Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Авдия
Введение
Автор
Имя «Авдий» означает «слуга Господа». О его происхождении и обстоятельствах жизни ничего неизвестно. Еврейское предание часто путает его то с Авдием, придворным безбожного царя Ахава (3Цар. 18,3), то с одним из князей, которым было поручено учить закону в городах Иудеи (2Цар. 17,7). Третий Авдий, левит из рода Мерари, был поставлен царем Иоасом над рабочими, которые должны были восстановить храм (Неем. 10,5; 12,25).
Сила и непреложность пророчества Авдия зиждятся на том, что «Господь сказал это» (ст. 18), а не на личной славе пророка.
Время и обстоятельства написания
Существуют разные точки зрения на то, когда была написана эта книга. Пророк говорит о беспощадном разграблении Иерусалима, в котором едомитяне приняли участие (ст. 11–14), но описание бедствия не содержит поддающихся датировке подробностей.
Одни соотносят пророчество со временем вторжения в Иудею филистимлян и арабов, которое произошло при царе Иораме (848–841 гг. до Р.Х.) и в котором, по-видимому, участвовали едомитяне. Ср. 4Цар. 8,20–22; 2Пар. 21,8–10; 16,17.
Другие связывают пророчество с нападениями вавилонян на Иудею, приведшими к ее падению в 586 г. до Р.Х. Как Священное Писание (Пс. 136; Иез. 35), так и более поздняя, не вошедшая в канон, Вторая книга Ездры (4,45) определенно указывают на связь едомитян с гибелью Иудеи.
Не решают вопрос и попытки определить дату, опираясь на поразительное сходство ст. 1–9 с Иер. 49,7–22, которое не может объясняться случайным совпадением. Известно, что служение Иеремии началось около 626 г. и закончилось после 586 г. до Р.Х.; однако заимствовал ли один из них пророчества у другого или оба пользовались более ранним источником, сказать трудно.
Характерные особенности и темы
Пророк говорит «об Едоме» (ст. 1), он вновь и вновь обращается к едомитянам; тем не менее откровение это дано народу завета как часть Священного Писания. Поэтому задача пророка не столько предупредить Едом о предстоящем возмездии, сколько убедить народ Божий, что высшая справедливость на его стороне. Иудея была повержена, Едом процветал; упорядоченный мир, казалось, уничтожен и уступил место хаосу. Но Господь вложил в уста Авдия откровение о высшем правосудии, дабы поддержать в народе ослабевшую веру. Ведь историю предопределяет всеблагая воля Бога.
Содержание
I. Бог объявляет войну Едому (ст. 1–14)
А. Бог смиряет гордый Едом (ст. 2–4)
Б. Бог обрекает на разграбление процветающий Едом (ст. 5–7)
В. Неизбежен Божий суд над Едомом (ст. 8–10)
Г. Безразличен жестокосердый Едом к бедствиям Иудеи (ст. 11–14)
II. Бог обещает установить новый нравственный порядок (ст. 15–21)
А. День, когда Бог воздаст всем народам (ст. 15–18)
Б. Народ Сиона восстановит и расширит свои владения (ст. 19,20)
В. Возвысится Сион над горами Едома в царстве Господа (ст. 21)
Глава 1
1 Видение. Это не обязательно зрительный образ, скорее откровение. См. ком. к Мих. 1,1.
Так говорит Господь Бог. Бог открывает Свой замысел через пророка (ср. 2Пет. 1,21). Его суровость объясняется непреклонностью высшего Судии.
Едоме. Вражда между Едомом и Израилем восходит еще ко временам патриархов. Бог благословил Исаака и Ревекку двумя сыновьями, Исавом и Иаковом (Быт. 25,21–26; ср. Мал. 1,2–4; Рим. 9,10–13). Личное соперничество между Иаковом и Исавом (Быт. 27), родоначальниками израильтян и едомитян, перешло в затяжную вражду (Исх. 15,13–15; Чис. 20,14–21; 24,18; 1Цар. 14,47; 2Цар. 8,13.14; 3Цар. 11,14.15; 4Цар. 8,20–22; 14,7). Едом символизирует всех врагов народа Божиего (Ис. 63,1–6).
весть услышали мы... «вставайте, и выступим против него войною!» Пророк усматривает божественный промысел в том, что народы сообща выступают против Едома. Господь Бог незримо направляет их действия. Видение Авдия не случайно: это знак, что пророчество будет исполнено.
1 в расселинах скал. Неприступные горы Едома служили естественными укреплениями и обеспечивали защиту от внешних врагов.
1 как орел... среди звезд. Побежденному иудейскому народу Едом казался неодолимым, но Бог внушает им, что никакое земное могущество не спасет от Его высшего правосудия.
1:7 Справедливость в том и заключается, что Едом, нанесший «брату Иакову» удар в спину, сам предан союзниками.
1 Феман. Имя одного из потомков Исава использовалось и как название народа Едома.
1:11–12 Моральный долг Едома требовал сражаться вместе с Иаковом против захватчиков; вместо этого он «был как один из них». Тем самым Едом доказал, что он верен лишь одному правилу идти к цели, невзирая на духовные обязательства. Семена нравственного упадка Едома посеяны еще праотцем Исавом, для которого блага земной жизни были важнее обетованного царства Божия (см. Быт. 25,29.34; 26,34.35; 27,46 28,1). В новозаветном богословии Едом воплощает дух «мира» (1Ин. 2,15–17), гонителя Церкви.
1:15–18 В день возмездия Господь уничтожит всех врагов Своих и воздаст народу Своему, через который Он будет вершить Свой суд.
1 близок день Господень на все народы. См. Ис. 2,11.12. Для пророка суд над Едомом входит в план божественного воздаяния всем народам. История Едома лишь предвестие Божиего суда; Господь не остановится, пока не очистит мир от всех врагов Своих. Едом как сообщник связан с остальными народами, восставшими против Бога, но восстание это обречено.
1 будет она святынею. Сион вновь превратится в священную гору, готовую принять Бога.
1 никого не останется. «Уцелевшие» (ст. 14) из иудеев поднимутся, как пламя божественного гнева, и истребят Едом, не оставив никого в живых. Едом, могущественный в дни Авдия, в глазах Бога уже осужден.
ибо Господь сказал это. Это выражение словно печать, удостоверяющая непреложность решений Бога.
1:19–20 Народ Божий вернется из изгнания и займет принадлежащие ему по праву наследства земли, расширив их границы.
1:19 Бог обещает Своему народу восстановить границы царства Давидова.
1:20 Царство Давидово не просто восстановится в своих границах (ст. 19), но и увеличится. Вернутся на свою землю изгнанники. Господь внушает Своему народу веру в то, что сколько бы ни выпадало на их долю испытаний, любовь Его повсюду будет сопровождать их.
1:21 Возродится Сион и поднимется над Едомом, ибо царство Господа восторжествует.
спасители. Народ Божий из «бежавших» (ст. 14) станет спасителем и будет владеть землями, некогда принадлежавшими врагам.
будет царство Господа. Все сущее сотворено Господом и потому уже сейчас является царством Его (ср. Пс. 46,3; 144,13). Но Авдий имеет в виду другое: Бог свершит суд над врагами и навек освободит народ Свой. Это обетование дает иудеям надежду, что в будущем им не придется терпеть преследования едомитян; Церковь же обретает веру в будущее, в котором «царство мира сделалось царством Господа нашего и Христа Его» (Откр. 11,15).