Октябрь
1.10. Покров Богородицы
Покров Богородицы
В начале X века, в царствование Льва VI Философа, сарацины вторглись в пределы Греческой империи, и успехи их оружия были несомненны, так как ощутителен уже был упадок в самой Греции. Благочестивые греки, твёрдо помнившие, что от Заступницы Небесной всегда получали помощь, прибегли к Ней и в настоящей опасности в молитве и покаянии. Видимое знамение Её милосердия подкрепило упование на Её заступление. Во Влахернском Константинопольском храме, где хранилась риза Богородицы, во время всенощного воскресного бдения Пречистая Дева явилась на воздухе молящеюся о мире, окружённою ликами ангелов, пророками и апостолами и осеняющею Своим покровом христиан. Не все присутствовавшие сподобились этого видения; но св. Андрей Юродивый видел это чудо и спросил своего ученика, праведного Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, святый отче, и ужасаюся», – отвечал Епифаний. Жители Константинополя, услышав о сем чуде, исполнились радости и упования, что Бог по ходатайству Заступницы рода христианского избавит их от бед, нанесённых вторжением неприятелей в их страну. Упование было не ложно: враги Церкви Христовой были вскоре побеждены и прогнаны. Это произошло в 911г.; но по случаю многих смут в Греческой империи день Покрова не был внесён в число праздничных. Честь установления этого праздника принадлежит Российской Церкви, которая с самого начала вверилась Покрову Богородицы. Праздник ежегодного воспоминания установлен на 1 октября – в тот день, когда было видение во Влахернской церкви св. Андрею. Праздник Покрова Богородицы особенно почитается в православной России. Церковь имеет акафист Покрову. «Покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша... Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешным Богу помолися, твоего Покрова праздник вроссийстей земли прославльшия».
1.10. Кукузелисса109
Кукузелисса
На Афоне, в лавре св. Афанасия, находится чудотворная икона, названная по имени святого подвижника Иоанна Кукузеля (XII в.). Однажды в субботу после бдения, пропевши акафист Пресвятой Богородице, он сел против иконы, и тонкий сон успокоил утомлённого старца. «Радуйся, Иоанн! – вдруг произнёс кроткий голос. – Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел златницу в руке своей. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы.
В церкви села Мятина Дубенского уезда Волынской епархии находится благодатная икона Божией Матери, снимок с чудотворной, написанная «благоверным иконописцем Григорием». Икона Кукузелисса прославилась чудесными знамениями, особенно с 1796 г. Празднество ей совершается 1 октября и в 10-ю пятницу по Пасхе.
1.10. Псково-покровская
Псково-покровская
Чудотворная икона находится в Псковоградской Покровской церкви; точный с неё снимок – в Московском Успенском соборе над южными дверями придела во имя свв. апостолов Петра и Павла, в деревянном киоте. Празднование Псково-Покровской иконе во Пскове установлено в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады польским королём Стефаном Баторием.
Бывшее тогда чудесное видение благочестивому старцу Дорофею изображено на иконе, на которой написана Пресвятая Богородица с преподобными Антонием и Корнилием, с благоверными князьями Киевским и Псковским, Гавриилом и Тимофеем, и Николаем, юродивым псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богородицы, и составлена особая служба в воспоминание этого чуда. Икона прославилась многими чудотворениями и стала известна под именем Псково-Покровской по церкви, в которой находится; празднество ей совершается 1 октября.
В Московском Успенском соборе совершается празднование сей иконе в благодарность за победу над турками и татарами после войны с ними (1736–1740).
1.10. Крупецкая
Крупецкая
В пяти верстах от г. Минска, в деревне Крупецах, находится Покровская церковь, в которой хранится драгоценнейшая святыня: благодатная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем. Явление иконы известно было ещё в XVII веке, и тогда же на месте явления была построена часовня. На задней стороне иконы находится латинская надпись, из которой видно, что до 1612 года икона находилась в часовне, а потом перенесена в церковь. Размер Крупецкой иконы 1 аршин 3 вершка, а в ширину около аршина. В 1861 году икона была украшена серебряной
позлащённой ризою.
На жертвеннике в той же Покровской церкви находится другая икона с точно таким же изображением, но менее по размеру; икона весьма древняя, которую многие полагают явленною, а выше описанную – только копией с неё.
1.10. Браиловская
В местечке Браилове Подольской губернии находится древний женский монастырь, куда стекаются многочисленные толпы богомольцев на поклонение чудотворной Браиловской иконе Божией Матери, которая установлена выше царских врат в иконостасе главного алтаря большой церкви Благовещенского монастыря.
Браиловская
Древность этой святыни теряется в отдалённом прошлом: ей насчитывают не менее 300 лет; в XVI столетии она была уже известна. Икона эта существует в обители со времени её основания в 1635 году и остаётся невредимою при всех тяжких невзгодах, постигавших её. Браиловская икона написана на холсте, наклеенном на кипарисную доску, в вышину 1 аршин 5 вершков, в ширину 13 вершков. Живопись на ней весьма древняя, византийского стиля, совсем потемневшая от времени; лики на ней величаво-строгие; изображение Богоматери поясное; правая Её рука приподнята к
Браиловская
груди, одежда покрывает Её главу до половины лба и щёк, спускаясь на плечи, бока и руки полным одеянием. Богомладенца Богородица поддерживает левой рукой. У Спасителя в левой руке Евангелие, а правая Его рука приподнята для изображения крестного знамения, причём большой, указательный и средний пальцы сложены вместе, а безымянный и мизинец пригнуты к ладони. Главы Богоматери и Спасителя увенчаны коронами. Замечательная особенность этой иконы состоит в том, что лики на ней иногда выступают ясно и отчётливо, иногда же, напротив, представляются так туманно, что трудно их рассмотреть и вблизи.
По преданию, Браиловская икона пожертвована в монастырь Браиловским подсудком Михаилом Кропивницким, основателем Благовещенского монастыря в г. Виннице. После перемещения этой обители в м. Браилов и чудотворная икона стала называться Браиловской.
В той же Браиловской обители находится и другая чудотворная икона Богоматери и также носит название Браиловской, но по изображению своему не имеет сходства с первою иконою.
1.10. Барская
Барская
В далёкие времена, до нашествия татар на Россию, город Бар назывался Ровом, по имени реки, на берегу которой находится в Подолии Могилёвского уезда. Многие потерпел Ров бедствия и от нашествия диких татар, и от хищнических нападений поляков. В начале XVI века поляки снова завладели им и назвали его Баром; но в 1793 году Бар со всею Подолией был возвращён России, а в 1837 году и Барский монастырь с его древнею святынею, чудотворною иконою Пресвятой Богородицы, передан в ведение православного духовенства. Барская чудотворная икона привлекает к себе многочисленные толпы богомольцев – и православных, и иноверных. Икона находится в запрестольной нише, на ней серебряный оклад со следами позолоты и черни; высота иконы 1 аршин 12 вершков, ширина 1 аршин и 3 вершка. Она очень древняя, византийская, хорошо сохранившейся живописи.
В 1887 году исполнилось 50 лет со времени возвращения православию Барского монастыря и чудотворной иконы. Это воспоминание было торжественно отпраздновано 1 октября. С тех пор св. синодом разрешено установить в Барском монастыре особый день для чествования чудотворной иконы ежегодно 1 октября.
7.10. Псковопечерская – Умиление110
Псковопечерская – Умиление
За несколько дней до осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, вслед за чудесным явлением Божией Матери старцу Дорофею, вызван был Псково-Печерского монастыря игумен Тихон для священнодействия на указанных Богородицею местах с св. иконами Успения и Умиления Псково-Печерской Богоматери. По благодати Божией и заступлением Пресвятой Девы Псков избавился от опустошения, а обитель Печерская от разгромления. Празднество чудотворной Псково-Печерской иконе установлено на 7 октября в память избавления Пскова от нашествия в 1812 году французов; оно совершается с крестным ходом вокруг города.
9.10. Корсунская111
Корсунская
Ефесская, или Корсунская, икона Богородицы, по преданию, писана св. апостолом Лукой. В 988 году в 9-й день октября она принесена великим князем Владимиром из Херсона в Киев, потом в Новгород и впоследствии в Москву, где стоит за престолом Успенского собора, а по другому сказанию, икона сия принесена из Греции в Россию в конце XII века Предиславой, в монашестве Евфросиньей – дочерью полоцкого князя Георгия. Она была высокой подвижнической жизни, основала девичий монастырь в Полоцке, в котором была первою игуменьею, и около 1162 года воздвигла каменный храм Всемилостивому Спасу. Слыша о писанных св. апостолом Лукой ещё при жизни Божией Матери иконах, из коих одна находилась в Иерусалиме, другая в Царьграде и третья в Ефесе, она отправила посла к греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хрисоверху с богатыми дарами и просьбою доставить ей Ефесскую икону Божией Матери. Они милостиво исполнили просьбу преподобной Евфросинии и отпустили к ней из Ефеса икону, которую она, украсив золотом и драгоценными камнями, поставила в Спасской церкви.
В 1239 году, когда благоверный князь Александр Невский вступил в брак в Торопце с дочерью полоцкого князя Брячислава, тогда она взяла с собою Ефесскую икону Божией Матери и поставила её в Богородицком соборе Торопца, где она и доныне известна под именем Корсунской и почитается чудотворною112.
Полоцкая
В уездном городе Симбирской губернии Корсуни, в приходской церкви, есть явленная икона Богородицы – Корсунская. В Нижегородском Благовещенском монастыре есть тоже Корсунская икона, писанная в 993 году, как это значится в греческой надписи. Во Владимирской губернии, в селе Глинкове, недалеко от Сергиевой Лавры, есть также Корсунская икона Пресвятой Богородицы. Все эти иконы издревле считаются чудотворными.
9.10. Корсунская – в Исаакиевском соборе
Драгоценнейшим украшением Исаакиевского собора в С.-Петербурге и предметом благоговения богомольцев служат чудотворные иконы Божией Матери – Тихвинская 26 июня и Корсунская – 9 октября. В 1894 году Исаакиевскому собору принесён великий дар – чудотворная икона Корсунской Божией Матери, источник милостей Царицы Небесной. Устроителем св. иконы был известный вельможа Д. Л. Нарышкин, который видел во сне точно такую икону и сильно желал приобрести подобный подлинник, но нигде не мог найти и только в 1828 году 30 августа, бывши в лавре, увидел в моленной митрополита Серафима икону, совершенно подобную той, которую видел во сне. Оказалось, что это было изображение Корсунской Божией Матери, написанное простою кистью в 1784 г., при митрополите Гаврииле, строителе лаврского собора. Испросив позволение митрополита Серафима, Нарышкин немедленно заказал лучшему художнику копию с этой иконы. Изображение Божией Матери и Предвечного Младенца на доске, менее чем поясное, сделано превосходно, Матерь Божия обеими руками обнимает возлюбленного Сына, прильнувшего к Её ланите Своею ланитою; правая рука Богородицы покоится на Её груди, а в левой – свиток. Лики Пресвятой Девы и Спасителя исполнены величия и отличаются свежестью красок и нежностью кисти. На лике Царицы Небесной выражается удивительное милосердие и любовь к страждущим, с верою прибегающим к Её заступлению. Размер иконы 8 вершков, в вышину и 7 в ширину. Эта благодатная икона пожертвована в Исаакиевский собор Александрой Алексеевной Алексеевой, которой эта икона досталась от её благодетельницы графини Елены Дм. Эртцен. На иконе изящная серебряная риза, и на неё устроен киот серебряный с золочёными украшениями. Риза изображает одежду Богоматери, усеянную цветами; вокруг ликов – сребропозлащённые венчики; на главе Царицы Небесной такая же корона с крестом, поддерживаемая ангелами. Внизу киота, на выпуклой серебряной дощечке, начертано резными буквами: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим»; «Образ Корсунской Божией Матери празднуется 9 октября».
Со дня прибытия Корсунской иконы в Исаакиевский собор ежегодно бывает большое стечение ищущих благодатной помощи Владычицы мира, особенно же по первым числам каждого месяца, когда служится пред нею торжественно «канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии».
9.10. Умиление-Корсунская – в Суздале
В Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре Владимирской епархии находится благодатная икона Умиление, привлекающая своими чудотворениями толпы верующих. Мерою эта икона в четверть; риза на ней вся из чистого золота, украшенная драгоценными камнями и довольно крупным жемчугом. Икона поставлена в небольшой киот, по краям которого изображены, на сребропозлащённой доске с чернью, Господские и Богородицкие праздники и 4 евангелиста. Этот киот вставлен в другой, больший, тоже весь покрытый сребропозлащённой чеканной работы доской. Неизвестно, кем и когда был сделан первый киот, только он очень древний, потому что на нем изображены евангелист Марк с орлом, а Иоанн Богослов со львом, что было в употреблении до времён патриарха Никона. На втором киоте надпись: «Лета 7098 (1590) милосердием Бога нашего Иисуса Христа и Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, ради многочудесныя и чудотворныя Ея иконы, сделан сей киот серебром по завету и повелением Демида Ивановича Черемисинова». Икона стоит при входе в монастырскую соборную церковь по правую сторону.
9.10. Корсунская – в Пилатиках113
Корсунская – в Пилатиках
В селе Пилатиках Ярославской губернии Романовского уезда икона Корсунской Богоматери прославилась чудотворениями с 1642 года, народ во множестве прибегал к ней. Во время чумы в 1771 году эту икону приносили в г. Романов, где свирепствовала болезнь сильно; по совершении крестного хода чума прекратилась. Указом св. синода 1776 года предписано ежегодно в крестном ходе износить сию икону из церкви с. Пилатиков в г. Романов. Крестный ход и в настоящее время бывает 29 июня.
9.10. Корсунская – в угличе
В церкви Корсунской иконы Богоматери в Угличе хранится драгоценная святыня – благодатная храмовая икона. Многими чудотворениями прославилась эта икона. При церкви ведется описание чудесных исцелений, от нее бывших. Икона в многоценной, жемчужной ризе, написана во времена Иоанна Грозного и представляет точный снимок с Корсунской иконы, находящейся в Риме.
9.10. Корсунская – в Нежине
В Благовещенском монастыре, что в Нежине Черниговской губернии, находится свято чтимая икона Корсунской Богоматери, написанная киевским митрополитом Рафаилом (Заборовским), когда он был ещё Псковским епископом (1725–1731). Эта икона прежде находилась над царскими вратами и спускалась, по образу Киево-Печерской иконы, а ныне она находится на аналое пред царскими вратами. Пред этою иконою читается акафист по субботам.
9.10. Корсунская – в Усмани
В Богоявленском соборе г. Усмани Тамбовской губернии Корсунская икона прославилась чудотворениями с 1854 г., когда по усердной молитве пред сею иконою Господь умилосердился над одною несчастною матерью, у которой до того времени дети рождались мёртвыми. К этой благодатной иконе прибегают женщины с мольбами о благополучном разрешении от бремени и о выздоровлении больных детей.
9.10. Корсунская – в селе Глинкове
В селе Глинкове близ Троице-Сергиевой Лавры в приходском храме находится Корсунская икона Божией Матери. Сия икона с давних времён славится чудотворениями.
9.10. Корсунская – в Нижнем Новгороде
В Благовещенском монастыре в Нижнем Новгороде эта благодатная икона прославилась чудотворениями с давних времён. На этой иконе есть надпись на греческом языке, свидетельствующая о её написании в 993 году иеромонахом Симеоном. Сия икона написана в Корсуни для киевской Десятинной церкви. Предание удостоверяет, что сия Корсунская икона принесена в благословение Нижнему Новгороду святителем Алексием, митрополитом Московским.
10.10. Акафистная-Зографская114
В тяжёлые времена Восточной империи, когда могущественный Рим старался подчинить своей власти Православную Церковь, уединённо подвизался вблизи Зографского монастыря на Афоне благочестивый старец, имевший обыкновение несколько раз в день прочитывать акафист
Акафистная-Зографская
Божией Матери пред своею келейною иконою. Однажды, когда в его старческих устах звучал неумолкаемый привет Пресвятой Богородице, вдруг на свой привет «Радуйся» он услышал от Её иконы слова: «Радуйся и ты, старче Божий». Он испугался, но голос от иконы кротко продолжал: «Не бойся, но иди скорее в монастырь и объяви игумену и братии, что враги близко. Кто слаб в духе, пусть скрывается, пока пройдёт искушение; но желающие мученических венцов пусть остаются. Поспешай же». Старец немедленно оставляет келью и спешит в монастырь; едва вступил он в ворота монастыря, как видит, что келейная икона, пред которою он только что читал акафист, уже при дверях монастыря. Он пал пред нею в благоговейной молитве и вместе с нею явился к игумену. Весть о близкой опасности сильно встревожила братию. Слабые поспешили скрыться в горы и пропасти, а двадцать шесть иноков, в том числе настоятель и старец, возвестивший небесное повеление, остались в монастыре и заперлись в башне. Латиняне не замедлили явиться и сначала всею силою красноречия убеждали иноков отпереть монастырские врата и признать папу непогрешимым главою вселенской Церкви, обещая за то все милости его и много золота. «У нас глава Церкви – Христос, – отвечали иноки с башни. – Скорее мы все умрём, чем позволим вам осквернить святость сего места вашим насилием». «Так умирайте же!» – закричали враги и, обложив башню хворостом, зажгли. Пламя вспыхнуло и высоко разлилось по воздуху. Иноки, благословляя Господа в молитве за врагов своих, мирно предали Ему души свои. Это было 10 октября 1276 года. В Зографском синодике и в Болгарских святцах обозначены имена этих мужественных страстотерпцев. Чудотворную икону, предварившую старца об опасности, нашли невредимою под развалинами и пеплом пожарища. Она называется Акафистной, потому что болгары на Литургии поют пред нею акафист.
11.10. Вододательница
Вододательница
Время явления сей иконы неизвестно.
12.10. Иерусалимская115
По преданию, икона написана св. евангелистом Лукой в пятнадцатое лето по вознесении Господнем. В 453 году она перенесена из Иерусалима в Царьград греческим царём Львом Великим
Иерусалимская
и поставлена в храме Богородицы Пигии, т. е. источника. Когда скифы были помощью Богородицы побеждены, Иерусалимская икона была перенесена во Влахернскую Константинопольскую церковь. По случаю нашествия руссов в Херсон, или Корсунь, царь Лев VI Философ принёс икону в 988 году в дар великому князю св. Владимиру, когда он покорил город Корсунь и крестился в нем. Святой Владимир даровал святыню Корсунскую новгородцам по обращении их в христианскую веру. В Новгородском Софийском соборе икона оставалась до покорения Новгорода царём Иоанном Васильевичем IV, который в 1571 году перенёс её в Москву, в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта икона была похищена неизвестно кем и на место её поставлен верный старинный список, взятый из московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. На полях сей иконы написаны кругом св. апостолы: Петр и Павел, Иоанн, Лука, Симон, Филипп, Матфей, Марк, Иаков, Фома и Варфоломей; св. мученики: Прокопий, Георгий и Меркурий.
12.10. Иерусалимская – в Измайловской богадельне116
Благодатная икона в Покровской церкви, что в Измайловской богадельне – это копия с чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери в Успенском соборе, которая была прислана из Константинополя в 453 г. в дар великому князю св. Владимиру.
–
Иерусалимская – в Измайловской богадельне
Мера Иерусалимской иконы в Измайловской богадельне 3 аршина вышины и 21/2 ширины. Лики Пресвятой Богородицы и Спасителя, светлые, как бы улыбающиеся, невольно привлекают каждого; многие, даже из староверов, прибегают к этой иконе и с умилением прикладываются к ней. Особенно замечательно в этой иконе то, что у Спасителя сложение перстов для благословения именословное. Икона украшена сребропозлащённой ризою и убрусом с драгоценными каменьями. Для ношения иконы устроен ковчег. Икона с ковчегом очень тяжела, так что 8 человек едва могут её нести.
В 1866 году в августе появилась холера в подмосковных селениях, смежных с селом Коломенским. Все жители единогласно потребовали общественных молитв, как единственного средства к прекращению этого бедствия. Многочисленные толпы отправились в Измайлово за Иерусалимскою иконою. Погода была прекрасная, все благоприятствовало к совершению крестного хода кругом селений и почти каждого дома. Все единодушно усердно молились о избавлении от губительной болезни. Молитва веры была услышана: после крестного хода холера никого не коснулась; Господь всех сохранил. Многими благодатными чудесами прославилась эта икона.
12.10. Иерусалимская – на Волыни
В церкви села Онышковец хранится благодатная икона Божией Матери Иерусалимской с Предвечным Младенцем на левой руке. По древнему преданию, об этой иконе сохранилось следующее сказание. Татары и турки во время нашествия на Почаевскую Лавру предали разрушению все окрестные села, в том числе и с. Онышковец, в 20 верстах от Почаева. Церковь и дома были сожжены, жители бежали в лес, многие были взяты в плен. По уходе грозных врагов жители стали возвращаться и нашли только груды пепла и угольев; начали рыться на церковном погосте, где стояла прежде церковь, и нашли икону Пресвятой Богородицы лежавшей ликом к полу. Пол обуглился; оборотная сторона иконы на сосновой доске попортилась от огня и дыма, но самый лик Божией Матери оказался невредимым. Икону подняли, помолились пред нею усердно и поместили её у каменного креста на церковном погосте. Впоследствии крестьяне нашли в лесу уцелевшую часовню, при источнике ключей, и перенесли туда икону. В 1670 году была построена новая церковь, куда была перенесена святая икона из часовни и поставлена на горнем месте. В 1868 году устроен был для этой иконы киот и серебряная риза. Народ благоговейно молился пред этою иконою, почитая её с древних времён благодатною.
Главною святынею Онышковецкого прихода почитается ещё и другая чудотворная икона Божией Матери, находящаяся на местном кладбище в часовне, построенной на источнике, который вытекает из меловой горы. На этой иконе Божия Матерь изображена в отроческом возрасте, в молитвенном положении, со сложенными на персях руками и попирающей главу змия-искусителя.
Много было от этой иконы чудесных исцелений; верующие во множестве стекаются к этой иконе в каждую субботу, следующую после новолуния.
12.10. Смоленская, что под Ярославлем
Смоленская, что под Ярославлем
Икона Одигитрии Смоленской, что на бору в пяти верстах от Ярославля, явилась в 1642 году 12 октября архимандриту Сергиевой Лавры Адриану. Икона стояла в его келье, и однажды ночью во время сна он слышит от неё голос: «Иду в пределы Ярославля в новосозданный монастырь во имя Мое». Архимандрит воспрянул от сна в великом ужасе и вскоре торжественно проводил в названный монастырь икону. Игумен того монастыря с братией вышел во сретение св. иконы с крестным ходом и поставил её в церкви у царских дверей, на правой стороне. Благодать от иконы не оскудевает, и доныне совершаются многие чудотворения.
12.10. Калужская
Празднество сей чудотворной иконе установлено в 1812 г. повелением императора Александра I и по благословению св. синода в память избавления города Калуги от французов и совершается с крестным ходом вокруг города. Празднуется ей также 2 сентября, в описании которого находятся все о ней сведения.
12.10. Руденская
Св. икона явилась в 1687 году в местечке Рудне Могилевской епархии, а в октябре 1689 года тамошний священник Василий принес ее в Киев и поставил в церкви Печерского женского монастыря. По соединении же сего монастыря с Флоровским в 1712 году икона перенесена в Флоровский монастырь, что на Подоле в Киеве. Подобное изображение Руденской иконы есть в селе Бубнах Лубенского полка, Роменской сотни117.
12.10. Ерманская
Ерманская
Православная Церковь воспоминает 12 октября явление иконы Ерманской.
12.10. Филермская118
Филермская
Чудотворная икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, была написана св. евангелистом Лукою и им же препровождена в Египет к назореям, посвятившим жизнь свою иноческому подвижничеству. Впоследствии икона сия была перенесена в Иерусалим, а в V веке по Рождестве Христовом греческая императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая святые места, перевезла эту икону в Константинополь, где она с честью была поставлена во Влахернской церкви. Отсюда св. икона взята была в XIII веке западными христианами, когда они овладели Константинополем; после досталась икона рыцарям Иоанна Иерусалимского, которые принесли её с собою на остров Родос. Когда этот остров в начале XVII века был взят турками, рыцари переселились на Мальту и перенесли с собою Филермскую икону. В конце XVIII в., когда оружие французской революции обратилось и против защитников христианства на востоке, рыцарей мальтийских, и когда французы обманом овладели островом Мальтою, рыцари прибегли под покровительство русского императора Павла I и избрали его своим великим магистром и защитником Мальтийского ордена. В то же время, 1799 года 12 октября, они перенесли в Гатчину и чудотворную Филермскую икону Одигитрии вместе с частью древа креста Господня и десною рукою славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Эта святыня внесена в Гатчинскую придворную церковь, а оттуда перенесена в. С.-Петербург, в церковь Зимнего дворца. Празднование св. Иоанну Крестителю 12 октября, в память перенесения из Мальты в Россию частицы креста, чудотворной иконы Богородицы и десницы Крестителя, установлено в 1800 году.
13.10. Иверская
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Иверской принесена была в Москву из Афонского Иверского монастыря в 1648 году 13 октября. Она находится в Москве, в особо устроенной при Воскресенских воротах часовне. Точный её снимок в первоклассном мужском Иверском монастыре Новгородской губернии Валдайского уезда написан в XVII веке. На ней на полях изображены 12 апостолов, вверху два ангела и надпись по-гречески: Вратохранительница Иверская, а над правым плечом Богородицы тоже по-гречески написано: Милостивая. Патриарх Никон по тёплой вере к сей чудотворной иконе не щадил собственного имущества на её украшение. На сей иконе риза из чистого чеканного золота; на ризе вставлены алмазы, яхонты и кафимский жемчуг. Ценность украшения сей иконы простиралась в тогдашнее время более сорока тысяч рублей серебром, по словам самого патриарха Никона.
13.10. Седмиезерная
Сия чудотворная икона Богородицы Смоленской-Седмиезерной находится в Седмиезерской мужской пустыни Казанской епархии, в 17 верстах от Казани, основанной в XVII веке. Первоначально Седмиезерную икону принёс в пустынь из Устюга основатель сей обители, инок Евфимий, и благословил её этою иконою. В память перенесения иконы в пустынь установлено празднование 13 октября119.
14.10. Яхромская120
Яхромская
В мужском Космине монастыре Владимирской епархии, в шестидесяти верстах от г. Владимира, на реке Яхроме, или Яхреме, есть чудотворная икона, именуемая Яхромской. Икона сия явилась в 1482 году 14 октября благочестивому отроку Косьме, сопутствовавшему одному больному. Однажды остановились они на пути при потоке Яхремы, и больной, утомлённый дорогою, погрузился в крепкий сон. Внезапно Косьма увидел необычайный свет и услышал голос: «Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие благоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». Косьма увидел, что лучи света исходили от иконы Успения Богородицы, явившейся ему на дереве. Отрок благоговейно взял святую икону и поднёс болящему, который немедленно получил исцеление. Следуя небесному внушению, Косьма тайно удалился от исцелённого, которому уже был не нужен, и пришёл в Киев, в Печерскую обитель, где находится подлинник обретённой им иконы. Здесь Косьма принял монашеское пострижение и после многих лет, проведённых в иноческих подвигах, по тайному внушению Божию удалился из Киева, взяв с собою икону, на то место, где она явилась ему. Здесь построил он церковь во имя Успения и, поставив в ней Яхромскую икону, сам поселился при церкви, при которой образовалась обитель Косьмина.
15.10. Спорительница
Спорительница
Оптинский старец Амвросий, прославившийся святою жизнью и пользовавшийся народною любовью, заказал в 1889 году хорошему художнику икону Божией Матери, которую наименовал Спорительницею. На этой иконе представлена на облаках молящаяся Божия Матерь; Её руки распростёрты на благословение; внизу, среди травы и цветов, стоят и лежат ржаные снопы. Назвав эту икону Спорителъницею, старец Амвросий составил особый припев к общему Богородичному акафисту и указал праздновать сей иконе 15 октября. Сею иконою старец Амвросий благословил женскую, им основанную, обитель в Шамордине, в 20 верстах от Оптиной пустыни. Великий старец, иеросхимонах Амвросий, скончался на 80-м году жизни и погребён в Оптиной пустыни 15 октября 1890 года, в тот именно день, в который он установил праздновать иконе Спорительнице хлебов.
17.10. Прежде рождества и по рождестве Дева
Прежде рождества и по рождестве Дева
Сия чудотворная икона находится в Николаевском Пешношском монастыре Московской
епархии; она поставлена в Покровской церкви, близ мощей преп. Мефодия и украшена серебряною ризою от усердия капитана Шабашева, который первый получил чрез икону милость Царицы Небесной. Эта икона прежде составляла собственность одного из братии Пешношского монастыря, а после его смерти она была вынесена в часовню, поставлена над входом, где и находилась до 1827 года. С этого времени она стала проявлять благодатные знамения. Первое от неё благодеяние получил капитан Шабашев. Его полк – 48-й пехотный егерский – стоял близ монастыря, и он, часто посещая монастырь, особенно благоговел пред этою иконою. Однажды случилось с ним несчастье: вследствие несправедливого обвинения он потерял занимаемое им место. Со слезами, ещё усерднее стал он молиться пред святою иконою, и однажды ночью Матерь Божия явилась ему во сне и сказала: «Если хочешь избавиться от искушения, то устрой на икону серебряную ризу». Он исполнил ему повелённое и вскоре был оправдан безусловно. После этого икона перенесена в монастырь, и с того времени стали совершаться чудесные благодеяния. За клирос она была выставлена в 1848 году, когда в этот страшный холерный год от неё произошли многие и поразительные чудеса милости Божией. Икона прекрасного живописного письма на доске мерою 12 вершков длины и 9 вершков ширины. Празднование ей совершается 17 октября.
«Яко нашего воскресения сокровище, на Тя надеющияся, Всепетая, от рова и глубины прегрешений возведи, Ты бо повинныя греху спасла еси рождшая спасение наше; яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребывавши Дева».
17.10. Избавительница121
Избавительница
Чудотворная икона Божией Матери Избавительница находилась на Афоне у схимонаха Мартиниана, известного своею подвижническою жизнью и пребывавшего в русском Пантелеймоновом монастыре с 1831 до 1884 год, по день своей смерти. Он же получил эту икону в благословение от великого подвижника, иеромонаха Феодула. Но с какого времени и от кого икона досталась подвижнику Феодулу, осталось без объяснения. С давних времён чудотворная икона прославилась дивными знамениями. В начале 1841 года старцу Мартиниану потребовалось отправиться с Афона в Элладу. Находясь в епархии Спарты, он узнал, что жители окрестных мест испытывали страшное бедствие: на их поля и леса напала во множестве саранча и, двигаясь сплошною массою, истребляла всякую растительность. Все жители усиливались всеми мерами уничтожить это губительное насекомое, но ничто не помогало; саранча ещё более умножалась. Когда же стали совершать молебствия с крестным ходом по полям, саранча, как бы раздражённая, стала с яростью бросаться на людей, и прямо в глаза. Жители все разбежались по домам. Услышал о том старец Мартиниан и, сострадая бедствию людей, стал убеждать их прибегнуть к заступлению Царицы неба и земли и веровать, что Она не презрит смиренной и усиленной молитвы. Более 5 000 человек пошли за ним. Он вынес святую икону в поле, и там пред нею стали все усердно молиться вместе со старцем. Матерь Божия не отвергла тёплых молитв бедствующих людей и дивным образом избавила их от гибели; саранча вдруг поднялась и полетела в таком множестве, что заслонила свет солнца. Внезапно налетело множество птиц, вроде скворцов, и довершило истребление саранчи.
Дивные знамения изливались от чудотворной иконы Избавительницы, и Пантелеймоновская обитель всегда хранила эту святыню как драгоценнейшее сокровище и утешение в нуждах и скорбях рода человеческого.
По завещанию усопшего архимандрита Макария, отца и руководителя русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне, чудотворная икона Избавительница была дарована 20 июля 1889 г. Ново-Афонскому Симоно-Кананитскому монастырю на Кавказе в благословение и в залог взаимной братской любви. Первое празднование сей иконе в России было совершено 17 октября 1889 года. В этот день с утра поднялась сильная буря и выбросила на монастырский берег множество рыбы разной величины, так что монастырские рабочие набрали около 80 пудов.
Празднество в честь прибывшей с Афона иконы Богоматери Избавительницы установлено 17 октября в воспоминание чудесного спасения нашего возлюбленного монарха Александра Александровича с августейшим его семейством.
22.10. Казанская
Казанская
Чудотворная икона Казанской Богородицы явилась в 1579 году 8 июля, спустя 25 лет по взятии Казани122. До 1612 года она была чтима только местно, в Казани, и празднование сей иконе совершалось 8 июля, в день её обретения. В 1612 году 22 октября, при сражении русских с поляками в Москве, список сей иконы123 находился у князя Д. М. Пожарского. Молитвами и заступлением Пречистой Владычицы по вере вождя русских воинов к чудотворной Её иконе Московское государство от поляков было очищено; тогда царь Михаил Феодорович в память сего события установил праздновать в Москве Казанской Божией Матери два раза в год: в день обретения иконы 8 июля и в день очищения Москвы от поляков 22 октября, с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора в Введенскую церковь, где князем Пожарским поставлен был верный список с чудотворной иконы Казанской, украшенный им многими драгоценностями. Со времени восшествия на престол Михаила Феодоровича Казанская икона сделалась семейною в царском роде.
Но до 1649 года праздник в честь Казанской иконы был совершаем, кроме Казани, только в Москве. В сем же году царь Алексей Михайлович, обрадованный рождением сына Димитрия, в 1648 году 21 октября во время всенощной на праздник Казанской иконы установил 22 октября праздновать по всей России в благодарение Богу и Пресвятой Богородице.
Чудотворная икона Богородицы перенесена из Казани в Москву в 1539 году, в царствование Иоанна Васильевича, где и оставалась до 1721 года, когда по воле императора Петра I была перенесена в С.-Петербург и поставлена во временной каменной церкви на месте нынешнего Андреевского собора, что на Васильевском острове, а оттуда вскоре перенесена в Троицкий собор, что на Петербургской стороне. Императрица Анна Иоанновна соорудила деревянный храм в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте близ нынешнего Казанского собора, куда в 1737 году и перенесена чудотворная икона, украшенная императрицею драгоценными камнями. Со времён же императора Павла I храм этот именовался уже Казанским собором. В 1811 г., по сооружении нынешнего Казанского собора в царствование императора Александра I, в день освящения храма, 15 сентября, перенесена сюда и чудотворная икона в присутствии всей высочайшей фамилии митрополитом Амвросием и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе. Усердием императриц Марии Феодоровны и Елизаветы Алексеевны тогда же прибавлено на сию икону много драгоценных камней и жемчугу, а от великой княгини Екатерины Павловны прислан в дар редкой величины синий яхонт.
По народному верованию, Казанской иконе Богоматери молятся об избавлении от слепоты. Икона Казанской Богородицы участвует во всех крестных ходах в столице и сделалась общею святынею всей России.
22.10.Греческая-Андроникова
Греческая икона Божией Матери известна под именем Андрониковой. С древних времён она принадлежала к домашним святыням императора Андроника III Палеолога и в 1347 году была им пожертвована Монемвасийской обители в Морее, где пребывала до начала 19-го столетия. Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, тогда настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил спасти только чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в г. Патрас. Пред смертью своею Агапий завещал эту святыню родственнику своему, русскому генеральному консулу Н. И. Власопуло, сын которого и наследник, А. Н. Власопуло, послал её из Афин в 1839 г. с письмом на высочайшее имя в Одессу для препровождения её в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 по 12 мая 1868 года Андроникова икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. – в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году эта икона перенесена в женский монастырь во имя Казанской Божией Матери Тверской губернии, близ города Вышний Волочек. На доске мерою в вышину 71/2, а в ширину 51/2 вершков, Божия Матерь изображена без Предвечного Младенца; у Ней на шее с правой стороны видна рана с запёкшейся кровью. На иконе имеется риза серебряная, вызолоченная, осыпанная бриллиантами, жемчугом и разными драгоценными камнями. Икона вложена в серебряную, вызолоченную раму, на верху которой находится серебряная пластинка со следующею греческою надписью: «Сия всечестная, святая икона есть дар благочестивого царя Андроника Палеолога в Монемвасию».
По перенесении в Казанскую обитель чудотворная икона вставлена в средину другой иконы, имеющей в вышину 1 аршин 7 вершков и в ширину 1 аршин 4 вершка, на которой изображены преподобный Ефрем Сирин и св. мученица Неонила. Чудотворная икона помещается в соборном храме в честь Казанской иконы Божией Матери на особо устроенном возвышении за левым клиросом, в киоте за стеклом.
На поклонение Греческой Андрониковой иконе стекаются толпы богомольцев, особенно к 8 июля и 22 октября, когда празднуется в честь иконы Казанской Божией Матери. Кроме того, по разрешению св. синода в Казанском монастыре бывает 1 мая торжественное празднество с крестным ходом в память перенесения чудотворной иконы из Петербурга в Вышневолочскую обитель.
Со всех сторон стремится благочестивый народ, с верою и благоговением прибегая к Заступнице усердной, Матери Господа нашего, и многие по вере своей получают исцеление душевных и телесных страданий.
24.10. Всех скорбящих радость124
С 1643 года сия икона находилась в Москве, в храме Преображения Господня, и прославилась чудотворениями с 1688 года, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей, когда совершилось от неё чудесное исцеление родной сестры патриарха Иоакима, Евфимий. Она страдала долгое время тяжёлою раною в боку, так что все внутренности были видны. Потеряв надежду на выздоровление, она приготовлялась к смерти и просила причастить её Св. Тайн,
Всех скорбящих радость
усердно призывая на помощь Спасителя и Божию Матерь. После этого она впала в глубокий сон, который продолжался более полусуток. Проснувшись, она сказала, что Господь посетил её во сне и что она слышала голос, что во храме Преображения Господня есть образ Всех скорбящих Радость: «Призови к себе с этим образом священника, отслужи молебен с водосвятием и получишь исцеление своей болезни». Пришедши в себя от потрясения, в котором находилась после такого чудесного откровения, Евфимия настойчиво просила к ней эту икону. Усердно она молилась пред святою иконою, и, когда её окропили святою водою и больная приложилась к ней, мгновенно почувствовала она себя исцелённою и сама встала с постели. Поражённые таким чудом все присутствовавшие завопияли: «Владычице, приими молитвы раб Твоих и избави нас от всякия нужды и печали». Это чудо совершилось 24 октября, почему и празднество святой иконе установлено на 24 октября. После этого все болящие, немощные и скорбящие стали прибегать с усердными молитвами к чудотворной иконе и по вере своей получали исцеление и помощь.
В 1711 году, когда царскую резиденцию положено было перенести из Москвы в С.-Петербург, родная сестра императора Петра I, царевна Наталья Алексеевна, по чувству особенного благоговения к чудотворной иконе Всех скорбящих Радость, перевезла её в числе прочих святынь из Москвы и поставила в домовой церкви Воскресения Христова, устроенной в комнатах дворца Петром I в память спасения его от опасности при р. Пруте и заключения мира с турками. При своём дворце царевна Наталья устроила два первых в С.-Петербурге богоугодных заведения: богадельню для престарелых и убогих женщин, существовавшую до 1780 года, и больницу для бедных. По кончине сестры своей Натальи в 1716 году Пётр I положил в её дворце основание воспитательному дому, повелев богаделенным женщинам воспитывать сирот и, главное, подкидышей. В комнате между алтарём и царевниными покоями была устроена временная чертёжная Петра Великого, где он работал во время посещений своей любимой сестры. В царствование императрицы Елизаветы Петровны воздвигнут на том же месте каменный храм и освящён 24 октября по имеющемуся в нем чудотворному образу в честь Божией Матери Всех скорбящих Радость. Впоследствии эта церковь обращена в приходскую, которую часто посещала Екатерина II, усердно молилась пред чудотворною иконою Богородицы Всех скорбящих Радость, имея к ней благоговейное почитание, в особенности с тех пор, как в С.-Петербурге свирепствовала оспа, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.
На поклонение чудотворной иконе со всех сторон стекаются верующие в великом множестве. К ней прибегают для молитвы все особы царского семейства. С самых времён Петра I чудотворная икона чествовалась и доселе чествуется благоговейно всеми русскими – и народом, и правителями его. Источник исцелений от чудотворной иконы Божией Матери изливается обильно на всех прибегающих к Ней с молитвою веры, смирения и надежды.
Царевна Наталья, питая глубокую веру и благоговение к Пресвятой Богородице, покрыла чудотворную икону сребропозлащённой ризою, украсила её жемчугом и драгоценными камнями. К украшениям вещественным благочестивая сестра Петра Великого приложила и украшения благодати: частицы мощей некоторых святых угодников и другие священные драгоценности, переходившие из рода в род и доставшиеся ей по наследству. В царствование Екатерины II сребропозлащённая риза царевны Натальи была заменена другою, более прочною, сребропозлащённой, на которую были перенесены со старой ризы все драгоценные украшения. Венец и сияние на ней были бриллиантовые с двумя таковыми же коронами и с каменьями под сапфир, устроенные в 1816–1817 годах усердием графини Ек. Ал. Головкиной. Средина ризы была вынизана жемчугом; вокруг солнечного сияния разложена была бриллиантовая с аметистами цепь, пожертвованная графом Шереметевым. Все украшения ризы на чудотворной иконе ценились в 150 000 р. на ассигнации. Чудотворная икона находится в отдельной нише по правую сторону иконостаса, на возвышенном пьедестале, в резном и позолоченном киоте, вставленном в бронзовую позолоченную раму с зеркальным стеклом.
Святая икона писана на кипарисной доске, на наложенном поверх неё загрунтованном холсте. Божия Матерь изображена во весь рост с Предвечным Младенцем в левой руке. С обеих Её сторон помещена следующая надпись: «Тя, исплетшую мирови венец, песнословим! Радуйся, лествице небесная, еюже сниде Бог! Радуйся, неувядаемая розго!»
В 1858 году устроена была нынешняя золотая риза вместо прежней, до того обветшавшей, что из неё стали выпадать жемчужины. Весу золота в ризе 16 фунтов 30 золотников. Венцы и сияние сделаны бриллиантовые с таковою же одною короною и с камнями под сапфир. Средина ризы украшена вся сплошь бриллиантами разной величины; остальная часть вынизана жемчугом. В число украшений золотой ризы вошло множество всевозможных драгоценных каменьев.
К чудотворной иконе Всех скорбящих Радость прибегают не только православные, но и лица других исповеданий. Самый храм с раннего утра до позднего вечера остаётся незапертым; никому не возбраняется прибегать к Матери скорбящих, немощных и болящих и призывать Её заступление и ходатайство в болезнях и печалях. «Призри благосердием, всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление и исцели души моея болезнь».
24.10. Всех скорбящих Радость – в лаврской больнице
Всех скорбящих Радость – в лаврской больнице
В Киеве, в церкви лаврской больницы, во имя святителя Николая, находится древняя чудотворная икона Божией Матери Всех скорбящих Радость.
Правнук великого Ярослава, черниговский князь Никола Святоша, так прозванный за своё благочестие, устроил, ещё в 1106 году, первые святые врата и, приняв иночество в Печерском монастыре, сам нёс послушание вратаря. При этих же вратах он учредил для бедных больницу и приставил к ней своего врача Петра, родом сирианина. При больнице, прислуживая больным, провёл праведник Никола около тридцати лет.
К северу от святых врат, за двором Лавры, находится больничный монастырь, устроенный также Николою Святошею, с церковью в честь его ангела, святителя Николая. В этой церкви находится чудотворная икона Богоматери Скорбящих Радость, по всей вероятности, поставленная туда им же, блаженным строителем больницы и церкви.
Не сохранилось письменных документов о киевской больничной иконе, но существуют многие предания, указывающие на чудесные исцеления с древних времён, получаемые при благодатной иконе Богоматери. Так, сохраняется сказание о стороже у ворот больницы, что он несколько раз видел женщину, ночью проходившую в больницу, и заметил, что каждый раз, после такого посещения, выздоравливал кто-нибудь из тяжелобольных. Он стал у них расспрашивать, какая это женщина приходила к ним? Больные отвечали, что они видели, как она приходила, и на их вопрос, кто она, получили в ответ: «Я скорбящих Радость». Тогда сторож решился проследить за нею. Раз, ночью, он видит, что мимо него, как тень, проходит эта женщина и прямо в больницу, где тогда лежал опасно больной монах, уже приготовленный и напутствованный к переходу в вечность. Сторож вошёл прямо к нему и увидел на стене, над умирающим монахом, как бы в отблеске лунного сияния, неясное изображение Матери Божией. Тут только сторож уразумел, какую Божественную Посетительницу он удостоился видеть, и, бросившись пред Нею на колени, плакал и молился. Больной монах тоже видел явление Царицы Небесной и в благоговейном трепете, всеми силами души взывал к Ней о помиловании. После этого он заснул и несколько дней проспал, а когда проснулся, почувствовал себя совершенно здоровым.
Благочестивые люди особенно любят творить помилование по своим близким в больничной церкви, где каждую субботу совершается акафист Пресвятой Богородице пред Её благодатною иконою Всех скорбящих Радость.
24.10. Всех скорбящих Радость – в Киеве
В Киеве, к северу от Софийского собора, близ древних Львовских ворот, или нынешней Житомирской заставы, находится деревянная церковь во имя Сретения Господня, построенная в 1752 году вместо прежней, весьма древней. В этой церкви хранится с давних времён чудотворная икона Божией Матери Скорбящих Радость. До 1795 года свято чтимая икона находилась на Львовских воротах и только при упразднении их перенесена в Сретенскую церковь. С незапамятных времён эта икона славится чудотворениями. Каждую субботу пред нею совершаются молебны с чтением акафиста, и к ней усердно прибегают скорбящие и обременённые с молитвою веры и получают помощь и утешение.
Икона эта находится в особом киоте под серебряною позолоченною ризою.
24.10. Всех скорбящих Радость – в Воронеже
В г. Воронеже, в Богословской церкви, находится с давних времён свято чтимая икона Богородицы Скорбящих Радость и составляет предмет особенного благоговения всех жителей. Чудотворная икона имеет полтора аршина в вышину и 5 четвертей в ширину, весьма древней иконописи, покрыта серебряною вызолоченною ризою со множеством драгоценных камней. На иконе посредине изображена Божия Матерь в рост, с Богомладенцем на левой руке, а по сторонам представлены болящие и страждущие, лицами обращённые к Богоматери. Икона сия в богато украшенном киоте помещена близ иконостаса в честь Богородицы Скорбящих Радость. Привески на иконе различных частей человеческого тела свидетельствуют о чудесном исцелении многих больных пред этою иконою. Письменных сказаний о происхождении и чудесах от иконы не сохранилось; вероятно, все сгорело в 1748 году. Начало прославления этой иконы относится ко времени пребывания императора Петра I в Воронеже (1696–1710 гг.). В народной памяти сохранилось следующее событие: со времени Петра I в Воронеже стали селиться иностранцы и сильно повлияли на ослабление веры и нравственности в народе. В те времена воеводою в Воронеже был хотя и русский, но не отличавшийся религиозностью. Однажды этот воевода, отправляясь со своими адъютантами в цейхгауз (на острове р. Воронежа), где хранились казённые деньги, проезжал мимо Богословской церкви во время совершения Литургии. Адъютант предложил своему начальнику войти в церковь и приложиться к чудотворному образу, на что воевода с насмешкою сказал: «У вас все чудотворно». Погода была тихая, и они были на половине уже реки, вдруг поднялась буря, завертела лодку; вода стала заливаться на дно. В безмолвном ужасе воевода посмотрел на адъютанта и согласился на его предложение заехать прежде в церковь и помолиться Божией Матери. С трудом переплыли они небольшое пространство реки и, добравшись до берега, поспешили в церковь отслужить молебен пред чудотворною иконою, а затем благополучно переплыли реку к цейхгаузу. Кроме 24 октября, совершается празднество в честь Богородицы Всех скорбящих Радость на третий день праздника Пресвятой Троицы.
24.10. Всех скорбящих Радость – в селе Ивановском
В деревне Костюшиной крестьянка Ирина Петрова семь лет сильно страдала внутреннею болезнью; доктора не могли ей помочь. Её мать посоветовала ей обратиться с молитвою к Господу и взять одну из икон, которые раздавали из церкви села Иванова. Но все иконы были уже розданы, и потому больная решилась заказать новую. Во сне она увидала, будто бы для сбора подаяний пришёл помощник старосты из села Никольского; на блюде у него лежала икона такого древнего письма, что трудно было разобрать изображение. Этот человек сказал больной: «Зачем ты не просишь оставшихся старых икон?» Больная отвечала: «Слышу, что их нет». Явившийся советовал ей просить иконы Всех скорбящих Радость и прибавил, что она вместе с сею иконою получит исцеление. Больная, узнав, что в Ивановском нет икон, отслужила молебен в своей приходской церкви пред иконою Божией Матери Всех скорбящих Радость. Чрез несколько времени она увидела во сне светообразную Жену, которая советовала ей отыскать икону, уверяя, что получит от неё исцеление; если же не будет о том заботиться, то ещё более будет страдать. Больная, проснувшись, пошла в с. Ивановское и рассказала о своём видении, но там её заверяли, что все старые иконы уже розданы; священник предлагал ей икону из царских врат, но больная не согласилась. Чрез несколько времени она увидала во сне своего умершего деверя, который упрекал её в нерадении и, приведя её в одну храмину, показал икону Всех скорбящих Радость. После этого больная опять пошла в Ивановское и просила поискать старую икону. По сильной её просьбе священник против всякого ожидания нашёл икону Всех скорбящих Радость. Больная тотчас узнала виденную во сне икону и тогда же просила пред нею отслужить молебен; после молебна получила исцеление. После этого многие больные получали исцеление от иконы Богоматери.
24.10. Всех скорбящих Радость – в Твери
В Живоносно-Источнической-Скорбященской церкви, что на Тверском кладбище, находится свято чтимая икона Божией Матери Всех скорбящих Радость. Она написана на древней, цельной сосновой доске, мерою: в вышину – 1 аршин три четверти, в ширину – 1 аршин. Иконопись на ней хорошо сохранилась без всяких обновлений и указывает на искусного художника. Сия св. икона помещается в иконостасе южного придела на столбе за северною дверью, и о ней сохраняются следующие исторические сведения: первоначально она находилась в богаделенской церкви Живоносного Источника, которая была построена Митрофаном Слотвинским, архиепископом Тверским и Кашинским. Церковь эта стояла на большой дороге, близ самой богадельни, устроенной тем же святителем Митрофаном для призрения престарелых лиц духовного звания. В эту богаделенную церковь дана была икона Всех скорбящих Радость из соборного храма, находившегося недалеко от богадельни, для того чтобы престарелые люди духовного звания могли находить для себя, вместе с успокоением старости и телесных немощей, благодатную помощь и утешение души от милостивой Владычицы мира. За богадельнею стояла и самая церковь, деревянная, широкая, но не длинная. Над папертью этой церкви, отстоявшею на сажень расстояния от богаделенского крыльца, была устроена высокая колокольня о трёх ярусах с двумя небольшими колоколами, от которых чрез пол спущены были верёвки в паперть. Перед папертью в ограде были ворота крытые, которые назывались святыми. В пятницу на святой неделе был из собора в эту церковь крестный ход по случаю праздника Живоносного Источника. Прихода при этой церкви не было, кроме живших в богадельне, но они не могли приносить Царице Небесной щедрых и богатых приношений, не могли и украшать Её святую икону драгоценными украшениями – только их старческие молитвы, их слезы скорби и умиления, и упования на Неё служили лучшим приношением от них Матери Божией.
Церковь богаделенная и в ней св. икона Божией Матери Всех скорбящих Радость существовали на своём месте до 1763 года 12 мая. В этот несчастный день вся городская часть Твери, собор, все церкви и другие здания сделались жертвою огня. Сгорела и богаделенная церковь, и самая богадельня; но св. икона Всех скорбящих Радость была спасена от огня. После пожара, по высочайшему повелению Екатерины II, учреждена была особая комиссия для построения г. Твери и об отведении кладбищ за город. Кроме того, назначено было 100 000 в помощь разорённым от пожара жителям и ещё 100 000 для казённых построек. Священнику богаделенской церкви, лишившемуся места и дохода, дозволено было, хотя на время, поставить на добровольные пожертвования маленькую деревянную часовню на месте, отведённом для кладбища, которую он и построил неподалёку от речки Лазури, в одно дерево длины и ширины и в два окна. В эту часовенку он внёс драгоценную святыню – икону Божией Матери Всех скорбящих Радость. На следующий год он пристроил к часовне алтарь в три окна; затем последовало в 1765 году освящение храма во имя Живоносного Источника. С великими затруднениями, хоть и на другом месте, возникла из-под пепла маленькая, скудная средствами церковь, но в ней нашла себе обитель икона Скорбящих Радость, некогда служившая утешением и отрадою для престарелых лиц духовного звания, теперь же явившаяся источником утешения для всех жителей, лишившихся родителей и родственников, здесь погребённых. За все время общественных бедствий и тревог только незримая, но всесильная помощь Царицы Небесной охраняла Живоносно-Источническую церковь от запустения, а причт от крайней нищеты и убожества. Все жители, разорённые пожаром, бедствовали и не могли от своей скудости помогать кладбищенской церкви, но Матерь Божия Всех скорбящих Радость привлекала к Себе взоры и сердца всех, искавших в Ней отрады, изливала милость Свою всем, с верою притекавшим к Ней. Вскоре затем стали совершаться чудесные исцеления многих больных пред чудотворною Её иконою, и усердные богомольцы во множестве устремились к Ней. Когда настали тяжёлые годы холеры и общественных бедствий, в 1848 и 1853 годах, богомольцы прибегали к Матери Божией и просили Её святую икону в свои жилища. По окончании холерного времени благоговейные почитатели чудотворной иконы Скорбящих Радость устроили на неё серебряную, позлащённую, чеканную ризу. И доныне в Твери сохраняется обычай ежегодно вносить благодатную икону в свои дома для служения пред нею молебнов. Все прибегают к Владычице мира с молитвою веры и находят в Ней скорую Помощницу и Избавительницу от бед.
24.10. Всех скорбящих Радость – в Тобольске
Всех скорбящих Радость – в Тобольске
В Воскресенской церкви г. Тобольска находится свято чтимая икона Божией Матери Всех скорбящих Радость. Икона эта древнего письма, имеет в длину один аршин, а в ширину три четверти аршина. Матерь Божия изображена во весь рост, без Предвечного Младенца. Она простирает руки Свои над страждущими различными недугами; позади видны по три ангела с каждой стороны, парящие над страдальцами и держащие в руках развёрнутые свитки с надписями: «алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление» и т. д. Риза на иконе серебряная, вызолоченная; корона украшена драгоценными камнями и стразами; убрус вынизан из крупного, вперемежку с мелким, жемчуга с алмазами, горным хрусталём и другими камнями. Две звезды на персях, и нарукавницы, или запястья, из крупных аметистов и со стразами. Святая икона помещается в вызолоченной и украшенной резьбой раме и стоит в иконостасе придела во имя праведных Захарии и Елисаветы. Неизвестно, кем написана и кому принадлежала прежде св. икона, но достоверно, что она чрезвычайно древняя, гораздо древнее самой церкви, в которой она находится: церковь выстроена только в 1752 году, а из полууставной надписи на иконе видно, что икона в 1752 году обновлена.
Церковные записи свидетельствуют о многих благодатных от неё явлениях. Выписываем два из замечательных: в 1854 г. в деревне Усольцевой, находящейся от Тобольска в 12 верстах, появилась гнилая горячка; каждый день от неё умирали по два и по три человека. Когда было о том донесено по начальству, в деревню был прислан врач; но жители всего более полагались на помощь Божию и поспешили поднять из городской Воскресенской церкви икону Всех скорбящих Радость и, несмотря на зимнее время и на дальнее расстояние, несли её до деревни с открытыми головами и там в каждом доме служили молебны с водосвятием, и болезнь вскоре прекратилась.
В 1859 году вдова Анна Логинова Цветкова была тяжко больна; заботливый сын пригласил опытного доктора; но болезнь её усиливалась, и все медицинские средства оказались недействительны. Она пожелала приобщиться и пособороваться, при этом она так ослабела, что все родные со слезами прощались с нею, думая, что она не доживёт до утра; врач тоже сомневался в том. Но утром она сказала сыну: «Сходи скорее в церковь, отслужи молебен Богоматери Скорбящих Радость и принеси мне святой воды». Сын немедленно исполнил желание матери и принёс ей св. воды. Больная начала пить воду и вскоре совсем выздоровела.
24.10. Всех скорбящих Радость – в Вологде
В Вологодской тюремной церкви находится очень древняя, известная уже в XV столетии, чудотворная икона Божией Матери Всех скорбящих Радость. Икона эта принадлежала
Всех скорбящих Радость – в Вологде
благоверному князю Иоанну Андреевичу, в монашестве св. Игнатию (1523г.). В продолжение тридцати двух лет благоверный князь томился в разных темницах, в которые был заключён дядей своим, великим князем Иоанном III. На этой благодатной иконе сребропозлащённая риза, и её носят во все крестные ходы.
24.10. Всех скорбящих Радость – в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде, в Спасо-Преображенском соборе, хранится очень древняя икона, прославленная чудотворениями. Ещё в 1745 году в честь этой иконы был построен тёплый собор, по упразднении которого, в 1841 году, икона была перенесена в кафедральный собор и поставлена в особом киоте, на колонне, за левым клиросом. Пред сею иконою по вторникам, после поздней Литургии, читается акафист.
24.10. Всех скорбящих Радость – в Кирсанове
В 1775 году Скорбященская икона была перенесена из г. Керенска в Кирсанов и обращала на себя внимание правильностью и выразительностью старинной живописи, но до 1800 года единственным её украшением был серебряный венец около пречистого лика Богоматери. В этом году совершилось первое чудо от св. иконы. 18 марта, ночью, мещанин Пётр Фёдоров Курилов, желая обокрасть соборную церковь, подошёл и к Скорбященской иконе, чтобы снять и с неё серебряный венец; но едва он протянул руку, как получил несколько ударов, один за другим; в страхе и изнеможении он упал на пол пред иконою. Опомнившись, он все оставил и поспешил удалиться. Несмотря на это, весь город тотчас узнал о совершившемся. С тех пор св. икона прославилась благодатными знамениями, и все начали обращаться к иконе Богоматери Скорбящих Радость во всех бедах и напастях с молитвою о помиловании, и много совершается от неё чудотворений.
24.10. Всех скорбящих Радость – в Царском Селе
В Царском Селе была устроена деревянная богадельня ещё при императрице Екатерине I; вместо ветхой деревянной Елизавета Петровна повелела построить каменную; при Екатерине II это здание было распространено. По высочайшему повелению Александра I богадельня и при ней больница с церковью были переведены в юго-восточную часть города на нынешнее место. В больничном храме находится драгоценная святыня – икона Всех скорбящих Радость, большого размера и прекрасной живописи. К ней прибегают во множестве страдальцы душевными и телесными недугами и получают благодатные исцеления от милосердия Царицы Небесной, Матери труждающихся и обременённых. Свято чтимую икону Скорбящих Радость носят в дома для совершения пред нею молебствий.
24.10. Радость скорбящих – в селе Решневке
В церкви села Решневки Кременецкого уезда Волынской епархии находится свято чтимая икона Божией Матери, по-видимому, копия с Иверской, но на месте называемая Радостью Скорбящих. Икона эта помещается в иконостасе над царскими вратами. По преданию, икона Радость скорбящих в давние времена была подарена каким-то странствующим иноком помещице с. Решневки Марии Савич в благодарность за её гостеприимство. Савич свято чтила эту икону и, молясь пред нею, просила Царицу Небесную указать место для строения церкви, которую ей хотелось построить. Молитва её была услышана: в одну ночь она получила вразумление построить церковь в честь Преображения Господня на скале, на том месте, где пещера. По освящении церкви икона Радость скорбящих была перенесена из дома помещицы в храм, и при этом событии чудесно был исцелён разбитый параличом крестьянин. Построение храма относится к 1650 году. В Решневке сохранилась благодарная память о чудесном спасении жителей от моровой язвы.
24.10. Утешительница скорбящих
В Тамбовском Вознесенском монастыре находится чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, называемая Утешительницей скорбящих. Над главою Богоматери изображена Пресвятая Троица, вокруг девять ангелов, а внизу страдальцы разными болезнями. Икона написана на большой доске и украшена чеканного, в позолоте, серебряною ризою. Эта икона с благословения епископа Феофила была торжественно принята в Вознесенский монастырь, после того, как пожертвовавший её прапорщик, Андрей Алексеевич Дьяков, привёз её из села Курдюков Кирсановского уезда. Дьяков получил эту икону по наследству от отца своего, присяжного Алексея Дьякова, которому подарил её сам живописец по следующему случаю: боярин Валентин Мусин-Пушкин поручил этому живописцу сделать точную копию с чудотворной иконы Утешительницы скорбящих, прославленной в Москве. Живописец исполнил заказ и раз утром принёс в ящике сделанную им копию с чудотворной иконы Мусину-Пушкину и показал её тут же всем бывшим. Всем икона понравилась. Когда же доложили Мусину-Пушкину о приходе живописца с иконою, он забыл уже о своём заказе и непочтительно отозвался об иконе, однако же велел позвать живописца. Когда же вынули из ящика икону, к ужасу живописца и удивлению всех, вместо иконы оказалась пустая доска. Боярин во гневе выгнал из дома живописца. Сильно огорчённый живописец пришёл к своему другу Алексею Дьякову, сообщил ему о своём несчастье. Открыв икону, они увидели на её грунте прежние лики, но в неясном очертании, и оба со слезами пали пред св. иконою с молитвою, и вдруг она явилась в таком светлом изображении, какое живописец считал выше своего искусства. Эту икону он отдал Дьякову, который берег её как святыню и после смерти передал своему сыну. Мать его, постригшись в Воскресенском монастыре, просила сына пожертвовать драгоценную святыню в обитель.
24.10. Васильковская при храме Святая Вода
Васильковская при храме Святая Вода
В 10 верстах от Белостока, в 2 верстах от местечка Васильково, на песчаном холме, возвышается одинокий храм, окружённый деревянной оградой. Сюда стекаются богомольцы искать помощи и исцеления в молитвах пред чудотворною иконою у источника целебной воды. В половине XV столетия, окрестности тогдашнего города, ныне местечка Васильково, были покрыты почти непроходимым лесом. В этом лесу скитался слепой нищий Василий, брошенный своею вожатой девочкою без крова и пищи. Долго блуждал несчастливец и, наконец, измученный усталостью, заснул. Во сне видится ему лик Божией Матери, Которая, утешая его, сказала: «На месте, где ты лежишь, раздвинь рукою листья, раскопай песок – найдёшь воду; ею промой глаза, веруй – и будешь здоров». Все так и сделалось, несмотря на то, что холм возвышался на 165 футов над уровнем реки Супрасль. По слову Царицы Небесной, вода нашлась и теперь находится на самой вершине холма. Больной прозрел и на самом деле увидал пред собою верное изображение своей избавительницы в явленной ему иконе и немедленно сделал тут колодезь, а над ним род шатра, в котором поместил явленную икону; после чего во всю свою жизнь всецело посвятил себя на служение Царице Небесной.
Икона эта 12 вершков вышины и 8 вершков ширины на полотне, очень древняя и ветхая, высокого и чистого художества. На ней изображена Богоматерь, слёзно молящаяся с мечом в груди, по пророчеству св. Симеона Богоприимца.
Из церковных документов видно, что деревянная церковь, называемая Святая Вода, отстроена в 1719 г., в одну неделю, супрасльским бумажником Василием, который лишился зрения и долго был слеп, но во сне ему было сказано, что он получит исцеление, когда помолится пред иконою Божией Матери на месте, называемом Святая Вода. Он исполнил это и прозрел, что случилось в десятую пятницу по Воскресении Христовом. Целительный источник был оставлен в церкви. В 1864 году вместо ветхого деревянного храма устроен каменный заботами генерал-губернатора Муравьева.
Чудотворная икона находится в алтаре и выносится на средину церкви для молебнов. Празднество сей иконе совершается в десятую пятницу по Пасхе.
24.10. Всех скорбящих Радость – в часовне у стеклянного завода125
Всех скорбящих Радость – в часовне у стеклянного завода
Ещё недавно мало кому известная деревня Клочки, в нескольких верстах от С.-Петербурга, вверх по Неве, в настоящее время получила известность по всей России. В 1888 году 23 июля над Петербургом и его окрестностями разразилась страшная гроза; молния ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены и большую часть окон, но, не коснувшись иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, помещавшейся в углу, с сильно потемневшим от времени и копоти ликом, она просветлила её и, как бы обновлённую, спустила её на землю. Очнувшаяся от громового удара монахиня, бывшая при часовне сторожихой, увидела, что икона стоит на полу совсем обновлённая и с перегоревшим шнурком, которым она была прикреплена к стене. Неподалёку лежала кружка для сбора, разбитая вдребезги; деньги из неё рассыпаны на полу, а двенадцать монет, оказавшихся полушками времён Николая I и Александра II, прилепились в различных направлениях к иконе, стоявшей на полу; всего их было 12, но одна из них отпала. Вскоре весть об этом событии разнеслась по всей столице, и массы народа потянулись к часовне. Народ увидел в этом событии перст Божий, указывающий на убожество часовни, и понёс свои доброхотные лепты для сооружения на том месте храма. Происхождение этой часовни очень давнишнее. Ещё в царствование Екатерины II стояла здесь другая деревянная часовня. В 1824 году 7 ноября, во время наводнения, ту часовенку подмыло, затем совершенно смыло и сильным ветром принесло в д. Клочки, где и была поставлена. Спустя несколько лет часовенка пришла в упадок; тогда построили на доброхотные даяния новую и в неё поставили прежние образа, и в том числе икону Всех скорбящих Радость, которая была пожертвована Сем. Ив. Матвеевым. Прежде эта икона принадлежала купцам Куракиным, из семейства которого была мать жертвователя. Рассказывают старожилы, что эта икона была прибита волною к берегу Невы и принята купцом Куракиным. После удара молнии старая, потемневшая икона преобразилась и обновилась. Как видно, икона написана не совсем искусным художником, но глаза изображены так прекрасно, что кажутся живыми. Пресвятая Богородица изображена во весь рост, величиною не более полуаршина в квадрате, и служит как бы копией с вышеописанной чудотворной иконы, что на углу Воскресенской и Шпалерной улиц. Часовня не более одной квадратной сажени и столько же в высоту, крыта железом по четыре ската. При осмотре часовни с внешней стороны не заметно следов молнии; при входе внутрь видны обожжённые стены, потолок и иконы. Многие болящие и скорбящие стремятся к Матери скорбящих с молитвами и получают исцеление.
Дивные судьбы Божии содействуют прославлению чудотворной иконы. Прошло два года после этого события, а чудесные исцеления не прекращаются. В 1890 году 6 декабря Господь благоволил явить новое чудо своего милосердия: тяжко страдавший от рождения и лучшими врачами признанный неизлечимым, 14-летний сирота Николай Грачев давно уже лежал без рук и ног в страшных припадках. На 3 декабря после необыкновенно жестокого припадка он имел видение: комната ярко осветилась, и он увидел Пресвятую Богородицу, святителя Николая и преподобного в белом клобуке и услыхал от Пресвятой Богородицы приказание ехать 6 декабря в часовню и там получить исцеление. С большим трудом его повезли в часовню за семь вёрст от Петербургской стороны, где он жил с сестрою. Дорогою с ним был припадок, и, когда внесли его в часовню и положили пред иконою, припадок повторился. При чтении Евангелия он пришёл в сознание; при пении: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице» – больного приподняли и приложили к чудотворной иконе. Вдруг он перекрестился и сам встал на ноги. С тех пор он совершенно здоров.
Ещё не утихла молва о столь чудесном событии, как проявилось новое знамение милости Божией. Вера Белоногина, жена писаря на фабрике Торнтона, страдала около 6 лет грудными болезнями, опухолью и поражением горла; лечившие её врачи заявили, что у неё неизлечимая чахотка и что она навсегда потеряла голос. Она слышала о чудотворной иконе и ходила в часовню служить молебен, но исцеления не было; по её словам, она не особенно верила в возможность исцеления. В феврале явился ей во сне седенький старичок в чёрной рясе, подпоясанный кожаным поясом, похожий на святителя Николая, как его пишут на иконах. Он приказал ей идти в часовню и отслужить молебен. Когда запели: «Не имамы иныя помощи...», больная вдруг почувствовала изменение во всем существе своём, она стала здорова, и голос ей возвратился. Это совершилось 17 февраля 1891 года. Все чудеса исцеления проверены свидетельством исцелённых и показаниями людей, близко их знающих и вполне достойных доверия.
30.10. Численская
Никаких сведений не имеется об этой иконе.
30.10. Озерянская
Озерянская
Сия икона XVII века находится в Куряжском монастыре, в Харькове. Вторично празднуется сей иконе в Фомино воскресенье, где и сведения о ней помещены. Она явилась в конце XVI века, ежегодно переносится в Харьков и остаётся там до недели Антипасхи126.
* * *
Приводится чудотворный образ из лавры св. Афанасия на Афоне – Ред..
Находится там же, в Свято-Успенском Псково-Печерском м-ре – Ред..
Находится в собрании музеев Московского Кремля – Ред..
Иначе называемая Полоцкая, Торопецкая, ныне находится в собрании ГРМ – Ред..
Приводится образ Ярославской Корсунской иконы Божией Матери из ц. вмч. Дмитрия Солунского в Ярославле, именуемой также Ярославская оплечная – Ред..
Приводится но изданию: Кондаков, 1915, с. 208 – Ред..
Приведён чтимый список чудотворного образа из Кресто-Воздвиженского ставропигиального женского монастыря в Иерусалиме – Ред..
Ныне находится в храме Покрова Богородицы в Измайлове – Ред..
Паломнический образ – список с чудотворной иконы. Находится в собр.ГИМ – Ред..
Ныне находится в монастыре в Остроге (Черногория) – Ред..
См. 26 июня: Седмиезерская.
Приводится по изданию: Кондаков, 1910, с. 69 – Ред..
Приводится по изданию: «К свету» №16, 1997 г., с. 62 – Ред..
См. 8 июля: Казанская.
Приводится по изданию: «Светильник» №1(2) 2003 г., с. 25 – Ред..
Приводится чудотворный образ из храма Всех Скорбящих Радосте на Ордынке, в Москве – Ред..
Приводится точная копия. Чудотворная икона находится в Троицкой церкви, иначе называемой «Кулич и пасха"», в Санкт-Петербурге – Ред..
Антпипасха – неделя по Пасхе, или Фомина неделя. – Ред..