протоиерей Николай Попов

Источник

Знаменитые люди в народе божием во времена царей

Пророки. Понятие о пророках

Бог издревле говорил людям слово Свое через пророков. Пророки были святые люди, которых Бог исполнял Духом Своим и посылал возвещать прочим людям волю Свою. Они прорекали, предсказывали будущее, учили людей вере в Бога и закону Божию, обличали нечестивых людей, умоляли их обратиться к Богу, угрожали им бедствиями, а благочестивых людей утешали предсказаниями о Спасителе, и в подтверждение того, что их послал и через них говорил Бог, творили знамения и чудеса. Чем более усиливалось нечестие в народе Божием, тем чаще являлись пророки. Поэтому особенно много являлось пророков в период разделения царства еврейского на Иудейское и Израильское. Люди, которые распространяли между другими людьми слова пророков, назывались учениками пророческими, Из пророков времен царей особенно знамениты: Самуил, Давид, Илия, Елисей, Иона, Исаия, Иеремия и Иезекиль476.

Пророк Иона

Вскоре после смерти пророка Елисея явился в царстве Израильском пророк Иона. Господь повелел Ионе идти в город Ниневию, столицу ассирийского царства, и проповедовать жителям ее покаяние во грехах. Иона, провидя, что ассирийцы будут врагами его отечества, не захотел проповедовать им покаяния, пришел в Иоппию, сел на корабль, отправлявшийся в Фарсис477, и поплыл по морю. Господь воздвиг на море великую бурю, и корабль готов был разбиться. Все бывшие на корабле испугались и стали молиться каждый своему богу. А Иона в это время крепко спал внутри корабля. Пришел к нему начальник корабля и сказал: «Что ты спишь? Встань, молись Богу твоему». Но буря не прекращалась. Тогда бросили жребий, чтобы узнать, за кого постигла их такая беда. Жребий пал на Иону. Иона открыл свой грех перед Богом и сказал: «Бросьте меня в море, и море утихнет». Иону взяли и бросили в море, и море утихло. Господь повелел большому киту478 поглотить Иону. И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи, молясь Богу. После этого Господь повелел киту извергнуть Иону на берег, и кит выбросил его на берег моря.

Тогда Иона пошел в Ниневию. Придя в город, Иона начал ходить по городу и проповедовать: «Еще остается сорок дней, и Ниневия будет разрушена». Ниневитяне поверили проповеди Ионы, и наложили на себя и даже на свой скот пост, стали каяться во грехах своих и обратились к Богу с молитвой. Бог, видя их покаяние, не навел на них бедствия, которым грозил. Иона сильно огорчился этим, вышел из города, сделал себе кущу и сел под ней в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. И произрастил Господь Бог расте ние, и оно поднялось над Ионой, чтобы над головой его была тень. Иона весьма обрадовался этому растению. Но Бог устроил так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда взошло солнце, Бог навел знойный восточный ветер479, и солнце стало палить голову Ионы. Он изнемог и стал просить себе смерти. Тогда Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился. Мне ли не пожалеть Ниневию, этот большой город, в котором более 120000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой (то есть невинных детей), и множество скота?» (Кн. прор. Ионы).

Тридневное пребывание Ионы во чреве кита было прообразом тридневной смерти и воскресения Иисуса Христа.

Пророк Исaия

Пророк Исаия происходил из царского рода. Однажды (в год смерти царя Озии) Исаия увидел Господа, сидящего в небесном храме на престоле, и вокруг Его шестикрылых Серафимов, которые взывали: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф (Господь воинств)! Вся земля полна славы Его!» Верхи врат потрясались от их восклицаний. По всему храму разносилось курение. Смотря на все это, Исаия воскликнул: «Горе мне; желал бы я славить Бога, но уста мои нечисты». Тогда один из Серафимов взял клещами с небесного жертвенника горящий уголь, прилетел и коснулся им уст Исаии и сказал: «Вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». После этого Господь сказал: «Кого Мне послать?» Исаия, воспламененный небесным огнем, сказал: «Вот я, пошли меня». Господь послал его проповедовать слово Его. С этого времени Исаия стал пророком и стал проповедовать иудеям, что они забыли своего Господа, Творца и благодетеля, тогда как и вол не забывает хозяина своего; что они только совершают внешние обряды благочестия, а не очищают душ своих от беззаконий; обманывают, притесняют бедных, вдов и сирот; что Бог накажет их пленом, если они не исправятся (Ис. 1–6).

Предсказав плен вавилонский, Исаия предвозвестил иудеям и освобождение от плена царем Киром, благоденствие их после плена и наступление царства Мессии, Богочеловека (Ис. 44:28, 45:1–13). Он предызобразил события земной жизни Мессии так ясно, что его называют ветхозаветным евангелистом. Исаия предсказал, что Мессия родится от Девы (Ис. 7:14), что Он будет Богочеловек (Ис. 7:14, 9:6), что на Нем почиет Дух Божий (Ис. 11:1–3, 42:61), что Он будет творить чудеса (Ис. 35:3–6, 26:19), что пострадает и умрет за грехи людей и воскреснет (Ис. 53). Царь Манассия повелел перепилить пророка Исаию деревянной пилой за то, что он обличал его беззакония (блаженный Феодорит. Толк. на 4 Цар. вопр. 54)480.

Пророк Иеремия

Пророк Иеремия был сын священника. В царствование благочестивого царя иудейского Иосии Господь явился ему и возвестил, что Он еще до рождения поставил его пророком для народов. Иеремия сказал: «Господи! я не умею говорить: я еще молод». Но Господь рукой своей коснулся уст его и сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Я поставил тебя над народами и царствами, чтобы губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1). С это го времени пророк Иерeмия проходил свое тяжелое пророческое служение более 40 лет. Он предсказал нападение на Иудею вавилонского царя Навуходоносора и отведение иудеев в плен вавилонский на 70 лет.

Когда благочестивый царь иудейский Иосия истреблял идолов в Иудее, в это время Иеремия обличал народ в беззакониях и предсказывал на них страшное нападение врагов с севера481 (Иер. 2–12).

При нечестивом царе иудейском Иoaкиме Иеремия еще с большей силой стал предсказывать погибель иудеев. Он говорил: «Так говорит Господь: за то, что вы не слушали слов Моих, Я пошлю раба Моего Навуходоносора, царя Вавилонского, и вся земля сия будет разорена, и будете служить царю Вавилонскому семьдесят лет» (Иер. 25).

Пророческие речи свои, по повелению Божию, Иеремия вписал рукой пророка Варуха в свиток и поручил ему прочитать их народу в храме. Донесли о пророчествах Иеремии царю. Он потребовал их к себе и велел читать. По причине зимнего холода в комнате перед царем горела жаровня482. По мере прочтения свитка, царь отрезал ножом, что было прочитано, и бросал в огонь. Свиток был весь прочтен и сожжен. После этого Иеремия, по повелению Божию, снова написал через Варуха свои пророчества и прибавил в них, что потомки Иоакима не будут царствовать (Иер. 36).

Пророчество Иеремии исполнилось. Царь Вавилонский Навуходоносор взял Иакима в плен, а на его место поставил царем брата его, Седекию.

Когда Седекия с соседними царями задумал отложиться от царя вавилонского, Иеремия возложил себе на шею ярмо, по такому же ярму послал Седекии и соседним царям и сказал: «Так говорит Господь: Я отдаю все земли эти рабу Моему Навуходоносору, и все эти народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет время и его земле, и ему самому. Народ и царство, которое не захочет служить ему, Я истреблю рукою его» (Иер. 27). Седекия не послушал пророка. Навуходоносор осадил Иерусалим, чтобы наказать Седекию за непокорность себе. Иеремия несколько раз убеждал Седекию спасти себя и город от погибели добровольной сдачей Навуходоносору и предсказывал в противном случае сожжение города, плен царя и народа. За эти предсказания пророка били, сажали под стражу, в подземелья, бросали в ров с тиной (Иер. 21:30–38). После взятия Иерусалима, Навуходоносор дозволил Иеремии жить, где он хочет. Он остался в отечестве. В это время из растерзанной души его излился горький плач о разоренном, Иерусалиме (кн. Плач. Иерем.). Когда Годолия, поставленный от Навуходоносора начальником Иудеи, был убит, многие иудеи, боясь гнева Навуходоносора, убежали в Египет и увлекли туда с собой Иерeмию и его сподвижника Варуха (Иер. 41–43). Здесь они побили его камнями за обличения в беззакониях (Терт., Епиф., Иерон.).

Пророк Иезекиль

Пророк Иезекиль был священником. Навуходоносор, царь вавилонский, взял его в плен в одно время с царем иудейским Иехониею. В плену в Месопотамии, при реке Ховаре, он видел подобие славы Господней и призван был к пророческому служению следующим образом: он увидел светлое облако; из середины облака видно было подобие четырех животных; у каждого из них было четыре крыла и четыре лица: лицо человека, лицо льва, лицо тельца и лицо орла; подле этих животных находилось по одному колесу с высокими ободьями, которые полны были глаз. И животные, и колеса двигались туда, куда Дух хотел идти. Над головами животных было подобие свода, а над сводом подобие престола. На престоле был Господь в подобие сияющего светом человека. Господь послал Иезекия пророчествовать израильтянам, причем дал ему съесть книжный свиток, на котором и с передней и с задней стороны написано было: «Плач, и стон, и горе». Пророк съел свиток, и было в устах его сладко, как мед (Иез. 1–3). Видение это означало, что все на небе и на земле делается по воле Духа Божия; что исполнители воли Божией суть Ангелы, которые имеют разумность человека и силу льва, твердую простоту тельца и возвышенность орла; что горькое наказание Бога милосердного сладко для человека, как мед. После этого видения Иезекиль стал строго обличать беззакония иудеев и предсказывать разрушение Иерусалима. Он был так прозорлив, что дела, совершаемые в Иерусалиме, он видел как бы своими глазами и пересказывал о них бывшим с ним в плену.

Так однажды, перенесенный духом в храм Иерусалимский он видел там идолов и людей, кадивших фимиам перед идольскими изображениями и поклонявшихся солнцу, причем Господь открыл ему готовящиеся Иерусалиму казни (Иезек. 8–11). Когда Навуходоносор подступал к Иерусалиму, Иезекиль в тот же день получил об этом от Бога откровение и повеление перед народом варить в котле мясо с костями до тех пор, пока не разварятся кости, чтобы через это изобразить бедственное состояние жителей Иерусалима (Иез. 24).

Впрочем, пророк Иезекиль предвидел и предсказал и много утешительного, именно: восстановление народа израильского и Иерусалимского храма, царство Христа и призвание в это царство язычников. Однажды он видел в видении поле, полное сухих костей. По слову Господа, кости эти сблизились кость с костью своею, покрылись жилами, обросли плотью и оделись кожей; вошел в них дух, и они ожили. И сказал Бог: «Кости суть весь дом Израилев... Я освобожу их и очищу, и будут Моим народом, и Я буду их Богом» (Иез. 37). В другой раз он видел в видении храм Иерусалимский и возвращение в него Славы Божией, причем под образом врат заключенных, через которые никто не проходил кроме Бога, провидел Божию Матерь и воплощение от Нее Сына Божия (Иез. 40–44). Предание говорит, что за обличение идолослужения и беззаконий народа своего пророк Иезекиль растерзан был посредством коней.

К знаменитым людям в народе Божием этого времени относятся еще Товит, Товия и Иудифь.

Товит, сын его Товия и Сарра, невестка его

В последнее время существования царства Израильского жил в нем благочестивый израильтянин Товит, с женой Анной и сыном Товией. Салманассар, царь ассирийский, взял его вместе с другими израильтянами в плен в Вавилон и сделал своим поставщиком. Будучи по своим делам однажды в Рагах Мидийских, Товит отдал там на сохранение одному израильтянину, Иаваилу, 10 талантов серебра (24.250 р. с.). Будучи богат, Товит помогал бедным соотечественникам своим и погребал умерших из них, которых находил брошенными483. Однажды, похоронив такого умершего и признавая себя нечистым от прикосновения к нему (Чис. 19:16), Товит не вошел в дом свой, а лег спать за стеной двора и не заметил, что на стене были воробьи. Они насорили ему в глаза, от чего появились на глазах его бельма. После этого однажды жена его с упреком сказала ему: «Где милостыни твои и праведные дела твои? вот они обнаружились на тебе!» Слова эти сильно огорчили Товита, он заплакал и стал просить себе у Бога смерти.

В этот же самый день в Екбатанах, в Мидии, потерпела укоризны от служанок Сарра, дочь израильтянина Рагуила, за то, что она была отдаваема семи мужьям, но Асмодей, злой дух, умерщвлял их. Эти укоризны так огорчили ее, что она стала просить себе у Бога смерти. Молитву обоих огорченных Бог услышал и послал Ангела Рафаила избавить их от несчастия.

Попросив у Бога смерти, Товит сказал сам себе: «Что же я не объявлю сыну моему Товии о cepeбре, которое отдал Гаваилу в Рагах Мидийских, пока я не умер?» Позвал своего сына Товия, преподал ему наставления на случай смерти своей484, дал расписку485 Гаваила и велел поискать благонадежного человека, который бы сводил его в Раги, чтобы взять у Гаваила серебро. Товия пошел искать себе спутника и встретил Ангела Рафаила, который принял на себя человеческий образ, назвал себя Азариею и вызвался сводить его в Раги Мидийские. Товиа привел его к отцу. Товит отпустил сына путешествовать с мнимым Aзapией. Вечером путники пришли к реке Тигру. Toвия пошел к воде, чтобы помыться, но из реки показалась рыба и хотела поглотить его. Ангел велел Товии схватить рыбу, разорвать и взять из нее сердце, печень и желчь. Товия так и сделал. Когда они дошли до Екбатан486, Ангел сказал Товии: «Брат, ныне мы переночуем у Рагуила, твоего родственника, у которого есть дочь Сарра. Я поговорю о ней, чтобы отдали ее за тебя». Товия сказал: «Брат Aзapиa, я слышал, что эту девицу отдавали семи мужьям, но все они погибли от демона в брачной комнате». Ангел сказал: «О демоне не беспокойся. Когда пойдешь в брачную комнату, возьми курильницу, положи в нее сердца и печени рыбьей, покури, помолись вместе с Саррой Богу, и Он спасет вас».

Когда они пришли к дому Рагуила, Сарра встретила их и ввела в дом. Рагуил, узнав, что Товия его родственник, принял путешественников весьма радушно. Товий же попросил Ангела передать Рагуилу свое желание жениться на Сарре. Рагуил согласился выдать Сарру за Товию, но не утаил и того, что погибли уже семь женихов ее. Товия стал просить, чтобы немедленно был заключен договор о браке. Брак тотчас же был совершен. Когда после ужина Товия ввели к невесте в брачную комнату, он взял курильницу, положил в нее сердце и печень рыбы и покурил; потом вместе с Саррой помолился Богу. Господь благословил их, и демон бежал от них! Они спокойно провели ночь487. Утром Рагуил с радостью узнал, что Товия жив, поэтому устроил великолепный брачный пир, продолжавшийся две недели. В это время Ангел Рафаил, по просьбе Товии, сходил в Раги Мидийские, получил от Гаваила деньги и самого его привел на брак. По окончании пира Рагуил отпустил Товия с Саррой, отдал им половину имущества своего и завещал им взять остальное после смерти своей и жены своей.

Между тем Товит и жена его Анна с беспокойством ждали возвращения сына. Наконец, Анна увидела вдали своего сына с товарищем, сказала об этом Товиту и бросилась встречать его. Товит также пошел к дверям и споткнулся. Товия, успевший уже подойти к дому, подбежал к отцу, поддержал его и, по совету Ангела, приложил желчи к глазам его. Глаза его заело, он отер их, и снялись с глаз его бельма488, увидев сына, он обнял его, заплакал и благословил Господа. Теперь Товия рассказал родителям о чудных делах, случившихся с ним в Мидии. Услышав, что Товий женился, Товит вышел навстречу невестке своей, которая с имуществом своим остановилась за городом. Приняв ее в дом свой, Товит праздновал семь дней брак сына своего. По окончании пира, Товит сказал Ангелу: «Возьми половину всего, что вы принесли». Тогда Ангел сказал им: «Благословляйте Бога за все то, что Он сделал для вас. Доброе дело – молитва с постом и милостыней и справедливостью. Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил пред Богом молитвы ваши. Когда ты хоронил мертвых, я также был с тобой. Я – Рафаил, один из семи Ангелов, которые возносят молитвы святых пред Богом. И так прославляйте Бога и запишите все совершившееся в книгу». Товит и Товия пали на лица свои, и когда встали, то Ангела уже не видели.

Товит, умирая в глубокой старости, завещал Товии переселиться в Мидию, потому что Ниневии, по пророчеству Ионы, предстояло разрушение. Товия, после смерти отца и матери своей, переселился в Екбатаны к Рагуилу, честно похоронил тестя и тещу свою, и сам умер в глубокой старости (Книга Товита).

Иудифь

Навуходоносор, царь ассирийский489, предприняв войну против Арфаксада, царя мидийского, потребовал, чтобы вместе с ним шли на войну народы, жившие на западе от Евфрата; но они не собрались к нему. Победив Арфаксада, он послал своего военачальника Олоферна с войском (120000 пехоты и 12000 конницы) отомстить народам, которые не исполнили его требования. Победив много народов, Олоферн вступил в землю Израильскую и подступил к городу Ветилуе, который заграждал проход в нагорные страны Иудеи. В городе открылся крайний недостаток в воде. Жители Ветилуи решили сдаться ассирийцам, если в продолжение пяти дней не пошлет им Господь помощи.

В это время в Ветилуе жила одна богобоязненная, мудрая, прекрасная собой, знатная и богатая вдова Иудифь. Она решилась на геройский подвиг: спасти свой город и отечество от страшного врага. Помолившись Богу о спасении ее рукой отечества, она сняла с себя одежды вдовства своего, нарядилась в лучшие одежды свои и отправилась со служанкой своей в лагерь неприятельский. Передовые стражи ассирийского войска остановили ее и спросили, чья она, откуда и куда идет. Она отвечала: «Я – дочь евреев и бегу от них, потому что они будут преданы вам на истребление. Иду к Олоферну указать ему путь, которым он может пройти и овладеть всей нагорной страной, не потеряв ни одного человека». Иудифь показалась стражам чудом по красоте, и они представили ее Олоферну. Поклонившись до земли Олоферну, похвалив его мудрость и военные подвиги, Иудифь сказала ему: «Господин, не выходи теперь с оружием против людей наших, потому что меч не имеет силы над ними, если они не согрешат перед Богом своим. Но вот они скоро согрешат и прогневают Бога: у них нет пищи и воды, и они думают питаться тем, что Бог строго запретил в законе Своем есть. Как скоро они сделают это, в тот же день преданы будут тебе на погубление. Вот почему я убежала от них. Теперь, господин мой, я остаюсь у тебя, но позволь мне по ночам выходить на долину молиться Богу. Когда Он откроет мне, что люди мои сделали грех, тогда я объявлю тебе, и ты выходи со своим войском, и никто из них не противостанет тебе. Это открыто мне Богом, и я послана возвестить тебе». Олоферну понравились слова Юдифи. Он велел отвести ее в особенный шатер свой и дозволил выходить ночью на долину молиться Богу. Иудифь пробыла в лагере три дня и каждую ночь выходила из лагеря на долину Ветилуи молиться. В четвертый день Олоферн сделал пир приближенным своим, пригласил на пир и Иудифь. Пиршествуя, Олоферн весьма много выпил вина, сколько не пил никогда от роду, и от опьянения упал на постель свою. Вечером, когда гости удалились, Иудифь, призвав Бога на помощь, подошла к постели Олоферна, взяла меч, висевший в головах его, схватила за волосы Олоферна, изо всей силы дважды ударила мечом по шее его и сняла с него голову. Спустя немного, она вышла из шатра с отрубленной головой, отдала ее служанке положить в мешок с пищей; пошла с ней, по обыкновению своему, в долину, отсюда пришла в Ветилую. Узнав о погибели военачальника ассирийского, жители Ветилуи, по совету Юдифи, утром вышли вооруженные из города и показали вид, что хотят сделать нападение на ассирийцев. Когда пришли к Олоферну, чтобы разбудить его и донести ему, что израильтяне выходят на сражение, нашли, что он мертвый без головы лежит у порога шатра своего. Весть о погибели Олоферна быстро разнеслась по ассирийскому лагерю. Страх напал на воинов ассирийских, и они все бросились бежать в разные стороны. Израильтянам оставалось только преследовать их и делить добычу (Книга Иудифь).

* * *

476

О Самуиле, Давиде, Илии и Елисее сказано выше

477

Иосиф Флавий под Фарсисом понимает город Тарс, в Киликии, в Малой Азии (Др. Иуд. IX; 10, 2); другие подразумевают Тартес, на юге Испании

478

В еврейском подлиннике животное, поглотившее пророка Иону, названо рыбой великой (dag-gadol), а в переводе семидесяти толковников китом великим (χητος μέγά). Слово «кит» означает вообще чудовище с зияющей, огромной пастью, в частности означает известное под этим именем млекопитающее животное. Так как кит не встречается в Средиземном море, и так как кит имеет узкое горло, в три с небольшим вершка, и потому питается только мелкой рыбой, то некоторые думают, что пророка Иону проглотила акула-людоед, которая водится в Средиземном море и проглатывает иногда людей, тюленей и даже лошадей. По словам Линнея, в 1758 году в Средиземном море матрос упал с корабля в воду; акула схватила его, и он исчез в ее пасти. С корабля выстрелили в акулу из пушки, и акула тотчас выбросила матроса немного пораненным и помятым, но живым. Об этих акулах известно, что они в случае опасности проглатывают своих детей не для того, чтобы пожрать, а чтобы сохранить и выпустить невредимыми

479

Ветер этот называется самум. Минутное вдыхание воздуха, раскаленного этим горячим ветром, убивает человека, если он не примет против него предосторожностей. Перед этим ветром появляются багровые облака, и слышится гул в воздухе. Застигнутые этим ветром в открытом месте бросаются на землю и удерживают на несколько минут дыхание, потому что самум действует только несколько минут и притом немного повыше поверхности земли

480

О пророке Исаии сказано еще в главах о царях иудейских Ахазе и Езекии

481

Вавилоняне, чтобы не ходить пустыней Аравийской, вторгались в Иудею с севера, через Месопотамию и Сирию

482

Печей в комнатах у евреев не было. Во время холода ставили среди комнаты жаровню с горячими угольями. Кто хотел согреться, садился к жаровне

483

Когда хотели подвергнуть умершего публичному позору, то бросали его без погребения

484

Товит сказал: «Сын мой! Когда я умру, похорони меня и не покидай матери своей: почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное ей и не огорчай ее. Помни, что она много имела скорбей из-за тебя. Когда она умрет, похорони ее подле меня в одном гробу. Всегда помни Господа Бога, не желай грешить и делай правду. Если ты будешь поступать по истине, в делах твоих будет успех. Подавай милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего: тогда и от тебя не отвратится лицо Божие. Милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Берегись всякого вида распутства. Вина до опьянения не пей. У всякого благоразумного проси совета и не пренебрегай советом полезным. Благословляй Господа Бога во всякое время и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения благоуспешны»

485

В Ассирии в это время денежные расписки чертили гвоздями на дощечках из сырой глины; вместо подписей люди неученые прокатывали по ним свои глиняные цилиндрические печати, которые имели слова и изображения на боках, а в средине пустоту для шнура, на котором носили их на шее. Приготовленные таким образом расписки обжигали на огне. Таких векселей много найдено в ассирийских развалинах. Между ними есть векселя и с еврейскими именами, например, Илии, Зоровавеля

486

Екбатаны был главным городом Мидии

487

Отсюда очевидно, что, ложась спать, необходимо молиться Богу. Усердная молитва к Богу избавила Товию и Сарру от злого духа, а курение сердцем и печенью рыбы было только земным посредством, через которое угодно было Богу, по молитве их, отогнать от них злого духа

488

Вероятно, едкий птичий помет произвел у Товита воспаление глазной роговой плевы, от чего образовались белые наросты. Против них еще и теперь на востоке употребляют желчь рыбы и рогатого скота, как целительное средство. Мгновенное исцеление глаз Товита, очевидно, было чудесным и следствием силы Божией через земное врачевательство

489

Какой царь подразумевается здесь под Навуходоносором, и в какое время случилось излагаемое событие, решить трудно. Событие это, полагают, было после возвращения из плена ассирийского иудеев, которые были отведены в Вавилон с царем иудейским Манассией, но до возвращения из плена самого Манассии, потому что в книге Юдифи говорится о могуществе царя ассирийского, о существовании Ниневии, и в то же время о плене иудеев, недавно бывшем и уже кончавшемся, о разграблении Иерусалима и храма (Иудифь 1–4, 5:18–19). В Иерусалиме вместо царя делает распоряжения первосвященник (Иудифь 4:6). Навуходоносором, полагают, называется здесь Ассаргаддон


Источник: Священная история Ветхого завета с объяснительными примечаниями, с рисунками, картою Палестины, картою земель, упоминаемых в св. писании, и планом древнего Иерусалима и иерусалимского храма : Учебное руководство в объеме гимназического преподавания / Сост. магистр богословия, законоучитель Вятской губ. гимназии, прот. Николай Попов. - 17-е изд. - Вятка : Губ. тип., 1906. - 224, III с.

Комментарии для сайта Cackle