С. Снессорева

Источник

Февраль

5.02. Елецкая-Черниговская

Елецкая икона Богоматери найдена стоящею на ели преподобным Антонием Печерским в 1060 году. На месте явления иконы он основал обитель в честь успения Богородицы. Явленная икона и монастырь названы Елецкими, потому что икона найдена на ели. Истинность этого сказания подтверждается тем, что в Москве с давних времён встречались иконы, на которых нарисована ель, а между её зелёными ветвями изображена Божия Матерь, держащая на левой руке сидящего Младенца; эта икона называется Елецкой-Черниговской. Одну из таких икон, привезённую из Владимира братьями Козелами, купил в Чернигове князь Острожский Константин Константинович в 1571 году и отдал её в Черниговский Елецкий монастырь. Во время войны чудотворная икона перенесена в Москву. Древняя церковь была разрушена Батыем, но вновь поправлена князьями Московскими. В 1611 году поляки разграбили город и сожгли монастырь; тогда утратилась и святая икона. Поляки хотели унести в Любеч и колокола монастырские, но не могли. Вместо подлинника стоит список той иконы, привезённый из Владимира братьями Козелами и пожертвованный князем Острожским в Черниговский монастырь.

5.02 Сицилийская23

Явление сей иконы последовало в 1092 году. Один из списков сей иконы находится в Дивногорском монастыре Воронежской епархии и пользуется особым уважением с 1831 года, когда благодатною помощью Пресвятой Богородицы скоро прекратилась появившаяся в тех местах холера.

3.02. Взыскание погибших24

В 1835 году, во имя иконы Пресвятой Богородицы Взыскание погибших устроена в Москве церковь при Александровском сиротском институте. В том же году устроили придел в честь чудотворной иконы при церкви Рождества Христова, что и в Палашах, в Москве.

5.02. Борская взыскание погибших

Толпы богомольцев тянутся по большой Серпуховской дороге в с. Бор Калужской губернии: всех привлекает к Себе Царица Небесная Своею чудотворною иконою, именуемою Взыскание погибших. Древних письменных свидетельств об этой иконе не сохранилось; сведения о ней черпаются из преданий.

В давние времена, в половине XVIII века, жил в селе Бор крестьянин Федот Алексеев Обухов, благочестивый, любивший украшать свой родной храм иконами и чем мог. Однажды, в день Крещения Господня, по пути из города Волхова, его застигла буря и страшная вьюга с сильным морозом. Лошадь выбилась из сил и остановилась у непроходимого оврага. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, лошадь выпряг и привязал к саням, сам укутался, лёг в сани и стал засыпать, не сознавая, что совсем замерзает; но и в эти страшные минуты он взывал к Царице Небесной о помощи и дал обещание написать икону Её: Взыскание погибших. Она услышала его сердечную молитву.

В соседнем селении один крестьянин вдруг слышит под окном чей-то голос: «Возьмите». Он выходит и видит в санях полузамёрзшего своего приятеля Федота Алексеева. Как и кто его привёз – осталось тайною.

По выздоровлении своём Обухов немедленно приступил к выполнению своего обета, заказав живописцу написать икону Божией Матери Взыскание погибших, с твёрдою верою, что Она, Многомилостивая, спасла его от погибели. Когда икона была готова, Обухов отвёз её сначала в свой родительский дом, а отсюда, на голове своей, перенёс в свой родной храм Божий. С того времени Борская икона прославилась благодатными знамениями и чудесами.

Икона эта очень большого размера: длина больше 3 аршин, а ширина – 13/4 аршин. Весь верх иконы занят изображением Богоявления Господня: Царь Небесный, с крестообразно скрещёнными на персях руками, с согбенною от всемирного греховного времени выей и со смиренно наклонённою под руку Предтечеву главою, стоит в водах Иорданских и, как человек, принимает крещение. Над Его главою Дух Святой в виде голубя, испускающий на Сына Божия лучи, на которых мельчайшими словами начертан глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный о Немже благоволих».

С левой стороны Спасителя изображены ангелы, благоговейно держащие Его одежды; с правой – Иоанн Креститель, со страхом приступающий к Царю и Господу и держащий в левой руке хартию и словами: «Покайтеся, приближибо ся Царствие Небесное».

В нижней части иконы, на протяжении двух аршин, изображена Матерь Дева с покровенной главой. В Её объятиях Сын Божий, к Которому Она приклонила Свою голову. Он изображён стоящим и держащим в Своих объятиях Пречистую Матерь Свою, а в лице Её всякую преданную Ему душу. Когда смотришь на эту икону, то кажется, что Матерь Божия Своим материнским взглядом обращена к каждому молящемуся, сколько бы их ни было, и готова даровать всем полезное по прошению. И в минуты радости и умиления вопием к Ней: «Радуйся, Радосте наша!» И в часы тяжкой скорби взываем к Ней: «Утешения не имам разве Тебе, Владычице мира».

На иконе сребропозлащённая риза весом более пуда.

Перенесение сей иконы из ветхого деревянного в прекрасный каменный храм совершилось около 1780 года.

10.02. Огневидная

Время и место явления этой иконы неизвестно. На иконе Богоматерь изображается без младенца Иисуса с лицом, обращённым в правую сторону.

12.02. Иверская

Святая икона, именуемая Иверскою, находится в Иверском монастыре, что на Афонской горе, с 999 года. Со времени явления и доныне икона пребывает в храме при внутренних вратах монастырских, на месте, избранном Самою Богородицею, почему и называется Вратарницею – Портаитиссою, а от имени монастыря – Иверскою. Подробные сведения о ней находятся в описании 27 апреля.

12.02. Иверская

В царствование Алексея Михайловича, при патриархе Никоне, 13 октября 1648 года, в Москву привезён был список с чудотворной иконы25, который ничем не разнится от подлинника, ни длиною, ни шириною, ни ликом, одним словом – «новая аки старая».

В документах Иверского монастыря сохраняется подробное сказание о написании этой иконы благочестивыми старцами Афонского монастыря. Когда архимандрит Пахомий, ездивший в Москву собирать приношения в пользу Афонских обителей, вернулся в свой Иверский монастырь, тогда он немедленно собрал всю свою братию, в числе трёхсот шестидесяти пяти, и сотворили они вместе великое молебное пение с вечера и до утра, святили воду со святыми мощами и этою святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Вратарницу, и, собрав ту воду в большую чашу, обливали ею новую доску из кипарисного дерева и опять, собрав ту воду в чашу, служили Божественную литургию с великим усердием и верою, а после Литургии дали ту святую воду иконописцу благочестивой жизни, преподобному иноку и духовному отцу Иамвлиху Романову, чтобы, смешав святую воду с красками, он написал святую икону. Все время написания иконы иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия в помощь ему совершали всенощные и Литургии по дважды в неделю.

По прибытии св. иконы в Москву, 13 октября 1648 года, царь Алексей Михайлович со всем семейством, патриарх Иосиф, духовенство, бояре и народ всякого звания и возраста с благоговением встретили икону Богоматери у Воскресенских ворот Китай-города. Икона первоначально была поставлена в монастыре, называвшемся тогда «Никола – Большая Глава», впоследствии отданном от царя Алексея Михайловича афонским инокам, после чего он стал называться Никольским Греческим.

Благочестивый царь, вспоминая, что чудотворная икона в Афонской обители избрала себе место на воротах монастырских, пожелал перенести присланную с Афона икону в особенную часовню, для неё устроенную у Воскресенских ворот с молитвенною надеждою, что Божественная Вратарница будет всегда ограждением и покровом первопрестольной столицы. В часовне хранится рукописная книга, в которой записаны многочисленные чудеса, изливавшиеся от милосердия Пресвятой Богородицы всем прибегающим к Ней с верою и усердною молитвою. Московская Иверская икона26 прославлена многими чудесами; все православные христиане имеют к ней великое благоговение. В 1812 году, во время нашествия французов, чудотворная икона, по высочайшему повелению, была увезена из Москвы во Владимир и, по изгнании неприятелей, опять препровождена в Москву и поставлена в часовню, куда стекается ежедневно множество богомольцев. Православные цари при посещениях древней столицы останавливаются у часовни для поклонения чудотворной Иверской иконе. Святую икону часто поднимают в дома болящих. Когда везут её по улицам в особо устроенной колеснице, все люди осеняют себя крестным знамением и поклоняются. Чтобы часовня не оставалась без святыни, написана другая подобная икона, находящаяся в часовне.

Православная Церковь празднует сему чудотворному образу 12 февраля, 31 марта, 12 октября и во вторник Светлой недели, по примеру Св. Афонской Горы.

На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй!

12.02. Иверская – в Моздоке

12.02. Иверская – в Моздоке

Икона эта принадлежала знаменитой грузинской царице Тамаре, которая особенно замечательна в том отношении, что старалась распространить христианство между кавказскими горцами. После принятия многими язычниками из черкесов христианства царица Тамара прислала им икону Иверской Божией Матери. От времён Тамары до 1768 года икона эта находилась в горах, где прославилась многими чудесами. Во время двух пожаров икона осталась невредимою, когда сгорел храм, где она находилась. В 1768 году, по приглашению императрицы Екатерины II, горцы, жители Горной Осетии, переселились из гор на Терскую линию и привезли с собою чудотворную Иверскую икону. Моздокский епископ вышел с крестным ходом навстречу образу Божией Матери и, отслужив пред ним молебен, хотел взять его с собою, чтобы поставить в собор, но волы, запряжённые в арбу, на которой находилась икона, не двигались с места. Народ толпами стал собираться на поклонение чудотворной иконе. Жители, обрадованные таким явлением милости Божией, поспешили построить часовню и поставили в неё Иверскую икону.

Чрез несколько времени, в 1796 г., выстроили на месте явления церковь, куда и поставили благодатную икону. Все прибегают к помощи Царицы Небесной во время болезней и напастей; православные, грузины, армяне, католики, черкесы и осетины прославляют её за великие чудотворения, ставят свечи и служат молебны. В народе существует предание, что в 1840 г., когда Шамиль был у Моздока, ему и его войску явилась женщина в белой одежде и запретила нападать на город.

На поклонение св. иконе в Моздок стекается народ многочисленными толпами, и верующие считают долгом говеть и причащаться в Успенской церкви, где находится чудотворная икона. Многие приходят, по обету, босыми ногами и ночью по несколько раз обходят церковь на коленях. Все приходят с верою в могущество и милосердие Матери Божией, и никто не остаётся без помощи и утешения.

12.02. Иверская – в Нижнем Новгороде

Весьма замечательная, свято чтимая икона Иверской Богоматери находится в Нижнем Новгороде, в иконостасе кафедрального собора. Эта икона была благословением патриарха при поставлении первого митрополита Филарета в Нижний Новгород. На иконе надпись, что она написана в 1672 году знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым.

12.02. Иверская – в Софрониевой пустыни

В 1713 году, при основателе Софрониевой пустыни Серапионе, в эту обитель, по особенному явлению Божией Матери, от Сумского атамана Лукиана Константинова принесли икону Иверской Божией Матери. Об этом событии вычеканена подробная летопись на большом, круглом, серебряном киоте, в котором находится благодатная икона. Празднество этой иконе бывает также во вторник Светлой недели. Оклад на этой иконе украшен жемчугом и драгоценными камнями, а корона осыпана бриллиантами. Она стоит над царскими вратами в большом, круглом, серебряном вызолоченном киоте, который весь чеканный с семью финифтяными образами вокруг. Во время пения соборных акафистов и для прикладывания святую икону торжественно опускают на шнурах.

12.02. Иверская – в Смоленске

Свято чтимая икона Иверской Богоматери находится в Смоленском Троицком монастыре. Икона старинного письма, при ней находится благословенная грамота Смоленского митрополита Сильвестра Черницкого, который установил в 1700 г. еженедельно по субботам читать пред нею акафист.

13.02. Долинская

13.02. Долинская

Время и место явления сей иконы неизвестны. На ней изображается Богоматерь с младенцем Иисусом, сидящим у Неё на левой руке и с отвернувшимся от Неё ликом.

15.02. Далматская27

Далматская икона Богоматери находится в Успенском Далматском монастыре, в заштатном городе Далматове Пермской губернии. Этот монастырь основан в 1644 году иноком Далматом, который, по смирению своему, удалился из Невьянского монастыря, где хотели возложить на него

15.02. Далматская

сан игумена. Он взял с собою только икону Успения Богоматери и, удалившись в Шадринский уезд, поселился на берегу реки Исети в 1644 году. Та земля принадлежала тюменскому татарину Илигею, который, узнав о том, отправился туда с родственниками, чтобы изгнать Далмата и сжечь все построенное им. Но на пути к Далмату, ночью, Илигей увидел Матерь Божию в багряном одеянии, в венце и с огненным мечом в руке. Она строго запретила ему причинять обиду Далмату и приказала ему уступить землю для устроения обители. После такого видения Илигей со всею своею свитою смиренно пришёл к монаху Далмату и отдал ему для монастыря все занимаемое им ныне место и, сверх того, принёс ему и другие дары. Далмат, в миру Димитрий Иванович Мокринский, устроил деревянную церковь и кельи. Это было в 1646 г. Сибирский князь Девлет-Гирей сделал нападение на монастырь, разграбил и сжёг его в 1664 году; но икона Богоматери осталась невредимою, только на задней доске обгорело то место, к которому прикоснулся один мусульманин. Впоследствии монастырь был возобновлён архимандритом Исааком, выстроена каменная церковь, где и стоит чудотворная икона, принесённая Далматом из Невьянского монастыря. Далматов монастырь, украшаемый приношениями со всех сторон стекающегося для моления народа, прославился и сделался знатнейшим в Сибири.

15 августа, в день храмового праздника обители, бывает в ней великое стечение народа для поклонения чудотворной иконе.

15.02. Венская, что в Уграх

15.02. Венская, что в Уграх

На сей чудотворной иконе изображается Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом, сидящим у Неё на левой руке.

17.02. Тихвинская – в Ильинском скиту на Афоне

Икона Тихвинской Божией Матери, находящаяся в Ильинском скиту на Афоне, точный список с подлинной иконы и пожертвована благотворителем скита М. А. Выошиным. Икона эта помещена на горнем месте в алтаре соборного храма скита. О знамении, явленном от сей св. иконы Божией Матери, существует современная запись за печатью скита и за подписом старшей скитской братии.

Из сей записи видно, что в 1877 году, 17 февраля, в четверток на второй неделе св. Четыредесятницы, после отправленных часов в соборной церкви во имя св. пророка Илии, в третьем часу дня, все подписавшиеся семь человек на записи увидели на иконе Божией Матери Тихвинской, находящейся в киоте за престолом в алтаре сей церкви, ясный след слёз, пролитых из правого глаза Божией Матери чрез всю икону вниз, и все слезы остановились на раме иконы, а в левом глазу одна большая капля слезы, которая при них же скатилась вниз. Видевшие это вытерли слезы ватою начисто и самую икону вынимали из киота и осматривали её со всех сторон; она оказалась совершенно сухою, и потом икону опять поставили на место. После этого все вышли и заперли церковь, чтобы никто не мог туда входить. После же, через три часа, в половине седьмого, как только простучали в доску на вечерню, иноки вошли в церковь и увидели на иконе не совсем ясные следы слез из обоих глаз Божией Матери: из правого глаза на иконе вниз слезы остановились на правой ланите и груди и внизу на раме, а из левого глаза слезы те остановились на правой, благословляющей руке Предвечного Младенца, которая вся была замочена слезами. И в то же время на левом глазу стояла большая капля слезы и через четверть часа скатилась по иконе вершка на три. Иноки опять все эти слезы вытерли и после того уже не видели слез от иконы. С того времени братия скита установила ежегодно праздновать 17 февраля, в честь Богоматери, и, питая особенную веру ко св. её иконе, прибегают к ней во всех трудных и скорбных обстоятельствах жизни.

21.02. Козельщинская

21.02. Козельщинская

В 1881 году прославилась сия св. икона великими чудотворениями. Она находится в селе Козельщине, Кобелякского уезда Полтавской епархии. Снимок с неё находится в Москве, в церкви Казанской Божией Матери, и назван Неисчерпаемая Благодать.

23.02. Сокольская

23.02. Сокольская

Сокольский Преображенский монастырь на горе Духовой, при реке Ворскле, находится в трёх верстах от местечка Соколки Полтавской епархии. Он основан в 1714 г. настоятелем Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. В 1737 г. крымские татары разорили весь монастырь. Знаки их варварского нашествия находятся на древней иконе Рождества Богоматери, явившейся в 1 172 г. С тех пор святая икона прославилась своими чудотворениями под именем Сокольской.

26.02. Межетская

26.02. Межетская

Икона сия явилась в 1492 г. близ Киева. На иконе изображается Божия Матерь в короне с младенцем Иисусом на левой руке. Много чудес совершается от сей иконы.

29.02. Девпетуровская

29.02. Девпетуровская

Сия икона явилась в 1592 году Древний список сего образа находится в селе Бататкове, или Батюшкове, в Николаевской церкви Московской епархии Дмитровского уезда. На иконе изображается Божия Матерь со стоящим младенцем Иисусом, с правой стороны, и на плече Иисуса покоится правая рука Богоматери.

29.02. Девпетуровская в Тамбове*

29.02. Девпетуровская в Тамбове28

В Тамбовском Преображенском соборе над гробницею святителя Питирима находится Девпетуровская икона Божией Матери, прославившаяся чудесами. Эта икона была келейною святителя, и пред нею он воссылал свои усердные молитвы к Богу. Эта икона особенно прославилась с 1833 года вследствие чудесного события. Одна женщина, у которой муж, по ложному обвинению, заключён был в тюрьму, видела во сне неизвестного старца, который приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и пред нею отслужить молебен. Когда, на основании её рассказа, показали ей иконы Богоматери и святителя Питирима, она тотчас объявила, что это та самая икона, которую показывал ей старец во сне, и просила отслужить пред нею молебен: в скором времени муж её был оправдан и выпущен из тюрьмы.

Много богомольцев притекает на поклонение святой иконе Божией Матери, и все, обращающиеся к Ней с молитвою веры, получают утешение и исцеление.

* * *

23

Чтимый список Дивногорского монастыря – Ред.

24

Ныне находится в Церкви Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке – Ред..

25

Находится в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря – Ред..

26

Ныне находится в Церкви Вознесения Христова в Сокольниках – Ред..

27

Приводится фотография начала XX в. – Ред..

28

Ныне находится в Спасо-Преображенском соборе г. Тамбова – Ред..


Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372

Комментарии для сайта Cackle