Глава IX Сретение Господне в храме
Сей есть от Бога Бог Слово, воплотивыйся нас ради и спасый человека. Тому поклонимся!
За древнее избавление от рабства египетского и в память последней казни смертью первенцев египетских Закон Господень требовал от евреев, чтобы всякий перворождённый младенец мужского пола, как собственность Божия, приобретённая кровью чуждых первенцев, был принесён в 40-й день по рождении во храм, посвящён Богу и искуплен у Господа: это называлось посвящением младенца. Первенец Девы Марии исполнил закон: принесён во храм и искуплен Тот, Кто пришёл на землю, чтобы смертью Своею освятить, искупить и воскресить всех людей от греха и смерти. Ветхий денми, давший древле на Синае закон Моисею, днесь Младенец видится и, закон исполняя, во храм приносится.
По закону Моисееву, женщина, родившая младенца мужского пола, признавалась нечистою в продолжение 7 дней и после этого ещё 33 дня не могла участвовать в общем богослужении, в 40-й же день по рождении своего первенца должна была принести его во храм и предста вить во всесожжение Богу однолетнего агнца, а в случае бедности – двух горлиц или молодых
Икона «Сретение Господне» XV в.
голубей. Смысл сего священного обряда тот, что если чадородие есть дар Божий, то кому, как не Богу, следует посвятить первый плод этого дара? Евреи должны были посвящать Богу своих первенцев в благодарность Богу за спасение своих первенцев при общем избиении египетских первенцев.
Дева Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть пренепорочной и пречистой Девой, не имела нужды в очищении; но, по чувству глубокого смирения, подчинилась установленному обряду. Не превозносилась Она Своею чистотой, но, приблизившись к вратам храма, стала на месте, назначенном для родивших. Она принесла с Собою жертву, но то была жертва убогих: пара молодых голубей. По принятии священником жертвы и по принесении всесожжения, Пречистая Дева вступила в храм с Божественным Младенцем в сопровождении Иосифа.
В это время пришёл в храм, по внушению Духа Святого, старец Симеон и, приблизившись к благодатной Марии, принял из Её рук Новорождённого, почему и называется Богоприимцем. Прославив Бога, старец в священном восторге произнёс пророчественную песнь о Спасителе мира: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людий: свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля».
Священное Писание говорит об этом Симеоне: «Человек бе праведен и благочестив, чаяй утехи Израилевы». В церковных песнопениях Симеон называется священником и святителем, приносившим законные жертвы. Есть также предание, что Симеон, будучи одним из учёнейших людей своего времени, находился в числе 72 толковников, переводивших священные книги, по желанию египетского царя Птоломея-Филадельфа, с еврейского языка на греческий. В истории Никифора Каллиста повествуется, что при переводе книги пророка Исайи Симеон остановился на известном пророчестве: «Се Дева во чреве зачнет» – и хотел исправить это место, зачеркнув слово Дева, и написать Жена; но явился ангел, удержал его руку и, запретив исправлять пророчество, сказал ему, что не умрёт он, пока сам не увидит исполнение пророчества: «Веруй написанному; ты сам увидишь исполнение». С тех пор Симеон каждый день ходил во храм и, по внушению Святого Духа, узнал Деву Марию с Богомладенцем на руках, потому что они были озарены необыкновенным светом.
«Отпусти, Владыко, раба Твоего, потому что видели очи мои спасение Твое!» – воскликнул Симеон в священном восторге. Праведный старец обращался к Иисусу, как бы не к Младенцу, а к Владыке и Господу, имеющему власть отпускать в другую жизнь или удержать на земле.
Возвратив Младенца в руки Матери, Симеон благословил Её и Иосифа. По внушению Святого Духа, Симеон, провидев крестные страдания Спасителя, слёзы и скорби Его Матери, продолжал пророчество своё: «Се лежит сей на падение и на востание многих во Израили и в знамение пререкаемо, и Тебе же Самой душу пройдёт оружие, яко да открыются от многих сердец помышления». «Твой Сын принёс на землю спасение, – объясняет он, – но не все воспользуются им: восстанием от падения Он будет для верующих и последующих за Ним; но камнем преткновения для неверующих и отвергающих Его. Он всегда будет предметом противоречий: чтобы открылись помышления людей. Люди предадут смерти своего Спасителя, и Ты будешь свидетельницею всех Его страданий: и тебе самой душу пройдёт оружие». Так предсказывал вдохновенный Симеон, представитель Ветхого Завета, дождавшийся пришествия обетованного Мессии, Первенца Нового Завета.
Как бы для полноты славы Предвечного Младенца приблизилась к ним праведная Анна Пророчица, престарелая вдова, жившая при храме. По внушению Святого Духа, она начала хвалить и благодарить Бога и прославлять Божественного Младенца во услышание всем ожидавшим избавления в Иерусалиме. Анна была дочь Фануилова, от колена Асирова, известного богатством, силою и вместе кротостью и миролюбием. Семь лет прожила она с мужем и после его смерти посвятила себя на служение Богу в Иерусалимском храме. В посте, молитве и трудах проходила её жизнь, и так достигла она 84-летнего возраста, когда ей была дана неизреченная радость увидеть и прославить Спасителя мира. Святая Церковь называет её всехвальною вдовою, целомудренною, преподобною старицею и пророчицею.
Исполнив все по закону очищения, святое семейство возвратилось в Назарет.
В воспоминание Сретения Господа Иисуса Христа с древних времён установлен Церковью 2 февраля двунадесятый праздник, чем утверждается непреложная истина, что Христос явился миру не мнением, не привидением, но истиною. На другой же день Сретения Господня, 3 февраля, Церковь вспоминает Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу. По воле Божией, жизнь Симеона продлилась более обыкновенного для того, чтобы он своими глазами узрел Младенца-Спасителя и с миром отошёл в жизнь вечную.
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещали сущыя во тьме, веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших.