 7
7:1–7 Эта пророческая речь имеет две части: плач (ст. 1–6), состоящий из обвинения народа в преступлениях (ст. 1–4) и о горестях неправедной жизни народа (ст. 4–6), и выражение уверенности, что за осуждением последует спасение (ст. 7).
7 со мною. Михей, представляющий Господа, сравнивает себя с виноградарем.
7 провозвестников. Т.е. пророков.
7:5–6 Этот фрагмент впоследствии был использован в апокалипсической литературе для эсхатологического изображения дня Господня (Мф. 10,35–39; Лк. 12,53).
7 взирать. В ожидании спасения.
7:8–20 Этот заключительный литургический гимн состоит из четырех строф: 1) Иерусалим в образе женщины, оказавшейся в беде и исповедующей свою веру в Господа (ст. 8–10); 2) пророк обещает Иерусалиму, что он станет в эсхатологической перспективе «овечьим загоном», дающим спасение всему осужденному миру (ст. 11–13); 3) Михей молит Господа, чтобы Он взял Свой народ под Свою пастырскую защиту (ст. 14); 4) народ в хвалебном гимне прославляет чудо Бог ввергнет его грехи в пучину морскую, чтобы исполнились Его заветные обетования патриархам (ст. 18–20).
7 во мраке. Образ осажденного города.
7 правду. Правда Божия также состоит в спасении верного Израиля (ст. 8,9) и сокрушении его неверного мучителя (ст. 10).
7 В тот день. См. 4,1.6; 5,10–15.
от Египта до реки Евфрата. Ср. Быт. 15,18; Исх. 23,31; Втор. 11,24; 3Цар. 4,21.25.
7 земля та будет пустынею. В день Страшного суда за пределами, в которых пребывает в безопасности избранный народ, осуждение будет всеобщим.
7 Кто... Ты. Имя Михея, означающее «кто подобен Богу», соединяет в себе упоминание имени Божиего с Его всепрощающей милостью. Без этого качества служение Михея не имело бы смысла. Бог не допустит, чтобы история Израиля закончилась тупиком.
7 ввергнешь в пучину морскую. Когда Бог начал покровительствовать Израилю, Он ввергнул египтян в Чермное море; так и в конце истории этого народа Он бросит грехи его в небытие.
7 верность Иакову. Совершенная верность Бога праотцам является основой надежды для церкви (Рим. 4,17; Гал. 3,7–29).