священник А. Левитский

Источник

I. Первые Евангельские события

Предсказание о рождении Иоанна Предтечи

Во дни Ирода, царя6 Иудейского, был священник из Авиевой чреды7, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень8 для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения. Тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него (Лк.1:5–12).

Ангел же сказал ему: «Не бойся, Захария! Ибо услышана молитва твоя; и жена твоя Елисавета родит тебе сына и наречешь ему имя Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом, не будет пить вина и сикера9, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии10, дабы представить Господу народ приготовленный». И сказал Захария ангелу: «Почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя в летах преклонных». Ангел сказал ему в ответ: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорит до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время». Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, вышедши, не мог говорить к ним11; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем, а когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев, и говорила: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение12 между людьми» (Лк.1:13–25).

Преблагословенная Дева Мария. Благовещение Пресвятой Деве Марии

В шестой месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве Мария (Лк.1:26).

Святые Евангелисты ничего не повествуют о жизни Пресвятой Девы Марии до благовещения Ей ангелом о рождении от Нее Иисуса Христа. Эти события жизни Пресвятой Богородицы сохранились в своих писаниях святые отцы Церкви, почерпнувшие их из Священного Предания.

Родители Пресвятой Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Иоаким происходил из царского рода Давидова, а жена его Анна – из первосвященнического рода Ааронова. Они жили в Назарете. Подобно Захарии и Елисавете, они были также бездетны. Глубоко скорбя об этом, они усердно молили Господа, чтобы Он даровал им дитя. Много обид и оскорблений они перенесли от иудеев за своё неплодие, открыто считавших их людьми грешными, порочными, отвергнутыми Богом. Иоаким и Анна уже состарились, но продолжали молиться о даровании им дитяти и дали обещание посвятить его Богу. И Господь внял молитве престарелых праведников и даровал им дочь Марию, Которую прославляют все племена13.

Когда Божественной Отроковице исполнилось три года, родители Ее решили исполнить свой обет. Бог даровал им дитя, Богу же они хотели и отдать его. Созвав своих родственников и сверстниц Пресвятой Марии, они одели Ее в белую одежду и с зажженными свечами повели в Иерусалим, в храм Божий. Торжественно было это шествие. С радостью, а не со слезами расставались праведные родители с своей Преблагословенной дочерью. И господь показал Свою милость и благоволение к ним. В Иерусалимском храме Пресвятую Марию встретил сам первосвященник и, по внушению Божию, ввел Ее во Святое-Святых, знаменующее собою небо, куда сам со страхом и трепетом входил однажды в год. Трехлетняя Отроковица, Ведомая Духом Божиим, без посторонней поддержки взошла на пятнадцать ступеней и вступила во Святое-Святых. Праведные Иоаким и Анна оставили свою дочь при храме и возвратились домой14.

Преблагословенная Мария жила при храме под надзором старших девственниц, посвятивших себя Богу. Под их руководством Она постепенно научалась молитве, Слову Божию и рукоделию. Спустя некоторое время родители Ее умерли. Оставшись сиротой, Она еще более прониклась любовью и преданностью Богу и решила посвятить Ему всю свою жизнь, приняв на Себя обет девства. Когда Пресвятой Марии исполнилось четырнадцать лет, окончилось Ее воспитание при храме. Священники, по обычаю того времени, хотели Ее выдать замуж. Но Она торжественно отреклась от замужества и открыла им о Своем обете навсегда оставаться девою. Так как по закону при храме оставаться более было нельзя, то священники обручили Пресвятую Марию Ея дальнему родственнику восьмидесятилетнему старцу Иосифу, жившему в родном Ее городе Назарете. Иосиф был также из рода царя Давида, но был беден и занимался плотничеством. Оставив храм, Пресвятая Дева Мария поселилась у Своего обручника и пребывала в молитве, Богомыслии и трудах. Здесь-то и явился Ей ангел Гавриил. По преданию, в то время Она читала пророчество пророка Исаии о рождении Сына Божия от Девы.

Ангел, вошедши к Ней, сказал: «Радуйся15, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах16». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла: «Что бы это было за приветствие?». И сказал Ей ангел: «Не бойся, Мария! ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус; Сей будет Велий17 и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его. И воцарится в дому Иаковли вовеки, и царствию Его не будет конца». Мария же сказала ангелу: «Како будет сие18, идеже мужа не знаю?». Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя19: темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий20; вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодную, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется беcсильным никакое слово». Тогда Мария сказала: «Се раба Господня21; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел22 (Лк.1:28–38).

Посещение Пресвятою Мариею Елисаветы

Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». И сказала Мария: «Величит душа Моя Господа23, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мяв си роди: яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его: и милость Его в роды родов боящимся Его. Сотвори державу мышцею Своею: расточи гордыя мыслию сердца их. Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя. Алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его до века». Пребыла же Мария с нею около трех месяцев и возвратилась в дом Свой (Лк.1:39–56).

Рождество Иоанна Предтечи.

(Когда) настало время, Елисавета родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: «Нет! А назвать его Иоанном». И сказали ей: «Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем24». И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку25 и написал: «Иоанн имя ему». И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех, живущих вокруг их; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: «Что будет младенец сей?». И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа, и пророчествовал, говоря: «Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему26» (Лк.1:57–68). Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю27 (Лк.1:80).

* * *

6

Ирод, прозванный великим, имел только титул царя и правил Иудейскою страною на правах римского наместника. Иудеи тогда находились под властью римлян.

7

Ветхозаветные священники разделялись на 24 чреды, или группы, которые понедельно совершали служение в храме. Свое название чреды получили от потомков сыновей Аарона, призванных к священнослужению.

8

Храмом называется здесь собственно святилище с примыкавшим к нему Святое-Святых. В святилище входили священники для каждения пред Богом и возжжения светильников. Народ же стоял вне храма, т.е. во дворе.

9

Этими словами указывается, что Иоанн будет назорей. Сикер – хмельный напиток, получавшийся из разных злаков (хлеба, ячменя, и проч.).

10

Т.е. с такою же ревностью к Богу, какую имел пророк Илия.

11

Между тем Захарии нужно было произнести установленную молитву и преподать благословение народу.

12

В Ветхом Завете считалось поношением, или позором, не иметь детей, так как евреи надеялись видеть в своем потомстве Мессию.

13

Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Церковью 8 сентября.

14

Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 21 ноября.

15

Это слово было обычным приветствием, то же что – «здравствуй».

16

Благословенна Ты между женами.

17

и проч. – по-русски: «Он будет Велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца». – Домом Иакова здесь называется еврейский народ, происшедший от патриарха Иакова, а равно все уверовавшие в Бога, как из евреев, так и из других народов.

18

и проч. – по-русски: «Как это будет, когда. Я не знаю мужа».

19

Иначе, рождение Иисуса Христа Пресвятою Мариею будет от Духа Святого.

20

Имеющий родиться от Пресвятой Девы будет Сын Божий, потому что Он есть Бог.

21

В этих словах Пресвятая Мария выразила Свое глубочайшее смирение и преданность Богу.

22

Благовещение Пресвятой Богородице Церковью почитается одним из величайших праздников; празднуется он 25 марта.

23

и проч. – по-русски: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. Явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных. Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем. Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века». – Эта песнь Богородицы в Православной Церкви ежедневно поется за утренним богослужением.

24

У евреев, как и у других народов, был обычай давать новорожденным имена в честь отца, матери или близких родственников.

25

Кроме пергамента, в древности писали еще на навощенных досках острыми палочками.

26

В этих словах Захария выражает веру, что родившийся Иоанн будет Предтечей Господа, Который избавит людей от греха и смерти.

27

То есть жил в пустыне до своей проповеди Израильскому народу.


Источник: Священная история Нового завета, изложенная по евангельскому тексту : С объяснением и ил. / Сост. законоучитель гимназии А.В. Адольфа свящ. А. Левитский. - Москва : тип. Сытина, 1914. - 215 с.

Комментарии для сайта Cackle