Источник

Комментарии Женевской Библии на книга Екклезиаста, или Проповедника

Введение

АвторМногие толкователи Книги Екклесиаста считают указания на происхождение ее автора (1,1), его царствование в Иерусалиме (1,12), непревзойденную мудрость (1,16) и несметные богатства (2,4–9) явным свидетельством того, что им был Соломон (3Цар. 3; 4,21–34; 10), назвавший себя Екклесиастом (1,12). Следовательно, именно его жизненный опыт и мудрость нашли выражение в данной книге (1,2 12,8). Этот текст, написанный Соломоном, получил затем обрамление в форме введения и заключения, имеющих пояснения о методе и содержании его рассуждений (1,1; 12,9–14) и написанных, вероятно, другим человеком.

Но некоторые толкователи считают, что, поскольку рассказчик называет себя Екклесиастом, а не Соломоном, автором книги был другой человек, впоследствии изложивший от себя мысли, кратко сформулированные Соломоном.

Наиболее предпочтительна версия, что автором книги был Соломон, но первоначальный текст получил затем дополнительное оформление, сделанное другим лицом.

Время и обстоятельства написания

Толкователи, которые считают Книгу Екклесиаста произведением другого автора, жившего после Соломона, датируют ее периодом после вавилонского плена. Признавая же авторство за Соломоном, книгу следует отнести к X в. до Р.Х.

Согласно иной интерпретации, автор-апологет принял секуляризованную точку зрения: жизнь не имеет высшей цели, следовательно, является бессмысленной, для того, чтобы привести читателя к выводу: удовлетворение в жизни может дать только вера в Бога. Хотя содержащиеся в книге поучения могут быть использованы в целях апологетики и, следовательно, евангелизации, все же большинство иудейских и христианских толкователей полагали, что главной целью Екклесиаста является проповедование того, как народ Божий должен жить на земле. Выполняя эту задачу, автор предостерегает людей не против секуляризованного материализма, а против лицемерия. Таким образом, книга Екклесиаста выступает не как Соломонова апологетика, обращенная к тем, кто не знает Бога или враждебно к Нему относится, а как его мудрый совет тем, кто знает Бога, но пребывает в растерянности, не понимая Его путей.

Характерные особенности и темы

Повествование состоит из трех циклов (1,3 3,8; 3,9 6,7; 6,8 12,7), каждый из которых начинается словами: «Что пользы ...». Структура книги образуется сложной группировкой тем, рефренов и фраз. Слова создают смысловые конструкции, используемые в различных значениях, с целью побудить читателя к размышлению над идеями книги. Наряду с повторением мотивов и слов Соломон попарно объединяет темы труда и мудрости. Его первый цикл содержит три парных раздела (1,12–15 и 1,16–18; 2,1–11 и 2,12–17; 2,18–26 и 3,1–8), подводящих к заключению, что смерть делает бессмысленными и человеческий труд на земле, и мудрость. Темы труда и мудрости последовательно проходят через второй и третий циклы книги. Во втором цикле (3,9 6,7) автор развивает тему недолговечности и относительности человеческих трудов, противопоставляя им вечное и абсолютное дело Божие и советуя наслаждаться благами, даруемыми Богом в этой жизни, несмотря на гнет жизненных обстоятельств. В третьем цикле (6,8 12,7) человеческой мудрости противопоставлено совершенство путей Божиих. Автор дает совет принимать с радостью все доброе, что есть в жизни, и упорно трудиться, даже если усилия человека и его праведность не получают достойного вознаграждения.

Соломон наставляет (9,7–10) народ Божий принимать жизнь с радостью, несмотря на ее тщетность, непрочность и все тяготы, и трудиться с полной отдачей. Этот реалистический подход к жизни есть дар Божий (3,13; 5,19) для тех, кто имеет страх перед Ним и выполняет Его повеления (5,1–7; 12,13.14). Екклесиаст учит, что человек обязан с радостью покоряться Богу, и Бог Сам помогает ему в этом.

Екклесиаст размышляет о том, как люди должны жить (6,12) в мире, в котором по высшей воле благого Творца (3,11.14) и праведного Судии (3,17) «несчастья» случаются как с праведными (7,13.14), так и с нечестивыми вне зависимости от того, насколько они их заслуживают (8,14; 9,1).

Если Божий приговор относительно праведности или греховности не всегда исполняется в течение земной жизни человека, то ему определенно назначено исполниться после смерти, когда свершится суд Божий (3,17; 9,11; 12,14). Екклесиаст говорит о жизни после смерти (9,10; 12,7), но телесное воскресение при этом не упоминается; воскресение Христа, которое гарантирует воскресение верующих в Него к вечной жизни (1Кор. 15) и воскресение осужденных на вечное проклятие, тогда еще не свершилось.

Тварный мир, о котором говорит Екклесиаст, обозначен выражениями: «под солнцем», «под небесами» и «на земле». Вывод Соломона заключается в том, что созидание земных богатств потомками Адама тщетно, но небесные труды, совершенные через нового Адама, победившего смерть, не напрасны (1Кор. 15,58).

Екклесиаст проповедует о том, как избранники Божий, чужие в этом мире «под солнцем» (1Пет. 1,1), но живущие во граде небесном (Флп. 3,20), должны стоически претерпеть (Еккл. 6,12) все потрясения и трудности (Рим. 8,18–23).

Содержание

Введение (1,1)

I. Ограниченность трудов и мудрости (1,2 3,8)

А. Цикличность в мире (1,3–11)

Б. Тщетность трудов и мудрости (1,12–18)

В. Эфемерность вознаграждения за труды и мудрость (2,1–17)

Г. Труды и мудрость (2,18 3,8)

II. Труд в страхе перед Богом, дела Которого непреходящи (3,9 6,7)

А. Бог как Творец и Судия (3,9–21)

Б. Удовлетворение или зависть (3,22 4,16)

В. Искренняя преданность Богу (4,17 5,6)

Г. Неудовлетворенность от трудов (5,7 6,7)

III. Мудрость в покорности перед вершащим Свой суд Богом (6,8 12,7)

А. Тщетность попыток состязаться с Богом (6,8–12)

Б. Что хорошо для человека (7,1–18)

В. Сила мудрости (7,19 8,8)

Г. Неизбежный суд (8,9 9,10)

Д. Сила глупости (9,11 10,7)

Е. Совет для мудрой жизни (10,8 12,7)

«Суета сует» (12,8)

Заключение (12,9 14)

Глава 1

1:1–2 Мудрец представляет читателю Екклесиаста и его книгу.

1 Екклесиаста. Евр.: «когелет» означает, что Соломон выступал в роли созывающего собрание верных завету, чтобы свидетельствовать о Господе и воздавать Царю Небесному славу, наполняющую Его земной храм (3Цар. 8). Слова Соломона были обращены к народу Божию, а не к агностикам.

сына Давидова. См. Введение: Автор.

1 Суета сует. Евр.: «дыхание, «пар», «туман». Т.е. смерть делает тщетными действия и стремления людей, строящих свою земную жизнь («под солнцем»).

13,8 Что пользы человеку. Начиная этим выражением первый из трех циклов книги, автор акцентирует на тщетности труда и знаний. Хотя они и приносят некоторое удовлетворение, смерть делает их бессмысленными. См. Введение: Особенности содержания и темы.

1:3–8 Смертность вынуждает людей вновь и вновь повторять то, что уже другими делалось до них, никогда не получая полного удовлетворения.

1 пользы. См. 2,10.11.

под солнцем. Ср. Гал. 1,4. Усилия человека, направленные на созидание земных царств, бесполезны для Царства Небесного (Мк. 8,36).

1 проходит ... приходит. Люди постоянно начинают все сначала (подобно солнцу, ст. 5), в то время как земля (в которую человек возвращается после смерти), в противоположность этому, остается неизменной.

1 кружится, кружится. Фрагмент 1,4–8 образно передает смысл постоянно повторяемого Соломоном рефрена «все суета и томление духа» и служит моделью циклической структуры книги.

1 море не переполняется. Жизненный опыт человека никогда не приносит ему полного удовлетворения, точно так же, как реки, впадающие в море, никогда не переполняют его.

1:9–11 Ничто в этом мире не может изменить вечный процесс, в ходе которого люди вновь повторяют труды своих предшественников, затем умирают в забвении.

1:12–18 Плоды праведного труда и истинной мудрости обесцениваются смертью.

1:12–15 Соломон утверждает, что человеческая цивилизация несовершенна и движется в ложном направлении.

1 царем... в Иерусалиме. См. Введение: Автор.

1 мудростью. Усилия мира сего выйти из-под Божия предопределения (Быт. 3,16–19) тщетны и безрезультатны.

тяжелое занятие. Человеческое существование связано с тяжелым бременем, на человека возложенным Богом (ср. 1,15 и 7,13; Быт. 3,16–19; Рим. 8,22.23). Иисус дает силы нести его (Мф. 11,28–30).

Бог. Личное имя Бога завета Яхве не встречается в этой книге.

1 Видел я все. Соломон был наделен даром Божиим (3Цар. 3) предвидеть будущее и проникать в тайны прошлого.

1 Кривое... чего нет. Т.е. результаты не только сотворенного людьми зла, но также и Божия проклятия (7,13; Быт. 3,16–18).

1 мудрости. Возрастая в подлинной мудрости, человек отчетливее различает губительные последствия греха, даже такие, которые проявляются не сразу.

всех, которые были прежде меня над Иерусалимом. Соломон подразумевает царей Иерусалима древнего, доизраильского периода (Быт. 14,18; Нав. 10,1).

Глава 2

2:1–11 Радость от земных достижений преходяща для Соломона (3Цар. 4–11).

2 в сердце моем. Мышление ассоциируется с сердцем человека.

2 между тем, как сердце мое руководилось мудростью. См. ст. 9. Задавшись целью определить, какие занятия хороши для человека, а какие нет, Соломон исследовал жизнь, руководствуясь словом Божиим.

2:4–9 большие... великим и богатым больше всех. Богатства мира стекались в Иерусалим, в распоряжение Соломона.

2:10–11 радовалось... долею... нет от них пользы под солнцем! Соломон испытал радость от свершенных трудов, но не получил удовлетворения, которое доставляет сотворение чего-то высшего, имеющего для человека неземную ценность.

2:12–17 Преимущество мудрости перед глупостью уничтожается смертью.

2:12–13 мудрость ... мудрости. Это не мирская мудрость, а мудрость, данная Богом.

2 преимущество. Мудрость имеет практическую ценность. Руководствуясь ею, можно избежать многих ошибок на жизненном пути.

2 к чему же. Преимущество мудрости сводится на нет ее бессилием спасти мудрого (как, впрочем, и глупого) от объятий смерти.

2 возненавидел. Проклятие смерти истребляет плоды мудрого труда, поэтому Соломон возненавидел жизнь в «настоящем лукавом веке».

2:18–23 Соломон размышляет о бренности трудов «с знанием и успехом», которые могут быть переданы «человеку, не трудившемуся». Смерть лишает человека тех благ, которые он создает своим трудом. При этом он не знает, кому достанется созданное им: может быть, глупцу, который все расточит (ст. 18,19), или недостойному наследнику, который этого не оценит (ст. 20,21).

2 не знает покоя. Реальное, неустранимое, болезненное бремя лишает человека даже эфемерной радости, приносимой трудом (ст. 10).

2 благо. В своих рассуждениях о том, что хорошо для человека (ср. ст. 3), Соломон приходит к выводу, что чувство удовлетворения от жизни и трудов посылает человеку Бог.

2 человеку, который добр пред лицем Его... грешнику. Хотя грешники пользуются временным благоденствием на земле, только праведные «пред лицем Его» получают Божие благословение.

суета. См. ком. к 1,2. Здесь подразумевается бессмысленность труда, плоды которого достаются другому (ср. ст. 20,21).

Глава 3

3 Всему свое время. Времена и сроки назначены Богом («под небом»; ср. 1,13). То, о чем говорится в парных противопоставлениях 3,2–8, также установлено свыше.

36,7 Что пользы работающему. Эта фраза начинает второй из трех циклов книги Екклесиаста (1,3 3,8, ком.; 6,8 12,7), посвященный противопоставлению временного труда человека непреходящим делам Божиим. Автор призывает людей наслаждаться теми благами, которые дает им Бог. (См. Введение: Особенности содержания и темы).

3:9–14 Имеется в виду Бог как Творец. Его совершенные, вечные и непостижимые дела должны вызывать благоговение у Его народа.

3 мир. Евр.: «вечность». Люди бессильны полностью осознать смысл происходящих событий.

3 ничего лучшего. Автор придает первостепенную важность вновь и вновь повторяемому им совету (2,24–26; 3,12.22; 5,18–20; 8,15) и повелению (9,7–10) довольствоваться тем, что Бог назначил каждому человеку.

3 дар Божий. Ср. 2,26.

3 благоговели. Т.е. признавали и почитали Бога как суверенного Господа.

3:15–21 Имеется в виду Бог как Судия.

3 время. Бог определяет, чему должно происходить на земле (ст. 1–8). Он назначил также день для суда над делами всех людей (Иоил. 3).

праведного и нечестивого. В наказание за грех люди смертны (Быт. 3,19) также, как и животные (ст. 18–20). Но при этом разделение на праведников и нечестивцев еще не происходит по смерти человека, окончательно оно свершится на суде Божием.

3 Кто знает: дух сынов человеческих. Иначе: «кто знает дух человека, который ...». Физическое тело вновь становится прахом, но дух человека возвращается к Богу (12,7).

Глава 4

4:1–3 увидел всякие угнетения... И ублажил мертвых. Повсеместно царящая несправедливость привела Соломона к выводу, что умершим и неродившимся лучше, чем живущим.

злых дел. Первопричина, которая заставила Соломона дать горькую оценку земному существованию, зло.

4:4–16 Недовольство и зависть питают суетное стремление человека к земному удовлетворению.

4 с покоем. Разумный достаток, дающий удовлетворение, лучше, чем нужда, порождаемая леностью (4,5), или избыток, сопровождаемый беспрерывным трудом (4,8).

4:9–12 Двоим. Сотрудничество, а не соперничество, порожденное завистью, приносит успех и обеспечивает защиту от алчных.

4:13–16 Свойственная роду человеческому неудовлетворенность мешает людям видеть разницу между умными и глупыми правителями.

45,6 В структуре проповеди этот раздел центральный. Содержащееся в нем увещание жить в страхе Божием (5,6) завершает книгу (12,13).

4 Наблюдай за ногою твоею. Т.е. следи за собой во время богослужения. Богослужение должно быть сосредоточено на Боге («будь готов более к слушанию»), а не на человеке (евр.: «нежели к жертвоприношению глупцов, которые не знают, что поступают неверно»).

Глава 5

5 языком твоим. Сокровенные мысли выражаются в словах, слетающих с языка. Бог будет судить за них (Мф. 12,34–37).

5:3–4 обет. Добровольное сознательное обещание, данное Богу (Втор. 23,21–23).

исполнить. Бог требует полной преданности Ему.

5 устам. См. ком. к ст. 1.

Ангелом. Это слово, означающее «посланник», может относиться как к ангелу Господню, так и к посланному Богом пророку (Мал. 2,7).

5 бойся. Иначе: «благоговеть». См. 3,14.

5:7–16 Богатство имеет свою оборотную сторону жадность.

5 не удивляйся. Угнетение и несправедливость неизбежны в человеческом обществе. Зависть свойственна как богатым (ст. 9), так и бедным (4,4–16).

5:9–11 любит серебро. Алчность лишает человека сна. Довольство приносит отдых и покой (ср. 1Тим. 6,6–10).

5:12–16 Соломон размышляет над трагедиями, источником которых является невозможность воспользоваться богатством или его потеря. Последняя постигает каждого человека с его смертью. Поэтому земные труды, угнетающие человека, тщетны.

56,7 Бог Сам Своей суверенной властью распределяет богатства.

5:17–19 Величайшая мудрость заключается в том, что человек должен наслаждаться жизнью, которую дал ему Бог, но это возможно только если Бог дал богатство и имущество, если дал власть пользоваться от них, то брать можно только свою долю... от трудов своих.

Это дар Божий, и человека, который понимает и принимает этот дар, «Бог... вознаграждает... радостью сердца его».

Глава 6

6 душа его не наслаждалась... добром. Букв.: «его душа не удовлетворена добром». См. 5,17–19 и ком. Человек не может получить удовлетворение от добра, которого пожелал (см. 5,7–16 и ком.), если «не дает ему Бог пользоваться этим» (6,2).

6 не наслаждался добром. Букв.: «не видит (не ощущает) добра». Т.е. суть не в неспособности пользоваться имеющимся благосостоянием, а в его отсутствии.

в одно место. Т.е. в прах, ничего не значащий для вечности. Мертворожденный имеет преимущество перед живущим, не знающим покоя, независимо от того, какая жизнь дарована ему.

6 душа его не насыщается. Эта мысль не столько о том, что никто не получает удовлетворения от плодов своего труда, сколько о том, что земные труды не удовлетворяют стремления души человека (1,8).

612,7 Какое же преимущество мудрого... Этой фразой начинается последний из трех циклов книги (1,3 3,8 и ком.; 3,9 6,7 и ком.). Здесь противопоставляется ограниченная мудрость человека вечной мудрости Бога. (См.: Введение: Особенности содержания и темы).

6 какое же преимущество. Бедный, но знающий, как надо проводить жизнь, отпущенную ему Богом, имеет такие же преимущества перед богатым, но не умудренным, какие мудрец имеет перед глупцом.

6 наречено имя, и известно. Бог оценивает человека как грешника (7,20).

препираться. Человек бессилен противостоять суду Божию.

Глава 7

7 лучше... день смерти. Для праведников смерть избавление (Флп. 1,21–23), потому что они покидают этот мир, лежащий во зле (4,3), чтобы быть со Христом.

7:2–4 дом плача... в доме плача. Погребение открывает истинный смысл земного пути человека.

7 Притесняя других. Ср. 4,1. Жестокость несовместима с духовной жизнью.

7 гнев гнездится. Гнев, если его не подавлять, сжигает душу.

7:11–12 мудрость... дает жизнь. Праведная мудрость седьмое и наивысшее из названных Соломоном благ приносит пользу как нынешней жизни, так и будущей. Христос есть спасительная премудрость Божия(1Кор. 1,30).

7:13–18 Человек, стремящийся сам достичь совершенства, воспринимает Бога как соперника и врага.

7 кто может выпрямить. Бог всемогущ. Проклятие, которое Он произнес (Быт. 3), будет тяготеть над людьми, пока не свершится Его воля.

7 во дни несчастья. Богу подвластно все.

человек ничего не мог сказать. Человеку не дано знать, что произойдет в будущем, а потому он постоянно должен осознавать свою зависимость от Бога.

7 праведник... нечестивый. Поскольку поступки людей не влекут за собой немедленного вознаграждения или наказания, человек пребывает в неведении о воле Божией.

7:16–17 Не будь слишком строг... Не предавайся греху. Совершенная добродетель, как и абсолютное зло, не свойственны человеческой природе.

7 одного ... другого. Будь терпим к людям и не гордись своей мудростью (ср. 7,16).

78,5 Соломон исследует глубины как мудрости, так и греха.

7 мудрого. Мудрость обладает могуществом и способна воодушевлять.

7 Нет человека праведного. Все виновны перед Богом (Пс. 13,3; 52,4).

7 много случаев. Все люди многократно оскорбляют Бога своими грехами.

7 кто постигнет. Никто не может постичь Божественных дел, ибо человеческий разум ограничен (ср. 8,16.17; 1Кор. 2,11).

7 Бог сотворил человека правым. См. Быт. 1,31. Ср. Рим. 3,23; 5,12.

Глава 8

8 мудрый. См. ком. к 7,19.

8 клятвы пред Богом. Т.е. присяга на верность (ср. Рим. 13,1–5; 1Пет. 2,13–17).

8:5–6 время и устав. В ст. 5 эти слова касаются отношения к царю (8,2–4), а в ст. 6 к Богу, повелевающему всем в мире (ср. ст. 7,8 и 3,1–8).

8 не властен. Человек не властен над злом или смертью. Только у Христа есть такая власть (1Кор. 1,24; 15,24–27; ср. Рим. 37–39).

8 во вред ему. Возможно, Екклесиаст подразумевает имеющих власть, но не умеющих пользоваться этой Богом данной им властью (ср. Рим. 13,3.4).

8 забываемы. Точнее: «были забываемы в городе те, которые поступали праведно». Речь идет о несправедливости, когда нечестивые удостаивались почетного погребения, а праведники лишались его.

8 я знаю. Уверенность Соломона в его знании основана на обширных наблюдениях и глубоких размышлениях над словом Божиим.

8:12–13 благо будет... не будет добра. Бог отличает истинно почитающих Его от лицемеров и воздаст праведным и нечестивым на Своем суде.

8 на земле. В настоящей жизни праведные и нечестивые не всегда получают по делам своим.

8 похвалил. Радоваться жизни естественно для человека, ибо все «дни жизни его» даны ему Богом. Жизнь следует принимать с радостью и благодарить Дарителя.

8 все дела Божий. См. 7,13; 11,5. Здесь главная мысль третьего цикла книги Екклесиаста (6,8 12,7 и ком.). См. Введение: Особенности содержания и темы.

не может постигнуть. Даже мудрые не в состоянии оценить дела Божий.

Глава 9

9:1–10 Соломон советует наслаждаться жизнью, несмотря на тяготеющее над всеми людьми проклятие смерти.

9 в руке Божией. Бог суверенно судит все дела как праведных, так и нечестивых.

ни любви, ни ненависти. И плохое, и хорошее происходит как с праведными, так и с нечестивыми согласно определению Божию (Мф. 5,44.45; Лк. 13,1–5).

9:2–3 одна участь. В земной жизни как праведным и мудрым, так и нечестивым и глупым суждено умереть (2,14.15).

9 исполнено зла. Род человеческий поражен грехом и пороком (Быт. 6,5).

9 надежда. Пока человек жив, он в состоянии испытать на себе любовь Божию (9,7).

9 Итак иди, ешь... пей. Перед лицом несправедливостей земной жизни и неизбежной смерти автор дает совет наслаждаться жизнью (Флп. 4,4–7). См. Введение: Особенности содержания и темы.

9 по силам делай. Призыв к активному труду отражает представления о вознаграждении в земной жизни и по смерти. После воскресения, в будущей жизни, награда будет на небесах (Кол. 3,23.24).

9:11–12 Екклесиаст говорит о несовершенстве и ненадежности жизни.

9 случай. Имеется в виду не просто вероятность, но потенциально грозное, личное соприкосновение с Промыслом, т.е. событие, которое непредсказуемо, но назначено к свершению Богом.

9 мудрость лучше силы. Это сравнение возвращает нас ко второму циклу (3,9 6,7 и ком.), который посвящен теме труда (ср. ст. 9,10).

пренебрегается. Хотя мудрость способна одержать верх над силой, ею слишком часто пренебрегают.

Глава 10

10 на правую сторону... на левую. Правая сторона ассоциировалась с добром и благословением, а левая со злом и проклятием.

10 погрешность. Властители часто правят не так, как надлежит.

1011,6 Екклесиаст размышляет о лености и трудолюбии.

10:8–9 копает... разрушает... передвигает... колет. Опасности, сопровождающие физический труд, могут использоваться в качестве оправдания безделья.

10:10 Если жизнь требует огромных усилий и чем дальше тем больше, а результаты оставляют желать лучшего, то следует обратиться к мудрости она подскажет, как «заточить топор».

10:12–14 Слова... слов... много. В словах раскрывается сердце человека и сказанное может иметь серьезные последствия (Мф. 12,34–37).

10 за все. Это выражение может означать либо «и за то, и за другое», т.е. деньги нужны для устройства пиров и покупки вина, либо «все вообще», т.е. деньги дают то, что необходимо для жизни. Ср. 7,12.

10 птица. Т.е. доносчик.

Глава 11

11 Отпускай хлеб твой по водам. Ср. Ис. 32,20; Лк. 6,38; Гал. 6,7.

11 семи... восьми. Эти слова могут означать или «распределяй тот риск, на который идешь» (ср. ст. 6) или «великодушие будет вознаграждено».

11:3–4 облака. Не ссылайся на то, что будущее неизвестно, в качестве оправдания безделья.

11 дело Бога. Ни один человек не может предвидеть, что произойдет в жизни, потому что все в руке Божией.

11 не знаешь. См. ком. к ст. 2.

1112,7 Наслаждайся жизнью, помня при этом, что Бог есть всеблагой Творец и справедливый Судия.

11 веселится... помнит. Автор вновь призывает радоваться жизни, не взирая на трудности.

11 суд. Неукротимая погоня за удовольствиями должна сдерживаться чувством ответственности за свои действия.

Глава 12

12 тяжелые дни. Если в юности безоглядно предаваться удовольствиям, то в зрелом возрасте наступит пресыщение и разочарование, а спасение окажется недоступным.

12:2–7 Старение и смерть ассоциируются с ветшающим домом.

12 зацветет миндаль. Цветущий миндаль ассоциируется с сединой старика.

вечный дом. Эти слова означают не только могилу, но и возвращение человека к его Создателю и Судии (ст. 7).

12 золотая повязка. Разбитые сосуды и порванные цепочки символизируют бренность человеческого тела, усиливающуюся с наступлением старости.

12 дух возвратился. Существование человека не прекращается после его физической смерти.

12:9–14 Книга завершается эпилогом, дающим ключ к ее толкованию.

12 от единого пастыря. Слова Екклесиаста богодухновенны (2Тим. 3,16).

12 сущность. Полная покорность воле Божией составляет главную и конечную цель учительных книг библейского канона (5,6; Иов 28,28; Притч. 1,7; 9,10).

Путь мудрости (Книга Екклесиаста 12,14)


Источник: Новая женевская учебная библия /под ред. Цорна В.А. – Изд.: Свет на Востоке, 1998. – 2052 с.

Комментарии для сайта Cackle