II. Пришествие Сына Божия на землю
Рождество Иисуса Христа. Поклонение пастырей
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же, муж Ея, будучи праведен и, не желая огласить Ее28, хотел тайно отпустить Ее; но когда он помыслил это, се, ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Сие же все бысть29, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему ангел Господень (Мф.1:18–24).
В те дни вышло от кесаря Августа30 повеление сделать перепись по всей земле31 (Лк.2:1). И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою (Лк.2:3–5).
Когда же они были там, наступило время, и Она родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли32, потому что не было им места в гостинице (Лк.2:6–7).
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И казал им ангел: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос33 Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, Лежащего в яслях» (Лк.2:8–12).
И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное34, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу35, и на земле мир, в человецех36 благоволение!» (Лк.2:13–14)
Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». И поспешив, пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, Лежащего в яслях; увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было37 (Лк.2:15–20).
По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца38, дали Ему имя Иисус, нареченное ангелом прежде (Лк.2:21).
Сретение Господне
Когда исполнились дни очищения39, по закону Моисееву, принесли Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа40, как предписано в законе Господнем, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий Утешения Израилева41: и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым42, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм; и когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над ним законный обряд, он взял Его на руки43, благословил Бога, и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего44, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет в откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем (Лк.2:22–33).
И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий45 (и Тебе Самой оружие пройдет душу46), да откроются помышления многих сердец». Тут была также Анна пророчица, достигшая глубокой старости, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет47 (Лк.2:34–39).
Поклонение Иисусу Христу волхвов
Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы48 с востока, и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его49 на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод царь встревожился (и весь Иерусалим с ним)50 и, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?». Они же сказали ему: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля»51. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Они, выслушав царя, пошли. И се звезда, которую видели они на востоке, шла пред ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою и, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото52, ладан53 и смирну54. И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф.2:1–12).
Бегство Святого Семейства в Египет.
Когда волхвы отошли (в свою страну), – се ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «Из Египта воззвал Я Сына Моего»55. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев56 в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбыло реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: «Глас в Раме слышан, плачь и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих57, и не хочет утешиться, ибо их нет»58. По смерти же Ирода59, се ангел Господень во сне является Иосифу в Египет и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». Он встал, взял Младенца и Матерь Его, и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует60 в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное чрез пророков, что Он Назореем наречется61 (Мф.2:13–23).
Отрок Иисус в храме
Младенец возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет62, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Прошедши же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не нашедши Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Чрез три дня нашли Его в храме, Сидящего посреди учителей, Слушающего их и Спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я63 с великою скорбью искали Тебя». Он сказал им: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?64». Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними, и пришел в Назарет, и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк.2:40–52).
* * *
Что Она, будучи девою должна была сделаться материю.
и проч. – по-русски: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог».
Кесарями назывались римские императоры. Август – это имя.
То есть во всех областях Римской империи.
В которые обыкновенно клали корм для скота. Спаситель Мира был рожден в горной пещере, куда загоняли пастухи скот в ненастную погоду.
Слово Христос греческое, значит помазанник. Так Он был назван пророками.
Так здесь названы святые ангелы.
С рождением Иисуса Христа, Богом был дарован мир и благоволение людям, за что ангелы прославляют Бога на небе.
В людях.
Это событие празднуется 1 января, и самый праздник называется Обрезание Господне.
То есть в сороковой день по рождении Иисуса Христа. По закону Моисееву, родившийся, младенец до восьмого дня, а мать до сорокового, считались нечистыми в знак того, что все люди рождаются с первородным грехом.
Иначе для посвящения Богу. Этот обряд установлен в память избавления еврейских первенцев от смерти при выходе евреев из Египта. С того времени все младенцы мужеского пола, первенцы, должны были быть посвящаемы Богу или выкупаемы у Бога жертвами. Поэтому при посвящении первенцев приносили жертвы.
То есть ожидающий пришествия Христа, Который принес утешение всем уверовавшим в Него.
По преданию, праведный Симеон был один из 70-ти толковников, или переводчиков Священных книг Ветхого Завета на греческий язык. Переводя пророчество пророка Исаии о рождении Иисуса Христа от Девы, он усомнился в действительности этого пророчества. Тогда-то и было открыто ему Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя Мира. По преданию, Симеон жил 300 лет.
Поэтому Симеон называется Богоприимцем.
и проч. – по-русски: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля». Эта песнь Симеона Богоприимца ежедневно читается в церкви на вечернем богослужении. Самое событие сретения Господня праведным Симеоном в Христианской Церкви составляет великий праздник. Сретение Господне празднуется 2 февраля.
То есть одни, отвергнув Иисуса Христа, погибнут, другие же, уверовав в Него спасутся. Сам же Иисус Христос для некоторых людей будет предметом споров и несогласий, что мы видим и в настоящее время.
Под оружием здесь разумеются страдания и скорби Божией Матери, которые, как меч, пронзали Ея душу. Эти скорби Богоматери достигли особой силы при крестных страданиях Иисуса Христа.
Евангелист Лука опускает повествование о поклонении волхвов Иисусу Христу и о бегстве Святого Семейства в Египет. Поэтому св. Лука пишет, что Иосиф и Мария с Младенцем из храма направились в Назарет.
То есть мудрецы с востока.
Восточные мудрецы (Персии, Аравии) учили, что у каждого человека есть своя звезда. По их мнению, при рождении человека появляется на небе новая звезда, а когда человек умирает, она исчезает. Господь снизошел к слабости людей и открыл им время рождения Спасителя появлением необыкновенной звезды на небе. По учению отцов Церкви, эта звезда была чудесная. Она, вероятно, поразила мудрецов своей величиной и своим положением указывала на Иудею, место рождения Иисуса Христа. Кроме того, на Востоке знали пророчество пророка Валаама, называвшего Иисуса Христа «звездою Иакова», и пророка Даниила, предсказавшего время пришествия Иисуса Христа на землю (семьдесят седьмин) … Предание нам сохранило имена мудрецов, поклонившихся Иисусу Христу – Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Впоследствии они приняли крещение от апостола Фомы.
Ирод боялся за свою власть, а жители Иерусалима опасались возмущения народа.
Как Царю.
Как Богу.
Благовонную масть, как Богочеловеку, Имевшему пострадать и умереть за грехи Мира.
Так, по преданию, Иродом было избито 14 000 вифлеемских младенцев.
В этих словах Рахиль, праматерь евреев, изображается оплакивающей убитых младенцев.
Ирод умер мучительною смертью. Скрытый огонь сжигал его внутренности и порождал в нем нестерпимую жажду. В его теле образовались язвы, которые кишели червями, и все члены стягивались ужасными судорогами. Среди таких мук он и умер, приняв достойное возмездие за свое злодеяние.
По смерти Ирода Иудейское царство было разделено римским императором между тремя сыновьями Ирода: Архелаем, Иродом Антипой и Филиппом. Архелай, подобно отцу, был человек жестокий и скоро лишился своей власти. После него Иудеей правили наместники, из которых пятым был Понтий Пилат.
С 12-летняго возраста еврейские отроки обязаны были исполнять все установления закона Моисеева.
Так назвала Пресвятая Мария Иосифа потому, что не желала открывать тайны воплощения Иисуса Христа от Духа Святого людям, не посвященным в эту тайну. Мы знаем, что Иосиф был лишь обручником Пресвятой Деве Марии.
То есть пребывать в храме Бога Отца Небесного и учить людей истине.